ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-78349/20 от 10.02.2021 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

17.02.2021 Дело №А41-78349/2020

Резолютивная часть решения объявлена 10.02.2021

Полный текст решения изготовлен 17.02.2021

Арбитражный суд Московской области в составе: судьи Бекетовой Е.А.

при видении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

Карасевой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Орион» (ИНН 7701657100)

к Министерству имущественных отношений Московской области (ИНН 7725131814)

о признании незаконным бездействия, об обязании включить в перечень здание,

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Семейный клуб «Александровка» (ИНН 7733295414)

при участии в судебном заседании: лиц согласно протоколу

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Орион» (далее – ООО «Орион», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Московской области (далее – Министерство, заинтересованное лицо) с требованиями:

- признать незаконными действия Министерства имущественных отношений Московской области, выраженные в отказе во включении объекта недвижимого имущества – нежилого здания «Общественно-административный центр к КП «Александровский» общей площадью 2 862,6 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, д. Александровка, бульвар Александра Первого, д. 1, с кадастровым номером 50:11:0050409:854 в Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений) на 2020 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный распоряжением от 28.11.2019 №15ВР-1947;

- обязать Министерство имущественных отношений Московской области включить в Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений) на 2020 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный распоряжением от 28.11.2019 №15ВР-1947 объект недвижимого имущества – нежилое здание «Общественно-административный центр в КП «Александровский» общей площадью 2 862,6 кв.м., расположенное по адресу: Московская область, Красногорский район, д. Александровка, бульвар Александра Первого, д. 1, с кадастровым номером 50:11:0050409:854;

- обязать Министерство имущественных отношений Московской области направить измененный Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений) на 2020 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный распоряжением от 28.11.2019 №15ВР-1947 в налоговый орган по месту нахождения зданий и разместить его на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области в сети «Интернет» в установленном порядке;

Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, пояснил свои доводы по рассматриваемому заявлению.

Представитель заинтересованного лица возражал против заявленных требований.

Исследовав материалы дела в полном объеме, оценив представленные доказательства, суд установил следующее.

ООО «Орион» на праве собственности принадлежит нежилое здание «Общественно-административный центр в КП «Александровский» общей площадью 2 862,6 кв.м., расположенное по адресу: Московская область, Красногорский район, д. Александровка, бульвар Александра Первого, д. 1, номер записи в Едином государственном реестре недвижимости от 20.12.2016 № 50-50/011-50/011/003/2016-3787/1 (далее – нежилое здание).

Указанное здание учтено в государственном кадастре недвижимости под кадастровым номером 50:11:0050409:854 и его кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2020 составляет 50 611 400, 08 руб. Указанная кадастровая стоимость нежилого здания утверждена распоряжением Министерством от 27.11.2018 №15ВР-1634.

Министерством издано распоряжение от 28.11.2019 № 15ВР-1947, которым определен перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - «Перечень»). Спорное здание в указанный перечень не включено.

ООО «Орион», посчитав, что здание соответствует условиям признания объекта недвижимости торговым центром, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и подлежит включению в Перечень, обратилось в Министерство с письмом от 26.11.2019 №17/15 о включении здания в Перечень.

В дополнение к письму от 26.11.2019 №17/15 Общество направило в Министерство жалобу, к которой приложило Постановление Администрации Красногорского муниципального района Московской области от 02.03.2016 №402/3, разрешение на строительство от 16.04.2015 №RU50-10-2015-506, экспликацию нежилого здания от 09.06.2016, технический план от 26.09.2016, договоры аренды помещений в здании от 01.07.2019 №02/07-19 и 01.11.2019 №01/11/19, подтверждающие его предназначение и фактическое использование.

В письме от 05.10.2020 № 15исх-29548 Министерство указало, что нежилое здание не соответствует требованиям ст. 378.2 НК РФ и Закона Московской области от 21.11.2003 № 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество» и не подлежит включению в Перечень, поскольку обследованием здания, проведенным 07.07.2020 (акт № 20/004-П) было установлено, что менее 20% общей площади данного объекта используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В результате отказа во включении здания в Перечень, общество за 2020 отчетный год обязано начислить и уплатить в бюджет налог на имущество организаций в отношении здания в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 375 НК РФ, исходя из налоговой базы в размере балансовой стоимости здания, что значительно превышает налог на имущество организаций, исчисленный в отношении здания, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 375 НК РФ, исходя из налоговой базы в размере кадастровой стоимости здания.

Заявитель, считая действия Министерства, выраженные отказом во включении здания в Перечень, незаконными и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ.

Пунктом 2 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.

Статьей 1.1 Закона Московской области от 21 ноября 2003 года № 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью от 1 000 квадратных метров и помещений в них, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.

Понятие торгового центра (комплекса) с указанием соответствующих критериев для целей налогообложения установлены пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ.

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из пункта 4 статьи 378.2 НК РФ следует, что объект недвижимости признается торговым центром, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, при соответствии хотя бы одному из следующих критериев:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4 статьи 378.2 Налогового кодекса);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Судом установлено, что общество является собственником здания нежилого назначения общей площадью 2 862,6 кв.м. - общественно-административный центр в КП «Александровский», расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район, д. Александровка, бульвар Александра Первого, д. 1, номер записи в Едином государственном реестре недвижимости от 20.12.2016 №50-50/011-50/011/003/2016-3787/1.

Указанное здание учтено в государственном кадастре недвижимости под кадастровым номером 50:11:005:0409:854.

По данным технического плана рассматриваемого здания от 26.09.2016 его площадь составляет 2 862,6 кв.м. Согласно экспликации нежилого здания от 09.06.2016, приведенной в Техническом описании объекта, площадь помещений магазина, предназначенная для осуществления торговой деятельности составляет 162,8 кв.м, то есть 6% общей площади здания и включает в себя торговый зал, складское помещение, киоск, тамбур (1-й этаж, помещение № 1); площадь помещений ресторана, предназначенных для оказания услуг общественного питания составляет 539,4 кв.м, то есть 19% общей площади здания и включает в себя залы ресторана, кухню, складское помещение, раздевалку, мойку посуды и другие (подвал, помещение № 2).

На основании договоров аренды нежилых помещений от 01.07.2019 № 02/07-19 и от 01.11.2019 № 01/11/19 помещения, находящиеся в здании, общей площадью 612 кв.м. и 1825 кв.м переданы в аренду ООО «Семейный клуб «Александровка» для осуществления образовательной деятельности, а именно, размещения частного детского сада и школы. Указанные договоры действовали в 2019 году и действуют до настоящего времени.

В материалы дела представлены платежные поручения по оплате ООО «Семейный клуб «Александровка» арендной платы и коммунальных услуг за 2019 – 2020 годы, подтверждающие исполнение сторонами договоров аренды.

Основной вид деятельности арендатора, согласно открытым сведениям из ЕГРЮЛ - предоставление услуг по дневному уходу за детьми (код 88.91).

Услуги по уходу за детьми являются бытовыми в соответствии с ГОСТ Р 57597-2017. Согласно п. 5.2 ГОСТ Р 57597-2017 услуги по уходу и присмотру за детьми предоставляются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997
№ 1025, которым утверждены Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации. Из п. 1 названных Правил следует, что главным критерием бытовых услуг является их оказание гражданам исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Отнесение услуг по дневному уходу за детьми (код 88.91) к бытовым услугам подтверждается также соответствующим Перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 24.11.2016 № 2496-р (Приложение № 1 к Распоряжению).

Предоставление услуг по дневному уходу за детьми (код 88.91) отнесено к «прочим видам бытовых услуг» и в соответствии с собирательной классификационной группировке «платные услуги населению», утвержденной Приказом Росстата от 23.05.2016 № 244.

Кроме того, из фототаблицы, приложенной к акту обследования от 07.07.2020, также следует, что помещения здания фактически используются для размещения объекта бытового обслуживания – детского сада.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что более 20 % от общей площади здания фактически используется для целей размещения объектов бытового обслуживания, что подтверждает выполнение условий, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ в отношении названного здания.

Следовательно, данное здание соответствует критериям, указанным в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса и статье 1.1 Закона Московской области от 21 ноября 2003 года № 150/2003-ОЗ, что влечет возникновение у общества права на обложение налогом на имущество с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ.

В соответствии с положениями пунктов 7, 10 статьи 378.2 НК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.

Действующее законодательства не наделяет государственные органы и органы местного самоуправления правами при разрешении вопросов налогообложения физических и юридических лиц и не допускает каких-либо видов дискриминации хозяйствующих субъектов при отправлении функций данными органами, в связи с чем, органы фактически обязаны выполнять предусмотренные законом мероприятия и в отведенный законодателем для этого срок.

В Министерство были представлены документы подтверждающие, что здание фактически используется для размещения объектов бытового обслуживания, следовательно, оно соответствует критериям, указанным в пункте 4 статьи 378.2 НК РФ и статье 1.1 Закона Московской области от 21.11.2003 № 150/2003-ОЗ.

В рассматриваемом случае, при наличии соответствующей информации о торговом назначении спорного объекта, Министерство соответствующих мер по их включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не приняло.

Поскольку реализация возникшего у Общества права на специальное налогообложение в данном случае прямо связана с необходимостью принятия министерством решения о включении спорного здания в Перечень, то принятие такого решения является не только правом, но и обязанностью Министерства.

Не смотря на данные обстоятельства, Министерство необоснованно не включило здание в Перечень и ошибочно пришло к мнению, что менее 20% общей площади данного объекта используется для размещения объектов бытового обслуживания. Такой вывод Министерства, изложенный в письме от 05.10.2020 № 15исх-29548, противоречит вышеназванным фактическим обстоятельствам и представленным документам.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд установил, что действия, выраженные в отказе во включении спорного здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, оформленном письмом Министерства от 05.10.2020 № 15исх-29548, не соответствуют действующему законодательству и нарушают права Общества в сфере экономической и предпринимательской деятельности.

В соответствии с частями 2 и 5 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В резолютивной части суд указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Предложенный заявителем способ устранения допущенных нарушений его прав и законных интересов соответствует требованиям законодательства и характеру допущенного нарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины относятся на заинтересованное лицо.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным действие Министерства имущественных отношений Московской области, выразившееся в отказе во включении объекта недвижимого имущества - нежилого здания общей площадью 2 862, 6 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, д. Александровка, бульвар Александра Первого, д.1, с кадастровым номером 50:11:0050409:854 в Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений) на 2020 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 28.11.2019 № 15 ВР-1947.

Обязать Министерство имущественных отношений Московской области включить в Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений) на 2020 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный Распоряжением Министерством имущественных отношений Московской области от 28.11.2019 № 15 ВР-1947, объект недвижимого имущества - нежилое здание общей площадью 2 862, 6 кв.м., расположенное по адресу: Московская область, Красногорский район, д. Александровка, бульвар Александра Первого, д.1, с кадастровым номером 50:11:0050409:854, направить измененный Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений) на 2020 год в электронной форме в налоговый орган по месту нахождения нежилого здания и разместить его на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области в сети «Интернет» в установленном порядке.

Взыскать с Министерства имущественных отношений Московской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Орион» расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Е.А. Бекетова