ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-17526/16 от 21.06.2016 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва

04 июля 2016 года                                                                                  Дело №А41-17526/16

Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2016 года

Текст решение изготовлен в полном объеме «04» июля 2016 года

Арбитражный суд Московской области в составе: судьи Е.С. Криворучко,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.С. Наумовой,  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ТСН «Резиденция Лесной городок»

к Одинцовской городской прокуратуре

о признании недействительным представления от 05.02.2016 №7-01/2016,

при участии в заседании:

от заявителя – Трускевич К.В. паспорт, доверенность от 01.03.2016;

от заинтересованного лица – Корнилов А.С. сл. удостоверение;

слушатели – Ратникова И.С.; Доронин Д.А.;

УСТАНОВИЛ:

ТСН «Резиденция «Лесной городок» (далее – заявитель, Товарищество) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Одинцовской городской прокуратуре (далее – заявитель, прокуратура) с требованием о признании недействительным представления от 05.02.2016 №7-01/2016.

В судебном заседании заслушан представитель заявителя, требования поддержал по основаниям изложенном в заявлении, представил дополнительные документы, которые приобщены к материалам дела.

Заслушан представитель заинтересованного лица, против удовлетворения требования возражал, по основаниям изложенным письменный отзыве.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.

Одинцовской городской прокуратурой по обращению жителей поселка «Резиденция Лесной городок» проведена проверка о нарушении жилищных прав в отношении деятельности ТСН «Резиденция Лесной городок», в ходе которой прокуратурой истребованы документы: устав ТСН; свидетельство о государственной регистрации прав ТСН; протокол общего собрания членов ТСН.

Также в ходе указанной проверки прокуратурой 20.01.2016 отобраны объяснения у генерального директора ООО «СтройКомплектация» (ОГРН 5067746347059) – Попова А.М., являющегося также председателем правления ТСН «Резиденция Лесной городок», из которых следует, что ООО «СтройКомплектация» является застройщиком поселка «Резиденция Лесной городок», в котором находится 14 корпусов, состоящих из 94 домовладений (таунхаусов), высотой 2 этажа, коттеджей (отдельно стоящих домов) в поселке не имеется, отопление в домах автономное, организации также принадлежит на праве собственности земельный участок 5 га в д.п. Лесной городок, Пионерский лагерь «Маяк», в том числе дороги и проезды общего пользования, артезианская скважина, инженерные коммуникации, канализационная (насосная) станция, водозаборный узел, земельный участок находится в залоге у банка «Центр Кредит».

Кроме того. генеральный директор ООО «СтройКомплектация» пояснил, что Общество является эксплуатирующей организацией, каждому владельцу домовладения выставляется плата за коммунальные услуги в размере около 11  тысяч рублей по одному домовладению.

ТСН «Резиденция Лесной городок» создано 12.01.2016 из нескольких членов – собственников домовладений (в понимании Товарищества земельных участков), ООО «СтройКомплектация» также является членом ТСН, по результатам общего собрания собственников недвижимости поселка «Резиденция «Лесной городок» (протокол №1 общего собрания от 07.12.2015).

По результатам анализа представленных в прокуратуру документов: протокола №1 общего собрания от 07.12.2015; устава ТСН «Резиденция «Лесной городок» от 07.12.2015; схемы территории ТСН «Резиденция «Лесной городок» и публичной кадастровой карты по состоянию на 16.11.2015, городской Одинцовской прокуратурой установлено, что ТСН «Резиденция «Лесной городок» создано с нарушением п.1 ст. 123.12 Гражданского кодекса РФ, п.2 ст. 136 Жилищного кодекса РФ, на основании чего в адрес заявителя прокуратурой выдано представление об устранении нарушений жилищного законодательства от 05.02.2016 №7-01/2016, которым предписано в том числе рассмотреть вопрос о ликвидации ТСН «Резиденция «Лесной городок» в связи с допущенными неустранимыми нарушениями при его создании (п.2 Представления).

Считая, указанное представление не законным, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд, указав качестве обоснования заявленных требований на нарушение им законных прав и интересов собственников жилья, находящегося под управлением ТСН «Резиденция «Лесной городок».

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении и отзыве на него, арбитражный суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) предусмотрено, что основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Это предполагает возможность лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе  об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Подведомственность спора арбитражному суду определяется не только статусом юридического лица, но и наличием связи спора с осуществлением указанным лицом предпринимательской и иной экономической деятельности.

Указанная правовая позиция содержится и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.02.2014 № 261-О.

В соответствии с ч. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

В силу пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Согласно пункту 4 статьи 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Таким образом, ТСН «Резиденция «Лесной городок» является некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющей полученную прибыль между участниками.

Наличие у заявителя статуса юридического лица, осуществление им хозяйственной деятельности сами по себе не дают оснований для безусловного отнесения спора с его участием к подведомственности арбитражного суда.

С учетом изложенного, по своему содержанию применительно к положениям ч. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 27 АПК РФ предписание не подлежит оспариванию в арбитражном суде, а подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции независимо от субъектного состава участвующих в деле лиц.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, неоднократно изложенной в его решениях, акты государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц подлежат оспариванию в судебном порядке, если они по своему содержанию затрагивают права и интересы граждан, юридических лиц и предпринимателей, в том числе при осуществлении ими предпринимательской деятельности, независимо от того, какой характер - нормативный или ненормативный - носят оспариваемые акты. Иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит ст. 46 Конституции Российской Федерации.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в п. 3 разъяснил, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.

С учетом изложенного представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ.

Таким образом, если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ.

Поскольку оснований для отказа в принятии и оснований для возвращения такого заявления ст. 128 КАС РФ и ст. 129 АПК РФ не содержат, суд общей юрисдикции или арбитражный суд рассматривают данное заявление по существу.

Между тем, арбитражным судом установлено, что заявитель первоначально обратился с рассматриваемым заявлением в Одинцовский городской суд Московской области, однако определением от 17.03.2016 Товариществу отказано в принятии административного искового заявления ТСН «Резиденция «Лесной городок» к Одинцовской прокуратуре об оспаривании предписания (л.д. 13-14). Данное определение сторонами не оспорено, следовательно вступило в законную силу.

Неподведомственность спора арбитражному суду является основанием для прекращения производства по делу, за исключением случая, когда производство по делу уже было прекращено судом общей юрисдикции в связи с неподведомственностью, поскольку в противном случае лицо будет лишено права на судебную защиту своих законных интересов.

В силу пунктов 3 и 4 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 03.05.1995 N 4-П, в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту не может быть ограничено ни при каких обстоятельствах.

В связи с данным положением арбитражный суд, при наличии вступившего в законную силу определения суда общей юрисдикции о прекращении производства по делу либо об отказе в принятии заявления в связи с тем, что оно подведомственно арбитражному суду, не вправе прекратить производство по делу по пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, сославшись на то, что дело подведомственно суду общей юрисдикции, а не арбитражному суду. Споры между судами о подведомственности недопустимы, поскольку издержки юрисдикционной неопределенности не должны возлагаться на заинтересованных лиц.

Иной подход не будет соответствовать праву каждого на судебную защиту и повлечет отказ в правосудии, что недопустимо в силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 год), части 3 статьи 2 АПК РФ.

Из материалов дела следует, что заявителем оспаривается представление Одинцовской городской прокуратуры от 05.02.2016 об устранении нарушений жилищного законодательства, вынесенного по результатам проверки по обращению жителей поселка «Резиденция Лесной городок», в ходе которой выявлены нарушения Товариществом действующего законодательства при создании.

Полномочия прокурора по надзору за соблюдением некоммерческими организациями Конституции Российской Федерации и исполнением ими законов, действующих на территории Российской Федерации, определены в Федеральном законе от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 21 указанного Федерального закона, проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

В силу абз. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

В силу ст. 38 Федерального законаот 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (абзац 1 статьи 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях").

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона руководителями некоммерческих организаций, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона (абз. 3 п. 3 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").

Таким образом, оспариваемое представление вынесено прокуратурой при наличии предоставленных законодателем полномочий.

Из материалов дела следует, что по обращению жителей поселка «Резиденция Лесной городок» по вопросу легитимности создания ТСН «Резиденция «Лесной городок», прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что 13.01.2016 МИФНС России №22 по Московской области на основании представленных документов, в том числе устава и протокола общего собрания собственников недвижимого имущества от 07.12.2015, произведена регистрация ТСН «Резиденция «Лесной городок» (ОГРН 1165032050182).

Вместе с тем прокурорской проверкой установлено, что решение общим собранием собственников недвижимого имущества от 07.12.2015 о создании ТСН «Резиденция «Лесной городок» принято с грубым нарушением норм жилищного законодательства.

Пунктом 4 части 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовой форме: товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе товарищества собственников жилья.

В силу пункта 1 статьи 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг.

Согласно части 5 статья 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.

В соответствии со ст. 136 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.

1.1. Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений.

Товарищество собственников жилья может быть создано, в том числе собственниками нескольких расположенных близко жилых домов, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими объектами, если данные дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания более чем одного жилого дома. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава принимаются по соглашению всех собственников данных домов. Решения об избрании правления товарищества, о наделении гражданина (в том числе одного из собственников жилых домов) полномочием заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также об избрании председателя правления товарищества принимаются на общем собрании собственников жилых домов большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников жилых домов (п.2 ч.2 ст. 136 ЖК РФ).

Согласно части 4 ст. 136 ЖК РФ к товариществу собственников жилья, созданному в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи, применяются требования, установленные применительно к товариществу собственников жилья, созданному в многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, если иное не вытекает из особенностей отношений в товариществе, созданном собственниками нескольких жилых домов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на момент проведения проверки в поселке «Резиденция Лесной городок» находится 14 корпусов, состоящих из 94 домовладений (таунхаусов) высотой 2 этажа. Домовладения расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и которые обеспечены едиными сетями инженерно-технического обеспечения, в том числе водоснабжения, водоотведения и электроснабжения.

24.11.2015 жителям поселка «Резиденция Лесной городок» направлены уведомления о проведении 08.12.2015 общего собрания собственников недвижимости по вопросам:

- избрания председателя и секретаря Общего собрания собственников;

- выбора способа управления поселком: создание Товарищества собственником недвижимости;

- создания Товарищества собственником недвижимости «Резиденция «Лесной городок»;

- утверждение устава ТСН «Резиденция Лесной городок»;

- выбор членов правления ТСН «Резиденция Лесной городок»;

- выбор председателя правления ТСН «Резиденция Лесной городок»;

- выбор ревизора ТСН «Резиденция Лесной городок»;

- выбор членов счетной комиссии для подсчетов результатов голосования;

- выбор уполномоченного представителя собственников по государственной регистрации ТСН.

В данном уведомлении указано, что очный этап буде проводится с 14:00 по 17:00 08 декабря 2015 по адресу: Российская Федерация, Московская область, Одинцовский район, г.п. Лесной городок, дачный поселок Лесной городок, аллея Южная, д.15; заочный этап: в период с 17:00 8 декабря 2015 по 17:00 09 декабря 2015 (л.д 51).

Вместе с тем по сведениям прокуратуры 08 декабря 2015 общее собрание собственников недвижимости не состоялось. По заявлению генерального директора ООО «СтройКомплектация» (ОГРН 5067746347059) – Попова А.М., являющегося также председателем правления ТСН «Резиденция Лесной городок», содержащегося в объяснениях от 20.01.216: «08 декабря 2015 общее собрание собственников о создании ТСН признано недействительным». В связи с изложенным, к представленному в материалы дела протоколу общего собрания собственников недвижимости поселка «Резиденция «Лесной городок» от 09.12.2015 суд относится критически.

Суд обращает внимание, что регистрация создания ТСН «Резиденция «Лесной городок» проведена МИФНС России №22 по Московской области на основании комплекта документов поступившего в адрес Инспекции 30.12.2015, а именно протокола №1 общего собрания собственников недвижимости поселка «Резиденция «Лесной городок»  от 07.12.2015; устава ТСН «Резиденция «Лесной городок» от 07.12.2015.

При этом доказательств уведомления собственников недвижимости поселка «Резиденция «Лесной городок» о времени и месте проведения собрания 07.12.2015 материалы дела не содержат.

Кроме того, суд обращает внимание, что пунктом 1.10 Устава ТСН «Резиденция «Лесной городок» определено, что домовладение – земельный участок члена Товарищества или лица, не являющегося членом товарищества, либо земельный участок члена Товарищества или лица, не являющегося членом товарищества с возведенными на нем жилым и/или нежилым(-и) объектами недвижимости (строениями, сооружениями), которые расположены в границах территории товарищества.

Суд соглашается с утверждением прокуратуры, что данное положение устава противоречит определению установленного данному понятию законодателем.

Так, в силу нормативной совокупности пункта 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» ,  "домовладение" - жилой дом (часть жилого дома) и (или) примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты).

Согласно Приказу Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37 «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» "...Домовладение - жилой дом (дома) и обслуживающие его (их) строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке..."

Таким образом, изложение термина «домовладение» как земельный участок в УставеТСН «Резиденция «Лесной городок»от 07.12.2015 противоречит системному прочтению норм действующего законодательства Российской Федерации.

Следует также отметить, что пункт 5.1 Устава ТСН «Резиденция «Лесной городок» от 07.12.2015 устанавливающий, что членство в товариществе построено по принципу: количество голосов, которым обладает каждый член Товарищества, пропорционально доле принадлежащей им недвижимости. В свою очередь, согласно Уставу доля в праве общей собственности на общее имущество пропорциональна размеру общей площади земельного участка, находящегося в собственности этого собственника. Таким образом, каждый член ТСН по Уставу обладает количеством голосов, равным количеству квадратных метров земельного участка собственником которого он является.

Данное положение Устава противоречит принципу распределения подсчета голосов установленного ст. 136 ЖК РФ

Необходимо также отметить, что создание товарищества собственников недвижимости является одной из форм управления имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами (п.1 ст. 123.12 ГК РФ), и такое товарищество может быть создано лишь на основе добровольного волеизъявления собственников недвижимости и затрагивает неопределенный круг лиц.

В силу части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

В соответствии с ч. 1 ст. 136 Кодекса собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья.

Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.

В повестку дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, посвященного созданию товарищества собственников жилья, должны быть включены как минимум два вопроса: о создании товарищества собственников жилья и об утверждении устава данного юридического лица. При этом не допускается создание более одного товарищества собственников жилья в одном многоквартирном доме.

Избрание состава органов товарищества относится к компетенции общего собрания членов товарищества (ч. 2 ст. 145 Кодекса), а не к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Общее собрание собственников помещений в таком случае проводится в порядке, установленном ст. ст. 45 - 48 Кодекса.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. Правом на участие в общем собрании обладают все собственники помещений в многоквартирном доме, независимо от размера общей площади помещений, находящихся в собственности каждого из них. Поэтому на общем собрании имеют право присутствовать с правом решающего голоса и участвовать в обсуждении вопросов повестки дня все собственники помещений в многоквартирном доме.

Для принятия решений о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава необходимо простое большинство голосов (более 50% от общего числа голосов собственников помещений в соответствующем доме).

Целесообразно обратить внимание на то, что на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме фактически голосуют доли в праве собственности на общее имущество, а не лица, которым они принадлежат: количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в таком доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (см. ч. 3 ст. 48 Кодекса). С учетом этого обстоятельства определяется наличие кворума и осуществляется подсчет голосов при голосовании.

Из протокола общего собрания собственников недвижимости поселки «Резиденция «Лесной городок» от 07.12.2015 следует, что общее собрание собственников недвижимости в форме очного голосования созвано по инициативе собственников недвижимости:

- собственник Карпенко Лариса Алексеевна (объекты собственности – земельные участки и блокированные жилые дома, расположенные по адресам: Россия, 143080, Московская область, Одинцовский район, д.п. Лесной городок, Летний пер., 22,20,18,16; Московская область, Одинцовский район, д.п. Лесной городок, 72,73,74,75);

- собственник ООО «СтройКомплектация» (ОГРН 5067746347059) (объекты собственности блокированный жилой дом, расположенные по адресу: Россия, 143080, Московская область, Одинцовский район, д.п. Лесной городок, Весенний пер., д.19; земельные участки по адресу: Московская область, Одинцовский район, д.п. Лесной городок, уч. 183, уч. 182, уч.6; водозаборный узел по адресу: Московская область, Одинцовский район, д.п. Лесной городок, ул. Западная, д.5, строение 1; канализационная насосная станция по адресу:Московская область, Одинцовский район, д.п. Лесной городок, ул. Северная аллея, д.1, сооружение 1).

В голосование по вопросам повестки дня:

- избрания председателя и секретаря Общего собрания собственников;

- выбора способа управления поселком: создание Товарищества собственником недвижимости;

- создания Товарищества собственником недвижимости «Резиденция «Лесной городок»;

- утверждение устава ТСН «Резиденция Лесной городок»;

- выбор членов правления ТСН «Резиденция Лесной городок»;

- выбор председателя правления ТСН «Резиденция Лесной городок»;

- выбор ревизора ТСН «Резиденция Лесной городок»;

- выбор членов счетной комиссии для подсчетов результатов голосования;

- выбор уполномоченного представителя собственников по государственной регистрации ТСН;

приняло участи в голосование 3 собственника земельных участков: Карпенко Л.А. (общая площадь земельных участков принадлежащих собственнику – 934 кв.м., количество голосов – 934); ООО «СтройКомплектация» (ОГРН 5067746347059) (общая площадь земельных участков принадлежащих собственнику – 65661; общее количество голосов – 65661); Лукьянова Г.В. (общая площадь земельных участков принадлежащих собственнику – 235; общее количество голосов – 235).

Вместе с тем доказательств надлежащего извещения всех собственников недвижимости (94 домовладения (таунхаусов)) в поселке «Резиденция «Лесной городок» о проведении общего собрания 07.12.2015 по вопросу создания ТСН материалы дела не содержат, участвовать в очном голосовании собственникам недвижимости в поселке «Резиденция «Лесной городок» - не предлагалось, решение по данному вопросу собственниками недвижимости в поселке «Резиденция «Лесной городок» - не подписывалось.

Таким образом, заявителем не представлено достоверных доказательств, подтверждающих соблюдение процедуры проведения собрания в форме заочного голосования, определенной ст. ст. 45 - 48 ЖК РФ, наличия кворума при проведении указанного собрания в форме очно-заочного голосования, а также достоверности проведенного подсчета голосов.

В соответствии со ст. 123.1 ГК РФ некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.

Некоммерческие корпоративные организации создаются по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и органы утверждают устав соответствующей некоммерческой корпоративной организации и образуют ее органы.

Согласно п. 1 ст. 65.1 ГК РФ юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 181.2 ГК РФ, решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

Протокол общего собрания, в соответствии с п. 4 ст. 181.2 ГК РФ должен содержать информацию о лицах, присутствовавших на собрании. Вместе с тем, протокол общего собрания сам по себе не является документом, на основании которого может быть установлено количество присутствующих на собрании лиц, поскольку такие сведения в протокол вносятся на основании иных документов, по которым производится подсчет участвующих в собрании лиц (листы регистрации, листы (бюллетени) голосования, доверенности представителей, решения собственников и т.д.).

Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организации, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 29 указанного Федерального закона, высшим органом управления некоммерческого партнерства является общее собрание его членов.

К исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится, в том числе, образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий. Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления.

Согласно п. 4 ст. 29 Закона общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании.

Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

Таким образом, в силу нормативной совокупности приведенных положений законодатель не устанавливает для граждан и юридических лиц право на членство в некоммерческой организации (товариществе собственником недвижимости) в зависимость от количества принадлежащих им квадратных метров земельного участка, а наоборот персонифицирует право на членство в Товариществе наличием зарегистрированного права собственности на помещения в здании или нескольких зданиях, жилых домов, где количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения (жилых домов) на общем собрании собственников помещений, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество.

Приведенные обстоятельства  свидетельствуют о нарушении заявителем названных положений действующего законодательства.

В соответствии с ч.1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений ч.1 ст. 198 и ч.4 ст. 200 АПК РФ, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.

С учетом нормативной совокупности статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с указанными нормами права, предметом доказывания по настоящему делу является несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя.

Согласно правилам доказывания, установленным ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, возлагается на соответствующий орган.

При этом лицо, обращающееся с требованием о признании решений (постановлений) органов, осуществляющих публичные полномочия незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка его принятия не могут являться основаниями для признания данного решения (постановления) по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены в случае признания его незаконным.

В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1).

При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22).

Согласно статье 24 указанного Федерального закона представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению ими, а в случае их несогласия требование прокурора реализуется путем специальных процедур: вынесение самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо обращение в суд.

По смыслу приведенных положений Закона, а также с учетом того, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, само по себе представление прокурора может содержать лишь предложение по устранению выявленных с позиции прокурора нарушений закона и не приводит к возникновению, изменению, прекращению прав лица, которому оно выдано (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 мая 2007 года N 1865/07, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 апреля 2014 года по делу N А41-27562/13).

Из совокупности названных норм следует, что представление прокурора само по себе не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы органа или должностного лица, которым оно внесено. В настоящем случае оспариваемое представление не затрагивает прав и законных интересов ТСН «Резиденция «Лесной городок» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не влечет для него последствий экономического характера и не создает препятствий для осуществления такой деятельности, не порождает экономического спора.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При указанных обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.

Доводы заявителя, положенные в основу рассматриваемого заявления признаются судом несостоятельными, как основанные на неверном применении норм материального и процессуального права.

В соответствии с гл. 9 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в том числе,  расходы на оплату государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде (ст. 106 АПК РФ).

Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку суд при рассмотрении настоящего спора пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя, расходы понесенный им на оплату государственной пошлины возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 167-171, 176, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московской области,-

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных ТСН «Резиденция Лесной городок» требований отказать.

В соответствии с частью 1 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.

Судья                                                                                                                  Е.С.Криворучко