ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-16548/11 от 14.11.2011 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996, www.asmo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                                             

«21» ноября 2011 г.                                                                               Дело №  А41-16548/11

Резолютивная часть решения объявлена «14» ноября 2011 г.

Текст решение изготовлен в полном объеме «21» ноября 2011 г.

            Арбитражный суд Московской области

в составе: судьи Васильевой Е. В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Донцовым А. А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФГУП «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных технологий «ФТ-Центр»

к Администрации городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области,

3-е лицо: ФАУГИ

об оспаривании отказа от 28.01.2011,

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, паспорт, дов. от 10.10.2011, ФИО2, паспорт, дов. от 11.01.2011,

от заинтересованного лица – не явился, извещена,

от третьего лица – не явился, извещено,

установил:

ФГУП «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных технологий «ФТ-Центр» обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, в котором просит:

- признать незаконным отказ от 28.01.2011 Администрации городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области от подписания акта согласования местоположения границ земельного участка, расположенного по адресу: <...>;

- обязать Администрацию городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области подписать акт согласования местоположения границ земельного участка, расположенного по адресу: <...>.

В качестве заинтересованного лица, в отношении которого предъявлены требования, в деле участвует Администрация городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ФАУГИ.

07.11.2011 в соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании судом объявлен перерыв до 14.11.2011, о чем вынесено протокольное определение.

После окончания перерыва судебное заседание продолжено, в порядке ч. 5 ст. 163 АПК РФ.

Дело рассмотрено в порядке ч. 2 ст. 200 АПК РФ в отсутствие заинтересованного лица и третьего лица, уведомленных о времени и месте судебного заседании надлежащим образом.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 03.05.2000 № 601-р за Федеральным государственным унитарным эксплуатационным предприятием «СЕРВЭКС» на праве хозяйственного ведения закреплены объекты, находящиеся в федеральной собственности, расположенные по адресу: <...>.

В соответствии с распоряжением Росимущества от 06.10.2006 № 3609-р и передаточным актом от 31.12.2006 ФГУЭП «СЕРВЭКС» реорганизовано путем присоединения к ФГУП «ФТ-Центр», о чем свидетельствуют записи в ЕГРЮЛ, произведенные 06.06.2007 за государственными регистрационными номерами № 009295240, № 009295241.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 04.06.2008 за ФГУП «ФТ-Центр» на основании распоряжения Росимущества от 06.10.2006 № 3609-р и передаточного акта от 31.12.2006 зарегистрировано права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <...>. Данные объекты недвижимого имущества находятся в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 19.05.2008.

Указанные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке площадью 20725 кв. м, с кадастровым номером 50:14:070334:27, адрес: <...>.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 50:14:070334:27 от 02.04.2010 № 5014/201/10-6731 граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Для уточнения местоположения границ указанного земельного участка между ФГУП «ФТ-Центр» и ГУП МО «МОБТИ» заключен договор от 11.08.2010 № 68-00004598-02 на выполнение кадастровых работ и подготовку межевого плана.

Письмами от 08.11.2010 № 4863 и от 28.12.2010 № 5852, адресованными Администрации городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области, ФГУП «ФТ-Центр» просило согласовать Администрацию местоположение частей границы указанного земельного участка в точках Н1-Н2, 78-87, 83-8, Н5-81.

Письмом от 28.01.2011 № 1272/2 Администрация городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области сообщила заявителю, что им не указано время и место согласования местоположения границ с их установлением на местности и учитывая отсутствие ограждения, используемого заявителем земельного участка, определить границы не представляется возможным.

Заявитель, считая отказ от 28.01.2011 Администрации городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области от подписания акта согласования местоположения границ земельного участка, расположенного по адресу: <...>, незаконным, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, объяснениях представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В порядке ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»  местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Частью 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Судом установлено, что земельный участок площадью 20725 кв. м, с кадастровым номером 50:14:070334:27, адрес: <...>, на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие РФ на праве собственности, относиться к федеральной собственности.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации. Право федеральной собственности на вышеуказанные объекты недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке, поэтому земельный участок под ним в силу прямого указания закона разграничен и отнесен к федеральной собственности.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

В Информационном письме  Президиума ВАС РФ от 28.04.1997 № 13 «Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что в соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации. Гражданским кодексом не предусмотрена возможность осуществления прав собственника муниципального имущества другими органами. В защиту права муниципальной собственности полномочия собственника городского имущества осуществляют комитеты по управлению имуществом города.

В материалы дела не представлено доказательств, что на смежном земельном участке с земельным участком с кадастровым номером 50:14:070334:27 в границах точек Н1-Н2, 78-87, 83-8, Н5-81 расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие заинтересованному лицу.

В соответствии с п. 21 ст. 11 Устава  муниципального образования городское поселение Загорянский Щелковского муниципального района Московской области, принятого решением Совета депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района МО от 07.06.2011 № 14/па-2011, к вопросам местного значения городского поселения относятся: утверждение генеральных планов городского поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского поселения, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского поселения;

   Согласно п. 9 ст. 34 указанного Устава к компетенции администрация городского поселения относятся принятие в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, законами Московской области, решений об организации исполнения утвержденных в установленном порядке генерального плана городского поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана городского поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского поселения, принятие решений о резервировании земель и изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского поселения, если эти полномочия Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, законами Московской области прямо не отнесены к полномочиям Совета депутатов городского поселения или главы городского поселения.

В соответствии с ч. 5 ст. 40            Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке, предусматривающем  защиту прав на землю и рассмотрение земельных споров.

Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель обязан в порядке статей 41,  65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.

Заявителем не представлено суду доказательств нарушения ее прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.

Таким образом заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (ч. 3 ст. 201 АПК РФ).

Государственная пошлина, уплаченная по платежному поручению от 21.04.2011 № 33, подлежит возврату ФГУП «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных технологий «ФТ-Центр» в соответствии со ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 4000 руб. 00 коп. из федерального бюджета как излишне уплаченная.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московской области

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФГУП «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных технологий «ФТ-Центр» отказать.

Возвратить ФГУП «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных технологий «ФТ-Центр» из средств федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 4000 руб. 00 коп.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в установленном законом порядке.

           Судья                                                                                          Е. В. Васильева