ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-6480/2021 от 01.06.2021 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996, www.asmo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва

А41-6480/21


«__» ___________ 2021 г.                                                              Дело № _____________________

Резолютивная часть решения оглашена 01 июня 2021г.

Полный текст решения изготовлен 04 июня 2021г.

судьи Бобковой С.Ю.

секретарь судебного заседания Цечоева Л.М.

            Арбитражный суд Московской области в составе:

председательствующего ____________________________________________________________ судей (заседателей) ______________________________________________________________ протокол судебного заседания вел ____________________________________________________

ГБУ Г.МОСКВЫ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ №13 ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

рассмотрев в судебном заседании дело  по иску (заявлению) ______________________________

Администрации городского округа Ступино

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

к _________________________________________________________________________________

оспаривании бездействия, обязании принять имущество в муниципальную собственность

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

о ________________________________________________________________________________

от заявителя:  ФИО1

от заинтересованного лица:  ФИО2

от 3 лиц:  не явились, извещены

при участии в заседании ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

установил:

ГБУ Г.МОСКВЫ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ №13 ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ обратилось в  Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Ступино при участии третьих лиц ДГИ города Москвы, Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы о признании незаконным   действий (бездействия) органа местного самоуправления в лице Администрации городского округа Ступино Московской области, выразившихся в непринятии в муниципальную собственность жилых помещений (квартир) расположенных по адресу: 142817, Московская область, г. Ступино, с. Лужники, тер. ПНИ № 13:

жилой дом № 10    кв. 3 и кв. 7

жилой дом № 33     кв. 1, кв. 7, кв. 9, кв. 17, кв. 18, кв. 20, кв. 22, кв. 24, кв. 25, кв. 28, кв. 29, кв. 33, кв. 37, кв. 42, кв. 50

Обязании Администрации городского округа Ступино Московской области в месячный срок осуществить фактический прием в муниципальную собственность объектов недвижимости расположенных по адресу: 142817, Московская область, г.Ступино, с. Лужники, тер. ПНИ №13:

жилой дом № 10    кв. 3 и кв. 7

жилой дом № 33    кв. 1, кв. 7, кв. 9, кв. 17, кв. 18, кв. 20, кв. 22, кв. 24, кв. 25, кв. 28, кв. 29, кв. 33, кв. 37, кв. 42, кв. 50 путем  оформления  предусмотренной действующим законодательством документации  и подписания актов приема-передачи. 

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица возражал против заявленных требований.

Третьи лица представили отзывы, поддержали позицию заявителя.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Государственное бюджетное учреждение города Москвы Психоневрологический интернат № 13 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы  согласно Устава предназначено для оказания услуг стационарного социального обслуживания на условиях постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) или пятидневного проживания граждан пожилого возраста, страдающих психическими расстройствами, и инвалидов I и II групп вследствие психических расстройств в возрасте старше 18 лет, частично или полностью утратившими способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, а так же оказания им комплексной социально-медицинской помощи.

Целями деятельности, для которых создан истец, является удовлетворение потребностей населения в доступном и качественном социальном обслуживании и оказание услуг стационарного социального обслуживания получателей социальных услуг.

Учредителем истца является город Москва. Функции и полномочия учредителя Истца в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы осуществляет Департамент социальной защиты населения города Москвы.

Собственником имущества истца является город Москва. Полномочия собственника имущества истца выполняет Департамент городского имущества города Москвы.

Имущество истца закреплено за ним на праве оперативного управления в соответствии с действующим законодательством.

Источниками финансового обеспечения уставной деятельности истца являются субсидии, предоставляемые из бюджета города Москвы на возмещение нормативных затрат, связанных с выполнением государственного задания государственных услуг (выполнение работ). Истцу предоставляются субсидии из бюджета города Москвы на иные цели.

В соответствии с инвентарными карточками учета нефинансовых активов №19 № 6679 на бухгалтерском балансе истца учтены объекты с входящими в их состав жилыми помещениями (квартирами) по адресу: 142817, Московская область, г. Ступино, с. Лужники, тер. ПНИ №13:

- жилой дом № 10   - кв. 3 и кв. 7

- жилой дом № 33    - кв. 1, кв. 7, кв. 9, кв. 17, кв. 18, кв. 20, кв. 22, кв. 24, кв. 25, кв. 28, кв. 29, кв. 33, кв. 37, кв. 42, кв. 50.

Принадлежность   указанных   помещений   к   жилым   (квартирам)   подтверждается техническими паспортами здания (строения).

Истец не обеспечивает эксплуатацию и содержание указанных жилых помещений (квартир) и общего имущества.

Данные жилые помещения (квартиры) не являются собственностью города Москвы, право оперативного управления на спорные помещения за истцом не зарегистрировано. Земельно-правовые отношения на земельные участки под объектами оформлены в собственность города Москвы и предоставлены истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Учтенные на балансе жилые помещения (квартиры) не используются истцом для удовлетворения потребностей населения в доступном и качественном социальном обслуживании и оказание услуг стационарного социального обслуживания получателей социальных услуг.

Жилые помещения (квартиры), предоставленные на основании распорядительных документов уполномоченных органов муниципального образования, занимают жители городского округа Ступино Московской области.

Истец обращался к ответчику с требованием о принятии в муниципальную собственность выше указанных жилых помещений (квартир) расположенных в границах городского округа, последнее обращение имело место 21.12.2020г.

Поскольку заинтересованное лицо не совершило установленных законом действий по принятию имущества в муниципальную собственность, бездействие  Администрации заявитель считает незаконным и не соответствующим требованиям действующего законодательства, в связи с чем обратился в суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ,  указав, что нахождение объектов на его балансе противоречит требованиям законодательства и нарушает права и интересы учреждения, в частности, путем несения затрат на содержание данных объектов.

При этом, как указал заявитель, обязанность принятия в муниципальную собственность спорных объектов возложена на администрацию в силу закона, которым не установлена обязательность рассмотрения вопроса о земельных участках, занятых строениями, непосредственно при передаче таких объектов из собственности субъекта Российской Федерации в собственность муниципального образования.

Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с момента формирования и проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в данном доме.

В соответствии с пунктом 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

По смыслу частей 3 и 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

Принимая во внимание, что в силу закона земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственникам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003               №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность регулируются Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и приложением №3 к данному Постановлению.

В соответствии с Приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» передаче в муниципальную собственность подлежит жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

В соответствии с разъяснением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данному в пункте 5 Информационного письма от 11.06.1997 № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий», объекты, указанные в Приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.

Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность установлен пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в силу которого находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Судом установлено, что спорные помещения в соответствии с вышеназванными нормами не относятся к категориям объектов, относящихся к федеральной собственности, в связи с чем, подлежат передаче в муниципальную собственность муниципального района, на территории которого находятся.

Администрация не отрицает того факта, что спорные объекты расположены на территории городского округа Ступино Московской области.

По смыслу статей 128, 130, 131, 288, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», квартира (комната) в жилом доме является самостоятельным объектом гражданских прав.

В связи с этим, жилой дом, в котором была приватизирована хотя бы одна квартира (комната), с даты приватизации первой квартиры (комнаты), утрачивает статус самостоятельного объекта гражданских прав, так как возникают новые объекты гражданских прав - помещения (квартиры, комнаты) в данном доме.  

Спорные объекты имеют статус жилого фонда, доказательств обратного администрацией не представлено.

В материалы дела также не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что спорные квартиры в жилых домах находятся в собственности физических лиц.

При данных обстоятельствах, суд установил, что спорные помещения не находятся в собственности физических лиц, в федеральной собственности и заявителя, следовательно, в силу прямого указания закона относятся к муниципальной собственности.

В связи с этим, бездействие администрации является незаконным и нарушает права и интересы учреждения.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, с обязанием устранить допущенные нарушения (ч. 2, 4 ст. 201 АПК РФ).

На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.123,156,167-170,176-177 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления в лице Администрации городского округа Ступино Московской области, выразившиеся в непринятии в муниципальную собственность жилых помещений (квартир) расположенных по адресу: 142817, Московская область, г. Ступино, с. Лужники, тер. ПНИ № 13:

жилой дом № 10   - кв. 3 и кв. 7

жилой дом № 33    - кв. 1, кв. 7, кв. 9, кв. 17, кв. 18, кв. 20, кв. 22, кв. 24, кв. 25, кв. 28, кв. 29, кв. 33, кв. 37, кв. 42, кв. 50.

Обязать Администрацию городского округа Ступино Московской области в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять в муниципальную собственность объекты недвижимости расположенные по адресу: 142817, Московская область, г.Ступино, с. Лужники, тер. ПНИ №13:

жилой дом № 10   - кв. 3 и кв. 7

жилой дом № 33   - кв. 1, кв. 7, кв. 9, кв. 17, кв. 18, кв. 20, кв. 22, кв. 24, кв. 25, кв. 28, кв. 29, кв. 33, кв. 37, кв. 42, кв. 50.

Взыскать с Администрации городского округа Ступино Московской области в пользу ГБУ Г.МОСКВЫ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ №13 ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 6.000руб. расходов по госпошлине.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                Бобкова С.Ю.