Арбитражный суд Московской области
107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
20 февраля 2021 года Дело №А41-84325/2020
Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2021 г.
Мотивированное решение изготовлено 20 февраля 2021 г.
Арбитражный суд Московской области в составе судьи Е.А. Морозовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем Т.А. Антоновой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ДОСААФ РОССИИ(ИНН <***>, ОГРН <***>) к ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА(ИНН <***>, ОГРН <***>) заинтересованное лицо: АО "Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ"
об установлении факта, имеющего юридическое значение
при участии в заседании: согласно протоколу
УСТАНОВИЛ:
ДОСААФ РОССИИ обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение - факт добросовестного, открытого и непрерывного владения Общероссийской общественно-государственной организацией "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (ДОСААФ РОССИИ) как своим собственным воздушным судном АН-2 ТД, заводской номер 1Г16235 в течение срока приобретательной давности.
Представитель заявителя требование поддержал, просил его удовлетворить.
Представители заинтересованных лиц ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА, АО "Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ" в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом, представили свои позиции по заявленным требованиям.
Суд, в порядке ст. ст. 123,156 АПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общероссийская общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (далее - ДОСААФ России) создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2009 № 973 «Об общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» и решением IX внеочередного (преобразовательного) съезда Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ)» - I Съезда ДОСААФ России от 17.12.2009 путем реорганизации РОСТО (ДОСААФ) и является правопреемником РОСТО (ДОСААФ), Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР) на территории Российской Федерации, которое являлось правопреемником Всесоюзного добровольного Общества содействия авиации (Досав), Всесоюзного добровольного Общества содействия армии (Досарм). Всесоюзного добровольного Общества содействия военному морскому флоту (Досфлот), которые являлись правопреемниками добровольного общества «Осоавиахим», в связи с чем, права на имущество, возникшие у предшественников ДОСААФ России, перешли ей в полном объеме (п. 1.2 Устава ДОСААФ России).
Согласно п. 3.1 Устава ДОСААФ России деятельность ДОСААФ России на территории Российской Федерации строится по территориальному признаку.
В силу п. 3.2 Устава ДОСААФ России в структуру ДОСААФ России входят региональные, местные и первичные отделения ДОСААФ России, которые действуют на основании Устава ДОСААФ России.
Пунктом 3.3. Устава ДОСААФ России установлено, что ДОСААФ России вправе создавать юридические лица различных организационно-правовых форм в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ и уставом. Некоммерческие организации, учредителем которых является ДОСААФ России, созданные для подготовки граждан но военно-учетным специальностям, военно-патриотическому воспитанию молодежи, развития авиационных, технических, военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, входят в структуру ДОСААФ России.
Согласно пунктам 4.2, 4.3 Устава РОСТО (ДОСААФ) в её структуру также входили организации РОСТО в субъектах Российской Федерации и административно-территориальных структурах городов, районные и первичные организации РОСТО, их постоянно действующие руководящие и ревизионные органы, образовательные, военно-патриотические, авиационные, спортивные, спортивно-технические и иные организации РОСТО.
Пунктом 13.2 Устава ДОСААФ России определено, что ДОСААФ России является собственником принадлежащего ему имущества в целом.
Основой имущественного комплекса ДОСААФ России является имущество РОСТО (ДОСААФ) и ДОСААФ СССР на территории Российской Федерации.
В структуру ДОСААФ СССР и РОСТО (ДОСААФ) входили следующие организации: Тамбовский авиаспортклуб ДОСААФ и Тульский АСК ДОСААФ, Шахтинский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ и Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ, учредителем которых является ДОСААФ России.
Согласно п. 1.1 Устава ЗАО «Шахтинский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ» является правопреемником Шахтинского АРЗ ДОСААФ, образованного в соответствии с постановлением Бюро Президиума ЦК ДОСААФ СССР от 26.04.1966.
В соответствии с п. 1.1 Устава АО «Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ» является правопреемником Московского АРЗ ДОСААФ, образованного в соответствии с постановлением Бюро Президиума ЦК ДОСААФ СССР от 26.04.1966.
Согласно п. 1.2 Устава НОУ ДПО «Тульский авиационно-спортивный клуб им. Б.Ф. Сафонова ДОСААФ России» (далее - Тульский АСК ДОСААФ) его учредителем является ДОСААФ России.
Согласно п. 1.3 Устава АНО ДПО «Тамбовский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России» (далее - Тамбовский АСК ДОСААФ) его учредителем является ДОСААФ России.
ДОСААФ России с 1975 года (после выпуска заводом - изготовителем) в лице своих структурных подразделений владеет и пользуется как своим собственным воздушным судном - самолет АН-2ТД, заводской номер 1Г16235 (далее - воздушное судно, ВС), и использует его для выполнения уставных целей и задач, т.е. с этого времени ДОСААФ России открыто, непрерывно и добросовестно владеет воздушным судном и несет бремя его содержания.
Местом базирования воздушного судна является АО «Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ» (ранее - ЗАО «Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ») по адресу: Московская обл., г.о. Балашиха, <...> вл.7.
Согласно ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации государственной регистрации подлежат, как сами воздушные суда (в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации), так и права на указанные воздушные суда.
14 сентября 2009 года вступил силу Федеральный закон от 14.03.2009 № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» (далее -Федеральный закон № 31-ФЗ), согласно которому осуществляется государственная регистрация прав на гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации.
До вступления в силу Федерального закона № 31 -ФЗ, т.е. на момент приобретения ВС и его регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов, регистрация права ДОСААФ России на ВС не требовалась.
Исходя из содержания ст. 14 Федерального закона № 31-ФЗ и Перечня документов, необходимых для государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, утв. постановлением Правительства РФ от 28.11.2009 № 958 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними», следует, что для осуществления государственной регистрации прав на воздушные суда заявитель обязан представить в регистрирующий орган оригиналы правоустанавливающих документов на соответствующее воздушное судно.
ДОСААФ России не располагает правоустанавливающими документами на спорное ВС и не имеет документов, необходимых для регистрации своего права. ДОСААФ России лишено возможности в полном объеме реализовывать свои права собственника в отношении спорного ВС в связи с отсутствием государственной регистрации прав на данное воздушное судно, устранить данный недостаток заявитель не имеет возможности.
ДОСААФ России с 1975 года открыто, непрерывно и добросовестно владеет и пользуется воздушным судном и несет бремя его содержания, что подтверждается следующим.
Воздушное судно было изготовлено заводом-поставщиком 20.12.1974, 29.04.1975 принято заказчиком и находилось в непрерывном владении следующих организаций ДОСААФ (раздел IV формуляра воздушного судна):
с 13.06.1975 по 11.04.1979-в Тамбовском АСК ДОСААФ;
с 26.06.1979 по 30.11.1979 - в Шахтинском авиационио-ремонтном заводе ДОСААФ;
с 24.12.1979 по 16.08.1982 - в Тамбовском АСК ДОСААФ;
с 18.08.1982 по 24.03.1983 - в Шахтинском авиационно-ремонтном заводе ДОСААФ;
с 25.03.1983 по 28.07.1986 - в Тамбовском АСК ДОСААФ;
с 16.09.1986 по 17.05.1987 - в Шахтинском авиационно-ремонтном заводе ДОСААФ;
с 19.05.1987 по 08.01.1990 - в Тамбовском АСК ДОСААФ;
с 12.03.1990 по 15.05.1990 - в Шахтинском авиационно-ремонтном заводе ДОСААФ;
с 04.07.1990 - в Тамбовском АСК ДОСААФ;
с 10.08.1994 по 29.09.1994 - в Шахтинском авиационно-ремонтном заводе ДОСААФ;
с 30.09.1994 по 28.01.2010 в Тульском АСК ДОСААФ;
с 16.03.2010 по настоящее время - находится в АО «Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ».
Особенности и порядок организации инженерно-авиационного обеспечения, общие правила эксплуатации и ремонта авиационной техники, требования по обеспечению ее надежности, безопасности полетов организаций, в ведении которых имеется государственная авиация, определены Федеральными авиационными правилами инженерно-авиационного обеспечения государственной авиации, утвержденными приказом Министра обороны Российской Федерации от 09.09.2004 № 044 (далее -Федеральные авиационные правила) (ранее - Наставление по инженерно-авиационному обеспечению авиации Вооруженных Сил СССР (НИАО-90), введенными в действие приказом главнокомандующего Военно-воздушными силами от 04.02.1991 № 17).
Пунктом 72 Федеральных авиационных правил установлено, что организация работы инженерно-техническим составом и правил технической эксплуатации авиационной техники устанавливаются указанными правилами, указаниями начальника вооружения - заместителя командующего ВВС по вооружению, эксплуатационной документацией.
Основным документом, определяющим объем и периодичность выполнения работ при подготовке самолета к полетам, выполнении на нем регламентных работ и работ при хранении, является Единый регламент технической эксплуатации самолета АН-2 (второе издание), введенный в действие Начальником управления вооружения - заместителем ГК ВКС по вооружению Бюллетенем №030.7.0.0141.04 (02.30.2016.001 -БЭ-В) от 15.07.2017 (ранее - Единый регламент технической эксплуатации самолета АН-2, введенный в действие указанием Главного инженера ВВС от 27.03.1985 № 9, Единый регламент технического обслуживания самолета Ан-2, выпуск № 1936 (1965 г.) и Единый регламент технического обслуживания самолета Ан-2. Радиоэлектронное оборудование, выпуск №3694 (1976 г.).
На протяжении всего срока эксплуатации в соответствии с п. 79 Федеральных авиационных правил и Единого регламента технической эксплуатации самолета АН-2 на воздушном судне выполнялись:
периодические работы;
регламентные работы;
целевые осмотры и проверки;
сезонное обслуживание (подготовка к зимней (летней) эксплуатации);
работы при хранении;
работы по бюллетеням.
Все работы выполнялись Шахтинским авиационно-ремонтным заводом ДОСААФ, эксплуатирующими воздушное судно организациями и отражены в соответствующих разделах понумерной документации - в формуляре воздушного судна.
В соответствии с п. 25 Федеральных авиационных правил понумерная документация (формуляры (с формулярными схемами) прикладывается к каждому изделию авиационной техники и является ее обязательной принадлежностью.
Регламентные работы (раздел IX формуляра воздушного судна), работы и мелкий ремонт (раздел X формуляра воздушного судна), осуществлялся ремонт самолета в ремонтных организациях (раздел XI формуляра воздушного судна), выполнялись доработки и осмотры по указаниям и бюллетеням (раздел XII формуляра воздушного судна), осуществлялся контроль состояния самолета (раздел XIII формуляра воздушного судна).
За воздушным судном закреплялись летчики и техники (самолета) - раздел VII формуляра воздушного судна.
В соответствии с приемо-сдаточным актом самолета Ан-2 самолет Тульского АСК, заводской № 1Г16235 16.03.2010 поступил на ОА Московский АРЗ и с указанного времени находится на АО «Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ» (ранее -ЗАО «Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ») по адресу: Московская обл., г.о. Балашиха, <...> вл.7.
Сведения о наличии указанного имущества в реестрах федеральной, государственной и муниципальной собственности согласно полученных ответов, отсутствуют.
В реестре федерального имущества отсутствуют сведения об учете объекта недвижимого имущества - воздушного судна Ан-2ТД с заводским номером 1Г16235 (письмо Теруправления Росимущества в городе Москве от 15.10.2020 № 77-К/22573).
В Едином государственном реестре прав на воздушные суда и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на воздушное судно - самолет Ан-2ТД заводской номер 1Г16235 (письмо Росавиации от 03.09.2020 № 02/03//2020-685).
В реестре муниципального имущества города Тамбова самолет Ан-2ТД, заводской номер 1Г16235 не числится (письмо Комитета по управлению муниципальным имуществом города Тамбова от 06.10.2020 № 30-30-356410).
В Едином реестре имущества муниципального образования город Тула самолет Ан-2ТД, заводской номер 1Г16235 не числится (письмо Комитета имущественных и земельных отношений Администрации города Тулы от 08.09.2020 № МиЗО/6684/1).
Сведения о воздушном судне - самолете Ан-2ТД заводской номер 1Г16235, относящемся к собственности города Москвы, в информационных ресурсах Департамента городского имущества города Москвы отсутствуют (письмо Департамента городского имущества города Москвы от 23.09.2020 № ДГИ-1-73280/20-1).
В реестре собственности муниципального образования «Городской округ Балашиха» самолет Ан-2ТД заводской номер 1Г16235 не значится (письмо Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха от 04.12.2020 № 947-КУИ).
Таким образом, ДОСААФ России в лице своих структурных подразделений непрерывно, открыто и добросовестно владеет самолетом АН-2ТД, заводской номер 1Г16235, как своим собственным, в течение более пятнадцати лет.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Статьей 218 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд рассматривает дела об установлении:
1) факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным;
2) факта государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте;
3) факта принадлежности правоустанавливающего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если наименование юридического лица, имя, отчество или фамилия индивидуального предпринимателя, указанные в документе, не совпадают с наименованием юридического лица по его учредительному документу, именем, отчеством или фамилией индивидуального предпринимателя по его паспорту или свидетельству о рождении;
4) других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 219 АПК РФ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.
В ч. 3 ст. 221 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, арбитражный суд в судебном заседании проверяет, не предусмотрен ли законом или иным нормативным правовым актом иной внесудебный порядок установления данного факта, имелась ли у заявителя другая возможность получить или восстановить необходимые документы, устанавливает, порождает ли данный факт юридически значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, выясняет, не затрагивает ли права других лиц установление требуемого факта, не возник ли спор о праве.
Ст. 12 ГК РФ предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
В соответствии с п.1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами».
В соответствии с п. 1 ст. 234 ГК РФ «лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательская давности, с момента такой регистрации».
Руководствуясь п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав», при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
- давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
- давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
- давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234ГК РФ);
- владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ПС РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения. безвозмездного пользования и т.п.).
При этом, в силу п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010г. Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательской давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
За время владения недвижимым имуществом (с 1975 г.) истец владел им добросовестно, открыто и непрерывно. Претензий к истцу со стороны третьих лиц в отношении права владения и пользования не поступало. В едином государственном реестре прав на воздушные суда и сделок с ним право собственности на воздушное судно также ни за кем не зарегистрировано.
Ввиду того, что у истца отсутствуют иные документы, за исключением представленных в материалы дела, подтверждающие факт законности владения воздушным судном, то не представляется возможным в установленном порядке пройти процедуру государственной регистрации права собственности на воздушное судно.
Исковые требования основываются на правовых нормах, закрепленных в статьях 12, 234, ГК РФ, то есть на правовых нормах о защите имущественных прав законного пользователя недвижимым имуществом, включая право на судебную защиту и признание права собственности на это имущество за собой.
Возможность обращения в арбитражный суд с заявлением о признании права собственности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права.
Признание прав истца на данный объект устранит препятствия в реализации истцом полномочий по владению, пользованию и распоряжению указанным имуществом.
При таких условиях, суд считает, что истец приобрел право собственности на спорный объект недвижимого имущества в силу приобретательной давности.
Сведения о наличии у третьих лиц требований в порядке статей 301 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении имущества, на которое истцом заявлены права, у суда отсутствуют.
Исходя из представленных заявителем доказательств, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования правомерны и подлежат удовлетворению.
Судебные расходы по государственной пошлине относятся на заявителя в соответствии со ст. 101, 102, 110 АПК РФ.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. 234 ГК РФ, ст. ст. 65,70,71,218- 222 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление удовлетворить.
Установить факт добросовестного, открытого и непрерывного владения Общероссийской общественно-государственной организацией "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (ДОСААФ РОССИИ) как своим собственным воздушным судном АН-2 ТД, заводской номер 1Г16235 в течение срока приобретательной давности.
В соответствии с частью 1 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.
Судья Е.А. Морозова