ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-4985/16 от 05.04.2016 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва              

26 апреля 2016 года                                                                         Дело №А41-4985/16

Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2016 года

Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2016 года.

Арбитражный суд Московской области в составе:

председательствующий судья М.В.Саенко,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по исковому заявлению КОГКУ "ДОРОЖНЫЙ КОМИТЕТ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

к ИП Хохлову Э.В.

о взыскании

при участии в судебном заседании - согласно протоколу

УСТАНОВИЛ:

КОГКУ "ДОРОЖНЫЙ КОМИТЕТ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ответчику о взыскании причиненного вреда, причинённого его транспортным средством автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения, в сумме 152 892 рубля 00 копеек.

Стороны не явились, извещены. Дело рассматривается в порядке ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Часть 6 ст. 121 АПК РФ предусматривает, что лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Согласно ч. 1 ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном АПК РФ, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.

В обоснование исковых требований истец ссылается на Расчет размера вреда, причинённого транспортным средством Ответчика автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения, Устав КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области»,    Распоряжение о директоре КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области», письмо Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Кировской области от 28.03.2012 №16-01-12/256,   акт №1074 о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось от 21.04.2013 г.,  претензию №915 от 30.05.2013 г., свидетельство о регистрации транспортного средства 50УВ №550061, свидетельство о регистрации транспортного средства   50УУ №376986, водительского удостоверения 66ВА №017978, декларацию о соответствии комбикорма -концентрата для крупного рогатого скота, удостоверение от 19.04.2013г. комбикорма-концентрата для крупного рогатого скота, путевой лист от 17.04.2013г., свидетельства о поверке №№210318, 210319, копия Об утверждении мест дислокации ППВК,  письмо об установке дорожных знаков, аншлагов, Реквизиты для оплаты в возмещение вреда автомобильным дорогам, Текст Закона Кировской области от 02.12.2010г. №581-30 «О разграничении полномочий органов государственной власти Кировской области в сфере регулирования дорожной деятельности на территории Кировской области», Текст Постановления Правительства Кировской области от 28.03.2012г. N145/164 "Об утверждении Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального, местного значения", Текст Постановления Правительства Кировской области от 26.02.2013г. N197/95 "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области в весенний период 2013 года", Текст Постановления Правительства Кировской области № 40/49 от 16.02.2010г., Текст Постановления от 29.05.2009г. №13/130 "Об автомобильных дорогах общего пользования Кировской области регионального или межмуниципалыюго значения".

В качестве правового основания истец ссылается на положения статей 8, 307, 15, 309, 310, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Ответчик, надлежащим образом извещенный о принятии настоящего искового заявления к производству, отзыв на иск в порядке ст. 131 АПК РФ не представил: исковые требования ни по расчету, ни по существу не оспорил.

Арбитражный суд, исследовав материалы дела и представленные доказательства, пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 21.04.2013г. Ответчиком осуществлялась перевозка груза на транспортном средстве: автомобиль седельный тягач PETERBILT 387, государственный регистрационный знак У003ЕС 190 с прицепом KELBERG, государственный регистрационный знак ВС2733 50 по маршруту движения граница Пермского края - п.Афанасьево -г.Слободской - г.Киров - п.Юрья - граница Костромской области по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения в нарушение действующего законодательства РФ и нормативно правовых актов Правительства Кировской области. (Акт№1074 от 21.04.2013г.).

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", временное ограничение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции. Основания временного ограничения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

Ст.30 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает, что временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам может устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Кировской области от 28.03.2012 N145/164, в целях реализации ч.2.1 ст.ЗО Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, п. 18 ст.З Закона Кировской области от 02.12.2010г. №581-30, утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального, местного значения.

П.4.4 Порядка (в редакции от 28.03.2012г., действующей на момент совершения нарушения) предусматривает, что в период введения временного ограничения движения (весенний период) движение по автомобильным дорогам транспортных средств, нагрузка на ось которых превышает предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим движение тяжеловесных транспортных средств.

В соответствии с ч.1 ст.31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (здесь и далее согласно редакции от 03.12.2012г.), движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, допускается при наличии специального разрешения.

ч.3 ст.31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ предусматривает, что для получения специального разрешения, требуется:

1)   согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов,

2)  возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.

Согласно п.3 ч.б ст.31 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ выдача специального разрешения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог.

При этом размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуницииального значения (ч.9 ст.31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 №934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены "Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов", которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.

Вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств (п.2 Правил). Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства (п.3). Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от области от 29.05.2009г. №13/130 "Об автомобильных дорогах общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения". Транспортное средство проехало по одной автомобильной дороге общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения:

-Киров - Слободской — Белая Холуница - Омутнинск - Афанасьеве - граница Пермского края протяженностью 279,6 км (идентификационный номер, согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Кировской области от 29.05.2009 №13/130 - 33 ОП РЗ ЗЗР-003).

Постановлением Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Кировской области рекомендовано оказывать содействие уполномоченному органу КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» при осуществлении им .проверки соблюдения пользователями автомобильных дорог весовых параметров транспортных средств.

В рамках мероприятий по оказанию содействия КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» по проверке соблюдения пользователями автомобильных дорог Кировской области регионального или межмуниципального значения весовых параметров транспортных средств при осуществлении расчета, начисления платы в счет возмещения вреда в отношении автомобильных дорог, в целях установления владельца (собственника) транспортного средства и маршрута движения транспортного средства сотрудниками Управления ГИБДД УВД по Кировской области от водителя транспортного средства были затребованы и предоставлены сотрудникам Истца:

-свидетельство о регистрации транспортного средства (на автомобиль седельный тягач PETERBILT 387, г/н У003ЕС 190) 50УВ №550061,

-свидетельство о регистрации транспортного средства (на прицеп KELBERG, г/н ВС2733 50) 50УУ №376986,

-водительское удостоверение 66ВА №017978,

-декларация о соответствии комбикорма -концентрата для крупного рогатого скота, -удостоверение от 19.04.2013г. комбикорма-концентрата для крупного рогатого скота, -путевой лист от 17.04.2013г.

Согласно свидетельствам о регистрации транспортных средств 50УВ №550061, 50УУ №376986, собственником транспортных средств является Хохлов Эдуард Владимирович, основным видом экономической деятельности которого является «деятельность автомобильного грузового транспорта».

Маршрут транспортного средства, осуществляющего перевозку груза в период временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок, подтверждается данными о маршруте, указанными в путевом листе от 17.04.2013г., согласно которому автомобиль PETERBILT 387, г/н У003ЕС 190 совершает поездку из п.Есаульский в г.Сыктывкар. Водитель маршрут движения подтвердил, о чем свидетельствует соответствующая надпись в п.6 Акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось №1074 от 21.04.2013г.

Данные нарушения со стороны Ответчика были выявлены Истцом в ходе мероприятий по измерению весовых параметров автотранспортных средств в части соблюдения перевозчиками ограничений по осевым нагрузкам, на передвижном посту весового контроля, расположенном на 30 км автомобильной дороги Киров - Слободской -Белая Холуница - Омутнинск - Афанасьево - граница Пермского края, пост ДПС, г.Слободской и зафиксированы в акте №1074 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от 21.04.2013 г.

Для проверки соблюдения весовых параметров транспортного средства были использованы весы автомобильные переносные ВА-15С №№1564, 1565. Весы были использованы надлежащим образом, в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации М 014.060.00 РЭ. Весы автомобильные переносные ВА-15С в установленном порядке прошли поверку (свидетельство о поверке №210318, 210319 выдано ФБУ «Тольяттинский ЦСМ» 10.10.2012 г. и действительно до 10.10.2013 г.).

Установленные в результате проверки Истцом (уполномоченным органом) весовых параметров транспортного средства на оборудовании, прошедшем поверку в установленном порядке, значения осевых нагрузок являются объективными и достоверными.

Кроме того, в установленном законом порядке Ответчиком не был согласован маршрут транспортного средства, осуществляющего перевозку с превышением предельных значений нагрузок на ось автотранспортных средств в 2013 году, и не было получено специальное разрешение на перевозку, осуществляемую с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.

Размер вреда, причинённого транспортным средством Ответчика автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения, составил 152892 рубля 00 копеек. Расчет прилагается.

Согласно п.6 ч.1 ст.8, ч.2 ст.307 Гражданского Кодекса РФ причинение вреда является основанием для возникновения обязательства. В соответствии со ст.ст. 309, 310 Гражданского Кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Экземпляр акта №1074 о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось от 21.04.2013г. был получен лицом, управляющим транспортным средством, которое было ознакомлено с данным актом. Акт содержит банковские реквизиты для оплаты, а также предусматривает срок оплаты - не позднее 30 дней с даты составления акта.

30.05.2013г. за исх. №915 Ответчику была направлена претензия о возмещении вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения, и применении санкций за пользование чужими денежными средствами. Списки почтовых отправлений с квитанцией об отправке прилагаются.

Вместе с тем вред, причинённый транспортными средствами Ответчика автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения, не возмещен со стороны Ответчика вплоть до настоящего времени.

В результате ненадлежащего исполнения обязательств Ответчиком нарушены имущественные права КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области».

Как указано в Постановлении Конституционного суда от 17.07.1998 №22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам федеральной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившем вред.

Ответчик доказательств частичного или полного погашения заявленной суммы суду не представил.

Поскольку ответчик не исполнил договорные обязательства, заявленное требование является правомерным и подтвержденным материалами дела, в связи с чем, исковое требование подлежит удовлетворению.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Возражений относительно иска и обосновывающих их доказательств ответчик не представил, таким образом, признал обстоятельства, на которые в обоснование иска сослался истец (часть 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Государственная пошлина относится на ответчика в порядке статьи 100 АПК РФ и ст.333.21 НК РФ.

Руководствуясь статьями 102, 110, 112, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с индивидуального предпринимателя Хохлова Эдуарда Владимировича (ИНН 503012620262) в пользу КОГКУ "ДОРОЖНЫЙ КОМИТЕТ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" 152 892 рубля основного долга.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Хохлова Эдуарда Владимировича (ИНН 503012620262) в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 5 587 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья                                                        М.В.Саенко