Арбитражный суд Московской области
107053, 107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Москва
25 июля 2022 года Дело №А41-8890/22
Арбитражный суд Московской области в составе судьи Кулаковой И.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ермолаевым Д.А.
рассмотрев в судебном заседании дело № А41-8890/22
по иску ООО "Стройэнергосервис" (ИНН 7720353443, ОГРН 1167746870390)
к ГБУ МО "Управление материально-технического, транспортного и санаторного обеспечения" (ИНН 5024080558, ОГРН 1065024018982),
третье лицо - БАНК "РЕСО КРЕДИТ"
о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения контракта,
при участии:
от истца: Савинов Г. О. по доверенности от 26.01.2022;
от ответчика: Степанова Е. В. по доверенности от 30.12.2021
от третьего лица: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
ООО "Стройэнергосервис" (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ГБУ МО "Управление материально-технического, транспортного и санаторного обеспечения" (далее – ответчик, управление) о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения контракта № 03482000124210001800001, опубликованного 07.01.2022.
Истец поддержал исковые требования.
Ответчик против удовлетворения иска возражал по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явилось.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование иска истец указал, что в соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме 15.12.2021 № 352 (Номер извещения 0348200012421000180) с ООО «Стройэнергосервис» (Исполнителем) было принято решение о заключении контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации электроустановки в административном здании по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, д. Раздоры, 1-й км Рублево-Успенского шоссе, дом 1, корп. А, корп. В.
Однако, 07.01.2022 Заказчик опубликовал решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на основании пункта 2 статьи 715 ГК РФ, в соответствии с которым, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Как следует из материалов дела, между ответчиком (Заказчиком) и истцом (Исполнителем) в соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 15.12.2021 № 352 заключен контракт № № 03482000124210001800001 на оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации электроустановки в административном здании по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, д. Раздоры, 1-й км Рублево-Успенского шоссе, дом 1, корп. А, корп. В.
Согласно п. 1.1. Контракта Исполнитель обязуется оказать Услуги по техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации электроустановки в административном здании по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, д. Раздоры, 1-й км Рублево-Успенского шоссе, дом 1, корп. А, корп. В (далее – Услуги) в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 5 к Контракту), а также техническими нормами, требованиями общепринятых стандартов качества, эксплуатационно-техническими и другими нормативными документами, регламентирующими порядок организации оказания Услуг, действующими в Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1. Контракта оплата за оказанные Услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги указанной в Расчете стоимости услуг (Приложение № 7 к Контракту), исходя из объема фактически оказанных Услуг, но в размере, не превышающем максимальное значение цены контракта, которое составляет 18 393 937 (восемнадцать миллионов триста девяносто три тысячи девятьсот тридцать семь) рублей 26 копеек.
По условиям п. 1.2. Контракта место оказания услуг: Московская область, Одинцовский городской округ, Рублево-Успенское шоссе, 1-й км, д. 1, корп. А, корп. В (далее – Объект).
Согласно Техническому заданию перечень оказываемых Услуг указан в приложении № 2.
Согласно разделу 5 «Требование к порядку оказания Услуг» Технического задания Услуги в рамках Контракта оказываются на основании заявок Заказчика. В заявке Заказчика указывается объем подлежащих оказанию Услуг. Количество заявок Заказчика направляемых в адрес Исполнителя определяется исходя из потребности (в том числе исходя из потребности по проведению периодического технического обслуживания, планово-предупредительного обслуживания). Заказчик вправе направлять заявки на оказание услуг круглосуточно, а Исполнитель осуществляет прием исполнение заявок Заказчика круглосуточно.
Сроки исполнения заявок также указаны в Техническом задании.
Исполнитель в течение 30 минут по результатам оказания Услуг по заявке Заказчика делает запись об оказанных услугах или иных обстоятельствах в соответствующих журналах, которые ведутся в ходе исполнения Контракта.
Согласно разделу 5.2. «Требования к ведению журналов» Технического задания в ходе оказания Услуг Исполнитель ведет Ежемесячные журналы оказания Услуг (заполняемые синими чернилами и разборчивым почерком), неотъемлемой частью ежемесячных журналов являются следующие приложения:
Приложение № 1 «Журнал регистрации оказания Услуг по техническому обслуживанию», в котором, в хронологическом порядке, регистрируется выдача наряда – задания на оказание Услуг по техническому обслуживанию, и результаты оказания Услуг, подтвержденные подписями Исполнителя и Заказчика.
Приложение № 2 «Оперативный журнал», в котором регистрируются в хронологическом порядке оперативные действия, производимые для обеспечения заданного режима, ВРУ и электрических сетей. Регистрируют данные об авариях и инцидентах на оборудовании и мерах по восстановлению нормального режима, информацию о выполнении обходов и их результаты, распоряжения Заказчика и управленческого персонала Исполнителя, записи о приеме и сдаче смены.
Приложение № 3 «Журнал учета Работ по нарядам и распоряжениям» ведется в соответствии с требованиями «Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.12.2020 № 903н.
Приложение № 4 «Журнал выполнения заявок», в котором в хронологическом порядке регистрируются поступившие от Заказчика заявки с указанием даты и времени поступления заявки, номера заявки в диспетчерской службе Заказчика или номера письменного поручения, содержания заявки, информации о лице, передавшем заявку, даты и времени выполнения заявки или указанием причины о невозможности выполнить заявку, информацию об исполнителе заявки.
Ведомость показаний расчетных электросчетчиков, в которой регистрируют по каждому прибору учета электрической энергии ежесуточные показания приборов учета. Ведомость показаний расчетных электросчетчиков хранится у Заказчика.
С целью обеспечения безопасной эксплуатации электроустановок, содержание их в исправном состоянии, снижения общего числа отказов и технологических нарушений в электроустановках, повышения энергетической эффективности, предотвращения возникновения техногенных аварий Исполнитель должен обеспечить круглосуточный режим Работы персонала по сменам согласно графику дежурств (в том числе в выходные и праздничные дни) с проведением осмотра оборудования не реже 1 раза в сутки.
Численность персонала Исполнителя и его состав определяются Исполнителем самостоятельно с учетом квалификации персонала по электробезопасности, исходя из условий оказания Услуг, а также с учетом соблюдения требований законодательства.
Для оперативного решения текущих вопросов Исполнитель должен назначить ответственного представителя(-ей) на Объекте/Объектах Заказчика из числа административно – технического персонала, имеющего право выдавать наряды, распоряжения. Представитель Исполнителя должен ежедневно во время оказания Услуг присутствовать на Объекте/Объектах и иметь надлежащим образом оформленную доверенность.
Как указал Истец, он своевременно предупредил Заказчика о невозможности выполнения работ в полном объеме, а именно: письмом №168 от 28.12.2021, во исполнение требований пункта 1.8.1., 1.8.2, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, Подрядчик запросил:
• журналы учета электрооборудования с перечислением основного электрооборудования и с указанием их технических данных, а также присвоенных им инвентарных номеров (к журналам прилагаются инструкции по эксплуатации и технические паспорта заводов-изготовителей, сертификаты, удостоверяющие качество оборудования, изделий и материалов, протоколы и акты испытаний и измерений, ремонта оборудования и линий электропередачи, технического обслуживания устройств РЗА);
• чертежи электрооборудования, электроустановок и сооружений, комплекты чертежей запасных частей, исполнительные чертежи воздушных и кабельных трасс и кабельные журналы;
• чертежи подземных кабельных трасс и заземляющих устройств с привязками к зданиям и постоянным сооружениям и указанием мест установки соединительных муфт и пересечений с другими коммуникациями;
• общие схемы электроснабжения, составленные по Потребителю в целом и по отдельным цехам и участкам (подразделениям);
• акты или письменное указание руководителя Потребителя по разграничению сетей по балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между структурными подразделениями (при необходимости);
• комплект производственных инструкций по эксплуатации электроустановок цеха, участка (подразделения) и комплекты необходимых должностных инструкций и инструкций по охране труда для работников данного подразделения (службы);
Ни один документ не был предоставлен Заказчиком.
Письмом №176 от 30.12.2021 Подрядчик повторно запросил предоставление документации, а также попросил согласовать дату и время проведения инструктажа сотрудников.
Письмом №01 от 10.01.2022 Подрядчик вновь указал на необходимость предоставления документации, предусмотренной пунктами 1.8.1., 1.8.2, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей.
Письмом №170 от 29.12.2021 Заказчик направил список сотрудников для проведения инструктажа.
Письмом №176 от 30.12.2021, Подрядчик обратился к Заказчику с просьбой согласовать время и место проведения инструктажа.
Письмом от 10.01.2021 Подрядчик обратился к Заказчику с целью создания комиссии по приемке технической документации.
По результатам проведения рабочего совещания, был составлен протокол от 11.01.2021, в котором было зафиксировано, что документация так и не была передана. Указанный протокол был отправлен в адрес Заказчика. В свою очередь, Заказчиком проведение рабочих совещаний не было инциировано.
Таким образом, Заказчик уклонился от предоставления документации, необходимой для проведения работ с электротехническими приборами и установками, что в свою очередь повлекло невозможность начала производства работ, для которых требуется документация в соответствии с пп.1.8.1, 1.8.2 ПТЭП, о чем свидетельствуют докладные записки от диспетчеров, находившихся на объекте (К.Л.Асаулюк, Д.В.Ковалева, С.В.Панкова).
Так как электроустановки являются объектами повышенной опасности, диспетчеры сообщили представителю Заказчика что не смогут выполнять заявки в полном объеме – так как опасаются за свою жизнь и здоровье, т.к. работа без необходимой в соответствии с вышеуказанной в пп. 1.8.1, 1.8.2 ПТЭП документации не предусмотрена действующими нормативно-техническими документами, соответственно, работа без вышеуказанной документации может повлечь травмы, а то и вовсе гибель.
Вышеуказанное утверждение прямо подтверждается Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок: «10.1. При возникновении сомнения …и в возможности безопасного выполнения работы подготовка рабочих мест должна быть прекращена, а намечаемая работа отложена до выдачи нового наряда-допуска, предусматривающего технические мероприятия, устраняющие возникшие сомнения в безопасности. (Так как документация отсутствовала, выдать наряд-допуск, распоряжение было физически невозможно)».
Несмотря на это, ответчик добросовестно выполнял те виды работ, которые можно было выполнить без получения вышеуказанной документации, например обходы и осмотры, предусмотренные Приложением № 2 к Техническому заданию к Контракту, например: «Исполнитель должен осуществлять осмотр ГРЩ, ВРУ и проверять: состояние помещения, исправность дверей и окон, отсутствие течи в кровле и междуэтажных перекрытиях, наличие и исправность замков; исправность отопления и вентиляции, освещения и сети заземления; наличие средств пожаротушения; наличие испытанных защитных средств; укомплектованность медицинской аптечкой; уровень и температуру масла, отсутствие течи в аппаратах; состояние контактов рубильников щита низкого напряжения; снятие показаний приборов учета электроэнергии; целостность пломб у счетчиков; состояние изоляции (запыленность, наличие трещин, разрядов и т.п.); исправность и правильность показаний указателей положения выключателей; действие устройств электроподогрева в холодное время года; плотность закрытия шкафов управления; возможность легкого доступа к коммутационным аппаратам и др.; что ежедневно выполнялось.
Согласно пункту 3 статьи 716 ГК РФ, если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об указанных обстоятельствах в разумный срок не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статьи 328 ГК РФ).
Учитывая длящееся бездействие Заказчика, Подрядчик был вынужден 14.01.2022 направить решение об одностороннем отказе от исполнения договора.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик указал, что допущенные Истцом нарушения Контракта являлись существенными, что давало Заказчику возможность одностороннего отказа от исполнения Контракта, представил таблицы нарушений и хронологию событий.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев доводы искового заявления, отзывов на иск, заслушав представителя ответчика, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска исходя из следующего.
Сложившиеся между сторонами отношения регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 8 статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона № 44-ФЗ определено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
В силу п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 ГК РФ).
В соответствии со статьей 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде и бытовом подряде, если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Частью 14 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8-26 статьи 95 указанного Федерального закона.
Частью 9 статьи 95 Закона № 44-ФЗ установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации договор может быть расторгнуть по соглашению сторон, при одностороннем отказе стороны от договора, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, а также по решению суда. Согласно ч. 8 ст. 95 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 № 44-ФЗ).
Пунктами 14.1, 14.2 Контракта предусмотрено право заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта.
Пунктом 14 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, установлено, что отсутствие в государственном (муниципальном) контракте упоминания о каком-либо конкретном существенном нарушении обязательств, являющемся основанием для одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права, если в контракте содержится общее указание на право стороны на односторонний отказ.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение об одностороннем отказе вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления.
Согласно части 26 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок информация об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта.
Предоставленное ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Ответчик указал, что в связи с тем, что Услуги по Контракту Исполнителем не оказывались, что является существенным нарушением условий Контракта, Заказчик принял 07.01.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта и направил в адрес Исполнителя Уведомление о своем решении от 07.01.2022 № ИСХ-5.
Решение размещено в ЕИС 07.01.2022 и направлено ответчику Почтой России 08.01.2022. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления Решение получено Исполнителем 11.01.2022. Кроме этого, решение направлено телеграммой 10.01.2022 (уведомление о том, что телеграмма не доставлена от 11.01.2022), и вручено Исполнителю 11.01.2022.
В соответствии с ч. 12 и ч. 13 ст. 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ последний день 10-ти дневного срока – 21.01.2022.
Таким образом, решение вступило в силу 22.01.2022.
Судом установлено, что Исполнитель не исполнял направленные ему Заказчиком заявки. Факты ненадлежащего исполнения обязательств по Контракту были установлены и зафиксированы актами о выявленных недостатках.
Заявка (номер/дата): | Наименование работ: | Срок исполнения заявки: | Статус исполнения заявки: | Документ, подтверждающий не исполнение заявки: | ||||
Заявка№ 1-ТО от 30.12.2021 (направлено по электронной почте 30.12.2021) | Обслуживание светильников (122 шт); Осуществление осмотра ГРЩ, ВРУ с записью результатов в журнал (55 шт.); | 01.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт о выявленных недостатках № 1-ТО от 01.01.2022 Акт №14-ТО от 14.01.2022 г. | ||||
Заявка № 2-ТО от 30.12.2022 (направлено по электронной почте 30.12.2021) | Обслуживание светильников (119 шт); Осуществление осмотра ГРЩ, ВРУ с записью результатов в журнал (55 шт.); | 02.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт 2-ТО от 02.01.2022 Акт №14-ТО от 14.01.2022 г. | ||||
Заявка №2 Р от 02.01.2022 (направлена по электронной почте 02.01.2022) | Не работает аварийное освещение на 8 этаже | 02.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт№2-ТР от 02.01.2022 | ||||
Заявка № 3-ТО от 30.12.2021 (направлена по электронной почте 30.12.2021) | Осуществление осмотра ГРЩ, ВРУ с записью результатов в журнал (55 шт.); техническое обслуживание светильников (119 шт). | 03.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт № 3-ТО от 03.01.2022 Акт №14-ТО от 14.01.2022 | ||||
Заявка № ЗР (направлена по электронной почте 03.01.2022) | Не работает светильник на заборе стилобата | 03.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт №3-ТР от 03.01.2022 | ||||
Заявка №4 -ТР от 04.01.2022 (направлена по электронной почте 04.01.2022) | Не работает светильник в помещении ВРУ | 04.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт №4-ТР от 04.01.2022 | ||||
Заявка № 4-ТО от 30.12.2021 (направлена по электронной почте 30.12.2021в 15:35) | Осмотр ГРЩ, ВРУ с записью результатов в журнал (55 шт.); техническое обслуживание светильников (119 шт.) | 04.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт о выявленных недостатках от 04.01.2022 №. 4-ТО Акт №14-ТО от 14.01.2022 г. | ||||
Заявка № 5-ТО (направлена по электронной почте 30.12.2021b 15:37) | Осмотр ГРЩ, ВРУ с записью результатов в журнал (55 шт.); техническое обслуживание светильников (119 шт.) | 05.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт о выявленных недостатках от 05.01.2022 № 5-ТО Акт№14-ТО от 14.01.2022 г. | ||||
Заявка №5 ТР от 05.01.2022 (направлена по электронной почте 05.01.2022в 09:52) | Вент. Камера п. 8.11 не работает лампа в потолочном светильнике | 05.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт №5-ТР от 05.01.2022 | ||||
Заявка №6-ТО от 30.12.2021 (направлена по электронной почте 30.12.2021) | Осмотр ГРЩ, ВРУ с записью результатов в журнал (55 шт.); техническое обслуживание дизельной генераторной установки ( 1 шт.) | 06.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт № 6-ТО от 06.01.2022 Акт№14-ТО от 14.01.2022 | ||||
Заявка №6 -ТР от 06.01.2022 | Позиции в количестве 2 шт. | 06.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт №6-ТР от 06.01.2022 | ||||
Заявка №7-ТР от 07.01.2022 (направлена по электронной почте 07.01.2022в 09:17) | Позиция в количестве 1 шт. (не работает светильник) | 07.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт 7Р-2 от 07.01.2022 Акт №14-ТР от 14.01.2022 | ||||
Заявка № 7-ТО от 30.12.2021 (отправлена по электронной почте 30.12.2021 в 15:41) | Осуществление осмотра ГРЩ, ВРУ с записью результатов в журнал (55 шт.); техническое обслуживание светильников (60 шт) | 07.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт№14-ТО от 14.01.2022 г. | ||||
Заявка №8-ТО от 30.12.2021 (отправлена по электронной почте 30.12.2021 в 15:42) | Осуществление осмотра ГРЩ, ВРУ с записью результатов в журнал (55 шт.); техническое обслуживание светильников (56 шт) | 08.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт№14-ТО от 14.01.2022 г. | ||||
Заявка №8-ТР от 08.01.2022 (направлена по электронной почте 08.01.2022) | Позиция в количестве 1 шт. | 08.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт №14-ТР от 14.01.2022 | ||||
Заявка №9-ТО от 30.12.2021 (направлена электронной почтой 30.12.2021 в 15:43) | Осуществление осмотра ГРЩ, ВРУ с записью результатов в журнал (55 шт.); техническое обслуживание светильников (40 шт) | 09.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт №9-ТО от 10.01.2022 Акт№14-ТО от 14.01.2022 | ||||
Заявка №10 - ТРот 10.01.2022 (направлена по электронной почте 10.01.2022) | Заменить 6 эл. ламп | 10.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт №10ЛР от 10.01.2022 | ||||
Заявка №11 - ТРот 11.01.2022 (направлена по электронной почте 11.01.2022) | Позиция в количестве 1 шт. | 11.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт №14-ТР от 14.01.2022 | ||||
Заявка №12 - ТРот 12.01.2022 | Позиция в количестве 1 шт. | 12.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт№14-ТР от 14.01.2022 | ||||
Заявка №13 - ТР от13.01.2022 (направлена по электронной почте 13.01.2023) | Позиция в количестве 1 шт. (не работает лампа в светильнике) | 13.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт№14-ТРот 14.01.2022 | ||||
Заявка №14 –ТР от 13.01.2022 | Позиция в количестве 1 шт | 14.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт №14-ТР от 14.01.2022 | ||||
Заявка №14- ТО от 14.01.2022 (направлена по электронной почте 14.01.2022в 07:52) | Осуществление осмотра ГРЩ, ВРУ с записью результатов в журнал (55 шт.); техническое обслуживание светильников (119 шт). | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт№14-ТО от 14.01.2022 г. | |||||
Заявка №1- ТО от 30.12.2021 | Позиции в количестве 2 шт. | Перечень работ необходимый к выполнению на 01.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт№1-ТО от 01.01.2022 г. Акт№14-ТО от 14.01.2022 г. | ||||
Заявка №2 -ТО от 30.12.2021 | Позиции в количестве 2 шт. | Перечень работ необходимый к выполнению на 02.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт №2-ТО от 02.01.2022 г. Акт№14-ТО от 14.01.2022 г. | ||||
Заявка №3 -ТО от 30.12.2021 | Позиции в количестве 2 шт. | Перечень работ необходимый к выполнению на 03.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт №3-ТО от 03.01.2022 г. Акт№14-ТО от 14.01.2022 г. | ||||
Заявка №4 -ТО от 30.12.2021 | Позиции в количестве 2 шт. | Перечень работ необходимый к выполнению на 04.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт №4-ТО от 04.01.2022 г. | ||||
Заявка №5- ТО от 30.12.2021 | Позиции в количестве 2 шт. | Перечень работ необходимый к выполнению на 05.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт №5-ТО от 05.01.2022 г. | ||||
Заявка №6- ТО от 30.12.2021 | Позиции в количестве 2 шт. | Перечень работ необходимый к выполнению на 06.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт №6-ТО от 06.01.2022 г. Акт№14-ТО от 14.01.2022 г. | ||||
Заявка №7- ТО от 30.12.2021 | Позиции в количестве 2 шт. | Перечень работ необходимый к выполнению на 07.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт №7-ТО от 07.01.2022 г Акт№14-ТО от 14.01.2022 г. | ||||
Заявка №9- ТО от 30.12.2021 | Позиции в количестве 2 шт. | Перечень работ необходимый к выполнению на 09.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт №9-ТО от 09.01.2022 г. | ||||
Заявка №10- ТО от 10.01.2022 | Позиции в количестве 1 шт. | Перечень работ необходимый к выполнению на 10.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт№10-ТО от 10.01.2022 г. | ||||
Заявка МИ-ТО от 10.01.2022 | Позиции в количестве 2 шт. | Перечень работ необходимый к выполнению на 14.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт№14-ТО от 14.01.2022 г. | ||||
Заявка № 15-ТО от 14.01.22 | Техническое обслуживание дизельной генераторной установки | 15.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт№ 15-ТОот 17.01.2022 (в данном акте также зафиксировано повторное неисполнение заявок № 1-14 | ||||
Заявка № 16-ТО от 14.01.22 | Техническое обслуживание светильников | 16.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт № 16-ТО от 17.01.2022 (в данном акте также зафиксировано повторное неисполнение заявок № 1-16) | ||||
Заявка № 17-ТО | Техническое обслуживание светильников | 17.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт№ 17-ТО от 17.01.2022 (в данном акте также зафиксировано повторное неисполнение заявок №1-17) | ||||
Заявка №17-ТР | Не работает светильник | 17.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт№ 17-ТО от 17.01.2022 (в данном акте также зафиксировано повторное неисполнение заявок № 1-17) | ||||
Заявка № 20-ТО | Осмотр ГРЩ, ВРУ (55 шт.); ТО светильников (119 шт.) | 20.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт№ 17-ТО от 20.01.2022 (в данном акте также зафиксировано повторное неисполнение заявок № 1-19) | ||||
Заявка № 20-ТР | Не работает светильник | 20.01.2022 | Не исполнена. Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступил | Акт № 20-ТР от 20.01.2022 (в данном акте также зафиксировано повторное неисполнение заявок № 1-20) | ||||
Согласно п. 6.2. и п. 6.3. Контракта, а также разделу 5 Технического задания:
- Заказчик вправе направлять заявки на оказание Услуг круглосуточно, а Исполнитель осуществляет прием и исполнение заявок Заказчика круглосуточно.
- Исполнитель должен приступить к исполнению заявки Заказчика в течение 10 минут с момента ее получения.
- С целью обеспечения безопасной эксплуатации электроустановок, содержание их в исправном состоянии, снижения общего числа отказов и технологических нарушений в электроустановках, повышения энергетической эффективности, предотвращения возникновения техногенных аварий Исполнитель должен обеспечить круглосуточный режим Работы персонала по сменам согласно графику дежурств (в том числе в выходные и праздничные дни) с проведением осмотра оборудования не реже 1 раза в сутки.
Исполнителем нарушены условия исполнения Контракта (п. 5.2.5.1, 5.2.19, 5.2.21, 5.2.30, 5.2.15) и не проявлена должная осмотрительность в области обеспечения безопасных условий труда и техники безопасности. Документы и сведения предусмотренные условиями Контракта в части соблюдения условий охраны труда на всех привлекаемых к Исполнению контракта работников не представлены.
В нарушение п. 5 Технического задания Приложения №5 к Контракту документы и сведения, предусмотренные условиями Контракта в части копии следующих документов: действующий Контракт Исполнителя со специализированной организацией на оказание услуг по вывозу и утилизации ртутьсодержащих ламп; действующую лицензию, выданной специализированной организации, на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов первого класса опасности, не представлены.
Довод Исполнителя о том, что ему не была предоставлена документация, является несостоятельным.
Заказчик в ответ на письмо Исполнителя от 28.12.2021 № 168 в письме от 30.12.2021 № ИСХ-11700 сообщал, что Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее – ПТЭЭП) распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан – владельцев электроустановок напряжением до 1000 В (далее – Потребитель). Согласно п. 1.8.1. ПТЭЭП, комплект технической документации должен хранится у Потребителя и передача данной документации Исполнителю, осуществляющему техническое обслуживание электроустановки, не предусмотрена. С документацией, необходимой для выполнения работ согласно Контракту, Исполнитель может быть ознакомлен после прохождения первичного инструктажа, согласно требований главы XLVI «Правил охраны труда при эксплуатации электроустановок».
Исполнителю сообщалось, что при необходимости, он может ознакомиться с технической документацией на Объекте у Заказчика. Данное право было реализовано Исполнителем 11.01.2022.
Заказчиком установлено, что ООО «Стройэнергосервис» не предоставило: документы, подтверждающие обучение по охране труда на работников, оказывающих услуги по контракту (копии удостоверений и протоколов проверки знаний требований охраны труда); документы, подтверждающие присвоение соответствующих групп по электробезопасности на работников, оказывающих услуги по контракту (копии удостоверений по электробезопасности и выписки из журнала присвоения групп по электробезопасности).
Работники ООО «Стройэнергосервис» могут быть допущены к прохождению вводного инструктажа по охране труда после предоставления вышеуказанных документов. Заказчик просит своевременно предоставить недостающие документы.
Исполнитель сообщает о прохождении сотрудниками обучения и проверки знаний в комиссии МТУ Росхехнадзора по ПТЭ, ППБ, ОТиТБ, Правилам электробезопасности, о наличии соответствующей квалификации и отсутствии медицинских противопоказаний. При этом подтверждающие документы Исполнитель не представил.
В ответ на запрос Заказчика (ИСХ-137 от 17.01.2022) получен ответ от Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (ВХ-809 от 03.02.2022), согласно которому проверку знаний правил работы в электроустановках сотрудников ООО «Стройэнергосервис» (ИНН 7720353443) 01.07.2021г. в отраслевой территориальной комиссии МТУ Ростехнадзора не подтверждает. Представленные в МТУ Ростехнадзора копии удостоверений и записка на журнала о проверке знаний, оформлены комиссией ООО «Стройэнергосервис».
В ходе исполнения Контракта Исполнителем представлены сведения о работниках в количестве 19 единиц (представленные сведения с персональными данными работников Исполнителя могут быть направлены в налоговый орган дополнительно).
Вместе с тем, согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 11.01.2021 № ЮЭ9965-22-14884459 среднесписочная численность работников юридического лица за предшествующий календарный год составляет 1 единица.
Возражения истца о том, что ответчиком не был проведен вводный инструктаж по охране труда, противоречит представленным доказательствам. В ответе Заказчика: ИСХ- 11752 от 30.12.2021 указывается, что проведение вводного инструктажа по охране труда организовано в 9-00 31.12.2021 по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, д. Раздоры, Рублево-Успенское шоссе, 1 -й километр, д. 1, корпус А, кабинет 1.40.
При этом Исполнитель каких-либо действий, направленных на исполнение условий Контракта, не осуществлял. На инструктаж не явился. На Объекте отсутствовали представители Исполнителя, Услуги, предусмотренные Контрактом, Исполнителем не оказывались, о чем свидетельствуют многочисленные акты, составленные Заказчиком и направленные в адрес Исполнителя.
Подписав Контракт, Исполнитель должен был знать и оценить масштабность Объекта, перечень оборудования на Объекте, которое необходимо обслуживать, стоимость Контракта, условия и требования, которые предусмотрены Контрактом, а также то, какой объем персонала должен быть задействован на данном Объекте для надлежащего оказания Услуг.
В соответствии со ст. 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить при нарушении заказчиком своих обязанностей, предусмотренных договором подряда. Требования, выдвинутые Исполнителем о предоставлении документов, Контрактом не предусмотрены, что свидетельствует о том, что оснований для приостановки у Исполнителя не имелось.
Исходя из указанного следует, что доводы Исполнителя о препятствиях со стороны Заказчика не нашли своего документального подтверждения.
Протокол рабочего совещания, ан который ссылается Исполнитель, не является допустимым доказательством в смысле статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку не указано место составления протокола; протокол не содержит достоверной информации о лицах, участвующих в совещании и принятых решениях; протокол не содержит сведений о том, что с инструкциями и иной технической документацией можно ознакомиться при исполнении контракта в технических помещениях ГРЩ, ВРУ, этажных электрощитовых, а также в каб. 9.19., кроме того Протокол не содержит сведений о том, что все представители Исполнителя направились вместе с начальником электротехнического отдела инженерной службы Р/У Ивлиевым М.Ю. знакомиться с документами, которые по их мнению могут понадобиться в ходе исполнения контракта.
Более того, решением от 31.01.2022 по делу № РНП-2363м/22 о рассмотрении сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков комиссией Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок, Исполнитель включен в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
После принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от Контракта, Исполнитель продолжал не исполнять Контракт, услуги не оказывались, что также подтверждается Актами о выявленных недостатков.
В целях содействия Исполнителю 10.01.2022 Заказчик направил в адрес Исполнителя приглашение на рабочее совещание по вопросу исполнения Контракта.
11.01.2022 состоялось рабочее совещание, на котором Исполнителю было вручено Решение об одностороннем отказе.
После получения данного решения Исполнитель не предпринял каких-либо действий, направленных на исполнение Контракта, заявки Заказчика не исполнял.
11.01.2022 Заказчик направил в адрес Исполнителя запрос от 11.01.2022 № ИСХ-25 с требованием предоставить отчет об оказанных услугах по форме приложения № 9 к Контракту в срок до 14.01.2022. Данный запрос ответчик не исполнил.
Указанные факты подтверждают систематическое нарушение истцом условий Контракта.
Суд полагает, что применительно к установленным до делу обстоятельствам у ответчика имелись основания для отказа от контракта, поскольку допущенные в процессе оказания услуг нарушения являлись существенными. При этом, доказательств наличия обстоятельств, исключающих возможность надлежащего исполнения обязательств, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд полагает, что оснований для признания недействительным одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, у суда не имеется, поскольку это привело бы к очевидному нарушению разумного баланса интересов сторон контракта.
Судебные расходы распределяются на основании статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья И.А. Кулакова