Арбитражный суд Московской области
107996, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
22 июня 2012 года Дело №А41-19503/11
Резолютивная часть решения объявлена 16 января 2012 года
Полный текст решения изготовлен 22 июня 2012 года
Арбитражный суд Московской области в составе судьи М.В.Афанасьевой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.Н. Кулаевой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества «Снегиревские огнеупоры»
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в ЦФО
о признании незаконным и отмене постановления от 06.04.2011 № 448-2010-Ю50-001-001,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – не явился, извещен;
от заинтересованного лица – ФИО1, консультант, удостоверение № 44, доверенность от 21.11.2011 № 73-11-МЕ-05/41794,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Снегиревские огнеупоры» (далее – ОАО «Снегиревские огнеупоры», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе (далее – РО ФСФР России в ЦФО, заинтересованное лицо) от 06.04.2011 № 448-2010-Ю50-001-001.
Дело рассматривается в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещённого о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела по существу, арбитражный суд установил следующее.
ОАО«Снегиревские огнеупоры» в нарушение ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», п. 5.1 и 5.6 «Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н, не представило в срок до 15.11.2010 включительно, ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг за 3 квартал 2010 года, о чем начальником отдела административного производства РО ФСФР России в ЦФО 06.10.2010 составлен Акт о непредставлении ежеквартального отчета эмитентом эмиссионных ценных бумаг № 29.
По факту выявленного нарушения 28.12.2010 начальником информационно -аналитического отдела РО ФСФР России в ЦФО в отношении ОАО «Снегиревские огнеупоры» составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заместителем руководителя РО ФСФР России в ЦФО 06.04.2011 вынесено постановление № 448-2010-Ю50-001-001 о привлечении ОАО «Снегиревские огнеупоры» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 700000 рублей.
Не согласившись с решением административного органа о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании вышеуказанного постановления.
Выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования неподлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 26.04.1996 №39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (далее - Федеральный закон от 26.04.1996 № 39-Ф3) федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в своих нормативно-правовых актах устанавливает состав, порядок и сроки раскрытия информации.
Таким образом, согласно ст. 30 Федерального закона от 26.04.1996 №39-Ф3 Федеральная служба по финансовым рынкам, являющаяся уполномоченным органом по рынку ценных бумаг, в своем нормативно-правовом акте определяет состав информации, порядок и сроки ее раскрытия.
Нормативным актом, устанавливающим состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, является «Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденное Приказом ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н (далее - Положение).
В соответствии с п. 5.1 Положения, обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях) распространяется на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и муниципальных предприятий, в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.
Раздел V Положения регламентирует порядок раскрытия информации в форме ежеквартального отчета.
Пунктами 5.1 и 5.6 Положения установлена обязанность акционерного общества раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном настоящим Положением.
В соответствии с п. 5.6 Положения, ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.
Таким образом, ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг за 3 квартал 2010 года должен быть представлен в регистрирующий орган в срок до 15.11.2010 включительно, то есть последним днем представления ежеквартального отчета за 3 квартал 2010 года является 15.11.2010.
Материалами административного дела подтверждается и не оспаривается обществом, что ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг ОАО «Снегиревские огнеупоры» за 3 квартал 2010 года был представлен в РО ФСФР России в ЦФО с нарушением установленного срока.
Таким образом, в действиях общества имеется состав и событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ОАО «Снегиревские огнеупоры» судом установлена и подтверждается материалами дела, у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд полагает, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, установленных действующим законодательством.
Доказательств, свидетельствующих о своевременном принятии обществом всех зависящих от него мер, для соблюдения вышеуказанных норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в материалы дела не представлено.
Возможность для соблюдения требований закона, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность у заявителя имелась.
Суд считает, что при осуществлении предпринимательской деятельности заявитель не проявил необходимой степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для предотвращения административного правонарушения, что повлекло за собой нарушение прав акционеров общества.
Общество является коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли, действующей на свой риск и обязанной осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства.
Обязанность по раскрытию информации возложена законом и Положением на юридическое лицо. Общество, возложившее исполнение рассматриваемой обязанности на свое должностное лицо, не освобождается от обязанности по раскрытию информации, а, следовательно, и от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанной обязанности. Более того, ни Федеральным законом от 26.04.1996 № 39-Ф3, ни Положением не установлено, что ответственность за нарушение порядка и сроков раскрытия информации несет исключительно должностное лицо, являющееся непосредственным исполнителем.
Арбитражным судом установлено, что процедура и сроки привлечения к административной ответственности соблюдены. Нарушения административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности не установлено.
Довод заявителя относительно того, что оспариваемое постановление было вынесено за пределами срока, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, является несостоятельным.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
Глава 15 КоАП РФ содержит перечень статей, предусматривающих ответственность, в том числе за совершение административных правонарушений в области рынка ценных бумаг.
Статья 15.19 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
Часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нераскрытие или нарушение эмитентом порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.
Объем раскрываемой информации, а также порядок и сроки раскрытия данной информации определены ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Таким образом событие совершенного обществом административного правонарушения выражается в нарушении законодательства о рынке ценных бумаг, в следствие чего срок привлечения к административной ответственности составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.
Как следует из оспариваемого постановления, а также из материалов дела об административном правонарушении, общество обязано было в срок до 15.11.2010 представить в РО ФСФР России в ЦФО ежеквартальный отчет за 3 квартал 2010 г.
Следовательно, днем совершения административного правонарушения является 16.11.2010.
Оспариваемое постановление было вынесено 06.04.2011, т.е. в пределах годичного срока, предусмотренного для привлечения лица к административной ответственности за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг.
Ссылка заявителя на Постановление Президиума ВАС РФ от 06.12.2005 № 9463/05 является необоснованной, поскольку указанный судебный акт был принят до вступления в силу Федерального закона от 09.02.2009 № 9-ФЗ.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 № 9-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг» в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ были внесены изменения, в соответствии с которыми постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 4 Закона № 9-ФЗ вышеуказанные изменения вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования Закона № 9-ФЗ, а именно 13.04.2009.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что постановление по делу об административном правонарушении от 06.04.2011 № 448-2010-Ю50-001-001 является законным и обоснованным. Материальных и процессуальных оснований для его изменения либо отмены не имеется.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
отказать открытому акционерному обществу «Снегиревские огнеупоры» в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней.
Судья М.В.Афанасьева