Арбитражный суд Московской области
107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
01 июля 2021 года Дело №А41-33547/21
Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2021 года
Полный текст решения изготовлен 01 июля 2021 года
Арбитражный суд Московской области в составе: судьи Е.С. Криворучко ,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.Н. Ераксиным,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов
к Ленинскому РОСП ГУ ФССП России по Московской области, начальнику отдела-старшему судебному приставу Ленинского районного отделения судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Московской области, ГУ ФССП России по Московской области,
третье лицо: ТСЖ «РАСТОРГУЕВО»,
о признании незаконным бездействия,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1 паспорт, доверенность от 20.01.2021 №37, диплом,
от заинтересованных лиц – не явились, извещены,
от третьего лица – не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (далее – заявитель, взыскатель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Ленинскому РОСП ГУ ФССП России по Московской области, начальнику отдела-старшему судебному приставу Ленинского районного отделения судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Московской области, ГУ ФССП России по Московской области (далее – заинтересованное лицо, служба судебных приставов) с требованиями:
1.Признать незаконным бездействие начальника отдела - старшего судебного пристава Ленинского районного отдела судебных приставов ФИО2, выразившееся в том, что исполнительное производство по заявлению Фонда не было возбуждено;
2. Обязать начальника отдела - старшего судебного пристава Ленинского районного отдела судебных приставов устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Фонда путем принятия к исполнению исполнительного листа серии ФС№ 024416819;
3. Обязать начальника отдела - старшего судебного пристава Ленинского районного отдела судебных приставов направить в адрес Фонда постановление о возбуждении исполнительного производства в установленные статьей 64.1 Закона № 229-ФЗ сроки;
4. Обязать начальника отдела - старшего судебного пристава Ленинского районного отдела судебных приставов в случае если исполнительное производство было возбуждено - направить в адрес Фонда отчет о принятых мерах в рамках исполнительного производства в установленные статьей 64.1 Закона № 229-ФЗ сроки.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Дело рассматривается в соответствии с нормами ст. 153 АПК РФ или ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствии представителей заинтересованных и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда http://kad.arbitr.ru/, не представивших письменных возражений против рассмотрения в отсутствие представителей.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.
08.12.2020 заявителем в адрес заинтересованного лица направлен исполнительный лист ФС № 024416819, выданный на основании решения Арбитражного суда Московской области от 25.12.2019 по делу А41-89586/19 (ИСХ-21438/18 от 04.12.2020 об обязании ТСЖ «РЛСТОРГУЕВО» предоставить Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов отчеты по сбору и перечислению взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах за период с мая 2014 года по декабрь 2017 года по агентскому договору № 1605 от 15.06.2015).
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 12571454021446 заявление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа прибыло в место вручения (Ленинский районный отдел судебных приставов) 12.12.2020, вручено адресату 17.12.2020.
По состоянию на 22.04.2021 Фондом не получено постановление о возбуждении исполнительного производства, постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства также не поступало.
В связи с тем, что на официальном сайте судебных приставов - https://fssp.gov.ru/ отсутствует информация о возбуждении исполнительного производства, на основании указанного исполнительного листа, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 ст. 329 АПК РФ установлено, что решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 данного Кодекса.
В соответствии со ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и части 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу акты арбитражных судов обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части 2 ст. 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Условия и порядок совершения действий судебным приставом-исполнителем регламентируются нормами Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Согласно ст. 2 Закона об исполнительном производстве, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Одним из принципов осуществления исполнительного производства в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона об исполнительном производстве является своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Обязанность принятия мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов возложена на судебных приставов-исполнителей ст. 5 Закона об исполнительном производстве и частью 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее – Закон о судебных приставах).
Согласно ст. 13 Закона о судебных приставах судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Из части 1 ст. 36 Закона об исполнительном производстве следует, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 данной статьи.
На основании указанных норм судебный пристав-исполнитель обязан предпринять предусмотренные законодательством об исполнительном производстве меры в целях исполнения требований исполнительного документа.
Бездействие службы судебных приставов, выразившееся в невыполнении исполнительных действий в установленный Законом об исполнительном производстве срок, является прямым нарушением норм этого Закона и приводит к нарушению прав и законных интересов взыскателя.
Согласно ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено названным Федеральным законом.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 8 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
В силу п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановлении об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона.
Содержание исполнительного документа, представленного в материалы дела, не позволяет сделать вывод, что он не соответствует требованиям, предъявленным к исполнительным документам, установленным ст. 13 Закона об исполнительном производстве, для целей отказа в возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с положениями статьи 6.1 Закона об исполнительном производстве федеральная служба судебных приставов создает и ведет, в том числе в электронном виде, банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц (далее - банк данных).
Частью 3 данной статьи установлено, что общедоступными являются следующие сведения, содержащиеся в банке данных: 1) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица; 2) вид исполнительного документа, его номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ; 3) дата возбуждения исполнительного производства; 4) номер исполнительного производства; 5) наименование должника (для граждан - фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения, место рождения; для организаций - наименование и юридический адрес); 6) требование, содержащееся в исполнительном документе, за исключением требования, содержащегося в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, текст которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит размещению в сети "Интернет", и данных о взыскателе; 6.1) сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу; 7) наименование и адрес подразделения судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство; 9) сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 указанного закона, или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона.
Положения ч.4 ст. 6.1 Закона об исполнительном производстве указывают, что сведения, указанные в части 3 данной статьи, являются общедоступными, а также сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона, или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 данного Федерального закона, которые являются общедоступными в течение трех лет со дня окончания исполнительного производства.
В соответствии с п. 3.1 приказа ФССП России от 12.05.2012 г. N 248 сведения (документы), получаемые Федеральной службой судебных приставов в ходе деятельности, вносятся в банк данных в подразделении службы по месту их получения. Сведения (документы), формируемые Федеральной службой судебных приставов в ходе деятельности, вносятся в банк данных в подразделении службы по месту их формирования. Должна обеспечиваться идентичность введенных в банк данных сведений (документов) и состава номенклатурных дел, за исключением документов, вынесенных в электронном виде.
В п. 3.2 указано, что сведения (документы) должны быть внесены в банк данных в течение одного дня с момента их поступления (формирования).
На основании статьи 13 Закона о судебных приставах судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Не совершение перечисленных действий, направленных на своевременное и полное исполнение требований исполнительного документа, может быть признано арбитражным судом – незаконным бездействием.
В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (п.5 ст. 200 АПК РФ).
Анализируя, представленные в материалы дела документы арбитражный суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае начальником отдела-старшего судебного пристава Ленинского районного отделения судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Московской области, допущено незаконное бездействие, в части не рассмотрения заявления Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов от 04.12.2020 №ИСХ-21438/18 о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа Арбитражного суда Московской области серии ФС № 024416819 по делу № А41-89586/19 и не направления в адрес взыскателя копии постановления по результатам рассмотрения.
Доказательств принятия заинтересованным лицом, предусмотренных Законом об исполнительном производстве постановлений по результатам рассмотрения заявления поступившего в службу судебных приставов 17.12.2020, в установленный законодателем трехдневный срок заинтересованным лицом во исполнение положений ст. 65 и п.5 ст. 200 АПК РФ ни в материалы дела, ни на обозрение суда не представлено.
В силу части 3.1 ст. 70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Оценивая процессуальное поведение судебного пристава-исполнителя по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает обстоятельства дела, изложенные в рассматриваемом заявлении, признанными заинтересованным лицом.
С учетом приведенных норм права и фактических обстоятельств дела, в не осуществлении судебным приставом-исполнителем возложенных на него полномочий, как того требует Закон об исполнительном производстве, признается арбитражным судом – незаконным бездействием, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере осуществлении им экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ,арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу, что бездействием заинтересованного лица нарушены принципы исполнительного производства, установленные ст. 4 Закона об исполнительном производстве и Закона о судебных приставах, в связи с чем требование заявителя о признании незаконным бездействия начальника отдела-старшего судебного пристава Ленинского районного отделения судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Московской области, в части не рассмотрения заявления Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов от 04.12.2020 №ИСХ-21438/18 о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа Арбитражного суда Московской области серии ФС № 024416819 по делу № А41-89586/19 и не направления в адрес взыскателя копии постановления по результатам рассмотрения, признается судом обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Признание незаконным несвоевременного совершения судебным приставом-исполнителем исполнительных действий влечет за собой обязание судебного пристава-исполнителя немедленно эти действия совершить (ч. 7 ст. 201 АПК РФ).
В связи с изложенным арбитражный суд считает возможным в части восстановления нарушенного права заявителя возложить на начальника отдела-старшего судебного пристава Ленинского районного отделения судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Московской области, рассмотреть заявления Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов от 04.12.2020 №ИСХ-21438/18 о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа Арбитражного суда Московской области серии ФС № 024416819 по делу № А41-89586/19 и направить в адрес взыскателя копию постановления по результатам рассмотрения.
Поскольку у суда отсутствуют какие-либо сведения о соответствии указанного исполнительного листа закону, а также сведения о наличии и/или отсутствие у судебного пристава-исполнителя, предусмотренных законом оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства, требования заявителя в части обязания возбудить исполнительное производство и направить в адрес заявителя постановление о возбуждении исполнительного производства, а также обязания направить в адрес Фонда отчет о принятых мерах в рамках исполнительного производства в установленные статьей 64.1 Закона № 229-ФЗ сроки, признается судом не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, -
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие начальника отдела-старшего судебного пристава Ленинского районного отделения судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Московской области, в части не рассмотрения заявленияФонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов от 04.12.2020 №ИСХ-21438/18 о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа Арбитражного суда Московской области серии ФС № 024416819 по делу № А41-89586/19 и не направления в адрес взыскателя копии постановленияпо результатам рассмотрения.
Обязать начальника отдела-старшего судебного пристава Ленинского районного отделения судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Московской области, рассмотреть заявленияФонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов от 04.12.2020 №ИСХ-21438/18 о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа Арбитражного суда Московской области серии ФС № 024416819 по делу № А41-89586/19 и направить в адрес взыскателя копию постановленияпо результатам рассмотрения.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Судья Е.С. Криворучко