ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-1321/17 от 21.04.2017 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, , г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

21 апреля 2017 года Дело №А41-  1321/2017

Арбитражный суд Московской области в составе: судьи Криворучко Е.С., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Государственного унитарного предприятия «Фармация»

к ИФНС России по городу и космодрому Байконуру

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 27.10.2016 №233;

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

Государственное унитарное предприятие «Фармация» (далее – заявитель, предприятие, ГУП «Фармация») обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ИФНС по городу и космодрому Байконуру (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 27.10.2016 №233.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, предусмотренном частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 данной статьи.

Заявление и приложенные к нему документы, а также определение о рассмотрении дела в порядке упрощённого производства в установленном порядке размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

Нарушений порядка и сроков опубликования на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» материалов дела, повлекших нарушение процессуальных прав лиц, участвующих в деле, судом не установлено.

Копии определения о рассмотрении дела в порядке упрощённого производства с кодом доступа к материалам дела направлены лицам, участвующим в деле.

Таким образом, лица, участвующие в деле, о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства извещены арбитражным судом надлежащим образом в порядке статей 121, 123, 228 АПК РФ, в том числе публично, путём размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Возражений против рассмотрения дела по правилам упрощённого производства не заявлено.

В срок установленный определением о принятии заявления к производству в порядке упрощенного производства от 28.02.2017, от заинтересованного лица поступил отзыв и копия административного материала. Указанные документы приобщены судом к материалам настоящего дела.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.

07.10.2015 ГУП «Фармация» за пределами территории Российской Федерации закрыло счет (вклад) №KZ756010331000221880 в Акционерном обществе «Народный Сберегательный Банк Казахстана», SWIFT HSBKKZKX (Республика Казахстан).

05.10.2016 ГУП «Фармация» представило в ИФНС России по городу и космодрому Байконуру уведомление о закрытии счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации по счету №KZ756010331000221880 в Акционерном обществе «Народный Сберегательный Банк Казахстана», SWIFT HSBKKZKX (Республика Казахстан).

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон №173-Ф3) резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Таким образом, ГУП «Фармация» обязано представить уведомление о закрытии счета №KZ756010331000221880 в Акционерном обществе «Народный Сберегательный Банк Казахстана», SWIFT HSBKKZKX (Республика Казахстан) в налоговый орган по месту своего учета не позднее 07.11.2015.

Уведомление представлено ГУП «Фармация» в налоговый орган 05.10.2016 с нарушением срока, установленного ч. 2 ст. 12 Закона №173-Ф3.

05.10.2016 уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении ГУП «Фармация» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, предусмотренного ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ.

14.10.2016 по факту выявленного нарушения административным органом в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении №256.

27.10.2016 уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении предприятия вынесено постановление №232 о назначении административного наказания, которым ГУП «Фармация» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела в полном объеме, оценив все представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 №506, Федеральная налоговая служба, в том числе осуществляет функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы - управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня, составляющие единую централизованную систему налоговых органов.

Судом установлено, что протоколы об административных правонарушениях составлены и оспариваемые постановления вынесены должностными лицами ответчика в рамках их полномочий.

В силу части 2 статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом вменяемого правонарушения являются охраняемые законом отношения в сфере валютного законодательства Российской Федерации.

Субъектами правонарушения могут являться юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами и имеющие счета (вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ) резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), указанных в части 1 статьи 12, не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Таким образом, ГУП «Фармация» должно было представить в налоговый орган уведомление о закрытии счета (вклада) №KZ756010331000221880 в Акционерном обществе «Народный Сберегательный Банк Казахстана», БИК HSBKKZKX (Республика Казахстан) не позднее 07.11.2015.

Нарушив срок уведомления налогового органа о закрытии счета, установленный пунктом 2 статьи 12 Закона №173-ФЗ, предприятием совершено административное правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.25 КоАП РФ.

Вместе с тем, ГУП «Фармация» в заявлении указывает, что связи с тем, что город Байконур является территорией Российской Федерации и находится под юрисдикцией Российской Федерации, требования части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ по уведомлению Инспекции о закрытии счета в банке Байконырском региональном филиале АО «Народный банк Казахстана» не распространяются на ГУП «Фармация».

Суд отклоняет указанный довод заявителя как не состоятельный по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 65 Конституции Российской Федерации г. Байконур не входит в состав Российской Федерации в качестве субъекта Российской Федерации и соответственно, не является городом федерального значения.

В силу статьи 1 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23.12.1995 (далее - Соглашение) город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса «Байконур» город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.

Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ не содержит определения банка, расположенного за пределами территории Российской Федерации. При этом ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ установлено, что используемые в Федеральном законе от 10.12.2003 №173-ФЗ институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства Российской Федерации, других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 10.12.2003 №173-ФЗ.

Согласно статье 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» под иностранным банком понимается банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

В силу пункта 2 статьи 13 Соглашения, банки Республики Казахстан, функционирующие на территории города Байконур, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Банковский надзор за деятельностью банков Республики Казахстан и банков других государств на территории комплекса «Байконур» осуществляет Национальный банк Республики Казахстан.

Согласно Положению о Байконурском региональном филиале АО «Народный банк Казахстана» от 05.04.2004 (далее - Положение), Акционерное общество «Народный Сберегательный банк Казахстана» зарегистрирован на территории Республики Казахстан, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица от 12.11.2003 №3898-1900-АО, выданным Комитетом регистрационной службы Министерства юстиции Республики Казахстан.

Байконурский региональный филиал АО «Народный банк Казахстана» не является юридическим лицом (пункт 1 Положения).

В соответствии с пунктом 4 главы 1 Положения Байконурский региональный филиал АО «Народный банк Казахстана» в своей деятельности руководствуется законодательством Республики Казахстан, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного государственного органа, Уставом и внутренними правилами Акционерного общества «Народный Сберегательный банк Казахстана», Положением, а также решениями органов и руководящих работников Акционерного общества «Народный Сберегательный банк Казахстана».

Место нахождения Байконурского регионального филиала АО «Народный банк Казахстана» - <...>, <...>.

Место нахождения Акционерного общества «Народный Сберегательный банк Казахстана» - <...>, <...>.

Согласно пункту 9 Положения предметом деятельности Байконурского регионального филиала АО «Народный банк Казахстана» является осуществление в пределах лицензии (лицензий) Акционерного общества «Народный Сберегательный банк Казахстана», в соответствии с законодательством Республики Казахстан и на условиях, установленных Акционерным обществом «Народный Сберегательный банк Казахстана» для Байконырского регионального филиала АО «Народный банк Казахстана» во внутренних правилах, банковских операций и иных операций, не относящихся к профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Управление деятельностью Байконурского регионального филиала АО «Народный банк Казахстана» осуществляет директор, полномочия которого устанавливаются в доверенности, выдаваемой от имени Акционерного общества «Народный Сберегательный банк Казахстана» Председателем Правления (пункт 13 Соглашения).

Кроме того, согласно договору банковского счета от 26.03.2015 №4 и соглашения к нему от 26.03.2015, именно Акционерное общество «Народный Сберегательный Банк Казахстана» открывает банковские счета ГУП «Фармация» и осуществляет банковское обслуживание счетов в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Таким образом, Байконурский региональный филиал АО «Народный банк Казахстана», расположенный на территории города Байконур и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан, является банком, находящимся за пределами территории Российской Федерации и, следовательно, на резидентов, закрывших счета (вклады) в указанном банке, распространяются установленные частью 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ требования об обязательном уведомлении налогового органа об открытии (закрытии) и об изменении реквизитов данных счетов (вкладов), не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов).

Таким образом, Обществом допущено нарушение требований ч. 2 ст. 12 Федерального закона №173-ФЗ, что образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ.

В соответствии с преамбулой Закона № 173-ФЗ его целью является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Законом №173-ФЗ и актами органов валютного регулирования положений и требований, позволяет достигнуть единство внешней и внутренней валютной политики государства, а также приоритета экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования.

Заявитель, выступая участником внешнеэкономической деятельности должен с надлежащей степенью заботливости и осмотрительности исполнять свои обязанности публично-правового характера в целях обеспечения исполнения финансового законодательства. Поэтому в данном случае недопустимо нарушение интересов государственного регулирования в области финансового контроля.

При осуществлении внешнеторговой деятельности хозяйствующие субъекты должны особенно внимательно относиться к исполнению обязанностей по финансовому контролю, что не было обеспечено заявителем.

На основании изложенного, административным органом доказан в действиях предприятия состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ.

Судом рассмотрены все доводы заявителя, изложенные в заявлении, однако они не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.

На момент вынесения административным органом оспариваемого постановления срок давности для привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.

Как следует из рассматриваемого постановления по делу об административном правонарушении, при назначении заявителю административного штрафа, административным органом был избран размер санкции в соответствии с ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

С учетом требований ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание назначено административным органом в пределах санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.

На основании изложенного, суд считает, что требование заявителя о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 27.10.2016 № 233 не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, -

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных ГУП «Фармация» требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Е.С.Криворучко