ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-5326/08 от 30.09.2008 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996

www.asmo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

03 октября 2008 г. Дело № А41-5326/08

Резолютивная часть объявлена 30 сентября 2008 г.

Арбитражный суд Московской области в составе:

Председательствующего:   судьи Красниковой В.А.

судей (заседателей):   Рымаренко А.Г., Поповченко В.С.

протокол судебного заседания ведет помощник судьи Филиппов Ю.М.

(лицо, которое вело протокол)

рассмотрел в судебном заседании дело по иску (заявлению)

ЗАО «АКВАСТОК»

(истец, заявитель)

к   Главе Воскресенского муниципального района Московской области

третьи лица   ЗАО «Станция очистки», Министерство экономики Московской области

(ответчик, третьи лица)

о   признании частично недействующим Распоряжения Главы Воскресенского муниципального района Московской области от 21.11.2007 г. №975-р

(наименование дела, предмет спора)

при участии в заседании:

от истца:   представитель Куликова Е.В., доверенность от 04.08.2008 г., представитель Харьков В.Е., доверенность от 25.08.2006 г., ген. директор управляющей компании Юденков М.М.

от ответчика:   представитель Дербенева А.И.. доверенность от 09.01.2008 г., представитель Мосолова А.А., доверенность от 20.05.2008 г.

от третьего лица:   ЗАО «Станция очистки» - представитель Баранова О.А., доверенность от 26.10.2007 г., представитель Милованова В.И., доверенность от 10.04.2008 г; Министерство экономики Московской области – консультант Суханов А.В., доверенность №8 от 09.01.2008 г.

установил:

Закрытое акционерное общество «АКВАСТОК» (далее – ЗАО «АКВАСТОК») обратилось в Арбитражный суд Московской области с уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ заявлением о признании недействующим распоряжения Главы Воскресенского муниципального района Московской области от 21.11.2007 г. №975-р «Об утверждении тарифов организаций коммунального комплекса Воскресенского района» в части установления тарифов на услуги ЗАО «Станция очистки», указанных в п. 5 Приложения №1 к указанному распоряжению.

Судом в порядке ст. 51 АПК РФ удовлетворены ходатайства ЗАО «Станция очистки» и Министерства экономики Московской области о привлечении в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований.

Представитель заявителя в суд явился, полностью поддержал заявленные требования, просит суд их удовлетворить, ссылаясь на несоответствие оспариваемого акта положениям Федерального закона от 30.12.2004 г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», приказа Федеральной службы по тарифам от 11.04.2007 г. №68-э/5 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2008 год», распоряжения Министерства экономики Московской области от 22.10.2007 г. №16-РМ.

Заявитель указывает, что произведенное в соответствии с оспариваемым в части распоряжением повышение тарифов ЗАО «Станция очистки» на очистку воды для заявителя составляет 151% по сравнению с 2007 г., превышает установленный для Воскресенского муниципального района Московской области предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса 117,5%, что приводит к ухудшению финансовых показателей работы организации.

Представитель ответчика, Главы Воскресенского муниципального района Московской области, в судебное заседание явился, в обоснование своей позиции представил отзыв, в удовлетворении требований заявителя просит отказать, ссылаясь на положения Федерального закона от 30.12.2004 г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», приказа Федеральной службы по тарифам от 11.04.2007 г. №68-э/5, разъяснения, полученные по запросу от Федеральной службы по тарифам, данные аудиторского заключения об обоснованности тарифов ЗАО «Станция очистки». По мнению ответчика, заявитель неверно трактует смысл понятия «предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса» как императивный показатель, в то время как, по мнению ответчика, данный индекс устанавливается в среднем по муниципальному району, а величина тарифов для конкретного потребителя может быть выше или ниже установленного значения индекса.

Представитель третьего лица, ЗАО «Станция очистки» в судебное заседание явился, в обоснование своей позиции представил отзыв, в удовлетворении требований заявителя просит отказать. В отзыве третье лицо возражает против рассмотрения оспариваемого в части распоряжения как нормативного правового акта, считает, что оно является ненормативным правовым актом, срок на обжалование которого заявителем пропущен. Кроме того, ЗАО «Станция очистки» считает, что заявитель не указал, какие именно его права и интересы нарушены оспариваемым в части распоряжением. По сути заявленных ЗАО «АКВАСТОК» требований третье лицо указывает, что с ними не согласно как с не соответствующими положениям Федерального закона от 30.12.2004 г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», приказа Федеральной службы по тарифам от 11.04.2007 г. №68-э/. Третье лицо также указывает на то, что его тарифы на 2008 г. являются экономически обоснованными, что подтверждается заключением специализированной аудиторской организации.

Представитель третьего лица, Министерства экономики Московской области, в судебное заседание явился, представил письменный отзыв, в удовлетворении заявленных требований просит отказать, ссылаясь на положения Федерального закона от 30.12.2004 г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», а также на то обстоятельство, что оспариваемое в части распоряжение не нарушает охраняемые законом права и свободы заявителя.

В судебном заседании 23.09.2008 г. объявлялся перерыв до 14.00 30.09.2008 г. После перерыва судебное заседание продолжено.

Выслушав представителей сторон, проверив и оценив материалы дела в их взаимной связи, суд установил:

ЗАО «АКВАСТОК» оказывает услуги по водоснабжению населению, бюджетным организациям и иным потребителям на территории Воскресенского муниципального района Московской области. Для осуществления своей деятельности заявитель пользуется услугами по очистке воды, предоставляемыми ЗАО «Станция очистки». Тарифы ЗАО «Станция очистки» для потребителей, в т.ч. для ЗАО «АКВАСТОК», регулируются органами местного самоуправления Воскресенского муниципального района Московской области.

Глава Воскресенского муниципального района Московской области издал оспариваемое в части распоряжение от 21.11.2007 г. №975-р «Об установлении тарифов организаций коммунального комплекса Воскресенского муниципального района» (Т.1, л.д. 30-31). В п. 5 приложения к указанному распоряжению «Тарифы организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги водоснабжения на территории Воскресенского муниципального района Московской области» указан тариф ЗАО «Станция очистки» для ЗАО «АКВАСТОК» на 2008 г. - 7,38 руб. по всем группам потребителей (Т.1, л.д. 31).

В соответствии с п. 5 указанного распоряжения, тарифы опубликованы в разделе «Официально» газеты «Наше слово» 29.11.2007 г. (Т.1, л.д. 121).

ЗАО «АКВАСТОК» заключило с ЗАО «Станция очистки» договор от 01.01.2008 г. №1 на оказание услуг по очистке артезианской питьевой воды (Т.1, л.д. 44-49). В соответствии с п. 14.1 указанного договора тариф за 1 куб. метр воды установлен 7,38 руб. При этом в качестве основания для применения указанного тарифа выступает решение органов тарифного регулирования, т.е. Главы Воскресенского муниципального района Московской области.

В соответствии с условиями указанного договора, ЗАО «Станция очистки» выставляет заявителю счета, исходя из тарифа за очистку воды 7,38 руб. (Т.2, л.д. 21-22).

Не согласившись с величиной установленного тарифа, ЗАО «АКВАСТОК» обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.

Суд считает, что заявленные ЗАО «АКВАСТОК требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Оспариваемое в части распоряжение является нормативным правовым актом.

В соответствии с п. 9 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Оспариваемое в части распоряжение устанавливает тарифы для организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги водоснабжения на территории Воскресенского муниципального района Московской области, в том числе тарифы ЗАО «Станция очистки», утвержденные для всех групп пользователей, включая население. Таким образом, оспариваемое в части распоряжение устанавливает правовые нормы в отношении тарифов, действующих для неопределенного круга лиц.

Оспариваемый в части акт опубликован в районной газете «Наше слово» в разделе официальных публикаций.

Основываясь на изложенном, суд отклоняет довод ЗАО «Станция очистки» о том, что оспариваемое в части решение от 21.11.2007 г. №975-р не является нормативным правовым актом как противоречащий фактическим обстоятельствам дела и приступает к проверке оспариваемого в части акта.

В соответствии с п. 4 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30.12.2004 г. №210-ФЗ (в ред. от 18.10.2007 г.) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 3 Закона № 210-ФЗ одним из принципов регулирования тарифов и надбавок является полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.

Статьей 8 указанного закона установлены такие методы регулирования тарифов, как:

1) установление фиксированных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса на очередной период исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры;

2) установление предельных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса, определяемых на основе анализа динамики предыдущей деятельности организации и анализа деятельности аналогичных организаций коммунального комплекса;

3) индексация установленных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях объективных изменений условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющих на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг).

Статья 9 указанного закона регулирует порядок утверждения производственной программы организации коммунальной сферы и тарифов в соответствии с данной программой.

Вместе с тем, п. 20 ст. 2 закона от 30.12.2004 г. №210-ФЗ введено понятие предельных индексов - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года.

При этом в силу п. 4 ст. 19 указанного закона положения, регулирующие установление и применение предельных индексов, действуют до 01.01.2009 г. Таким образом, в переходный период законодатель предусмотрел государственное регулирование предельного размера увеличения тарифов.

В соответствии с полномочиями, предоставленными п. 2 ст. 3 указанного закона, приказом от 11.04.2007 г. №68-э/5 Федеральная служба по тарифам установила для Московской области предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса для Московской области 115%.

В соответствии с указанным федеральным законом и приказом ФСТ России Министерство экономики Московской области распоряжением от 22.10.2007 г. №16-РМ установило предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям Московской области, в том числе для Воскресенского муниципального района 117,5%.

Как указано в отзыве Министерства экономики Московской области, данный индекс рассчитывается именно как средний по району, исходя из того, что значение индекса роста тарифов для отдельных предприятий коммунального комплекса ожжет отличаться от определенного в среднем для района в большую или меньшую сторону.

В соответствии с подп. 7 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 г. №210-ФЗ (в ред. от 18.10.2007 г.) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы местного самоуправления муниципальных образований устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;

Согласно Уставу Воскресенского муниципального района Московской области, принятому решением Совета депутатов Воскресенского муниципального района Московской области от 24.03.2006 г. №420/42 к полномочиям органов местного самоуправления Воскресенского муниципального района Московской области отнесено регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Решением Совета депутатов Воскресенского муниципального района Московской области от 25.01.2007 г. №564/55 (Т.1, л.д. 126) утвержден Порядок регулирования цен (тарифов) органами местного самоуправления Воскресенского муниципального района Московской области (Т.1, л.д. 126-130).

В соответствии с п. 4.3 указанного Порядка установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса возложено на Главу Воскресенского муниципального района Московской области.

Порядок установления тарифов регламентирован п. 6 указанного нормативного акта и предполагает, в частности, предоставление в обоснование применяемого тарифа заключения экспертной организации.

В оспариваемом в части распоряжении Главой Воскресенского муниципального района Московской области значение индекса роста тарифа ЗАО «Станция очистки» для всех групп потребителей (включая заявителя) установлено в размере 151%, превышающем предельный индекс, указанный в распоряжении Министерства экономики Московской области от 22.10.2007 г. №16-РМ в среднем по муниципальному району 117,5%.

В 2008 г. согласно оспариваемому в части распоряжению, ЗАО «АКВАСТОК» за 1 куб. м очищенной воды для всех категорий потребителей должно уплачивать ЗАО «Станция очистки» 7,38 руб. за куб. м.

Судом, а также ответчиком и ЗАО «Станция очистки» направлены запросы в Федеральную службу по тарифам с целью уточнить применение понятия «предельный индекс».

Согласно письму от 11.07.2008 г. №3791/5, ФСТ России поясняет, что рост тарифов для отдельных организаций коммунального комплекса может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденной органом исполнительной власти по муниципальному образованию субъекта Российской Федерации.

Суд учитывает также, что тариф, установленный оспариваемым распоряжением для ЗАО «Станция очистки» подтверждается отчетом ООО «АПРИОРИ АУДИТ» о результатах проведения независимой экспертизы финансового и экономического обоснования тарифов на услуги по водоснабжению ЗАО «Станция очистки» (Т.1, л.д. 89-102). Указанная организация имеет аттестат аккредитации №225, выданный Министерством экономики Московской области на осуществление полной финансовой экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг (л.д. 104).

Аудиторы проанализировали произведенные ЗАО «Станция очистки» расчеты планируемой себестоимости методом экономической обоснованности расходов и определили:

себестоимость 1 куб.м. воды – 7,84 руб.;

тариф с рентабельностью – 8,78 руб. (л.д. 97);

Вместе с тем, в оспариваемом в части распоряжении тариф для ЗАО «Станция очистки» установлен в размере 7,38 руб., или 94% от себестоимости.

Таким образом, тариф установленный для ЗАО «Станция очистки» подтвержден заключением независимой экспертизы (л.д. 66). Кроме того, указанный тариф установлен ниже предложенного аудитором с целью учета интересов других организаций коммунального комплекса Воскресенского муниципального района. Как отмечено судом выше, в период до 01.01.2009 г. в Российской Федерации действует государственное регулирование тарифов организаций коммунального комплекса, исходя из чего Глава Воскресенского муниципального района Московской области при определении тарифа на очистку воды для ЗАО «Станция очистки» действовал правомерно.

Как указал ответчик в отзыве (л.д. 66), при установлении тарифа на услуги водоснабжения для ЗАО «АКВАСТОК» была учтена более высокая, чем запланировано заявителем (13 947 160 руб.) сумма расходов на очистку питьевой воды, производимой ЗАО «Станция очистки» - 15 826 400 руб. Данный довод ответчика заявителем не оспорен.

Кроме того, как следует из независимого аудиторского заключения ООО «Аудиторская фирма «Олент» (Т.2, л.д. 2-3) в отношении тарифов ЗАО «АКВАСТОК», для заявителя на 2008 г. подтвержден доход от реализации по услугам водоснабжения в размере 119 100 000 руб., прибыль в размере 11 200 000 руб. Для сохранения доходной части ЗАО «АКВАСТОК» ответчик при определении тарифов исходил из дохода для заявителя 123 600 000 руб., прибыль 13 800 000 руб.

Таким образом, ЗАО «АКВАСТОК» не представило суду доказательства того, что оспариваемое им в части решение нарушает охраняемые законом права и интересы заявителя.

В соответствии с п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Суд считает, что заявитель не представил нормативного и документального обоснования своих требований.

Учитывая предусмотренные п.п. 4,5,8 ст. 194 АПК РФ особенности рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов, суд считает, что распоряжение Главы Воскресенского муниципального района Московской области в оспариваемой части не противоречит имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам.

На основании изложенного, руководствуясь 167-170, 176 АПК РФ арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления ЗАО «АКВАСТОК» отказать.

Решение суда вступает в законную силу немедленно.

Решение суда может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Судья В.А. Красникова

Судья Рымаренко А.Г.

Судья Поповченко В.С.