Арбитражный суд Московской области
107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
21 февраля 2024 года Дело №А41-74321/23
Арбитражный суд Московской области в составе судьи И.В. Лелес,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т.В. Рябовой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Комитета лесного хозяйства Московской области
к Федеральному агентству лесного хозяйства
к Управлению Федеральной налоговой службы по г. Москве
к ОСП по Центральному АО № 3 ГУ ФССП России по г. Москве
об установлении юридического факта в отношении задолженности ООО «Мегаполистрейд-Юг»
при участии в судебном заседании:
явка сторон отражена в протоколе судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее – заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области к Федеральному агентству лесного хозяйства, Управлению Федеральной налоговой службы по г. Москве, ОСП по Центральному АО № 3 ГУ ФССП России по г. Москве (далее – заинтересованные лица) с заявлением об установлении юридического факта о том, что задолженность ООО «Мегаполистрейд-Юг» перед Комитетом лесного хозяйства Московской области в размере 11 718 474 руб. 23 коп., возникшая на основании вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Московской области от 29.08.2013г. по делу А41-19480/13 и от 27.06.2014г. по делу № А41-24012/14, является безнадежной ко взысканию.
Информация о принятии Арбитражным судом Московской области к производству данного заявления размещена путем публичного опубликования в картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, изложенные в заявлении, в полном объеме.
Заинтересованные лица в судебное заседание своих представителей не направили, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, отзывы и возражения в суд не представили.
Дело рассматривается по имеющимся в материалах дела доказательствам в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела в полном объеме, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам главы 7 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что заявитель обратился в Федеральное агентство лесного хозяйства России по вопросу признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам за использование лесов в федеральный бюджет, принятых Комитетом лесного хозяйства Московской области, в том числе в отношении ООО «Мегаполистрейд-Юг» в силу того, что должник исключен из ЕГРЮЛ, исполнительное производство прекращено.
Протоколом заседания Комиссии Рослесхоза по рассмотрению решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам за использование лесов в федеральный бюджет, принятых Комитетом лесного хозяйства Московской области от 21.10.2022г. № АВ-14/485 принято решение отказать Комитету лесного хозяйства Московской области в согласовании проектов решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам за использование лесов в федеральный бюджет по ООО «Мегаполистрейд-Юг».
До настоящего времени за ООО «Мегаполистрейд-Юг» числится задолженность в размере 11 718 474 руб. 23 коп, ввиду чего заявитель обратился в Арбитражный суд с заявлением об установлении юридического факта о том, что указанная задолженность ООО «Мегаполистрейд-Юг» является безнадежной ко взысканию.
Принимая решение, суд руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены случаи, когда платежи в бюджет, не уплаченные в установленный срок (задолженность по платежам в бюджет), признаются безнадежными к взысканию. К указанным случаям относятся:
3) ликвидация организации - плательщика платежей в бюджет в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности ее погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
5) вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа по основанию, предусмотренному пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если с даты образования задолженности по платежам в бюджет прошло более пяти лет, в следующих случаях: размер задолженности не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
судом возвращено заявление о признании плательщика платежей в бюджет банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
6) исключение юридического лица по решению регистрирующего органа из единого государственного реестра юридических лиц и наличия ранее вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основанию, предусмотренному пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», - в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной по причине недостаточности имущества организации и невозможности ее погашения учредителями (участниками) указанной организации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В случае признания решения регистрирующего органа об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» недействительным задолженность по платежам в бюджет, ранее признанная безнадежной к взысканию в соответствии с настоящим подпунктом, подлежит восстановлению в бюджетном (бухгалтерском) учете.
В силу пункта 4 статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет определяется главным администратором доходов бюджета в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 18.10.2017 № 571 утвержден Порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет и о признании утратившим силу приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 25.08.2016 № 332 (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка применяется в отношении задолженности по платежам в федеральный бюджет в пределах полномочий главного администратора доходов федерального бюджета и администраторов доходов федерального бюджета, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, в следующих случаях:
г) ликвидации организации - плательщика платежей в бюджет в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности ее погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
е) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если с даты образования задолженности по платежам в бюджет прошло более пяти лет, в следующих случаях: размер задолженности не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве; судом возвращено заявление о признании плательщика платежей в бюджет банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
ж) исключения юридического лица по решению регистрирующего органа из единого государственного реестра юридических лиц и наличия ранее вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», - в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной по причине недостаточности имущества организации и невозможности ее погашения учредителями (участниками) указанной организации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В случае признания решения регистрирующего органа об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» недействительным задолженность по платежам в бюджет, ранее признанная безнадежной к взысканию в соответствии с настоящим подпунктом, подлежит восстановлению в бюджетном (бухгалтерском) учете;
Пункт 5 части 1 статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что платежи в бюджет, не уплаченные в установленный срок (задолженность по платежам в бюджет), признаются безнадежными к взысканию в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа по основанию, предусмотренному пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве, если с даты образования задолженности по платежам в бюджет прошло более пяти лет, в следующих случаях: размер задолженности не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве; судом возвращено заявление о признании плательщика платежей в бюджет банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Часть 5 статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации также предусматривает, что списание (восстановление) в бюджетном (бухгалтерском) учете задолженности по платежам в бюджет осуществляется администратором доходов бюджета на основании решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет. Порядок отражения операций по списанию (восстановлению) в бюджетном (бухгалтерском) учете задолженности по платежам в бюджет устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
Порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет определяется главным администратором доходов бюджета в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2016 N 393 утверждены Общие требования к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено следующее.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 29.08.2013г. по делу №А41-19480/13 с ООО «Мегаполистрейд-Юг» взыскана задолженность в сумме 7 027 787 руб. 81 коп., пени в сумме 700 000 руб. 00 коп. в пользу Комитета лесного хозяйства Московской области.
17.03.2014г. исполнительный лист от 05.03.2014г. серия АС № 006234070 направлен в Даниловский ОСП УФССП России по Москве.
Судебным приставом-исполнителем Даниловского ОСП УФССП России по Москве возбуждено исполнительное производство № 94718/14/05/77.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 27.06.2014г. по делу № А41-24012/14 ООО с «Мегаполистрейд-Юг» взыскана задолженность в размере 2 342 595 руб. 94 коп., пени в сумме 1 648 090 руб. 48 коп. в пользу Комитета лесного хозяйства Московской области.
10.02.2015г. исполнительный лист от 24.09.2014г. серия АС № 005113419 направлен в Даниловский ОСП УФССП России по Москве.
Судебным приставом-исполнителем Даниловского ОСП УФССП России по Москве возбуждено исполнительное производство № 214475/15/77055-ИП.
В соответствии с письмом Даниловского ОСП УФССП России по Москве от 23.06.2016г. № 77005/16/14565728 исполнительных производства переданы в Мещанский РОСП УФССП России по Москве.
Согласно сведениям, размещенным на сайте УФССП по Москве, 29.04.2016г. Мещанский РОСП УФССП России по Москве объединился с ОСП
по Центральному АО №3 УФССП России по Москве.
В соответствии с письмом ОСП по Центральному АО №3 УФССП России по Москве исполнительный документ по делу № 94718/14/05/77 не поступал; исполнительное производство не ведется.
28.04.2018г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ.
В соответствии с протоколом заседания комиссии Федерального агентства лесного хозяйства по рассмотрению решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам за использование лесов в федеральный бюджет от 21.10.2022г. № АВ-14/485 Комитету отказано в согласовании проекта решения о признании безнадежной к взысканию задолженности в том числе в отношении ООО «Мегаполистрейд-Юг».
Как пояснил Комитет лесного хозяйства в отношении ООО «Мегаполистрейд-Юг» исполнительное производство прекращено. Кроме того, истек срок предъявления исполнительного листа. В связи с чем получить постановление об окончании исполнительного производства, предусмотренного пунктом 6 частью 1 статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не представляется возможным.
При этом в целях подтверждения отсутствия имущества у организации Комитетом лесного хозяйства запрошен бухгалтерский баланс; согласно представленному бухгалтерскому балансу у ООО «Мегаполистрейд-Юг» отсутствовало имущество и денежные средства для исполнения решения суда на момент исключения организации из ЕГРЮЛ.
Согласно части 1 статьи 218 АПК РФ арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 1 части 2 указанной статьи).
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов (часть 1 статьи 219 названного Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 219 АПК РФ удовлетворение судом заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, возможно при одновременном наличии следующих условий: этот факт порождает юридические последствия; установление юридического факта не связывается с разрешением спора о праве; если заявитель не имеет другой возможности получить, либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт; действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок его установления.
Порядок признания дебиторской задолженности безнадежной к взысканию установлен в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 3, 5 пункта 1 статьи 47.2 Бюджетного кодекса ФЗ платежи в бюджет, не уплаченные в установленный срок (задолженность по платежам в бюджет), признаются безнадежными к взысканию в случае ликвидации организации - плательщика платежей в бюджет в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности ее погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации; вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа по основанию, предусмотренному пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования задолженности по платежам в бюджет прошло более пяти лет, в следующих случаях: размер задолженности не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве; судом возвращено заявление о признании плательщика платежей в бюджет банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации платежи в бюджет, не уплаченные в установленный срок (задолженность по платежам в бюджет), признаются безнадежными к взысканию в случае исключения юридического лица по решению регистрирующего органа из единого государственного реестра юридических лиц и наличия ранее вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основанию, предусмотренному пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", - в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной по причине недостаточности имущества организации и невозможности ее погашения учредителями (участниками) указанной организации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пункт 5 статьи 47.2 БК РФ предусматривает, что списание (восстановление) в бюджетном (бухгалтерском) учете задолженности по платежам в бюджет осуществляется администратором доходов бюджета на основании решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет.
Порядок отражения операций по списанию (восстановлению) в бюджетном (бухгалтерском) учете задолженности по платежам в бюджет устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2016 № 393 утверждены Общие требования к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая то, что должник не ликвидирован, а исключен из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства с возвращением взыскателю исполнительного документа по основанию, предусмотренному пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве", не принималось (исполнительное производство прекращено на основании пункта 7 части 2 статьи 43 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (внесение записи об исключении должника-организации из единого государственного реестра юридических лиц), суд полагает, что основания, предусмотренные статьей 47.2 БК РФ, для признания задолженности безнадежной во внесудебном порядке отсутствуют.
Под безнадежной к взысканию задолженностью понимается задолженность, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального и юридического характера.
В ходе проведения процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа не устанавливается имущественное положение, наличие дебиторской или кредиторской задолженности организации.
В пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что исключение должника-организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» согласно пункту 7 части 2 статьи 43 Закона № 229-ФЗ влечет за собой прекращение исполнительного производства.
Однако, если у ликвидированного должника-организации осталось нереализованное имущество, за счет которого можно удовлетворить требования кредиторов, то взыскатель, не получивший исполнения по исполнительному документу, иное заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право, в соответствии с пунктом 5.2 статьи 64 ГК РФ.
Таким образом, для постановки вывода о нереальности ко взысканию существующей задолженности необходимо установление факта отсутствия имущества должника, в том числе исключенного из ЕГРЮЛ.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворение судом заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, возможно при одновременном наличии следующих условий: этот факт порождает юридические последствия; установление юридического факта не связывается с разрешением спора о праве; если заявитель не имеет другой возможности получить, либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт; действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок его установления.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает, что исходя из буквального содержания выше проанализированных нормативных актов, Бюджетный Кодекс Российской Федерации не определяет порядок признания безнадежной задолженности в рассматриваемом случае, что, по мнению суда, является пробелом нормативно-правового регулирования в указанной сфере, и при указанных обстоятельствах нарушает права и законные интересы заявителя.
Спора о праве в отношении задолженности ООО «Мегаполистрейд-Юг» не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательства представляются лицами, участвующими в деле (ч. 1 ст. 66 АПК РФ).
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (ст. 68 АПК РФ).
В силу ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
С учетом того, что обстоятельства, на которые ссылается заявитель об установлении факта, имеющего юридическое значение, оспорены не были, суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования.
На основании изложенного суд, изучив и оценив в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению как законные, подтвержденные материалами дела и основанные на нормах действующего законодательства.
Руководствуясь статьями ст.ст. 9, 41, 65, 71, 104, 110, 112, 167-170, 176, главы 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Установить юридический факт о том, что задолженность ООО «Мегаполистрейд-Юг» перед Комитетом лесного хозяйства Московской области в размере 11 718 474 руб. 23 коп., возникшая на основании вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Московской области от 29.08.2013г. по делу № А41-19480/13, от 27.06.2014г. по делу № А41- 24012/14, является безнадежной к взысканию.
3. В соответствии с частью 1 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.
Судья И.В. Лелес