ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-32066/20 от 27.07.2020 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

          053 , проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва

04 августа 2020 года                                                                                                       Дело №А41-32066/20

Резолютивная часть решения объявлена 27 июля 2020 года

Полный текст решения изготовлен 04 августа 2020 года

Арбитражный суд Московской области в составе судьи А.В. Цховребовой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению Прокуратуры Московской области

к Главному государственному строительному надзору Московской области

третье лицо: ООО «ЛИДЕР ГРУПП ДОМОДЕДОВО»

о признании незаконным и отмене определения от 14.04.2020 № 07вх-3620

при участии в судебном заседании: согласно протоколу судебного заседания

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Московской области (далее – заявитель, прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению государственного строительного надзора Московской области (далее – управление, Главгосстройнадзор, заинтересованное лицо); третье лицо: ООО «ЛИДЕР ГРУПП ДОМОДЕДОВО»
(далее также – застройщик, общество) о признании незаконным и отмене определения Главгосстройнадзора от 14.04.2020 № 07вх-3620.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, изложили процессуальные позиции по рассматриваемому спору.

Представитель прокуратуры, поддержав заявленные требования, просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель административного органа выразил несогласие с заявлением прокуратуры по доводам своего отзыва и дополнения к нему. Настаивал, что возбуждение дела об административном правонарушении по части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ относится исключительно к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Дело рассмотрено в порядке статьи 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствии представителей третьего лица извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Отзыв на заявление от третьего лица не поступал.

В соответствии с частью 6 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.

Исследовав материалы дела в полном объеме, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, судом установлено следующее.

Как следует из материалов дела, во исполнение распоряжения прокуратуры Московской области от 08.11.2019 № 151/7р «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере долевого строительства многоквартирных домов, осуществляемого с привлечением денежных средств граждан» Домодедовской городской прокуратурой Московской области проведены проверочные мероприятия в части порядка размещения обществом информации в ЕИСЖС. Установлено, что строительство многоквартирного жилого дома, расположенного
по адресу: Московская область, г. Домодедово, мкр. Востряково, 3 (далее – МКД,
объект строительства), на основании выданного Администрацией г.о. Домодедово разрешения
на строительство от 16.06.2014 №
RU50308000-РСЮ/200 осуществляет застройщик –
ООО «ЛИДЕР ГРУПП ДОМОДЕДОВО».

В ходе мониторинга данных интернет-ресурса Единой информационной системы жилищного строительства https://наш.дом.рф/ (далее – ЕИСЖС), осуществленного в рамках указанных мероприятий, прокуратурой выявлены факты ненадлежащего заполнения информационной системы. Выявлены нарушения требований Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214-ФЗ), выразившиеся в следующем. Последние фото размещены в ЕИСЖС 05.12.2019. Указанные фотоматериалы не содержат сведения о дате проведения съемки. Отсутствует основная фотография объекта. Актуализация редакций проектной документации на сайте не осуществлена: размещены не все редакции (версии) проектной документации. При этом срок разрешения на строительство продлевался не менее 5 раз в период с 2017 по 2019 годы. Не размещены документы, подтверждающие права застройщика на земельный участок (участки), на котором осуществляется строительство объекта (объектов) недвижимости.

Домодедовской городской прокуратурой 19.02.2020 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении  от 19.02.2020 с материалами переданы для рассмотрения в Главное управление государственного строительного надзора Московской области.

Определением Главгосстройнадзора от 14.04.2020 постановление о возбуждении производства об административном правонарушении и другие материалы дела возвращены прокуратуре. По мнению заинтересованного лица, прокуратура не наделена полномочиями по возбуждению дел за совершение правонарушения по признакам правонарушения предусмотренного по статье 13.19.3 КоАП РФ.

Полагая определение о возращении административного дела, вынесенным без законных на то оснований, прокуратура обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1
«О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 1 статьи 21 Закона о прокуратуре).

При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре.

В пункте 2 статьи 21 Закона о прокуратуре установлено, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

вносит представление об устранении нарушений закона.

Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно (статья 22 Закона о прокуратуре).

Таким образом, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона и направить в адрес должностных лиц представление об устранении выявленных нарушений.

При обнаружении признаков административного правонарушения прокурор вправе возбудить производство об административном правонарушении.

Частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за неразмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в единой информационной системе жилищного строительства должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или его территориального органа, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, застройщиком, публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства», иным лицом, которые в соответствии с федеральными законами обязаны размещать информацию в единой информационной системе жилищного строительства, их должностными лицами или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации.

Объектом указанного административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с размещением предусмотренной Законом № 214-ФЗ информации в единой информационной системе жилищного строительства.

Объективная сторона правонарушения выражается в неразмещении в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в единой информационной системе жилищного строительства либо в нарушении установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации, либо в размещении информации не в полном объеме, либо размещение заведомо искаженной информации.

К числу субъектов административного правонарушения по части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ отнесены, в том числе, застройщики.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов, а также гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регламентированы Законом № 214-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Закона № 214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации (раскрывает информацию), предусмотренной настоящим законом, путем размещения ее в единой информационной системе жилищного строительства, указанной в статье 23.3 настоящего закона. Информация считается раскрытой после ее размещения в указанной системе.

ЕИСЖС представляет собой систему, функционирующую на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном строительстве, а также иной информации, связанной с жилищным строительством (часть 1 статьи 23.3 Закона № 214-ФЗ).

Частью 3 статьи 23.3 Закона № 214-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату спорного постановления) определено, что информация, содержащаяся в системе, подлежит размещению на сайте единого института развития в жилищной сфере в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Информация, содержащаяся в системе, является открытой и общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень подлежащей размещению в системе информации, которую обязан раскрывать застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, установлен частью 2 статьи 3.1 Закона № 214-ФЗ.

Так, согласно части 2 статьи 3.1 Закона № 214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан раскрывать, в том числе следующую информацию: градостроительный план земельного участка; схему планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия

Согласно части 3 статьи 3.1 Закона № 214-ФЗ информация, указанная в части 2 настоящей статьи, подлежит размещению в единой информационной системе жилищного строительства, указанной в статье 23.3 настоящего Федерального закона, в течение пяти рабочих дней после дня получения заключения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанного в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 настоящего Федерального закона. Фотографии, указанные в пункте 8 части 2 настоящей статьи, подлежат размещению в указанной системе ежемесячно. Сведения, указанные в пункте 11 части 2 настоящей статьи, подлежат размещению застройщиком в указанной системе на ежеквартальной основе одновременно с размещением информации, предусмотренной частью 5 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 4 статьи 23.3 Закона № 214-ФЗ застройщики обязаны размещать в системе информацию, раскрытие которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, а также правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости.

Как следует из материалов дела, в действиях (бездействии) общества должностными лицами прокуратуры установлено нарушение норм пунктов 1, 2, 4 статьи 3.1, статьи 3.2 Закона № 214-ФЗ, подпункта «л» пункта 9 Правил размещения информации субъектами информации, обязательное размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, в единой информационной системе жилищного строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2019 № 319.

Основания для возбуждения дела об административном правонарушении предусмотрены нормами части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, которыми предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 13.19.1, статьей 13.19.3 (за исключением административных правонарушений, совершенных застройщиком, должностными лицами застройщика), возбуждаются прокурором.

При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Как разъяснено в Постановлении Постановление Арбитражного суда Московского округа
от 28.01.2020 по делу № А40-7025/2019 часть 1 статьи 28.4 КоАП РФ устанавливает исключительную компетенцию прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и определяет дополнительную компетенцию прокурора, допуская возможность возбуждения прокурором (наряду с другими уполномоченными административными органами) любых дел об административном правонарушении при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5.2 Постановления от 17.02.2015
№ 2-П указал, что согласно пункту 2 статьи 21 Закона о прокуратуре проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со статьей 10 указанного Федерального закона, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 02.05.2006 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», так и в любых открытых источниках.

С учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях.

Правомерность возбуждения дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ, в отношении застройщиков прокурорами также подтверждена судебной практикой рассмотрения дел об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях (в том числе, постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020 по делу № А41-480/20).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что должностными лицами органов прокуратуры правомерно вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.02.2020.

Учитывая изложенное, у Главгосстройнадзора законные основания для возвращения постановления и других материалов дела отсутствовали. Следовательно, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить Определение о возращении постановления о возбуждении производства об административном правонарушении и других материалов дела, вынесенное Главным управлением государственного строительного надзора Московской области 14.04.2020
по делу № 07вх-3620.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в установленном процессуальным законодательством сроки и порядке.

Судья                                                          А.В. Цховребова