Арбитражный суд Московской области
Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия,
ГСП-6, 107996, www.asmo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва
«16 июня 2009 г. Дело А41-14315/09
Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2009 г.
Полный текст решения изготовлен 16 июня 2009 г.
Арбитражный суд Московской области в составе судьи Гапеевой Р.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Гапеевой Р.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
закрытого акционерного общества «Премьер-Лизинг» (далее – ЗАО «Премьер-Лизинг»)
к межрегиональному управлению по Центральному Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее – МРУ Росфинмониторинга по ЦФО)
об оспаривании постановления о назначении административного наказания
в судебном заседании приняли участие представители:
от ЗАО «Премьер-Лизинг» - ФИО1, действующая по доверенности от 11.01.2009 г. №02;
от МРУ Росфинмониторинга по ЦФО – ФИО2, действующий по доверенности от 12.01.2009г., исх. № 01-18/12 от 13.01.2009г., ФИО3, действующая по доверенности от 12.01.2009г., исх. № 01-18/13 от 13.01.2009г.
У С Т А Н О В И Л:
ЗАО «Премьер-Лизинг» обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об изменении в части назначенного наказания постановления назначении административного наказания № 07-09/51/47П, вынесенного 07.04.2009 г. заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЦФО, которым ЗАО «Премьер-Лизинг» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в сумме 250000 руб. за неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части предоставления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
В заявлении указано, что информация, разглашение которой ставиться в вину ЗАО «Премьер-Лизинг», не является конфиденциальной, она общедоступна, ее разглашение не является административным правонарушением. ЗАО «Премьер-Лизинг» нарушило сроки предоставления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, однако, таких нарушений всего 44 из около 650 операций, все они были связаны с нарушением срока предоставления ЗАО «Премьер-Лизинг» документов, на основании которых оно направляет сведения в Росфинмониторинг. В связи с указанными обстоятельствами, учитывая принципы справедливости и соразмерности наказания, ЗАО «Премьер-Лизинг» просит суд уменьшить административный штраф, назначенный МРУ Росфинмониторинга по ЦФО в размере 250000 руб.
В судебном заседании представитель ЗАО «Премьер-Лизинг» требование об уменьшении размера административного штрафа поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители МРУ Росфинмониторинга по ЦФО заявленные требования не признали, ссылаясь на то, что при назначении ЗАО «Премьер-Лизинг» административного наказания учтены все обстоятельства и наказание назначено не в максимальном размере.
Из материалов дела арбитражный суд установил следующее.
ЗАО «Премьер-Лизинг» зарегистрировано в качестве юридического лица Московской регистрационной палатой 03.07.2001г.
14.05.2003г. ЗАО «Премьер-Лизинг» поставлено на учет в КФМ России.
Приказом руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЦФО от 03.03.2009г. была назначена проверка соблюдения ЗАО «Премьер-Лизинг» законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 01.03.2007г. по 03.03.2009г.
В ходе проведения проверки установлено, что ЗАО «Премьер-Лизинг» осуществляло свою деятельность с нарушением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, а также в части представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю. 31.03.2009г. составлен Акт проверки № 07-09/51АВ.
31.03.2009 г. главным специалистом-экспертом отдела надзорной деятельности и правового обеспечения МРУ Росфинмониторинга по ЦФО в присутствии законного представителя (генерального директора) ЗАО «Премьер-Лизинг» составлен протокол об административном правонарушении № 07-09/51П, в котором указано, что ЗАО «Премьер-Лизинг» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрено ст. 15.27 КоАП РФ.
Определением от 02.04.2009г. законный представитель ЗАО «Премьер-Лизинг» уведомлен о месте и времени рассмотрения административного дела.
07.04.2009 г. заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЦФО рассмотрено дело об административном правонарушении и в отношении ЗАО «Премьер-Лизинг» вынесено постановление № 07-09/51/47П о назначении административного наказания, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 250000 рублей .
ЗАО «Премьер-Лизинг» с указанным постановлением в части размера административного штрафа не согласилось, обратилось в арбитражный суд с заявлением о снижении размера административного штрафа.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает, что заявление о снижении размера административного штрафа подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23.06.2004 N 307 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу" Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с п. 4 указанного Положения Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 23.62 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.27 КоАП РФ вправе руководитель территориального органа исполнительной власти, уполномоченного принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, его заместители. Следовательно, ЗАО «Премьер-Лизинг» привлечено к административной ответственности уполномоченным органом.
В силу ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Федеральный закон N 115-ФЗ) к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в частности, лизинговые компании.
ЗАО «Премьер-Лизинг» осуществляет деятельность в области финансовой аренды (лизинга), что подтверждается Уставом общества, присвоенными кодами ОКВЭД 65.21 – финансовый лизинг, следовательно, оно в соответствии со ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
В соответствии с п. 6 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ работники организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляющих соответствующую информацию в уполномоченный орган, не вправе информировать об этом клиентов этих организаций или иных лиц.
Согласно п. 5.4 и 5.5 Правил внутреннего контроля ЗАО «Премьер-Лизинг», согласованных Федеральной службой по финансовому мониторингу, информация, полученная Обществом в соответствии с настоящими Правилами, является конфиденциальной и может быть предоставлена в порядке, установленном настоящими правилами только в Федеральную службу финансовому мониторингу. Работник Общества, представляющий соответствующую информацию в уполномоченный орган, не вправе информировать об этом клиентов организаций и иных лиц.
Проверкой установлено и зафиксировано, что в пунктах 3.2.13 договоров лизинга, представленных ЗАО «Премьер-Лизинг» для проверки (договор лизинга № 03-СДМ-08-063-2-05 от 09.04.2008, договор лизинга № 00-АЛВ-08-136-1-04 от 07.06.2008 и другие) указано, что Лизингополучатель обязан отправить по факсу в адрес ЗАО «Премьер-Лизинг» накладную и акт приема-передачи для передачи сведений в Росфинмониторинг. То есть, ЗАО «Премьер-Лизинг» в нарушение п. 6 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ и п. 5.4 и 5.5 Правил внутреннего контроля информирует клиентов и иных лиц о том, что соответствующая информация им предоставляется в уполномоченный орган - Росфинмониторинг.
В соответствии с пп.4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом.
Днем совершения операции является дата подписания акта приема-передачи имущества в лизинг обеими сторонами – лизингодателем и лизингополучателем.
В ходе проверки представленных ЗАО «Премьер-Лизинг» договоров финансовой аренды (лизинга) выявлены 44 договора, сведения по которым были представлены в уполномоченный орган с нарушением сроков, предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ (договор № 00-ВЫС-08-021-1-23 от 25.01.2008, договор № 00МСЖ-08-076-1-22 от 05.09.2008 и другие).
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, в производстве по делу об административном правонарушении необходимо доказать, что имел место факт совершения правонарушения и что лицо виновно в его совершении.
Арбитражный суд считает, что административным органом эти обстоятельства доказаны.
В соответствии со ст. 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт совершения вменяемого ЗАО «Премьер-Лизинг» правонарушения подтвержден материалами дела, а именно:
- актом проверки № 07-09/51АВ от 1.03.2009г.;
- договорами финансовой аренды (лизинга), актами приема-передачи предмета лизинга, сведениями об операции с денежными средствами или иным имуществом;
- протоколом об административном правонарушении № 07-09/51П от 31.03.2009г.
- объяснениями представителя ЗАО «Премьер-Лизинг», не отрицавшего нарушения сроков предоставления сообщений об операциях в уполномоченный орган.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств наличия каких-либо объективных причин, препятствующих соблюдению ЗАО «Премьер-Лизинг» указанных выше нормативных актов, суду не представлено.
Исходя из имеющихся доказательств, арбитражный суд пришел к выводу о том, что факт совершения ЗАО «Премьер-Лизинг» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ, и его вина в совершении данного правонарушения доказаны.
Суд, не ограничиваясь доводами заявителя, проверив оспариваемое постановление в полном объеме, установил, что положения статей 4.5, 25.1, 28.2 КоАП РФ соблюдены.
Протокол об административном правонарушении составлен, и постановление о привлечении к административной ответственности вынесено надлежащими лицами, в пределах их компетенции, с соблюдением процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция ст. 15.27 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Постановлением о назначении административного наказания № 07-09/51/47П от 07.04.2009 г. заявителю назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250000 руб.
При этом в оспариваемом постановлении указано, что обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не имеется, поэтому наказание назначено ниже максимального предела.
В отзыве административного органа указано, что административное наказание в размере 250000 руб. назначено с учетом систематичности совершенных ЗАО «Премьер-Лизинг» нарушений законодательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Суд не может согласиться с указанным доводом, так как указанное обстоятельство (систематичность) отсутствует в закрытом перечне обстоятельств, отягчающих административную ответственность, установленном ч.1 ст. 4.3 КоАП РФ.
Как следует из постановления, никакие обстоятельства, смягчающие административную ответственность, административным органом не учитывались.
В ч.1 ст. 4.2 КоАП РФ перечислены обстоятельства, признанные смягчающими административную ответственность. Однако, этот перечень не является исчерпывающим и, согласно ч.2 ст. 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в ч.2, ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ. Необходимо иметь в виду, что постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено и в случае, когда арбитражным судом на основании части 2 статьи 4.2 КоАП РФ будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих, независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд учитывает признание ЗАО «Премьер-Лизинг» вины в совершении правонарушения в части несвоевременного предоставления информации об операциях уполномоченному органу, а также то, что ранее, как отмечено в оспариваемом постановлении, ЗАО «Премьер-Лизинг» к административной ответственности не привлекалось.
Арбитражный суд считает, что при отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, при наличии указанных выше смягчающих ответственность обстоятельств, возможно снизить штраф до минимального размера - до 50 тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ЗАО «Премьер-Лизинг» удовлетворить.
Постановление о назначении административного наказания № 07-09/51/47П, вынесенное 07.04.2009 г. заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЦФО о привлечении ЗАО «Премьер-Лизинг» к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.27 КоАП РФ, изменить в части назначения наказания, уменьшив размер штрафа до 50 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Р.А. Гапеева