Арбитражный суд Московской области
107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
13 октября 2020 года Дело №А41-50672/20
Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2020 года
Полный текст решения изготовлен 13 октября 2020 года
Арбитражный суд Московской области в составе судьи А.В. Цховребовой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО «Шереметьево-4»
к Администрации городского округа Химки Московской области (административная комиссия № 61)
о признании незаконным и отмене постановления № АК-61/217/2020 от 30.07.2020
о назначении административного наказания юридическому лицу по делу
об административном правонарушении
при участии в судебном заседании: согласно протоколу судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Шереметьево-4» (далее
также – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Химки Московской области (административная комиссия № 61) (далее – заинтересованное лицо, административный орган) об отмене постановления № АК-61/217/2020 от 30.07.2020.
Дело рассмотрено в порядке статьи 123, части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствии представителя заинтересованного лица, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В соответствии с частью 6 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Исследовав материалы дела в полном объеме, оценив представленные доказательства и выслушав представителя заявителя, арбитражный суд установил следующее.
23.06.2020 в период с 11 час. 45 мин. до 12 час. 30 мин. уполномоченным должностным лицом произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 50:10:0020402:945 площадью 635 139 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - «для жилой застройки переменной этажности (1-17 этажей)», расположенного по адресному ориентиру: Московская обл., г. Химки, вблизи квартала Ивакино, принадлежащий на праве аренды ООО «Шереметьево-4», в ходе которого было выявлено очаговое произрастание борщевика Сосновского, исключенного Официальным бюллетенем ФГБУ «Госсорткомиссия» от 20.04.2012 № 6 (176) из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, как утратившего хозяйственную полезность, признанным ядовитым и включенным в «Отраслевой классификатор сорных растений».
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 28.06.2020 на момент проведения осмотра владельцем (арендатором по договору аренды земельного участка № ЮА-75 от 25.04.2011) земельного участка с кадастровым номером 50:10:0020402:945 являлось
ООО «Шереметьево-4».
Результаты осмотра зафиксированы в акте № 1 планового (рейдового) осмотра земельного участка от 23.06.2020, а также фотоматериалом.
По факту выявленных нарушений 17.07.2020 административным органом в отношении ООО «Шереметьево-4» в присутствии представителя общества по доверенности № 16 от 02.12.2018 ФИО2, составлен протокол об административном правонарушении № АК-61/217/2020, предусмотренном частью 5 статьи 6.11 Закона Московской области № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях».
В результате рассмотрения дела об административном правонарушении
№ АК-61/217/2020 Административной комиссией № 61 городского округа Химмки
в отношении ООО «Шереметьево-4» вынесено постановление о назначении административного наказания от 30.07.2020, которым общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 6.11 Закона Московской области № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», в виде административного штрафа в размере 950 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении и отзыве на него, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу п. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно ч. 5 ст. 6.11 Закон Московской области от 04.05.2016 № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» (далее – КоАП МО) непроведение мероприятий по удалению с земельных участков борщевика Сосновского -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения по части 5 статьи 6.11 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области.
Согласно п. 1 ст. 56 Закона Московской области от 30.12.2014 № 191/2014-03
«О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области» юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, или физические лица обеспечивают содержание принадлежащих им объектов, а также прилегающих территорий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, правилами благоустройства территории муниципальных образований, регламентом содержания объектов благоустройства Московской области.
В соответствии с ч. 14 ст. 56 Закона Московской области от 30.12.2014 № 191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области» правообладатели земельных участков обязаны проводить мероприятия по удалению борщевика Сосновского с земельных участков, находящихся в их собственности, владении или пользовании.
Мероприятия по удалению борщевика Сосновского могут проводиться следующими способами:
химическим - опрыскивание очагов произрастания гербицидами и (или) арборицидами;
механическим - скашивание, уборка сухих растений, выкапывание корневой системы;
агротехническим - обработка почвы, посев многолетних трав.
Административным органом в ходе проведения проверки выявлены нарушения, выразившиеся в непроведении мероприятий по удалению с земельного участка борщевика Сосновского, а равно нарушение порядка и условий содержания территории, установленных нормативными правовыми актами Московской области.
На момент проведения осмотра признаков проведения мероприятий по удалению борщевика Сосновского, информационных табличек о проведении химической обработки территории или следов транспорта на земельном участке зафиксировано не было.
В соответствии Методическими рекомендациями по оценке результатов мероприятий, направленных на удаление борщевика Сосновского, утвержденными распоряжением Минсельхозпрода МО от 09.12.2019 № 20РВ-399, к непроведению или недостаточной полноте проведения мероприятий по удалению с земельных участков борщевика Сосновского, относят:
- обработку, проведенную не на всей территории, пораженной борщевиком Сосновского;
- наличие неудаленного с участка скошенного борщевика Сосновского в фазе цветения или в фазе плодоношения;
- нарушение сроков обработки (в частности, обработка растений в цветущей фазе);
- несоблюдение технологии и регламента применения гербицидов (например, есть признаки химической обработки растения, но оно продолжает рост).
В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, как лицо, непосредственно эксплуатирующее земельный участок с кадастровым номером 50:10:0020402:945, обязано выполнять возложенные на него законом требования по содержанию указанной территории.
Выявленные нарушения послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности по ч. 5 ст. 6.11 КоАП МО.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью второй статьи 26.2 КоАП РФ.
Факт совершения заявителем вмененного ему правонарушения и вина общества в его совершении подтверждаются представленными материалами дела об административном правонарушении.
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения требований по содержанию земельного участка, а также свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по предотвращению правонарушения, в материалах дела не имеется.
Полученные в ходе производства по административному делу доказательства согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5
ст. 6.11 Закона Московской области № 37/2016-03 от 04.05.2016 «Кодекс Московской области об административных правонарушениях».
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Проверив порядок привлечения Общества к административной ответственности, суд установил, что нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности (ст. ст. 25.1, 25.4, 28.2, 29.7, 29.10, 30.6 КоАП РФ), которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 административным органом не допущено.
На момент вынесения административным органом оспариваемого постановления срок давности для привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Санкция части 5 статьи 6.11 КоАП МО предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей.
В рамках оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 950 000 руб.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу приведенных норм права, назначение обществу наказания в виде административного штрафа в размере 950 000 руб. при отсутствии отягчающих обстоятельств, не отвечает принципам справедливости и соразмерности.
Определение размера штрафа в каждом случае привлечения к административной ответственности должно отвечать не только карательной цели наказания, но также быть направлено на предупреждение совершения правонарушения и воспитание добросовестного отношения к исполнению своих обязанностей.
Пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
В силу нормативной совокупности положений ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Административный штраф, являющейся мерой ответственности, принимается в целях предупреждения совершения новых правонарушений, его размеры должны обладать разумным сдерживающим эффектом, отвечая критериям пропорциональности и обеспечения индивидуализации наказания (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П).
С учетом приведенных норм права, арбитражный суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление подлежит изменению в части установленного размера административного наказания, в связи с чем, считает возможным снизить размер назначенного административного штрафа по постановлению по делу об административном правонарушении от 30.07.2020 № АК-61/217/2020 с 950 000 руб. до 250 000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать ООО «Шереметьево-4» в удовлетворении заявленных требований.
Постановление Администрации городского округа Химки Московской области (административная комиссия № 61) от 30.07.2020 № АК-61/217/2020 о назначении
ООО «Шереметьево-4» (ИНН <***>) административного наказания, предусмотренного п. 5 ст. 6.11 Закона Московской области от 04.05.2016 № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», изменить в части размера назначенного наказания, снизив размер административного штрафа до 250 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты его принятия.
Судья А.В. Цховребова