Арбитражный суд Московской области
проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва, 107053
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
17 января 2022 года Дело №А41-79468/2021
Резолютивная часть решения объявлена 28 декабря 2021 г.
Мотивированное решение изготовлено 17 января 2022 г.
Арбитражный суд Московской области в составе судьи Морозовой Е.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению
Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (125171, Москва город, проезд Войковский 5-й, 28, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью "СИБМЕКС ХОЛДИНГ" (109028, Россия, Москва г., муниципальный округ Басманный вн.тер.г., Хитровский пер., д. 3/1, стр. 4, помещ. VI, этаж 1, ком. 1В, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
о взыскании штрафа в размере 100 000 рублей 00 копеек,
без вызова сторон.
УСТАНОВИЛ:
ФГУП ПАО "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "СИБМЕКС ХОЛДИНГ" о взыскании штрафа в размере 100 000 руб. за нарушение условий Договора от 06.02.2020 № 31908744183.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком (исполнителем) п. 14.1.6 Договора, в результате чего истцом (заказчиком) были начислены штрафные санкции в соответствии с условиями пункта 28.5 Договора.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, предусмотренном частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 данной статьи.
Ответчик в установленный срок представил отзыв на иск, в котором возражал против заявленных требований, просил в иске отказать.
Истец представил письменные возражения на отзыв.
Резолютивная часть решения принята судом 28.12.2021г. и размещена на официальном сайте арбитражного суда.
Исследовав материалы дела в полном объеме, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела судом установлено, что между федеральным государственным унитарным предприятием «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (далее - Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «СИБМЕКС ХОЛДИНГ» (далее — Подрядчик) заключен Договор от 06.02.2020 № 31908744183 (далее - Договор) по объекту: «Строительство аэропортового комплекса «Центральный» (г. Саратов), 1 очередь строительства, г. Саратов» (объекты федеральной собственности) (корректировка 3) (далее - Объект).
Согласно п. 2.1. Договора, Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется закупить Оборудование и материалы, выполнить работы по строительству и реконструкции объектов федеральной собственности, работы по разработке Рабочей документации, и другие связанные с Объектом работы, в соответствии с Проектной документацией и Приложениями № 1 и № 2 к Договору, и передать результат выполненных работ Заказчику в установленном Договором порядке.
В соответствии с п. 3.1.1. Договора, Подрядчик тщательно изучил Проектную документацию, ознакомлен и согласен с видами, объемами и сроками Работ . Подрядчик полностью ознакомлен со всеми условиями, связанными с выполнением работ, и принимает на себя все расходы, риск и трудности выполнения работ.
В соответствии с п. 3.1.2. Договора. Подрядчик подтверждает, что изучил все материалы Договора и получил полную информацию по всем вопросам, которые могли бы повлиять на сроки, стоимость и качество Работ. Подрядчик подтверждает готовность соблюдения требований, предъявляемых Заказчиком к порядку производства Работ, устранения недостатков и предоставления первичных документов и Исполнительной документации.
В соответствии с п. 13.1 Договора в редакции Дополнительного соглашения от 31.12.2020 № 5, Цена работ составляет 351 693 002, 14 руб.
Согласно ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-Фз «Об охране окружающей среды», за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду. Плата подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с п. 13.5 Договора, не позднее последнего дня Отчетного периода Подрядчик представляет Заказчику:
акты о приемке выполненных работ, составленные по форме КС-2. Акты о приемке выполненных работ представляются Подрядчиком отдельно по каждому из Зданий и Сооружений в составе Объекта с оформлением сводного реестра предъявляемых за отчетный период объемов работ;
справки о стоимости выполненных работ и затрат, составленные по форме КС-3, вместе с приложениями, отражающими стоимость работ по каждому Зданию / Сооружению в составе Объекта;
- акты сдачи-приемки выполненных работ;
- соответствующие счета и счета-фактуры;
- журнал учета выполненных работ (форма КС-ба);
- исполнительную документацию на выполненные за Отчетный период
Работы, оформленную в соответствии с требованиями, установленными
действующим законодательством и п. 14.3 Договора;
- предъявительские ведомости, оформленные в соответствии с установленным Государственным заказчиком образцом (форма установлена Приложением № 6 к Договору);
- отчет об использовании и остатках Материалов и Оборудования;
- отчет о возведении временных зданий и сооружений, в соответствии с ППР, подписанный уполномоченным лицом Подрядчика и с отметкой уполномоченного лица Инженерной организации (в виде штампа «Работы по возведению временных зданий и сооружений подтверждаю»), в том числе схемы размещения, план строительного городка, перечень возведенных временных зданий и сооружений, фотографии и другие подтверждающие выполненные работы документы;
- иные документы по требованию Заказчика
В соответствии с п. 14.1.6. Договора, Подрядчик обязуется вести Исполнительную документацию, в соответствии с требованиями Договора, и предоставлять ее Заказчику ежемесячно вместе с документами, указанными в п. 13.5 Договора.
По требованию Заказчика, Подрядчик предоставляет отчет о фактически понесенных затратах за негативное воздействие на окружающую среду; натуральные исследования и измерения уровней химического и физического воздействия в период строительства; вывоз отходов, подлежащих захоронению, передающиеся на переработку или обезвреживание в период строительства.
Согласно п. 27.3.9 Договора, Подрядчик обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, оказываемое в период производства работ на объекте в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Пунктом 27.4 Договора предусмотрено, что в период подготовительных работ Подрядчик обязан предоставить Заказчику информацию о сроках разработки и согласования в государственных органах природоохранной документации.
По требованию Заказчика, Подрядчик обязан предоставлять в обозначенные в запросе сроки документацию по охране окружающей среды.
В соответствии с п. 27.7 Договора, в целях осуществления контроля за соблюдением мероприятий в области охраны окружающей среды Заказчик имеет право проводить выездные проверки и проверки наличия у Подрядчика природоохранной документации.
Заказчиком, в адрес Подрядчика направлены письма от 20.02.2021 № Исх-1542 и от 13.04.2021 № Исх-3544, в которых просит предоставить: декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год и платежные поручения, подтверждающие внесение платы.
По состоянию на 01.06.2021, запрашиваемая документация в адрес Заказчика не поступила.
Таким образом, ООО «СИБМЕКС ХОЛДИНГ» нарушил обязательства, принятые им в соответствии с п. 14.1.6 Договора.
В адрес ответчика 11.06.2021 направлена претензия № Исх- 5851 с требованием оплатить штраф в размере 100 000,00 руб., которая в добровольном порядке не оплачена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Спорные отношения, возникшие в связи с исполнением Договора, по своей правовой природе являются подрядными, подлежат регулированию общими гражданско-правовыми нормами об обязательствах, специальными положениями главы 37 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
На основании статьи 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения взятых на себя обязательств не допускается.
Как установлено статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Пунктом 1 статьи 708 ГК РФ предусмотрено, что если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно п. 28.5 Договора, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Договором, которое не имеет стоимостного выражения, Подрядчик, по требованию Заказчика, выплачивает последнему штраф, определяемый в следующем порядке:
г) 100 000,00рублей, если цена договора превышает 100 млн. рублей.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основании своих требований или возражений.
В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Возражая против заявленных требований, ответчик указал, что обязанность внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС) установлена законодательством Российской Федерации, а не договором от 06.02.2020 № 31908744183 (далее - Договор). Соответственно, Подрядчик обязан предоставлять Заказчику документы, касающиеся непосредственно подготовки и проведения работ по Договору. Из чего Подрядчик делает вывод о том, что обязанность по предоставлению декларации о плате за НВОС- и платежных поручений, подтверждающих внесение платы, у него отсутствует.
Суд не может согласиться с выводами ответчика, исходя из следующего.
В соответствии с п. 13.2 цена Договора является твердой, определяется на весь срок действия Договора, и не подлежит изменению в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП (А)».
Цена Договора включает в себя все затраты на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат (затраты на перс отходов специализированным организациям с целью их испо обезвреживания и размещения, плата за негативное воздействие на окружающую среду, компенсационные выплаты).
Согласно предоставленным ответчиком договорам со специализированными организациями ООО «СТМ Капитал +» и ООО «СТМ-Капитал» № 0418/20-ДУ/251, от 01.05.2019 .V» 4, от 26.10.2020 № 40, актам оказанных услуг и журналу учета движения отходов за 2020 год, непосредственно при работ на Объекте от деятельности ответчика были образованы и в дальнейшем переданы на размещение следующие строительные отходы:
- Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код по ФККО 89000001724),
- Лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме (код по ФККО 82220101215),
-Грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, не
загрязненный опасными веществами (код по ФККО 81110001495).
Исходя из этого, в соответствии со ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ № 7) Подрядчиком должна быть внесена в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации плата за НВОС за размещение отходов.
Из отзыва на исковое заявление от 02.12.2021 следует, что в установленном порядке им была внесена плата за НВОС и подана в уполномоченный орган декларация о плате за НВОС за 2020 год. Соответственно он располагает как декларацией, так и платежными поручениями, подтверждающими внесение платы.
Факт образования и дальнейшее размещение отходов, а соответственно и внесение платы за НВОС, касаются непосредственно подготовки и проведения работ по Договору.
Обязанность ответчика предоставлять запрашиваемую документацию закреплена следующими пунктами Договора.
В соответствии с п. 14.1.6 Договора, Подрядчик обязуется вести исполнительную документацию в соответствии с требованиями Договора и предоставлять ее Заказчику ежемесячно вместе с документами, указанными в п. 13.5 Договора.
По требованию Заказчика Подрядчик предоставляет отчет о фактически понесенных затратах за: негативное воздействие на окружающую среду; натуральные исследования и измерения уровней химического и физического воздействия в период строительства; вывоз отходов, подлежащих захоронению, передающиеся на переработку или обезвреживание в период строительства.
Согласно п. 27.3.9 Договора, Подрядчик обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, оказываемое в период производства работ на Объекте в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 27.4 Договора в период подготовительных работ Подрядчик обязан предоставить Заказчику информацию о сроках разработки и согласования в государственных органах природоохранной документации.
По требованию Заказчика Подрядчик обязан предоставлять в обозначенные в запросе сроки документацию по охране окружающей среды.
Согласно с п. 27.7 Договора, в целях осуществления контроля за соблюдением мероприятий в области охраны окружающей среды Заказчик имеет право проводить выездные проверки и проверки наличия у Подрядчика природоохранной документации.
Таким образом, проверить внесение платы за НВОС, а равно проверить исполнение п. 14.1.6, п. 27.3.9 Договора, возможно только при предоставлении Подрядчиком декларации о плате за НВОС и платежных поручений, подтверждающих внесение платы.
На основании вышеизложенного, истец, письмами от 20.02.2021 № Исх-1542 и от 13.04.2021 № Исх-3544 запросило у Подрядчика декларацию о плате за НВОС за 2020 год и платежные поручения, подтверждающие внесение платы. Однако запрашиваемые документы предоставлены не были. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Ответчик также указывает на то, что п. 14.1.6 Договора предусмотрена лишь обязанность Подрядчика предоставить отчет о проведении производственного экологического контроля (мониторинга) на Объекте, которая им была исполнена в полном объеме.
Данный довод также подлежит отклонению, исходя из следующего.
В соответствии с п. 14.1.6 Договора Подрядчик обязуется вести исполнительную документацию в соответствии с требованиями Договора и оставлять ее Заказчику ежемесячно вместе с документами, указанными в и. 13.5 Договора.
По требованию Заказчика Подрядчик предоставляет отчет о фактически понесенных затратах за: негативное воздействие на окружающую среду; натуральные исследования и измерения уровней химического и физического воздействия в период строительства; вывоз отходов, подлежащих захоронению, передающиеся на переработку или обезвреживание в период строительства.
Таким образом, Подрядчик обязан предоставить отчет о фактически понесенных затратах за негативное воздействие на окружающую среду. Такими документами являются исключительно декларация о плате за НВОС и платежные поручения.
В соответствии со ст. 16 ФЗ № 7 Подрядчиком должна быть внесена в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации плата за НВОС за размещение отходов.
Согласно ст. 16.2 ФЗ № 7, платежной базой для исчисления платы по итогам отчетного периода является объем или масса размете»)! периоде отходов производства и потребления.
Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за НВОС.
В соответствии с Порядком представления декларации о плате за НВОС формы, утвержденным приказом Минприроды России от 30.12.2020 № 1043 декларация о плате за НВОС включает в том числе:
- Расчет суммы платы, подлежащей внесению в бюджет;
- Раздел 3. Расчет суммы платы за размещение отходов производства.
Таким образом, документами, подтверждающими фактически понесенные затраты за негативное воздействие на окружающую среду, являются декларация о плате за НВОС (содержит расчеты) и платежные поручения (подтверждают оплату).
Однако, предоставленный ответчиком отчет экологического контроля
(мониторинга) разработан на основании утвержденной программы и включает
только результаты наблюдений за состоянием компонентов окружающей среды за
период производства работ. При этом он не содержит (и не должен содержать)
информацию, а также документацию, в части понесенных затрат по плате за
НВОС.
Из чего следует, что предоставление отчета экологического контроля (мониторинга) является подтверждением только проведения натуральных исследований и измерений уровней химического и физического воздействия в период строительства, и при этом не является подтверждением выполнения Подрядчиком условий п. 14.1.6 Договора в части отчета о фактически понесенных затратах за негативное воздействие на окружающую среду.
При таких обстоятельствах, с учетом изложенного, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу о том, что требование истца подлежит удовлетворению в полном объеме.
С учетом результатов рассмотрения дела, расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на ответчика на основании ст.ст.106, 110, 112 АПК РФ. Данные расходы подтверждены надлежащими доказательствами.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СИБМЕКС ХОЛДИНГ" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) штраф в размере 100 000 рублей 00 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 000 руб.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "СИБМЕКС ХОЛДИНГ" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) предоставить в адрес Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) декларацию об оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год и платежные поручения.
Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Судья Е.А. Морозова