ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-30872/20 от 11.08.2020 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

       107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва              

14 августа 2020 года                                                                                                     Дело №А41-30872/20

Резолютивная часть объявлена 11 августа 2020

Полный текст решения изготовлен 14 августа 2020

Арбитражный суд Московской области в лице судьи Кулматова Т.Ш., при ведении протокола судебного заседания секретарем Блиновой А.Р., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление

ООО "РАДИАНТ +" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к ООО «Тепловые сети г. Железнодорожный» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

с требованиями, с учетом изменения предмета иска, принятого судом к производству:

взыскать с ООО «Тепловые сети г. Железнодорожный» в пользу ООО «РАДИАНТ+»:

- неосновательно полученных денежных средств в размере 1319 959,28 руб.;

- расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 руб.;

- расходы по оплате государственной пошлины,

при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, согласно протоколу судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

ООО "РАДИАНТ +" (истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "Тепловые сети" (ответчик) с требованиями, с учетом изменения предмета иска, принятого судом к производству:

взыскать с ООО «Тепловые сети г. Железнодорожный» в пользу ООО «РАДИАНТ+»:

- неосновательно полученные денежные средства в размере 1319 959,28 руб.;

- расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 руб.;

- расходы по оплате государственной пошлины.

В ходе судебного заседания представитель истца представил заявление об уменьшении исковых требований и пояснил, что при подготовке исковых требований произошла техническая ошибка, неверно посчитан НДС за период с октября 2017 года по декабрь 2018 года, включительно. Расчет откорректирован и согласован с ООО «Тепловые сети г. Железнодорожный». Поэтому вместо исковых требований о взыскании неосновательно полученных денежных средств в размере 1700177 (один миллион семьсот тысяч сто семьдесят семь) рублей 02 копейки  следует читать: взыскание неосновательно полученных денежных средств в размере 1319 959,28 руб.

В обоснование заявления истец представил согласованный и подписанный истцом и ответчиком расчет неосновательного обогащения.

Суд в соответствии со ст. 49 АПК РФ принял уточнение предмета иска к производству.

В представленном в материалы дела отзыве ответчик ссылался на то, что расчет истца неверен, признавал долг частично.

Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, Арбитражный суд Московской области  полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Между ООО «Тепловые сети г. Железнодорожный» (далее Ответчик) и ООО «РАДИАНТ+» (далее Истец) заключен договор теплоснабжения № 384 от 01.0Р.2008 в отношении многоквартирного дома № 4, корпус 1 по адресу: Московская обл., ул. Автозаводская, г. Железнодорожный.

Согласно п. 1.1. Договора ООО «Теплосети» обязуется подавать Потребителю тепловую энергию от котельной № 7 на теплоснабжение многоквартирного жилого дома, находящегося под управлением ООО «Радиант +», расположенного по адресу: <...>, а Потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный Договором режим ее потребления.

Согласно п. 4.1. расчеты по настоящему договору производятся на основании платежных документов, оформленных Теплоснабжающей организацией. Потребитель обязуется получать платежные документы для оплаты потребленной тепловой энергии в Теплоснабжающей организации (каб. № 70) до 8 числа месяца, следующего за расчетным месяцем.

Общедомовой прибор учета тепловой энергии учитывает количество тепловой энергии, подаваемой как на услугу отопление, так и на услугу горячего водоснабжения жителям дома за период с 01 октября 2017 года по 24 июня 2019 года фактически оплачено за тепловую энергию 11459311 рублей 61 копеек, из которых за ГВС оплачено 4376373 рубля 95 копеек.

При этом в многоквартирном доме имеются отдельные приборы учета (ОДПУ), установленные на трубопроводах, по которым подается тепловая энергия на отопление, и отдельные приборы учета (ОДПУ), установленные на трубопроводах, по которым подается тепловая энергия для оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а также приборы учета (ОДПУ), учитывающие объем потребленной домом горячей воды в кубических метрах (копии Актов снятия показаний прилагаются).

Истец считает неправомерным выставление счетов со стороны ООО «Теплосети» на оплату горячего водоснабжения по прибору учета (ОДПУ), учитывающему ресурс тепловой энергии в Гкал, без применения показаний ОДПУ учитывающему объем горячего водоснабжения в куб.м, и норматива подогрева воды.

Суд полагает доводы истца обоснованными, а иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения по подаче абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме Удалее - МКД) подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6.2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федераций, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно п. 15 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение* электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных: тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 88 «Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.

В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 года № 129 (вступило в силу 28 февраля 2015 года) внесены изменения в «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 и «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306.

Пунктом 38 Правил № 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В соответствии с пунктом 42 Правил № 354, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к Правилам № 354, исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета - исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.

В целях учета всего объема (количества) коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, пунктом 40 Правил № 354 определено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. При этом в случае установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду приходящийся на жилое или нежилое помещение, объем холодной воды, использованной на общедомовые нужды при потреблении коммунальных услуг горячего водоснабжения, распределяется в отношении коммунальных услуг по горячему водоснабжению на общедомовые нужды по формуле 11.2 приложения № 2 к Правилам №354.

Вместе с тем, Правилами № 354 не предусмотрено применение Тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК РФ.

Учитывая изложенное, Правилами № 354 предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению,

В связи с этим соответствующими изменениями, внесенными в Правила № 306, предусматривается, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом Помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения. Так, согласно пункту 7 Правил № 306, при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели: в жилых помещениях - куб. метр холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека; на общедомовые нужды - куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв, метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Данный принцип обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.

В этой связи порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами № 354, полностью соответствует требованиям ЖК РФ и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.

Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

В соответствии с распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 09.12.2014 № 162-РВ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления», с 01.01.2015 применяются нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, действующие в муниципальных образованиях Московской области.

Постановлением № 4566 главы городского округа Железнодорожный от 27.11.2009г., в части на подогрев воды утвержден норматив - 0,056 Гкал/куб.м. воды.

Сумма, за тепловую энергию начисленная с применением показаний ОДПУ учитывающему объем горячего водоснабжения в куб.м, и норматив подогрева воды 2 676 196 рублей 93 копейки.

Гражданские права и обязанности управляющей организацией или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество, кооператив) по осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, возникают из договоров ресурсоснабжения, заключаемых в порядке, предусмотренном Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124 (далее, соответственно - постановление № 124, Правила № 124).

Согласно подпунктам "г", "е" пункта 17 Правил № 124 порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса, порядок оплаты коммунального ресурса являются существенными условиями договора ресурсоснабжения.

При этом во взаимосвязи с требованиями Правил № 124 при заключении договора ресурсоснабжения подлежат применению также Требования при осуществлении расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 253.

Пунктом 4 Требований № 253 установлено, что в пользу ресурсоснабжающих организаций подлежат перечислению денежные средства, поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты именно коммунальных услуг.

При этом пунктом 5 Требований № 253 предусмотрено, что размер платежа исполнителя коммунальной услуги, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в зависимости от оплаты потребителем соответствующей коммунальной услуги в полном размере, указанном в платежном документе, либо при частичной оплате, что в полной мере корреспондирует с указанными выше нормами Правил № 124.

Размер платежа исполнителя коммунальной услуги в пользу ресурсоснабжающей организации подлежит определению с учетом количества денежных средств, поступивших от потребителей коммунальных услуг, а также с учетом объемов коммунальных ресурсов в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Кроме того, управляющие организации (товарищества, кооперативы) являясь исполнителями коммунальных услуг в многоквартирном доме, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальный ресурс не для перепродажи, а для предоставления соответствующей коммунальной услуги потребителям и оплачивают потребленный в таком многоквартирном доме объем коммунального ресурса из платежей, поступивших от потребителей за коммунальную услугу.

Управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.

При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления.

Пунктом 5 Требований № 253 установлено, что размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами № 354 (при оплате потребителем в полном объеме), а при оплате потребителем не в полном объеме - размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период.

Исходя из этого, товарищество собственников жилья обязано покрывать обязательства перед ресурсоснабжающими организациями за объем коммунального ресурса за счет средств, поступивших от потребителей в оплату потребленных коммунальных услуг по горячему водоснабжению, то есть рассчитанного исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Вне зависимости от договоренности стороны обязаны следовать императивным нормам, которые регулируют порядок расчетов за оказанные коммунальные услуги.

Указанная правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (определение Верховного Суда РФ от 15.08.2017 по делу N 305-ЭС17-8232, А4127683/2016).

По вышеизложенным основаниям, суд полагает, что применяемый ответчиком порядок начисления платы за горячую воду, поставляемому ООО «РАДИАНТ+» не соответствовал требованиям законодательства.

При этом разница между начисленной и оплаченной за поставленный объем тепловой энергии и начисленной с применением показаний ОДПУ учитывающему объем горячего водоснабжения в куб.м, и норматив подогрева воды, с учетом уточненных требований, принятых судом к производству, составляет 1319959,28 руб., согласно расчету, представленному суду истцом.

Возражений против уточненных исковых требований ответчик не представил, доказательств оплаты долга не представил, как и возможный контррасчет задолженности. В представленном истцом согласованном расчете имеется подпись генерального директора ответчика и соответствующая печать.

В соответствии со ст. 1002 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса РФ.

При вышеуказанных обстоятельствах, принимая во внимание расчет истца, согласованный с ответчиком, суд приходит к выводу о том, что в связи с необоснованным взиманием с истца оплаты за тепловую энергию, используемую для предоставления услуг горячего водоснабжения, без учета нормативов подогрева воды, на стороне ответчика образовалась неосновательное обогащение в испрашиваемом размере за период с 01.10.2017 по 24.06.2019.

В этой связи требование истца о взыскании с ООО «Тепловые сети г. Железнодорожный» в пользу ООО «РАДИАНТ+» неосновательно полученных денежных средств в размере 1319959,28 руб. подлежит удовлетворению в полном объеме.

Истцом заявлено также требование о взыскании с ответчика расходов.

В обоснование данного требования истец представил Договор об оказании юридической помощи от 01.11.2019, заключенный между истцом и ООО «ЮК «Спектр Защиты», счет на оплату от 19.02.2020 и платежное поручение № 358 от 12.05.2020 о выплате ООО «ЮК «Спектр Защиты» денежных средств на сумму 20000 руб.

Возражений против данного требования ответчиком не представлено.

В соответствии со ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде (ст. 106 АПК РФ).

Статьей 110 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

В соответствии с п. 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 г. № 82, при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя принимаются во внимание: относимость расходов к делу; объем и сложность выполненных работ; нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в данном регионе стоимость на сходные услуги с учетом квалификации лица, оказывающего услуги; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения дела; другие обстоятельства, свидетельствующие о разумности этих расходов.

Согласно пункту 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах", при выплате представителю вознаграждения, обязанность по уплате и размер которого были обусловлены исходом судебного разбирательства, требование о возмещении судебных расходов подлежит удовлетворению с учетом оценки их разумных пределов.

Таким образом, для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой принят судебный акт, значение имеет единственное обстоятельство: понесены ли соответствующие расходы. Независимо от способа определения размера вознаграждения (почасовая оплата, заранее определенная твердая сумма гонорара, абонентская плата, процент от цены иска) и условий его выплаты (например, только в случае положительного решения в пользу доверителя) суд, взыскивая фактически понесенные судебные расходы, оценивает их разумные пределы.

При решении вопроса о распределении судебных расходов необходимо учитывать правовую позицию, изложенную в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.1999 N 48, в соответствии с которой размер вознаграждения исполнителю должен определяться в порядке, предусмотренном статьей 424 ГК РФ, с учетом фактически совершенных им действий (деятельности).

Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым – на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Именно поэтому в ч. 2 ст. 110 АПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

Вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе уменьшать их произвольно.

Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ).

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (п. 13 постановления ВС РФ № 1).

Исходя из требований истца, он просит взыскать расходы на оплату услуг представителя при рассмотрении дела в суде в размере 20000 руб.

В обоснование представлены надлежащие доказательства.

Представленными документами подтвержден факт оказания представителем услуг по защите прав и интересов истца при рассмотрении иска.

Суд приходит к выводу о том, что заявленная истцом сумма расходов на оплату услуг представителя в сумме 20000 руб. является обоснованной, основания к снижению судом не установлены, в этой связи подлежит удовлетворению.

Расходы истца по оплате государственной пошлины относятся на ответчика в соответствии ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Излишне оплаченная госпошлина подлежит возврату истцу из федерального бюджета (ст. 333.40 НК РФ).

Определением от 26.02.2020 по делу №А41-110621/19, судья Арбитражного суда Московской области Поморцева Н.А., оставлено без рассмотрения исковое заявление ООО «РАДИАНТ +» к ООО «Тепловые сети г. Железнодорожный», произведен возврат государственной пошлины.

В этой связи истец просил уплаченную госпошлину по делу №А41-110621/19 зачесть по настоящему делу.

В подтверждение зачета истец представил соответствующий судебный акт и платежное поручение № 37860 от 19.12.2019 на сумму 37860 руб.

Пунктом 7 статьи 333.40 НК РФ определено, что возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 НК РФ (статьи 78, 79 НК РФ). Зачет или возврат| излишне уплаченных сумм налогов и сборов производится в соответствии со статьей 78 НК РФ. Пунктом 1 данной статьи установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика, поэтому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику.

В этой связи расходы истца по оплате государственной пошлины в размере 26200 руб. подлежит взысканию с ответчика, а излишне уплаченная часть госпошлины в размере 11660 руб. по платежному поручению № 797 от 19.12.2019 возврату ООО «РАДИАНТ+» из федерального бюджета Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 148, 149, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московской области,

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Взыскать с ООО «Тепловые сети г. Железнодорожный» в пользу ООО «РАДИАНТ+»:

- неосновательно полученные денежные средства в размере 1319959,28 руб.;

- расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 руб.;

- расходы по оплате государственной пошлины в размере 26200 руб.

Возвратить ООО «РАДИАНТ+» из федерального бюджета Российской Федерации излишне уплаченную часть госпошлины в размере 11660 руб. по платежному поручению № 797 от 19.12.2019.

Выдать исполнительный лист в порядке, предусмотренном ст. 319 АПК РФ.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Десятом арбитражном апелляционном суде.

Судья                                                         Т.Ш. Кулматов