Арбитражный суд Московской области
107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
23 августа 2018 года Дело №А41-53315/18
Резолютивная часть решения объявлена 15 августа 2018 года
Полный текст решения изготовлен 23 августа 2018 года
Арбитражный суд Московской области в составе: судьи Е.В. Васильевой протокол судебного заседания ведет секретарь судебного заседания Ж.А.Агасян рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Государственного унитарного предприятия Производственно-энергетическое объединение «Байконурэнерго» города Байконур
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу и космодрому Байконуру
об отмене постановления по делу об административном правонарушении №15 от 07.06.2018
в судебном заседании участвуют представители: от заявителя – не явился, извещен; от заинтересованного лица – ФИО1, уд, дов. от 27.12.2017 №02-17/11094
УСТАНОВИЛ:
ГУП ПЭО «Байконурэнерго» г. Байконур (далее – заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ИФНС России по городу и космодрому Байконуру (далее – заинтересованное лицо, административный орган, Инспекция) об оспаривании постановления от 07.06.2018 №15 о привлечении Предприятия к административной ответственности, предусмотренной ч.1 статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ).
Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 210 АПК РФ в отсутствие представителя заявителя, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании заслушан представитель заинтересованного лица, против удовлетворения требований возражал, представил отзыв и административный материал, которые приобщены к материалам настоящего дела.
Выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела и представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее:
19.11.2015 между резидентом ГУП ПЭО «Байконурэнерго» г. Байконур и нерезидентом Акционерным обществом «Национальная компания «Казахстан темир жолы», Республика Казахстан (далее – АО «НК КТЖ») заключен договор электроснабжения № 144/2-15 (далее – Договор), созданного в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
На основании Договора ГУП ПЭО «Байконурэнерго» г. Байконур оформило в уполномоченном банке - Байконурский филиал АО «Фондсервисбанк» (далее – уполномоченный банк) паспорт сделки № 16020001/2989/0004/3/1.
В соответствии с п. 4.9. Договора «абонент оплачивает электрическую энергию (мощность) на основании платежных документов Энергоснабжающей организации».
В рамках исполнения Договора Предприятием выставлен счет от 01.06.2016 № ЭЭ-2088/40 на сумму 449 779,60 рублей за оказание АО «НК КТЖ» услуг по электроснабжению в июне 2016 года. В данном счете Предприятие самостоятельно указало неуполномоченный банк, а именно Байконурский Региональный Филиал №339900 АО «Народный Банк Казахстана».
Оплата по счету от 01.06.2016 № ЭЭ-2088/40 в сумме 449 779,60 рублей 24.06.2016 поступила на счет предприятия № KZ696010331000245753 в банке АО «Народный Банк Казахстана», расположенном за пределами территории Российской Федерации (Республика Казахстан), что подтверждается платежным ордером от 24.06.2016 № 001310637906.
В ходе проведения проверки сотрудниками инспекции выявлено нарушение требований валютного законодательства, а именно: ГУП ПЭО «Байконурэнерго» г. Байконур, зачислив 24.06.2016 на счет № KZ696010331000245753 в банке АО «Народный Банк Казахстана» (Республика Казахстан) валютную выручку, поступившую от АО «НК КТЖ» по Договору в размере 449 779,60 рублей в качестве оплаты за услуги электроснабжения, нарушило требования, установленные ст.12 и ч.2 ст.14 Федерального закона №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон №173-ФЗ), чем допустило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
В связи с выявленными нарушениями в отношении Предприятия, в отсутствие представителя, извещенного надлежащим образом, составлен Протокол об административном правонарушении от 29.05.2018 №990120180528002801.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 07.06.2018, вынесенным в отсутствие представителя Предприятия, извещенного своевременно и надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, ГУП ПЭО «Байконурэнерго» г. Байконур привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере трех четвертых суммы незаконной валютной операции, что составляет 337 334,70 рублей (449 779,60 х3/4 =337 334,70).
Не согласившись с указанным постановлением, Предприятие обратилось с рассматриваемым заявлением в Арбитражный суд Московской области.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом вменяемого правонарушения являются охраняемые законом отношения в сфере валютного законодательства Российской Федерации.
Субъектом ответственности может быть юридическое лицо, участвовавшее в незаконной валютной операции.
Федеральным законом от 10.12.2006 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что данным нормативным правовым актом определен порядок валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности, в частности, резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации, валютными ценностями (ст.ст. 1 и 2 Закона №173-ФЗ).
Согласно части 9 статьи 1 Закона № 173-ФЗ к валютным операциям относится отчуждение нерезидентом в пользу резидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
При этом к валютным ценностям относится, среди прочего, иностранная валюта, в составе которой учитываются также средства на банковских счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Законом № 173-ФЗ установлены требования к валютным операциям между резидентами и нерезидентами, к валютным операциям между резидентами, к счетам резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 6 и 9 указанного Закона определено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. Валютные операции между резидентами запрещены, за некоторыми исключениями, перечисленными в пунктах 1 - 23 части 1, частях 2, 3 статьи 9 названного закона.
Заявитель указывает, что «в соответствии с частью 4 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, денежные средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или с других своих счетов (с вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Данная норма Закона предоставляет право Заявителю переводить денежные средства с других своих счетов (с вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации на свои счета, в том числе на счета в уполномоченный банк».
Переводы денежных средств между своими счетами, открытыми в банках на территории других государств, могут осуществляться без нарушения валютного законодательства.
Данный факт инспекцией не оспаривается, так как в Законе № 173-ФЗ установлен закрытый перечень операций, которые резиденты имеют право осуществлять с использованием счетов резидентов, открытых в банках за пределами территории Российской Федерации без нарушения норм валютного законодательства.
В то же время статья 6 названного Федерального закона предусматривает, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Указанная статья Федерального закона прямо указывает на статьи Закона, которыми предусмотрены ограничения по валютным операциям и в ней отсутствует отсылка на ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 г. №173-ФЗ.
Приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа, согласно пп. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ является валютной операцией.
Статьей 6 Закона № 173-ФЗ установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации.
Частью 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций юридическими лицами - резидентами производятся через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Данная норма закрепляет правила осуществления расчетов при осуществлении валютных операций резидентами - юридическими лицами (но никак не правила осуществления валютных операций только между юридическими лицами - резидентами, как указывает Заявитель).
Таким образом, из приведенных положений следует, что операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений. При этом расчеты при осуществлении валютных операций резидентами - юридическими лицами должны проводиться через банковские счета в уполномоченных банках.
Согласно ст. 12 Закона № 173-ФЗ резиденты имеют право открывать без ограничений счета и вклады в иностранной валюте и валюте РФ, в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, с обязательным уведомлением налоговых органов по месту своего учета в России. Между тем указанная статья устанавливает строго определенные операции с денежными средствами резидента на счетах и вкладах, открытых в банке за пределами России.
В статье 12 Закона № 173-ФЗ приведен закрытый перечень разрешенных операций, связанных с зачислением резидентами денежных средств на счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (ч. 4 и ч. 5 Закона № 173-ФЗ), и перечень разрешенных операций, связанных со списанием зачисленных денежных средств со счетов резидентов, открытых в таких банках (ч. 6 и ч. 6.1 Закона № 173-ФЗ).
В соответствии с ч. 5 ст. 12 Закона № 173-ФЗ наряду со случаями, указанными в ч. 4 ст. 12 названного Закона, на счета (во вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены средства, полученные в случаях, установленных п. п. "ж" и "з" п. 9 ч. 1 ст. 1, п. п. 10 - 12, 16 - 18 ч. 1 ст. 9, абз. 6 - 8 ч. 2, п. 2 ч. 3 ст. 14, а также п. п. 1 - 3 и 6 ч. 2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ.
Таким образом, на счета резидента, открытые в банках, расположенных на территориях иностранных государств, могут быть зачислены денежные средства только по основаниям, перечисленным в ст. 12 Закона № 173-ФЗ, в остальных случаях денежные средства подлежат зачислению на счета резидента в уполномоченных банках. При этом зачисление денежных средств на счета, открытые в иностранных банках, по основаниям, не предусмотренным ст. 12 Закона № 173-ФЗ, будет противоречить валютному законодательству.
Операция по зачислению денежных средств, поступивших от нерезидента в счет оплаты за оказанные ему услуги, не входит в перечень разрешенных случаев, указанных в ст. 12 Закона № 173-ФЗ.
Поскольку совершенная резидентом и нерезидентом валютная операция также не входит в число валютных операций, совершение которых без использования счетов в уполномоченных банках предусмотрено Законом № 173-ФЗ, ее осуществление минуя счета в уполномоченных банках валютным законодательством Российской Федерации не допускается.
Статьей 25 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования и валютного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что при исполнении Договора от 19.11.2015 оплата по счету от 01.06.2016 № ЭЭ-2088/40 в сумме 449 779,60 рублей поступила на счет предприятия № К2696010331000245753 в банке АО «Народный Банк Казахстана», расположенном за пределами территории Российской Федерации (Республика Казахстан), не являющимся уполномоченным банком, что подтверждается платежным ордером от 24.06.2016 №001310637906.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии объективной стороны вмененного заявителю правонарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заявителя в совершении вменяемого ему правонарушения судом установлена, поскольку, осуществляя внешнеторговую деятельность, он обязан был знать и соблюдать нормы валютного законодательства, предвидеть вредные последствия своего бездействия, а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения. Однако, Обществом не представлено доказательств принятия каких-либо действий по недопущению нарушения валютного законодательства.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения статей 4.5, 28.2, 25.1, 29.7 КоАП РФ заинтересованным лицом соблюдены.
Срок привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» основанием для отмены оспариваемого постановления, не имеется.
Доводы Предприятия, положенные в основу рассматриваемого заявления, судом отклоняются, как основанные на неверном толковании норм права.
Судом установлено, что оспариваемым постановлением заявителю назначен штраф в минимальном размере, установленном санкцией части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного, суд пришёл к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
отказать ГУП Производственно-энергетическое объединение "Байконурэнерго" города Байконур в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты его принятия.
Судья Е.В. Васильева