Арбитражный суд Московской области
107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
25 мая 2020 года Дело № А41-8002/20
Арбитражный суд Московской области в составе судьи А.В. Цховребовой,
рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства дело по заявлению
акционерного общества Фирма «АВГУСТ» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к ИФНС России по г. Ногинску Московской области
об отмене постановления № 50311930136024800004 от 26.11.2019,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество Фирма «АВГУСТ» (далее – заявитель, общество,
АО Фирма «АВГУСТ») обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области (далее – заинтересованное лицо, административный орган, ИФНС) об отмене постановления № 50311930136024800004
от 26.11.2019, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Определением арбитражного суда от 14.02.2020 по настоящему делу, заявление принято к производству в порядке упрощённого производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Заявление и приложенные к нему документы, а также определение о рассмотрении дела в порядке упрощённого производства в установленном порядке размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.
Нарушений порядка и сроков опубликования на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» материалов дела, повлекших нарушение процессуальных прав сторон, судом не установлено.
Копии определения о рассмотрении дела в порядке упрощённого производства с кодом доступа к материалам дела направлены сторонам.
Таким образом, стороны о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства извещены арбитражным судом надлежащим образом в порядке статей 121, 123, 228 АПК РФ, в том числе публично, путём размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Возражений против рассмотрения дела по правилам упрощённого производства не заявлено. Отзыв административного органа и материалы административного дела приобщены к материалам дела.
Дело рассмотрено в порядке упрощённого производства без вызова сторон, после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 АПК РФ, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии с ч. 1 ст. 229 АПК РФ 30.04.2020 принято решение по делу
№ А41-8002/20 Арбитражного суда Московской области в порядке упрощенного производства путем подписания судьей резолютивной части решения суда, согласно которой суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
Резолютивная часть решения суда размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://asmo.arbitr.ru/.
Согласно ч. 2 ст. 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
20.05.2020 АО Фирма «АВГУСТ» обратилось в суд с заявлением о составлении мотивированного решения по настоящему делу.
С учетом принятой резолютивной части решения по делу судом подготовлено настоящее мотивированное решение.
Как следует из материалов дела обществом за пределами территории РФ открывался счет №285100128981011380 в банке «SBERBANK SRBIJA a.d.» (Республика Сербия).
30.07.2019 АО Фирма «АВГУСТ» представило в налоговый орган отчет о движении средств по счетам №285100128981011380 за 1 квартал 2019 года и подтверждающие банковские документы с нарушением установленного срока на 59 дней, поскольку Обществу надлежало представить указанный отчет в срок не позднее 30.04.2019.
В ходе анализа представленных документов налоговым органом установлено, что
АО Фирма «АВГУСТ» не представлены документы подтверждающие наличие исходящего остатка на 01.01.2019 в сумме 16891,295 тысяч RSD (Сербский динар).
Указанное является нарушением пункта 7 статьи 12 Федерального закона
от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
и пункта 4 Постановления Правительства РФ от 28.12.2005 № 819 «Об утверждении правил представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ».
Налоговым органом составлено Уведомление о необходимости представления в течение 10 рабочих дней исправленного (уточненного) отчета и надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов. Уведомление от 16.08.2019 направлено по каналам ТКС, получено Обществом – 16.08.2019.
Соответственно, Обществу в срок не позднее 30.08.2019 надлежало представить исправленный отчет и надлежащим образом оформленные подтверждающие банковские документы.
Отчеты о движении денежных средств по счету №285100128981011380 открытом в банке «SBERBANK SRBIJA a.d.» (Республика Сербия) АО Фирма «АВГУСТ» за 1 квартал 2019 года и надлежащим образом оформленные подтверждающие банковские документы представлены 16.09.2019, т.е. с нарушением срока на 10 рабочих дней, установленного
пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 28.12.2005 № 819 «Об утверждении правил представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ».
В связи с выявленным нарушением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 30.10.2019 № 50311930136024800002, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В результате рассмотрения дела об административном правонарушении 26.11.2019 уполномоченным должностным лицом ИФНС в отношении Общества вынесено постановление о назначение административного наказания № 50311930136024800004, которым АО Фирма «АВГУСТ» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, отзыве на него, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.
Согласно ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу п. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок предусмотрена влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом вменяемого правонарушения являются охраняемые законом отношения в сфере валютного законодательства Российской Федерации.
В качестве объективной стороны правонарушения по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ Обществу вменяется нарушение порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ
«О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании) порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций для представления агентам валютного контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
Согласно части 7 статьи 12 Закона о валютном регулировании резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 № 819 утверждены «Правила представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» (далее – Правила предоставления отчетов).
Из пункта 1 Правил предоставления отчетов следует, что настоящие Правила устанавливают порядок представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам по месту своего учета (далее - налоговый орган) отчётов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - отчеты).
На основании п. 3 Правил предоставления отчетов отчёты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, открытым находящимися за пределами территории Российской Федерации филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляются в налоговые органы этими юридическими лицами.
Исходя из п. 4 Правил предоставления отчетов юридическое лицо - резидент, индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.
Согласно п. 5 Правил предоставления отчетов подтверждающие документы представляются за период с первого числа по последнее число отчетного квартала.
В случае если счет (вклад) открыт после первого числа отчетного квартала, подтверждающие документы представляются за период с даты открытия счета (вклада) по последнее число отчетного квартала.
В случае закрытия юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом счета (вклада) в отчетном квартале подтверждающие документы представляются за период с первого числа отчетного квартала по дату закрытия счета (вклада).
Подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п.7 Правил предоставления отчетов).
Из административных материалов дела следует, что Обществом нарушен порядок предоставления отчета, а именно не представлены документы, подтверждающие наличие исходящего остатка на 01.01.2019 в сумме 16891,295 тысяч RSD (Сербский динар).
Доводы Общества о том, что Правила предоставления отчетов не содержат специальных обязательных требований к содержанию банковских документов, более того, согласно п.4 Правил предоставления отчетов юридическое лицо предоставляет в налоговый орган отчет и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете, по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала. С отчетом за 1 квартал 2019 года представлены документы, выданные банком: - подтверждающие об обороте на счете АО Фирмы «Август» №285100128981011380 за период с 01.01.2019 по 31.03.2019, в котором указана сумма расходных операций 3500 RSD (комиссионное вознаграждение банка) и остаток
на 31.03.2019 16 887 794,80 RSD отклоняются судом как необоснованные.
Так, первичный отчет о движении денежных средств за 1 квартал 2019 года представлен Обществом - 30.07.2019. В представленном отчете за 1 квартал 2019 года указаны: - Остаток средств на счете на начало отчетного периода 01.01.2019 в сумме 16891,295 тысяч RSD (Сербский динар), но документально не подтверждены.
Таким образом, Общество к первичному отчету о движении денежных средств
за 1 квартал 2019 года представленному 30.07.2019 обязано было приложить документы подтверждающие остаток средств на счете на 01.01.2019 начало отчетного периода на сумму 16891,295 тысяч RSD.
Данная сумма в Отчете о движении денежных средств за 1 квартал 2019 года документально не подтверждена.
Уведомление налогового органа о необходимости представления в течение 10 рабочих дней исправленного (уточненного) отчета и надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов направлено по каналам ТКС, и получено Обществом – 16.08.2019.
Соответственно, Обществу в срок не позднее 30.08.2019 надлежало представить исправленный отчет и надлежащим образом оформленные подтверждающие банковские документы.
Таким образом, установление срока для представления запрашиваемых документов и информации не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов Заявителя.
Кроме того, увеличение срока представления исправленного отчета не освобождает заявителя, совершившего административное правонарушение от ответственности.
Обязанность резидентов вести учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям в установленном порядке прямо предусмотрена п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона о валютном регулировании и валютном контроле.
Согласно ст. 25 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку факт несоблюдения резидентом порядка представления отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации, установлен по материалам рассматриваемого дела, арбитражный суд полагает о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в отношении вины юридических лиц требуется установить возможность соблюдения соответствующим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае, арбитражный суд считает, что заявитель имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Осуществляя внешнеторговую деятельность, Общество обязано знать и соблюдать нормы валютного законодательства, предвидеть вредные последствия своего бездействия, а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения. Однако, доказательств принятия каких-либо действий по недопущению нарушения валютного законодательства, в материалах дела не имеется,Обществом не представлено.
Резидент является юридическим лицом и обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий.
Оценив собранные административным органом доказательства, суд приходит к выводу, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, арбитражный суд считает, что вина Общества в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами административного дела.
Учитывая изложенные обстоятельства и приведенные правовые нормы, арбитражный приходит к выводу о доказанности налоговым органом в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ за вменяемое правонарушение предусмотрено назначение административного штрафа в отношении юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно постановлению от 26.11.2019 №50311930136024800004 в ходе рассмотрения административного дела налоговым органом обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены, в связи с чем, административный штраф назначен в минимальном размере – 40 000 руб.
Назначение обществу наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ отвечает принципам справедливости и соразмерности.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения статей 25.1, 25.4, 28.2, 29.7 КоАП РФ заинтересованным лицом соблюдены.
Срок привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» основанием для отмены оспариваемого постановления, не имеется.
Таким образом, постановление Межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области от 26.11.2019 №50311930136024800004 о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, вынесено налоговым органом при наличии достаточных оснований с соблюдений процедуры привлечении к административной ответственности, следовательно, подлежит признанию законным и обоснованным. При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения УФНС по Московской области от 09.01.2020 №07-13/000222@, также не имеется
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного, суд пришёл к выводу, что заявленные АО Фирма «АВГУСТ» требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Отказать акционерному обществу Фирма «АВГУСТ» в удовлетворении заявленных требований.
2. Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Десятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.
Судья А.В. Цховребова