Арбитражный суд Московской области
Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996, www.asmo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва
«25» марта 2009 г. Дело № А41-2473/09
Резолютивная часть решения объявлена «19» марта 2009 г.
Решение изготовлено в полном объеме «25» марта 2009 г.
Арбитражный суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Е.В. Васильевой,
судей (заседателей)
протокол судебного заседания вел судья Е.В. Васильева,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Билборд ТВ»
к Администрации Мытищинского муниципального района Московской области
об оспаривании отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещён
от заинтересованного лица: ФИО1 (паспорт, доверенность от 09.06.2008 № 2008/06/09), ФИО2 (паспорт, доверенность от 20.01.2009 № 05-ДВ)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Билборд ТВ» обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным отказа Администрации Мытищинского муниципального района Московской области в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, содержащийся в письме Администрации от 30.12.2008 № И-6865-УД.
Заявитель в заседание суда не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Дело рассмотрено в порядке статьи 123 и части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие заявителя, извещенного о месте и времени рассмотрения спора надлежащим образом.
Администрация Мытищинского муниципального района Московской области возражает против удовлетворения заявленных требований. Доводы возражений указаны в отзыве.
Выслушав представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.
09.12.2008 ООО «Билборд ТВ» обратилось с заявлением о предоставлении места под установку рекламной конструкции размером информационного поля 3х6 м для размещения наружной рекламы по адресу: Московская область, г. Мытищи, газон кругового движения на пересечении Новомытищинского проспекта и ул. Комарова и выдачи разрешения на установку рекламной конструкции по указанному адресу (л.д. 26).
Администрация Мытищинского муниципального района Московской области своим письмом от 30.12.2008 № И-6865-УД сообщила, что рассмотрение обращения Общества не представляется возможным, поскольку в нарушение статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» ООО «Билборд ТВ» не представлен договор с собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором, а также указала, что к заявлению о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции не представлены документы согласно перечню, установленному Постановлением Главы Мытищинского муниципального района от 30.06.2008 № 1540 «О совершенствовании организации работы в сфере размещения наружной рекламы на территории Мытищинского муниципального района» (л.д. 25).
Заявитель считает, что данная позиция Администрации в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции является незаконной, так как нарушает права и законные интересы ООО «Билборд ТВ» и препятствует осуществлению деятельности по размещению рекламы на территории Мытищинского муниципального района Московской области, в связи с чем обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Это предполагает возможность заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений указанной статьи и учитывая разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данные в Постановлении № 6/8 от 01.07.1996, основанием для принятия решения суда о признании незаконным ненормативного правового акта, решения государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является одновременное несоответствие этого ненормативного правового акта либо решения закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Так, судом установлено, что правоотношения, связанные с выдачей разрешения на установку рекламных конструкций регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
На основании пункта 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. При этом, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако, судом установлено и из материалов дела усматривается, что ООО «Билборд ТВ» не было представлено Договора, предусмотренного законом при обращении в Администрацию Мытищинского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении места под установку рекламной конструкции размером информационного поля 3х6 м для размещения наружной рекламы по адресу: Московская область, г. Мытищи, газон кругового движения на пересечении Новомытищинского проспекта и ул. Комарова и выдачи разрешения на установку рекламной конструкции по указанному адресу.
Данный факт не опровергается заявителем.
Между тем, пунктами 9 и 11 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» определено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
К указанному заявлению прилагаются:
1) данные о заявителе - физическом лице либо данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
2) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.
В силу пункта 12 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий.
Следовательно, перечень документов прилагаемых к заявлению не является исчерпывающим и уполномоченному органу местного самоуправления предоставлено право истребования дополнительных документов и сведений с соблюдением запретов, предусмотренных пунктом 12 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
На муниципальном уровне порядок выдачи разрешений регламентируется Порядком выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории Мытищинского муниципального района, утверждённым Постановлением Главы Мытищинского муниципального района Московской области от 30.06.2008 № 1540.
Согласно пункту 2 Порядка выдачи разрешений на установку рекламных конструкций заявитель представляет в Администрацию Мытищинского муниципального района Московской области:
- заявление о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции на имя Главы Мытищинского муниципального района с указанием адреса предполагаемого места установки рекламной конструкции и ее типа;
- документ об оплате государственной пошлины на распространение и (или) размещение наружной рекламы на территории Мытищинского муниципального района;
- сведения о заявителе: для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - адрес местонахождения (юридический и фактический), копия устава (для юридических лиц), копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, банковские реквизиты, должность и фамилия руководителя и главного бухгалтера, номер телефона, копии свидетельства о регистрации; для физических лиц - фамилия, имя, отчество, паспортные данные и место регистрации;
- адрес и ситуационный план из Управления архитектуры и градостроительства Администрации Мытищинского муниципального района (масштаб 1:2000) предполагаемого места размещения рекламной конструкции;
- схема органов ГИБДД предполагаемого места размещения рекламной конструкции (в части установки конструкций, требующих согласования органов ГИБДД в соответствии с настоящим Порядком);
- GРS-координаты предполагаемого места размещения рекламной конструкции;
- цветные фотографии (10 х 15 см) рекламного места с нанесенной на него в масштабе рекламной конструкцией и без неё, а также размещенного рекламного изображения, на фотобумаге и электронном носителе;
- технический проект рекламной конструкции и (или) адресный расчет на прочность и устойчивость рекламной конструкции, ее габаритный чертеж; проект рекламной конструкции и ее размещения должен быть выполнен проектной организацией в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, техническими условиями, государственными стандартами, техническими регламентами и другими нормативными актами. Проектные организации отвечают за качество проекта, за соответствие проекта государственным нормам, правилам, стандартам, техническим условиям, техническим регламентам;
- дизайн-проект рекламной конструкции, предполагаемое место размещения которой находится в черте города Мытищи, согласованный с Управлением архитектуры и градостроительства Администрации Мытищинского муниципального района;
- заключение технической экспертизы на соответствие проектной документации действующим государственным стандартам и СНиП;
- письменное согласие собственника на установку рекламной конструкции и (или) договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключённый в соответствии с Федеральным законом «О рекламе»;
- иные документы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, муниципальными правовыми актами Мытищинского муниципального района.
Как видно из материалов дела, ООО «Билборд ТВ» при обращении в Администрацию Мытищинского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении места под установку рекламной конструкции размером информационного поля 3х6 м для размещения наружной рекламы по адресу: Московская область, г. Мытищи, газон кругового движения на пересечении Новомытищинского проспекта и ул. Комарова и выдачи разрешения на установку рекламной конструкции по указанному адресу представило не все необходимые и предусмотренные Порядком выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории Мытищинского муниципального района, утверждённым Постановлением Главы Мытищинского муниципального района Московской области от 30.06.2008 № 1540, документы (л.д. 26), что свидетельствует о нарушении Обществом требований статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и пункта 2 Порядка выдачи разрешений на установку рекламных конструкций.
В соответствии с пунктом 14 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов.
Таким образом, разрешение вопроса о возможности установки рекламной конструкции или об отказе заявителю в выдаче разрешения на установку ставится в зависимость от наличия у уполномоченного органа достаточной информации и необходимого перечня документов для принятия решения.
Двухмесячный срок, определённый пунктом 14 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», начинает течь с даты получения органов необходимых документов.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Администрацией вопрос о выдаче разрешения не мог быть рассмотрен по существу в связи с необходимостью получения дополнительных документов, возможность рассмотрения этого вопроса в отсутствие установленного перечня документов законом не предусмотрена.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что оспариваемое заявителем письмо является индивидуальным актом, носит информационный, разъяснительный характер, т.е. является решением о предоставлении заявителю информации. Поводом принятия оспариваемого решения явилось заявление, а правовым основанием - статья 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в силу пункта 6 статьи 8 которого решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд. Возможность обжалования решения о предоставлении информации данным Федеральным законом не предусмотрена.
Оспариваемое письмо, являясь решением о предоставлении информации, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает на заявителя незаконно каких-либо обязанностей.
Письмо издано уполномоченным органом местного самоуправления, поскольку на основании пункта 3.1. Порядка размещения и распространения рекламы на территории Мытищинского муниципального района, утвержденного решением Совета депутатов Мытищинского муниципального района от 25.12.2007 № 60/19, полномочиями по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории Мытищинского муниципального района, выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций, принятии решений об отказе в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, об аннулировании разрешений на установку рекламных конструкций наделена Администрация Мытищинского муниципального района Московской области.
При таких обстоятельствах, Администрацией доказано, судом установлено и подтверждено материалами дела, что письмо от 30.12.2008 № И-6865-УД, оспариваемое заявителем по настоящему делу, направлено ООО «Билборд ТВ» в соответствии с действующим законодательством, тем самым не усматривается нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Десятом арбитражном апелляционном суде.
Судья Е.В. Васильева