ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-71818/16 от 02.02.2017 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва

10 февраля 2017 года Дело №А41-71818/16

Резолютивная часть решения объявлена 02 февраля 2017 года

Полный текст решения изготовлен 10 февраля 2017 года

Арбитражный суд Московской области в составе:

председательствующий судья М.В.Саенко,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по исковому заявлению ООО "АМ"

к МИНИСТЕРСТВУ ТРАНСПОРТА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

третье лицо: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы

об обязании

при участии в судебном заседании - согласно протоколу

УСТАНОВИЛ:

ООО "АМ" (ИНН <***>, ОГРН <***>) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ответчику Министерству транспорта Московской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) об обязании Министерства транспорта Московской области пролонгировать с ООО "Альфа-Мобил М" договор на выполнение временных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам №940, № 941, № 942, №943 регулярных перевозок автомобильным и городским наземным транспортом по нерегулируемым тарифам, об обязании включить ООО «АМ» в реестр и выдать карты маршрута.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования, судом привлечен Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

Представитель третьего лица в судебное заседание по рассмотрению данного иска не явился. Дело рассматривается в порядке ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В обоснование исковых требований истец ссылается на договор выполнения пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам № МТ-ДП/10-065 от 18.02.2010 с приложением №1 к Договору; Лицензию, выданную Министерством транспорта РФ на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом ООО «АМ» №АСС-77-086887 от 20.05.2009, Согласование эксплуатации смежного межрегионального автобусного маршрута с Департаментом транспорта №940 «ст. Реутово - ст. Люберцы – Котельники (ТЦ ФИО1)» от.02.08.2010, Согласование эксплуатации смежного межрегионального автобусного маршрута с Департаментом транспорта и РДТИ Москвы № 941 «(ст. Реутово - Люберцы(115 кв.) - Котельники (ТЦ ФИО1)» от 02.08.2010, Согласование эксплуатации смежного межрегионального автобусного маршрута с Департаментом транспорта и РДТИ Москвы № 942 «(Москва (м/р Некрасовка) - Котельники (ТЦ ФИО1) - Москва (м. Братиславская)» от 02.08.2010, Согласование эксплуатации смежного межрегионального автобусного маршрута с Департаментом транспорта и РДТИ Москвы № 943 «(Октябрьский (м/р Западный) -Котельники (ТЦ ФИО1) - Москва (м. Братиславская) от 02.08.2010, Паспорт маршрута регулярного сообщения № 940, зарегистрированного Министерством транспорта России, Министерством транспорта Московской области, Департаментом транспорта РДТИ г. Москвы, Паспорт маршрута регулярного сообщения №941, зарегистрированного Министерством транспорта России, Министерством транспорта Московской области, Департаментом транспорта РДТИ г. Москвы, Паспорт маршрута регулярного сообщения №942, зарегистрированного Министерством транспорта России, Министерством транспорта Московской области, Департаментом транспорта РДТИ г. Москвы, Паспорт маршрута регулярного сообщения №943, зарегистрированного Министерством транспорта России, Министерством транспорта Московской области, Департаментом транспорта РДТИ г. Москвы; Переписку ООО «АМ» с Министерством транспорта Московской области и др. ведомствами по согласованию и заключению Договора на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам № 940, 941, 942, 943 по нерегулируемым тарифам.

В качестве правового основания истец ссылается на положения Федерального закона Российской Федерации №220-ФЗ от 13.07.2015, статьи 426, 789 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ответчик представил отзыв на иск, согласно которому просит в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в нем.

Третье лицо предоставило письменные объяснения по делу.

В судебном заседании представитель истца по доверенности настаивал на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика по доверенности возражал против удовлетворения иска.

Арбитражный суд, исследовав материалы дела и представленные доказательства, пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Министерство транспорта Московской области, именуемое в дальнейшем «Уполномоченный орган», с одной стороны, и общество с ограниченной ответственностью «Альфа-Мобил М», именуемое в дальнейшем «Перевозчик», с другой стороны, совместно именуемые «Стороны», заключили Договор № МТ-ДП/10-065 от 18.02.2010 на основании решения Комиссии по проведению конкурсов на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (протокол от 04.02.2010 №2/01/10).

Согласно п.1.1. указанного договора Уполномоченный орган организует транспортное обслуживание населения, а Перевозчик выполняет пассажирские перевозки по нерегулируемым тарифам по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок:

- № 940 «ст. Реутово - ст. Люберцы - Котельники (ТЦ ФИО1)».

- № 941 «ст. Реутово - Люберцы (115 кв.) - Котельники (ТЦ ФИО1)»,

- № 943 «Октябрьский (м/р Западный) - Котельники (ТЦ ФИО1) - Москва (м. Братиславская)»,

- № 946 «Химки (АШАН) - Москва (ул. Фомичевой)»,

- № 947 «Химки (ул. Панфилова) - Москва (Северный Речной Вокзал)»,

- № 942 «Москва (м/р Некрасовка) - Котельники (ТЦ ФИО1) - Москва (м. Братиславская)», (далее - маршруты).

Согласно п.1.2. указанного договора Перевозки осуществляются Перевозчиком в соответствии с действующим законодательством и соблюдением параметров перевозок по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок (далее - Параметры перевозок), прилагаемых к настоящему Договору (приложение № 1) и являющихся неотъемлемой его частью.

Согласно 6.1. Договор вступает в силу с 18.02.2010 и действует до 18.02.2015.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.

Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал, что направлял корреспонденцию о необходимости продления данного договора; до настоящего времени однозначного ответа не поступило. Департамент транспорта и РДТИ г. Москвы не включил ООО "АМ" в Реестр смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок согласно письму от 08.09.2016 № 61-04-8370/6.

Также обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал на то, что ООО «АМ» имеет Согласование эксплуатации смежного межрегионального автобусного маршрута с Департаментом транспорта и РДТИ г. Москвы:

1. Документ №17-35-9417/5 от 01.09.2015, согласован маршрут №940 с 02.08.2015 по 01.08.2018;

2. Документ №17-35-8019/5 от 19.08.2015, согласован маршрут №941 с 02.08.2015 по 01.08.2018;

3. Документ №17-35-8013/5 от 19.08.2015, согласован маршрут №942 с 02.08.2015 по 01.08.2018;

4. Документ №17-35-8017/5 от 06.08.2015, согласован маршрут №943 с 02.08.2015 по 01.08.2018.

Министерством транспорта РФ выдана ООО «АМ» соответствующая лицензия на право осуществления деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом.

Таким образом, истец полагает, что ответчик уклоняется от заключения договоров, несмотря на публичность договора, длительную переписку и личные приезды руководителя для обсуждения и решения данного вопроса, а также того факта, что автопредприятие зарегистрировано и работает с 1999 года, на предприятии трудится около 100 человек.

Пунктом 6.1. Договора стороны установили, что договор действует до 18.02.2015.

В соответствии со статьей 407 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором, прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

В пункте 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Специальных положений о продлении действия соответствующего вида договора действующее законодательство не содержит.

В соответствии с Законом Московской области № 268/2005-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области» (далее - Закон Московской области № 268/2005-ОЗ) (в редакции, актуальной на момент организации конкурса) Министерство в пределах своих полномочий организует конкурсы на право заключения договоров на выполнение пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок.

В силу пункта 12.7 Закона Московской области № 268/2005-ОЗ (в редакции, актуальной на момент проведения конкурса и заключения договора) Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 27.11.2008 № 905/28 (далее - Положение о Министерстве), в полномочия Министерства входит организация конкурсов на право заключения договоров на выполнение пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок, заключение договоров на выполнение пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок, выдача разрешения на право работы по маршруту (удостоверения допуска к работе по маршруту) и маршрутной карты (карточки допуска).

Распоряжением Министерства транспорта Московской области от 23.06.2014 №20РВ-205 «О Комиссии по формированию маршрутной сети и организации регулярных перевозок на территории Московской области» в целях принятия коллегиального решения об открытии, изменении или закрытии межмуниципальных, межсубъектных маршрутов автомобильного и городского наземного электрического транспорта на территории Московской области, о формировании конкурсных предложений по указанным маршрутам, о продлении срока действия договоров на выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по нерегулируемым тарифам в порядке, установленном статьей 18.1 Закона Московской области № 268/2005-ОЗ, создана Комиссия по формированию маршрутной сети и организации регулярных перевозок на территории Московской области (далее - Комиссия) и утверждено положение о ней (далее - Положение о Комиссии).

Вопрос о пролонгации договора №МТ-ДП/10-065 на рассмотрение Комиссии не выносился.

Кроме того 14.07.2015 вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ), регулирующий отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок.

До вступления в силу Федерального закона № 220-ФЗ в Московской области допуск перевозчиков к выполнению перевозок пассажиров на маршруты регулярных перевозок осуществлялся в соответствии с Законом Московской области № 268/2005-ОЗ.

В соответствии со статьей 10 Закона Московской области № 268/2005-ОЗ (в редакции, действующей на момент заключения Договора № МТ-ДП/Ю-065) регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам по межсубъектным, межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок организовывались посредством допуска перевозчиков к транспортному обслуживанию населения на конкурсной основе с заключением договора на выполнение соответствующих регулярных перевозок в порядке, установленном Законом Московской области № 268/2005-ОЗ.

Закон № 268/2005-ОЗ предусматривал, два этапа допуска перевозчиков к выполнению перевозок по маршрутам регулярных перевозок:

1 этап - согласование перевозчикам паспорта маршрута и внесение маршрутов регулярных перевозок в Реестр маршрутов регулярных перевозок Московской области (статья 16 Закона № 268/2005-ОЗ);

2 этап - организация конкурсов на право заключения договоров на выполнение перевозок. Срок действия такого договора - до пяти лет (статьи 18, 18.1,19 Закона № 268/2005-ОЗ).

Организация и проведение соответствующих конкурсов осуществлялись в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 03.08.2011 № 755/29 «О конкурсе на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по нерегулируемым тарифам», предусматривающим коллегиальное решение о допуске перевозчика на маршрут.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона № 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Заключение договоров на выполнение перевозок Федеральным законом 220-ФЗ не предусмотрено.

Таким образом, основанием для осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в Московской области до вступления в силу положений Федерального закона № 220-ФЗ являлся договор на выполнение пассажирских перевозок по соответствующим маршрутам перевозок.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ в течение 30 (тридцати) дней со дня его официального опубликования перевозчиками, которые после дня официального опубликования Федерального закона № 220-ФЗ осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с Федеральным законом № 220-ФЗ отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 Федерального закона № 220-ФЗ (далее - сведения).

Соответственно, новым законодательством (Федеральным законом № 220-ФЗ и приведенными в соответствии с ним нормативными правовыми актами Московской области) право на подачу сведении для включения маршрутов в соответствующий реестр, формируемый согласно данному законодательству, предоставлялось именно перевозчикам, которые осуществляли перевозки на основании таких договоров, заключенных до вступления в силу Федерального закона № 220-ФЗ.

Указанные сведения (направленные в 30-тидневный срок) использовались для формирования предварительного реестра, на основании которого после проверки формировался окончательный реестр (межмуниципальных или смежных межрегиональных маршрутов).

Только на основании сведений нового, сформированного согласно Федеральному закону № 220-ФЗ реестра перевозчикам, включенным в такой реестр, выдаются свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам и карты соответствующих маршрутов (часть 2 и 3 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ).

Согласно пункту 5 части 1 статьи Федерального закона № 220-ФЗ межрегиональный маршрут регулярных перевозок между субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Москвой, Санкт-Петербургом или Севастополем и граничащим с ним субъектом Российской Федерации - смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок. Таким образом, с 14.07.2015 согласно терминологии Федерального закона № 220-ФЗ Маршруты подлежат определению как смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок.

Положениями части 1 статьи 13 Федерального закона № 220-ФЗ установлено, что смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок устанавливается, изменяется, отменяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого расположен начальный остановочный пункт по данному маршруту.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 220-ФЗ порядок организации регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, проходящим в границах этих субъектов Российской Федерации, в том числе порядок установления, изменения и отмены данных маршрутов, порядок ведения реестра данных маршрутов, порядок установления регулируемых тарифов на такие перевозки определяется соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации (далее - Соглашение).

К настоящему времени Соглашение подписано сторонами, зарегистрировано 29.08.2016 №77-901.

Формирование и ведение Реестра смежных межрегиональных маршрутов регулярных осуществляется в соответствии с Положением о Реестре смежных межрегиональных маршрутов (далее - Положение), являющимся приложением 2 к Соглашению.

Учитывая, что до дня официального опубликования Федерального закона № 220-ФЗ (14.07.2015) срок действия договора истек (15.02.2015, т.е. у Общества отсутствовало право на подачу сведений для включения их в Реестр смежных межрегиональных маршрутов), Маршруты не были включены в Реестр смежных межрегиональных маршрутов.

Реестр смежных межрегиональных маршрутов утвержден Министерством в рамках полномочий, закрепленных Федеральным законом № 220-ФЗ и Законом № 268/2005-ОЗ (распоряжение от 14.09.2016 №21РВ-167 «Об утверждении Реестра смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью, начальный остановочный пункт которых находится на территории Московской области Московской области» (далее -Распоряжение №21РВ-167). Распоряжение № 21РВ-167 опубликовано на официальном сайте Министерства 14.09.2016.

Таким образом, при формировании Реестра смежных межрегиональных маршрутов Министерство действовало в соответствии с законодательством, согласно Соглашению.

Поскольку истец не включен в Реестр смежных межрегиональных маршрутов, выдать ООО «АМ» карты маршрутов не предоставляется возможным.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена указанным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (статья 421 Гражданского кодекса).

В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации требование истца о продлении срока действия договора не относится к публичному договору, который заключается в обязательном порядке.

Поскольку истец в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал обязанность ответчика заключить дополнительное соглашение к вышеназванному договору о его продлении срока действия, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд считает, что истцом не доказаны обстоятельства, на которые он ссылается.

Согласно ст. ст. 65 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами.

На основании вышеизложенного, учитывая необходимость соблюдения всеми перевозчиками установленного вышеприведенными положениями порядка, что истцом исполнено не было, руководствуясь положениями статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", предопределяющими недопущение преимущества отдельных потребителей перед другими, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь статьями 51, 102, 110, 112, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья М.В.Саенко