Арбитражный суд Московской области
053 , проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
13 августа 2020 года Дело №А41-16887/20
Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2020 года
Полный текст решения изготовлен 13 августа 2020 года
Арбитражный суд Московской области в составе: судьи Е.С. Криворучко ,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.А. Калашниковой,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению АО «ВНИТЭП»
к Министерству инвестиций и инноваций Московской области, ООО «ТАТАРИС»
о признании частично недействительными результатов конкурсного отбора на получение грантов Правительства Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций в 2019 году и применений последствий недействительности, утвержденного приказом от 14.11.2019 №132 в части проекта от 14.11.2019 №132 «Робототехнический комплекс для телевизионной диагностики трубопроводов с камерой высокого разрешения»;
- признании недействительным договора о предоставлении Гранта, заключенного по результатам конкурса в рамках приоритетного направления «7.Точное машиностроение и проектирование сложных технических систем» по теме «1.Разработка робототехнических систем различного назначения»,
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1 уд. адвоката, доверенность от 22.01.2020 №1;
от ответчиков:
Министерства – ФИО2 паспорт, доверенность от 06.07.2020 №83, диплом;
ООО «ТАТАРИС» - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
АО «ВНИТЭП» (далее – Истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству инвестиций и инноваций Московской области (далее – ответчик 1, Министерство), ООО «ТАТАРИС» (далее – ответчик 2) с требованием о признании:
- частично недействительными результатов конкурсного отбора на получение грантов Правительства Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций в 2019 году и применений последствий недействительности, утвержденного приказом от 14.11.2019 №132 в части проекта от 14.11.2019 №132 «Робототехнический комплекс для телевизионной диагностики трубопроводов с камерой высокого разрешения»;
- недействительным договора о предоставлении Гранта, заключенного по результатам конкурса в рамках приоритетного направления «7.Точное машиностроение и проектирование сложных технических систем» по теме «1.Разработка робототехнических систем различного назначения».
В судебном заседании заинтересованным лицом устно заявлено о смене наименования на Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области, при непредставлении каких-либо доказательств данного утверждения.
Оставлено судом без рассмотрения.
В судебном заседании заслушан представитель заявителя, требования поддержал.
В судебном заседании заслушан представитель заинтересованного лица, против удовлетворения требований возражал, представил дополнительные доказательства, приобщены к материалам дела.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. 153 АПК РФ или ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствии представителей заинтересованного лица - ООО «ТАТАРИС», извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда http://kad.arbitr.ru/, не представивших письменных возражений против рассмотрения в отсутствие представителей.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.
17 октября 2019 года АО «ВНИТЭП» получило информационное письмо Министерства инвестиций и инноваций Московской области от 17 октября 2019 №16Исх-9505/0601 о начале приёма документов на конкурсный отбор претендентов на получение грантов Правительства Московской области в сферах науки, технологий и инноваций. Срок приёма заявок определён Ответчиком с 16 октября по 05 ноября 2019 года.
01 ноября 2019 года Истец направил в Министерство Заявку на участие в конкурсном отборе претендентов на получение гранатов Правительства Московской области в сферах науки, технологий и инноваций (2019 год) в рамках приоритетного направления «7.Точное машиностроение и проектирование сложных технических систем» по теме «1. Разработка робототехнических систем различного назначения.»
05 ноября 2019 года Министерством получены от Истца все документы согласно Объявлению.
11 ноября 2019 года Истец получил по электронной почте Письмо Министерства от 11.11.2019 № 16 Исх-9404/06-01, не содержавшего указание на фирменное наименование Истца, о том, что «...заявка, представленная в адрес Министерства .... не соответствует требованиям, указанным в пункте14 Порядка, условий предоставления и расходования грантов...», утверждённого Постановлением.
14 ноября 2019 года приказом №132 Министерства утверждены результаты конкурсного отбора, победителем признано – ООО «ТАРИС» (наименование проекта: «Робототехнический комплекс для телевизионной диагностики трубопроводов с камерой высокого разрешения»).
24 декабря 2019 года Истец по результатам рассмотрения обращения от 28.11.2019исх. 772 получил от Министерства письмо от 24.12.2019 №16 Исх-10751/06-01 с юридическим обоснованием о причинах недопущения Заявки Истца к участию в конкурсе, согласно которому «по результатам проверки Заявки Министерством установлено:
1. Несоответствие календарного плана работ заявленному сроку реализации проекта. При реализации проекта в течение одного года срок завершении работ - не позднее 25.12.2019, однако указанный в заявке срок окончания работ - 25.12.2020.
2. Предоставленная справка о ненахождении юридического лица в процессе ликвидации, банкротстве датирована 21 сентября. В соответствии с подпунктом 11 пункта 11 постановления справка предоставляется на дату подачи Заявки. Заявки поступила в адрес Министерства 05 ноября.»
31 января 2020 года приказом Ответчика Министерства инвестиций и инноваций Московской области №72 утверждены перечни научных, научно-технических и инновационных проектов, получивших право дальнейшей реализации в следующем финансовом году, включая в части договора с ООО «ТАРИС» на предоставление гранта в 2020 году, то есть на будущее время.
Истец считая, что результаты конкурса незаконными и подлежащими признанию недействительными в связи с тем, что Министерством допущены нарушения пункта 1 ст.449 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратился с рассматриваемым иском в арбитражный суд.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении и отзывах на него, арбитражный суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) предусмотрено, что основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Это предполагает возможность лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги , проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Между тем положения данной нормы закона не подлежат применению к рассматриваемым правоотношения, поскольку в настоящем дел предметом спора является конкурсный отбор юридических лиц на получение грантов Правительства Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций. Отношения, возникающие в рамках конкурсного отбора юридических лиц на получение грантов Правительства Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций.
Согласно п. 7 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 БК РФ обязательным условием предоставления субсидий является согласие их получателей на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
Приказом Министерства инвестиций и инноваций Московской области от 14.10.2019 №112 «Об объявлении Конкурсного отбора юридических лиц на получение грантов Правительства Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций» (далее - Приказ от 14.10.2019 № 112) объявлен Конкурсный отбор юридических лиц на получение грантов Правительства Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций (далее – Конкурсный отбор), утверждены даты начала и окончания приема заявок на участие в Конкурсном отборе (далее - Заявки) с 9:00 по московскому времени 16.10.2019 до 18:00 по московскому времени 05.11.2019.
Министерство, руководствуясь пунктом 10 Порядка, условий предоставления и расходования грантов Правительства Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций, а также требования к проведению конкурсного отбора (далее - Порядок), утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 09.10.2019 №699/33 «О мерах по реализации Закона Московской области «О грантах Правительства Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций» и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области», разместило на официальном сайте (mii.mosreg.ru) Объявление о конкурсном отборе претендентов на получение грантов Правительства Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций в 2019 году.
Таким образом, по результатам Конкурсного отбора, объявленного приказом от 14.10.2019 №112, гранты Правительства Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций предоставлялись в 2019 году.
В соответствии с пунктом 12 Порядка Грантодатель в течение 10 рабочих дней с даты окончания и приема Заявок проверяет Заявки на предмет соответствия формам и требованиям, комплектности, отсутствия нечитаемых документов, достоверности информации, содержащейся в Заявке, требованиям, предъявляемым к юридическим лицам и Проектам.
В соответствии с пунктом 13 Порядка Грантодатель в течение 5 рабочих дней с даты окончания проверки Заявок и юридических лиц направляет юридическим лицам соответствующее уведомление:
о соответствии Заявки, юридического лица и Проекта предъявляемым требованиям, указанным в пунктах 6, 7, 8, 9 Порядка, и допуске к участию в конкурсе;
о несоответствии Заявки, юридического лица и Проекта предъявляемым требованиям, указанным в пунктах 6, 7, 8, 9 Порядка, и недопуске к участию в конкурсе.
Таким образом. Порядок регламентирует лишь срок направления Уведомления и не содержит требований о содержании и порядке направления такого Уведомления. Кроме того, направление Уведомления на адрес электронной почты без указания на фирменное наименование юридического лица не противоречит принципам конусности и гласности.
Пунктом 9 Порядка определены следующие требования, предъявляемые к Проектам, а именно:
срок реализации Проекта - не более трех календарных лет, ежегодно в два этапа, в соответствии с календарным планом работ по Проекту, устанавливаемым договором о предоставлении гранта Правительства Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций (далее - договор);
софинансирование Проекта за счет средств Грантополучателя в размере не менее 20 процентов от объема предоставляемого Гранта, осуществляемого на первом этапе реализации Проекта.
Из пунктов 24 и 27 Порядка следует, что в случае реализации Проекта в течение одного года Грантополучатель осуществляет финансирование первого этапа реализации Проекта в размере 100 процентов от объема заявленного софинансирования Проекта, при этом срок завершения работ по второму этапу каждого года реализации Проекта - не позднее 25 декабря.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 26 Порядка принятие решения о перечислении Гранта осуществляется по итогам рассмотрения финансового отчета первого этапа об использовании собственных средств Грантополучателя.
Абзацем четвертым пункта 34 Порядка установлено, что календарный план работ по Проекту содержит перечень работ, сроки и результаты выполнения работ по каждому этапу Проекта. Абзацам третьим указанного пункта также определено, что в смету затрат могут быть включены затраты, произведенные ранее первого этапа работ, но не ранее 1 января года предоставления Гранта.
Исходя из изложенного, в соответствии с приказом от 14.10.2019 №112 и Объявлением о конкурсном отборе претендентов на получение грантов Правительства Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций в 2019 году Гранты Правительства Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций предоставлялись в 2019 году, следовательно, срок завершения работ по второму этапу Проекта АО «ВНИТЭП» должен приходиться на 25.12.2019.
Вместе с тем суд обращает внимание, доводы Истца сводятся к несогласию с бездействием Министерства по пересмотру заявки Истца. При этом иных оснований для отмены результатов конкурсного отбора Истцом не указывается, отсутствуют ссылки на нарушение Министерством норм права при проведении конкурса и подведении итогов конкурсного отбора, равно как не представлено доказательств нарушения прав истца, подлежащих защите и возможность их восстановления, посредством признании недействительными результатов конкурсного отбора в указанной части.
Законом Московской области от 03.04.2013 №27/2013-03 «О грантах Правительства Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций» (далее - Закон о грантах), постановлением Правительства Московской области от 09.10.2019 №699/33 «О мерах по реализации Закона Московской области «О грантах Правительства Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций» и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области» (далее -постановление № 699/33), Положением о конкурсной комиссии по принятию решений о предоставлении грантов Правительства Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций, утвержденным распоряжением Министерства от 31.10.2019 № 31-н, не установлен факт того, что по результатам конкурсного отбора юридических лиц на получение грантов Правительства Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций по одной теме научных исследований и разработок может быть победителем лишь одно юридическое лицо.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, условий предоставления и расходования грантов Правительства Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций, а также требований к проведению конкурсного отбора, утвержденных постановлением № 699/33 (далее - Порядок), предельный размер финансирования каждой темы Перечня составляет 50 млн. рублей в год, предельный размер Гранта на реализацию Проекта составляет 10 млн. рублей, количество предоставляемых грантов - не менее 5 в год.
Дополнительно в соответствии с Перечнем тем научных исследований и разработок на 2019 год, утвержденным распоряжением Министерства от 31.10.2019 № 32-н, предельный объем финансирования каждой темы научных исследований и разработок составляет 50 млн. рублей.
Исходя из изложенного, в случае соответствия Заявки АО «ВНИТЭП» требованиям, установленным Порядком, этот факт не лишает возможности получения гранта Правительства Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций в 2019 году ООО «ТАРИС». Однако календарный план, входящий в состав заявки на участие в конкурсном отборе претендентов на получение грантов Правительства Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций АО «ВНИТЭП», не соответствует требованиям, установленным Порядком.
При этом, материалы дела не содержат доказательств того, что заявка ООО «ТАРИС» не соответствует требованиям, установленным Порядком.
Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае отсутствуют правовые основания признания частично недействительными результатов конкурсного отбора юридических лиц на получение грантов Правительства Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций в 2019 году и применения последствий недействительности сделки Министерства и ООО «ТАРИС».
Требование Истца о применении последствий недействительности сделки, предусмотренных п.2 ст. 449 ГК РФ, арбитражный суд находит не подлежащим удовлетворению.
При признании торгов и договора, заключенного с победителем торгов, недействительными по основаниям, связанным с нарушением организатором торгов части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», истцу необходимо доказать, как выявленное нарушение повлияло на его права, а также неисполнимость требований, установленных организатором торгов для участников торгов, ограничивающих конкуренцию и противоречащих положениям нормативных правовых актов, регулирующих проведение конкурсного отбора.
Вместе с тем лицо, обращающееся с требованием о признании конкурса недействительным, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения конкурса не могут являться основаниями для признания его недействительным по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности результатов конкурса.
Статьей 4 АПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Под заинтересованным лицом следует понимать субъекта, имеющего юридически значимый интерес в данном деле. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и законные интересы нарушены в следствии принятия решения органом осуществляющим публичные полномочия.
Бремя доказывания нарушения прав и охраняемых законом интересов в силу статей 4 и 65 АПК РФ возложено на Истца.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для разрешения спора являются соблюдение норм закона при проведении конкурса, наличие защищаемого права лица, предъявившего иск.
При этом основанием для признания в судебном порядке недействительными результатов конкурса могут выступать лишь нарушения процедуры (правил) проведения конкурса, установленных законом, а также нарушение императивных требований действующего законодательства.
Для признания результатов конкурса недействительными суду необходимо установить, имело ли место нарушение установленного законом порядка его проведения и повлияло ли это нарушение на определение победителя конкурса, находящееся в причинной связи с ущемлением прав и законных интересов Истца.
В свою очередь, предметом проверки в судебном порядке о признании недействительными итогов конкурса могут выступать лишь обстоятельства, касающиеся соблюдения формальных правил и процедуры конкурса, но не вопросы, связанные с существом решения, принятого конкурсной комиссией, мотивами, которыми руководствовалась комиссия при определении победителя конкурса.
Подобные вопросы входят в компетенцию конкурсной комиссии, включающей в себя специалистов в области, определяемой с учетом предмета и специфики конкурса.
Лицо может быть признано заинтересованным в оспаривании конкурса, если им прямо нарушены какие-либо его субъективные гражданские права. Лицо, обращающееся с требованием о признании конкурса недействительным, должно доказать наличие защищаемого права или интереса.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих наличие негативных последствий для АО «ВНИТЭП», в рассматриваемом случае не представлено.
Принцип конкуренции подразумевает, в том числе, что нет заранее определенных преференций для участников открытого конкурса или нет заранее установленных критериев обеспечивающих гарантированную победу одного из участников.
Суд также обращает внимание, что положения конкурсной документации Истом до рассмотрения и оценке заявок на участие в конкурсе ни в антимонопольный орган, ни в суд оспорены не были. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2015 № 32-КГ14-17 злоупотребление правом, т.е. осуществление субъективного права в противоречии с его назначением, имеет место в случае, когда субъект поступает вопреки норме, предоставляющей ему соответствующее право, не соотносит поведение с интересами общества и государства, не исполняет корреспондирующую данному праву юридическую обязанность.
Суд обращает внимание, что в рассматриваемом случае Истцом не представлено доказательств того, что признание конкурса недействительным в оспариваемой части повлечет восстановление нарушенных прав лица, предъявившего иск.
При этом в рамках рассмотрения спора Истцом не представлено достаточных доказательств о наличии у него права или интереса, подлежащего защите с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством, а также не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов.
Кроме того, не представлено доказательств, каким образом будут восстановлены права и законные интересы Истца в случае удовлетворения исковых требований.
Таким образом, обязанность по представлению достаточных допустимых доказательств, в обоснование приведенных в исковом заявлении доводов о существенных нарушениях процедуры проведения открытого конкурса, влияющих на его результаты и находящиеся в причинно-следственной связи с ущемлением прав и законных интересов других участников конкурса, истцом в нарушении положений ст. 65 АПК РФ не исполнена.
При этом, по смыслу статей 10, 118, 123, 126 и 127 Конституции Российской Федерации и положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не собирает доказательства, а лишь исследует и оценивает доказательства, представленные сторонами, либо истребует доказательства по ходатайству сторон.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
На основании вышеизложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что при проведении Конкурсаа Министерство, действовало в соответствии с действующим законодательством, не ограничивало права и интересы участников конкурса. Определение победителя спорного конкурса осуществлялось в соответствии с требованиями законодательства и на основании информации, отраженной в поданных участниками конкурса заявках.
При указанных обстоятельствах, требования Истца о признании частично недействительными результатов конкурсного отбора на получение грантов Правительства Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций в 2019 году и применений последствий недействительности, утвержденного приказом от 14.11.2019 №132 в части проекта от 14.11.2019 №132 «Робототехнический комплекс для телевизионной диагностики трубопроводов с камерой высокого разрешения»; недействительным договора о предоставлении Гранта, заключенного по результатам конкурса в рамках приоритетного направления «7.Точное машиностроение и проектирование сложных технических систем» по теме «1.Разработка робототехнических систем различного назначения», не подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о судебных издержках, арбитражный суд, считает, что поскольку требований заявителя не подлежат удовлетворению, расходы понесенный им на оплату государственной пошлины возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московской области,-
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Судья Е.С. Криворучко