Арбитражный суд Московской области
107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
27 октября 2020 года Дело № А41-40677/2020
Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2020 года
Полный текст решения изготовлен 27 октября 2020 года.
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Г.А. Гарькушовой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.А.Аладловым-Лыковым
рассмотрев в судебном заседании дело
по исковому заявлению МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ,
к ООО "АРТИКО ИНВЕСТ"
о расторжении договора
При участии в судебном заседании представителей согласно протоколу
У С Т А Н О В И Л :
Московский областной филиал федерального государственного казённого образовательного учреждения высшего образования «Московский университет МВД России имени В.Я.Кикотя» обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о расторжении государственного контракта на поставку № 03481000754200000010001, заключенного между Московским областным филиалом федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя» и обществом с ограниченной ответственностью «АРТИКО ИНВЕСТ» в связи с существенным изменением обстоятельств.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился.
О принятии иска к рассмотрению извещён надлежащим образом, в том числе путем размещения информации о ходе рассмотрения спора на Интернет сайте арбитражного суда.
Ответчик представил отзыв о несогласии с предъявленными требованиями.
Дело рассмотрено в порядке ст.123 АПК РФ.
Выслушав представителя истца. изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Московским областным филиалом федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя» (далее - Филиал/Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «АРТИКО ИНВЕСТ» (далее - ООО «АРТИКО ИНВЕСТ»/Поставщик) заключен государственный контракт на поставку № 03481000754200000010001 от 10.03.2020 (ИКЗ: 201772826457050750200100100011920244) - далее контракт.
Объект закупки: поставка нефтепродуктов (бензины автомобильные и дизельное топливо), карт литрового лимита на нефтепродукты (автомобильный бензин, дизельное топливо) для автотранспортных средств филиала.
Согласно условиям контракта поставщик обязуется произвести поставку нефтепродуктов в наименовании и количестве, указанных в приложении к государственному контракту, карт литрового лимита на нефтепродукты для заправки автотранспортных средств заказчика через сеть автозаправочных станций (АЗС) указанных в приложении к государственному контракту, а заказчик обязуется принять и оплатить полученные нефтепродукты и топливные карты на условиях и в порядке, определенных контрактом.
Отпуск нефтепродуктов по топливным картам в розничной сети АЗС производится по мере потребности заказчика до полной выборки всего объема нефтепродуктов.
Срок действия государственного контракта - с 10.03.2020 г. по 20.12.2020 г.
Цена контракта - 1.588.965 руб. 20 коп. является твердой и не подлежит изменению в течение всего срока действия контракта.
Истец указывает на то, что на дату подачи данного искового заявления контракт, как заказчиком, так и поставщиком не исполнялся и подлежит расторжению в связи с существенным изменением обстоятельств по следующим основаниям.
Согласно информации, размещенной на сайте единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) извещение о проведении электронного аукциона на закупку нефтепродуктов для нужд филиала размещено 11 февраля 2020 года.
Дата окончания срока подачи заявок установлена заказчиком в документации об электронном аукционе 20 февраля 2020 года (ч.2 ст.63 Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - далее Закон о контрактной системе; протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.02.2020 г. № 0348100075420000001-1).
Дата проведения электронного аукциона установлена на 21 февраля 2020 года (ч.3 ст.68 Закона о контрактной системе; протокол проведения электронного аукциона от 21.02.2020 № 0348100075420000001-2).
В результате подведения итогов электронного аукциона аукционной комиссией заказчика установлен победитель - ООО «АРТИК ИНВЕСТ» (ч.5 ст.69 Закона о контрактной системе; протокол подведения итогов электронного аукциона от 25.02.2020 г. № 0348100075420000001-3).
10 марта с данной организацией заключен государственный контракт на поставку № 03481000754200000010001.
При этом 20 февраля в адрес филиала поступила информация об изменении сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств на 2020 финансовый год, в части отнесения расходов образовательных организаций системы МВД России на закупку горючесмазочных материалов (далее - ГСМ) в рамках государственного оборонного заказа (письмо МВД исх. № 1/1821 от 20.02.2020 г.).
Данная информация свидетельствовала о фактическом отзыве лимитов бюджетных обязательств у заказчика главным распорядителем бюджетных средств в системе МВД.
Перерегистрация бюджетных обязательств на вид расходов в рамках государственного оборонного заказа подразумевала необходимость заключения нового государственного контракта с единственным поставщиком горючесмазочных материалов в системе МВД на основании Постановления Правительства Российской Федерации в порядке п.2 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе.
Лимиты бюджетных обязательств были отозваны 27 февраля 2020 года в установленном порядке (расходное расписание № 188/52225/010 от 27.02.2020 г.; расходное расписание № 188/52225/011 от 28.02.2020 г.; расходное расписание № 188/69091/507).
Новый государственный контракт с единственным поставщиком был заключен 6 марта 2020 года, то есть еще до заключения контракта по результатам электронной процедуры определения поставщика с ООО «АРТИКО ИНВЕСТ» (государственный контракт № 2020188300012000000000001/34510120/011430 на поставку моторных топлив для обеспечения государственных нужд (в рамках ГОЗ), ИКЗ: 2011772826457050750200100580011920221).
На момент получения информации о фактическом отзыве лимитов бюджетных обязательств, выделенных на приобретение ГСМ для нужд филиала, то есть 20 февраля (дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе и их рассмотрение) у заказчика отсутствовала законная возможность остановить проведение электронной процедуры по определению поставщика.
Данное действие можно было совершить за 5 дней до окончания срока подачи заявок, то есть 14 февраля 2020 года. (ч.1 ст.36 Закона о контрактной системе).
На тот момент заказчик не предполагал о возможности отзыва лимитов бюджетных обязательств и добросовестно проводил процедуру определения поставщика.
Действующее законодательство не предусматривает возможности отказа заказчика от подписания государственного контракта, заключенного по итогам открытого электронного аукциона.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных п.6 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
В п.6 ст.161 БК РФ установлено, что в случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров.
В установленных п.6 ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе случаях принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги.
Согласно пп.2 п.1 ст.162, пп.3 и 5 ст.219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований.
Согласно п.п.1 и 2 ст.452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Филиалом был подготовлен и направлен на согласование в адрес ООО «АРТИКО ИНВЕСТ» проект дополнительного соглашения об изменении существенных условий государственного контракта (письма исх. № 43/53-544 от 13.03.2020 г.; исх. № 43/53-854 от 25.05.2020 г.).
На данные письма получен ответ о согласии ООО «АРТИКО ИНВЕСТ» расторгнуть государственный контракт по соглашению сторон, при условии компенсации издержек, понесенных ими при заключении контракта (письмо исх. № 43 от 10.06.2020 г.).
Филиал, как казенное учреждение, обратился с предложением о расторжении контракта в связи с существенным изменением обстоятельств (письмо исх № 43/53-1119 от 06.07.2020 г.).
На основании п.12.5.4 контракта на поставку № 03481000754200000010001 порядок изменения и расторжения контракта осуществляется в соответствии с Законом о контрактной системе и ГК РФ.
В силу ч.8 ст.95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
На основании п.1 ст.451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным п.4 ст.451 ГК РФ, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона (п.2 ст.451 ГК РФ).
На дату подачи извещения о проведении электронного аукциона, объявления аукциона, подведения итогов, объявления победителя лимиты бюджетных средств на финансирование работ были выделены.
Все закупочные процедуры проводились заказчиком добросовестно.
Отзыв лимитов произошел на этапе заключения контракта с победителем аукциона, следовательно, у филиала не было законных оснований повлиять на сложившуюся ситуацию.
Исполнение государственного контракта, заключенного с ООО «АКТИКО ИНВЕСТ», с учетом уже заключенного нового государственного контракта с единственным поставщиком, могло означать не эффективное расходование бюджета на фоне определенной планомерной политики экономии бюджетных средств и повлечь нанесение финансового ущерба системе МВД.
Наступление данных негативных обстоятельств филиал не мог предвидеть при всей степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Поскольку обстоятельства бюджетного финансирования в рамках исполнения государственного контракта являются одними из наиболее существенных обстоятельств, из которых стороны исходят при его заключении, отсутствие финансирования на этапе заключения государственного контракта и позиция поставщика, указывающая на заинтересованность в расторжении контракта по соглашению сторон и отсутствие решимости требовать его исполнения, видится значимым, существенным и достаточным основанием для расторжения контракта.
В соответствии с ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательства представляются лицами, участвующими в деле (ч.1 ст.66 АПК РФ).
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (ст.68 АПК РФ).
Изложенные в отзыве на иск доводы о необходимости возмещения убытков, причинённых расторжением контракта выходят за пределы заявленных требований.
В связи с чем подлежат отклонению.
Иных возражений по существу предъявленных требований ответчиком не представлено.
На основании изложенного суд, изучив и оценив в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению как законные, подтвержденные материалами дела и основанные на нормах действующего законодательства.
В силу ст.110 АПК РФ расходы на уплату госпошлины, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Согласно ст.112 АПК РФ, вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Истцом при подаче иска платежным поручением № 467964 от 07.07.2020 г. уплачена государственная пошлина в сумме 6.000 руб. 00 коп.
В связи с удовлетворением заявленных требований расходы истца по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 173, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Расторгнуть государственный контракт на поставку № 03481000754200000010001, заключённый между Московским областным филиалом федерального государственного казённого образовательного учреждения высшего образования «Московский университет МВД России имени В.Я.Кикотя» и обществом с ограниченной ответственностью «Артико Инвест» в связи с существенным изменением обстоятельств.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Артико Инвест», ОГРН <***>, в пользу федерального государственного казённого образовательного учреждения высшего образования «Московский университет МВД России имени В.Я.Кикотя», ОГРН <***>, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6.000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.
Судья Г.А. Гарькушова