Арбитражный суд Московской области
107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
27 мая 2022 года Дело № А41-5669/22
Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2022 года
Полный текст решения изготовлен 27 мая 2022 года
Арбитражный суд Московской области в составе судьи Москатовой Д.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузиной К.С., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБСЛУЖИВАЮЩАЯ КОМПАНИЯ" (адрес: 140120, Московская обл., г. Раменское, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 29.04.2016, ИНН: <***>) к МУНИЦИПАЛЬНОМУ БЮДЖЕТНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ "СОДЕРЖАНИЕ И БЛАГОУСТРОЙСТВО" РАМЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА (адрес: 140108, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 22.08.2017, ИНН: <***>) о взыскании убытков
при участии в судебном заседании -согласно протоколу
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБСЛУЖИВАЮЩАЯ КОМПАНИЯ" (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к МУНИЦИПАЛЬНОМУ БЮДЖЕТНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ "СОДЕРЖАНИЕ И БЛАГОУСТРОЙСТВО" РАМЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА (далее – ответчик) о взыскании убытков по муниципальному контракту № 2019.24180 в размере 974005 руб. 97 коп.
В обоснование своих требований истец указал, что после проведения конкурса на оказание услуг по содержанию, благоустройству сельских кладбищ изменились тарифы на вывоз мусора, в связи с чем, истец был вынужден оплачивать вывоз мусора не по условиям заключенного контракта, а по новым установленным тарифам по цене 787,23 руб. с НДС. за 1 м3 за вывоз и утилизацию мусора (цена и региональный оператор по утилизации мусора продиктована Постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 № 690/34).
Дело рассматривается в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Рассмотрев материалы, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела и указывает истец, 30.01.2019 между истцом (поставщик) и ответчиком (заказчик) заключен муниципальный контракт № 2019.24180 Оказание услуг по содержанию, благоустройству сельских кладбищ Раменского муниципального района.
Согласно пункту 1.1 исполнитель обязуется оказать услуги по содержанию, благоустройству сельских кладбищ Раменского муниципального района в соответствии с Техническим заданием (Приложение 5 к Контракту), а заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных данным контрактом., и цена контракта составляет 20 459 925 рублей 96 копеек, НДС не облагается в связи с применением упрощенной системы налогообложения в соответствии с положением статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является твердой и определяется на весь срок действия Контракта.
В случае, если исполнитель не является плательщиком НДС (в том числе применяющим упрощенную систему налогообложения), уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится. (пункт 2.1 договора).
Истец указал, что согласно договору полностью исполнил свои обязательства. Ответчик полностью оплатил и принял выполненные работы истцом, которые состояли по благоустройства территорий согласно договору, вывоза мусора, а так уже установка забора, согласно следующим документам: КС-2 № 2 от 29.03.2021, КС-3 № 2 от 29.03.2019 года, акт приема передачи услуг от 29.03.2021; КС-2 № 3 от 30.04.2021, КС-3 № 3 от 30.04.2019 года, акт приема передачи услуг от 30.04.2021; КС-2 № 4 от 31.05.2021, КС-3 № 4 от 31.05.2019 года, акт приема передачи услуг от 31.05.2021; КС-2 № 5 от 30.06.2021, КС-3 № 2 от 30.06.2019 года, акт приема передачи услуг от 29.03.2021.
Истец также указал, что на момент исполнение контракта были изменены правила утилизации мусора с привлечением Региональных операторов и утверждены единые тарифы по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области (Постановление Правительства Московской области от 02.10.2018 № 690/34 «Об утвержденных придельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области»).
30.01.2019 ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск», именуемый в дальнейшем региональным оператором, и потребителем ООО «РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБСЛУЖИВАЮЩАЯ КОМПАНИЯ» был заключен договор № 0100-001360-2019/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по цене 787, 23 руб. с НДС. за 1 м3 за вывоз и утилизацию мусора (цена и региональный оператор по утилизации мусора продиктована все тем же постановление правительства 02.10.2018 № 690/34).
В связи с тем, что после проведения конкурса изменились тарифы на вывоз мусора согласно Постановлению Правительства Московской области № 690/34 от 02.10.2018 «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области», истец был вынужден оплачивать вывоз мусора не по условиям договора, в обязанности которого была перевозка и утилизация мусора 700 т. (стр. 99-100 Технического задания и сметы по цене 1294,50 руб. с НДС за 1 тонну, на общую сумму 906 150,00 руб. с НДС (коэффициент перевода из тонны в кубы составляет 5,765 м3 за 1 тонну. Министерство экологии и природопользования Московской области. Распоряжение от 09.10.18г. № 607- RU) по цене 224,55 руб. за 1 м3 мусора, а по новым установленным тарифам по цене 787,23 руб. с НДС. за 1 м3 за вывоз и утилизацию мусора (цена и региональный оператор по утилизации мусора продиктована все тем же постановление правительства 02.10.2018 № 690/34).
Фактически по Муниципальному контракту № 2019.24180 было вывезено 700 т. (4035,5 м3), что подтверждается документами (КС-2, КС-3, Актами о выполненными работами и экспертными заключениями), но не по ценам контракта 224,55 руб. с НДС за 1 м3, а по цене Постановления Правительства МО 787,23 С НДС за 1м3, что в свою очередь повлекли убытки в размере 974 005 рублей 97 копеек.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с рассматриваемыми требованиями.
Оценив представленные доказательства и доводы сторон, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), которым, в том числе, установлен единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Из статей 15 и 16 ГК РФ следует, что лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимается реальный ущерб и упущенная выгода. Убытки, причиненные юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению соответствующим муниципальным образованием.
Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункт 1 статьи 393 Кодекса).
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ (пункт 2 статьи 393 Кодекса).
Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было, - в день предъявления иска. Исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие в день вынесения решения (пункт 3 статьи 393 Кодекса).
В соответствии со статьями 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства в суд представляются лицами, участвующими в деле. Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
При взыскании убытков истец обязан доказать наличие и размер убытков, вину ответчика в их причинении и причинно-следственную связь между образовавшимися убытками и действиями ответчика.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Пункт 2.1 муниципального контракта от 30.01.2019 № 2019.24180 предусматривает, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок действия контракта.
Частью 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона № 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 95 Закона о Контрактной системе изменение существенных условий государственного (муниципального) контракта допускается только при одновременном соблюдении, в том числе, следующих условий: если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом; при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта; если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10 процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10 процентов.
Законом № 44-ФЗ предусмотрены ограничения для изменения цены контракта. Данные ограничения установлены как для исполнителя, так и для заказчика, и обусловлены тем, что заключению контракта предшествует выбор поставщика на торгах, при проведении которых участники предлагают условия заранее и победитель определяется исходя из предложенных им условий.
Судом установлено, что дополнительных соглашений, изменяющих цену Контракта, сторонами не заключалось. Изменение цены контракта вследствие издания каких-либо нормативных правовых актов государственных органов, изменяющих соответствующие тарифы, Контрактом не предусмотрено.
Доказательств обратного суду не представлено (статья 65 АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами и никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
На основании вышеизложенного, судом не усматривается причинно-следственной связи между действиями ответчика, обстоятельствами ненадлежащего исполнения его обязательств по контракту, и наличием убытков истца в заявленном размере, которые могли бы быть возложены на ответчика.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель был обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Такие доказательства заявителем суду не представлены.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Расходы по оплате государственной пошлины распределяются в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Судья Д.Н.Москатова