Арбитражный суд Московской области
107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
15 ноября 2021 года Дело №А41-53810/2021
Резолютивная часть решения объявлена 10 ноября 2021 года
Полный текст решения изготовлен 15 ноября 2021 года
Арбитражный суд Московской области в составе:
Судья А.Е. Костяева
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.А. Бондаревым
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление
ФГБУ "ЦЖКУ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ
к Администрации Одинцовского городского округа Московской области
о взыскании,
при участии: согласно протоколу от 10.11.2021 г.,
УСТАНОВИЛ:
ФГБУ "ЦЖКУ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ (истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации Одинцовского городского округа Московской области (ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в виде стоимости фактически потребленного ресурса за период с 01.06.2021 по 30.11.2021 в размере 262 324,08 руб.
Определением от 22.09.2021 произведена замена ответчика ТУ Кубинка Администрации Одинцовского городского округа Московской области на Администрацию Одинцовского городского округа Московской области.
Представитель истца присутствовал в судебном заседании, представитель ответчика в судебное заседание не явился, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств извещения, применяя положения ст. ст. 121, 123 АПК РФ, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Судом в порядке ст. 81 АПК РФ приобщены письменные пояснения, представленные истцом.
Данные письменные пояснения квалифицируются судом, как ходатайство об изменении исковых требований.
Судом в порядке ч.1, 5 ст. 49 АПК РФ рассмотрено и удовлетворено ходатайство истца об изменении периода взыскания суммы долга с 01.06.2018 по 30.11.2019.
Соответственно, предметом рассмотрения в рамках дела являются требование о взыскании неосновательного обогащения в виде стоимости фактически потребленного ресурса за период с 01.06.2018 по 30.11.2019 в размере 262 324,08 руб.
Поступившее в материалы дела от представителя ответчика ходатайство об отложении судебного разбирательства судом рассмотрено и в его удовлетворении отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных положениями ст. 158 АПК РФ.
Исследовав материалы дела в полном объеме, выслушав представителя истца, поддержавшего свою позицию по спору, суд установил следующее.
Как следует из искового заявления, в соответствии с передаточным актом от 26.01.2018 жилые помещения (квартиры), расположенные в МКД по адресу: Московская область, Одинцовский район, н.п. Кубинка, городок Кубинка-1 были переданы с баланса ФГКУ ЦТУИО Минобороны России на баланс городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области. Копия акта и перечень жилых помещений, расположенных в МКД прилагается.
Федеральное государственное, бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) создано Приказом Министра Обороны Российской Федерацииот 02 марта 2017 хода путем изменения типа, основных целей и переименования существующего государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора №21 Жилищно-Коммунального отдела Квартирно-Эксплуатационного управления г. Москвы. Основной целью Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации:': На; основании приказа Минобороны России от 02.03.2017 № 155 объекты теплового и водопроводно-канализационного хозяйства подлежат передаче в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Во исполнение приказа № 155 Департаментом имущественных отношений Минобороны России, издан приказ № 838 от 24.03.2017 года о закреплении имущества на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
Согласно Приказа № 838 от 24.03.2017 директораДепартамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное упражнение» Министерства обороны Российской Федерации, котельная № 278, расположенная по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Кубинка-1, закреплена за истцом на праве оперативного управления.
Истец осуществляет поставку коммунальных ресурсов (отопления) на указанные объекты, данное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРН на котельную № 278.
За период с 01.06.2018 по 30.11.2019 со стороны истца осуществлялась поставка отопления в жилые помещения, состоящие на балансе городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области, на сумму 262 324,08руб., с учетом удовлетворенного судом ходатайства об изменении суммы исковых требований.
В соответствии с решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 28.06.2019 №5/5 «О правопреемстве» Администрация Одинцовского городского округа Московской области является правопреемником Администрации городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Пунктом 5 указанного выше решения определено, что имущество (в том числе земельные участки), находившиеся в собственности городского поселения Кубинка являются собственностью муниципального образования Одинцовский городской округ Московской области.
Направленная в адрес ответчика претензия с требованием погасить образовавшуюся задолженность, оставлена ответчиком без удовлетворения.
Поскольку в добровольном порядке ответчик задолженность не погасил, истец обратился в суд с настоящим иском.
Ответчик документально мотивированный отзыв на иск не представил, возражений по существу исковых требований не заявил.
Исследовав и оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как следует из статьи 2 ФЗ-190 "О теплоснабжении", потребителем является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления; тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление).
Абзацами 9, 10 п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" установлено, что в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее: фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Согласно пункту 1 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением электрической энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Из положений пункта 1 статьи 539 ГК РФ следует, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Фактическое потребление тепловой энергии при отсутствии заключенного договора не может быть признано самовольным, поскольку отсутствует факт самовольного присоединения, и не может быть признано бездоговорным по смыслу ч. 8, 10 ст. 22 Закона "О теплоснабжении".
Потребление тепловой энергии в отсутствие заключенного договора теплоснабжения с потребителем, само по себе, при условии произведенного технологического присоединения энергопринимающих устройств к тепловым сетям в надлежащем порядке, не свидетельствует о факте бездоговорного потребления в смысле вышеуказанной нормы (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 136-0).
Наличие технологического присоединения энергопринимающих устройств, осуществленного в установленном действующим законодательством порядке, не свидетельствует о факте бездоговорного потребления (самовольного пользования) коммунальных ресурсов для целей применения абз. 5 п. 6 Правил N 54 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498.
Факт технологического присоединения спорного помещения к сетям и поставка в них тепловой энергии подтверждены материалами дела, ответчиком данный факт не оспорен.
Таким образом, между сторонами сложились фактические договорные отношения по теплоснабжению объекта.
Согласно статье 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса РФ).
Спорное здание подключено к системе теплоснабжения. Факт потребления энергоресурсов за спорный период ответчиком не оспаривается.
Факт поставки истцом тепловой энергии ответчику за спорный период на спорную сумму подтверждается представленными в материалы дела счетами, счетами-фактурами, актами о количестве поданной – принятой тепловой энергии.
Доказательств оплаты ответчиком задолженности за спорный период за поставленные коммунальные ресурсы в материалах дела не содержится.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, бремя содержания имущества возложено на его собственника. Исключение из этого правила, как указано в приведенной норме, должно быть специально установлено законом или договором.
В соответствии с требованиями п.2(1) Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ СОБСТВЕННИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ И ЖИЛЫХ ДОМОВ»
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года определяется по формуле 2(1):
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708)
Рi = Si х (NT х К) х Тт, где:
Si; - общая площадь жилого дома;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708)
NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
К - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", к количеству месяцев в календарном году;
Тт - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответственно размер платы за оказанные коммунальные услуги по отоплению формируется на основании площади жилых помещений и тарифа действовавшего на момент оказания услуги.
В соответствии с решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 28.06.2019 №5/5 «О правопреемстве» Администрация Одинцовского городского округа Московской области является правопреемником Администрации городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской областив отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Пунктом 5 указанного выше решения определено, что имущество (в том числе земельные участки), находившиеся в собственности городского поселения Кубинка являются собственностью муниципального образования Одинцовский городской округ Московской области.
Имущественные обязательства, права и обязанности органов местного самоуправления муниципального образования Одинцовский городской округ Московской области, возникающие в силу правопреемства, определяются действующим законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст.58 ГК РФ при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч.1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч.1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения.
В соответствии со ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
По правилам ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 3.1 статьи 70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Таким образом, с момента вступления в силу решения Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 28.06.2019 №5/5 «О правопреемстве» собственником муниципальных квартир является муниципальное образование «Одинцовский городской округ Московской области» в лице Администрации Одинцовского городского округа Московской области, которое в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.39, ст. 158 ЖК РФ обязано нести бремя содержания имущества, каких либо доказательств ответчик в нарушение ст. 65,66 АПК РФ суду не представил в связи, с чем исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учётом результатов рассмотрения спора, причин и динамики изменения требований, в условиях того, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в доход федерального бюджета в размере 8 246 руб.
Руководствуясь ст. ст. 110,167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Администрации Одинцовского городского округа Московской области в пользу ФГБУ "ЦЖКУ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ сумму долга в размере 262 324,08 руб.
Взыскать с Администрации Одинцовского городского округа Московской области в доход федерального бюджета сумму государственной пошлины в размере 8 246 руб.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Московской области в течение месяца.
Судья А.Е. Костяева