Арбитражный суд Московской области
053 , проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
27 марта 2019 года Дело №А41-89738/18
Резолютивная часть решения объявлена 04 марта 2019 года
Полный текст решения изготовлен 27 марта 2019 года.
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Г.А. Гарькушовой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания С.Е.Шарандиным
рассмотрев в судебном заседании дело
по исковому заявлению МИНСТРОЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
к АДМИНИСТРАЦИЯ ГО КРАСНОГОРСК
третьи лица ООО «Генстрой» и Росфинмониторинг
о взыскании денежных средств
При участии в судебном заседании представителей согласно протоколу
УСТАНОВИЛ:
МИНСТРОЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к АДМИНИСТРАЦИЯ ГО КРАСНОГОРСК о взыскании средств субсидии в размере 275.259.205 руб. 80 коп.
К участию в деле были привлечены третьи лица в порядке ст. 51 АПК РФ: ООО «Генстрой» и Росфинмониторинг.
Заседание проходило в порядке ст. 123 АПК РФ в отсутствие третьих лиц.
Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, установил следующее.
В рамках реализации Государственной программы Московской области «Жилище» на 2015-2020 годы мероприятие 2 «Предоставление субсидий на реализацию мероприятий подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы Жилище» на 2015-2020 годы, Министерством строительного комплекса Московской области (далее - Министерство) с Администрацией городского округа Красногорск Московской области (далее - Администрация, Муниципальное образование) было заключено Соглашение о предоставлении субсидии бюджету Красногорского муниципального района от 01.06.2017 № 0106/15 (далее - Соглашение), на капитальные вложения в объект: «Общеобразовательная школа на 825 мест учащихся по адресу: Московскаяобласть, Красногорский район, вблизи г. Красногорска» (далее - Объект) на общую сумму 491.771.400,00 руб., в том числе:
- за счет средств федерального бюджета в размере 344.240.000,00 руб.;
- за счет средств бюджета Московской области 147.531.400,00 руб. (п. 1.2 Соглашения)
В соответствии с пп. 1.1, 1.2 Соглашения за 2017 год софинансирование работ по Объекту Министерством из бюджета Московской области выполнено в полном объеме, в том числе, осуществлена выплата аванса в размере 290.793.066,39 рублей (платежное поручение от 26.12.2017 №7981).
Администрацией в счет погашения аванса за 2017 год представлены документы, подтверждающие выполнение работ на сумму 15.533.860,59 (КС-3 от 20.03.2018 на сумму 8.274.007,51; КС-3 от 26.04.2018 на сумму 4.228.951,68 руб.; КС-3 от 31.05.2018 на сумму 3.030.901,40 руб.)
Однако, документов, подтверждающих выполнение работ на сумму 275.259.205,80 руб. Администрацией не представлено.
В соответствии с п. 2.5. Соглашения средства, предоставляемые в виде субсидии из бюджета Московской области бюджету муниципального образования Московской области на капитальные вложения в Объект, не использованные по целевому назначению до окончания текущего финансового года, подлежат возврату в бюджет Московской области.
В силу положений п. 3.1.5. Соглашения Министерство вправе требовать возврата предоставленной субсидии в случае неиспользования субсидии, или использования ее не по целевому назначению.
Министерством в адрес Администрации были направлены письма от 27.08.2018 №20Исх-15261/4.3, от 03.09.2018 №20Исх-15822/4.3. о необходимости осуществить возврат субсидии в размере 275.259.205, 80 руб.
Однако, возврат указанных средств в бюджет Московской области Администрацией в установленном порядке не произведен.
Согласно ч. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
В п. 15 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" определено, что в силу статей 161, 162, 225, 250 БК РФ учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, имеют право принятия денежных обязательств путем заключения с поставщиками продукции (товаров, услуг) договоров и составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов.
В этой связи необходимо учитывать положения ст. 242 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которыми операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря.
В соответствии с ч. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
В это же время прекращают свое действие бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года.
Вместе с этим, часть 4 ст. 242 БК РФ устанавливает, что не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу положений ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Возражая против заявленных требований, ответчик указывает, ответчик указывает, что в производстве Арбитражного суда МО находится на рассмотрении гражданское дело № А41-88772/18 по исковому заявлению Администрации к ООО «Генстрой» о взыскании денежных средств в размере 275.856.443,60 руб. по муниципальному контракту № 0148200005417000824 на выполнение полного комплекса строительно-монтажных работ по строительству общеобразовательной школы на 825 учащихся (Объект) по адресу: МО, Красногорский район, вблизи г. Красногорск (далее - Контракт).
28 сентября 2017 года между Администрацией и ООО «ГенСтрой» (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее - ООО «Генстрой») заключен муниципальный контракт № 0148200005417000824 на выполнение полного комплекса строительно-монтажных работ по строительству общеобразовательной школы на 825 учащихся по адресу: МО, Красногорский район, вблизи г. Красногорск (далее - Контракт) на общую сумму 582.780.608,40 руб. Контракт заключен в форме электронного документа.
В соответствии с п. 1.1 Контракта ООО «Генстрой» обязуется выполнить полный комплекс строительно-монтажных работ по строительству общеобразовательной школы на 825 учащихся по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи г. Красногорск (далее - Объект) в соответствии с нормами действующего законодательства и в соответствии с Проектной и Рабочей документацией, Титульным списком на выполнение работ по строительству Объекта, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта, в объеме, установленном в Сметной документации, и передать результат работ Истцу (далее - работы) в сроки, указанные в Графике производства работ (Приложение № 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его (их) в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
В соответствии с п. 1.1 Контракта результатом выполненной работы по Контракту, предметом которого является строительство Объекта, является построенный Объект, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного Объекта требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2.1 Контракта (в редакции Доп. соглашения №2), Цена Контракта составляет 582.780.608 (пятьсот восемьдесят два миллиона семьсот восемьдесяттысяч шестьсот восемь) рублей 40 (сорок) копеек, в том числе НДС 18 % - 88.898.736 рублей 87 копеек (далее - Цена Контракта), является твердой и определяется на весь срок выполнения работ, указанных в п. 1.1 Контракта.
Согласно п. 2.7 Контракта (в редакции Доп. соглашения №3) Администрация выплачивает ООО «Генстрой» аванс на закупку материалов, конструкций и оборудования, необходимого для выполнения работ, связанных с исполнением Контракта, а также на выполнение строительно- монтажных работ в размере 50% от цены Контракта в размере 291.390.304,20 руб., включая НДС -18% в размере 44 449 368,44.
Согласно п. 2.8 Контракта (в редакции Доп. соглашения №3) выплата авансового платежа осуществляется Администрацией не позднее 29.12.2017 и подлежит зачету при последующих расчетах за выполненные работы в соотв. с условиями Контракта.
Администрация обязательства по оплате выполнила, перечислила ООО «Генстрой» 491.542.656,43 рублей.
Однако, ООО «Генстрой» работы по Контракту были выполнены только на сумму 215.686.212,82 рублей, что подтверждается следующими справками о стоимости работ (КС-3, КС-2) и актами о приемке выполненных работ подписанными обеими сторонами Контракта.
Данные обстоятельства послужили основанием для невозврата указанных средств в бюджет Московской области в заявленном в иске размере.
Между тем, Соглашением от 01.06.2017 №0106/15, заключенного Министерством с Администрацией, закреплена и предусмотрена ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Администрацией возложенных обязательств. Данным соглашением, являющимся обязательным для соблюдения сторонами настоящего судебного спора, предусмотрено, что основанием достаточным для привлечения к предусмотренной соглашением ответственности является установление факт нарушения обязательств со стороны Администрации.
В связи с тем, что Министерство не является стороной вышеуказанного муниципального контракта, обязательства, предусмотренные данным муниципальным контрактом, на Министерство не распространяются.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение достигнутых соглашений в рамках реализации указанного муниципального контракта любой из сторон не освобождает ответчика от ответственности, предусмотренной Соглашением от 01.06.2017 №0106/15, заключенного с Министерством.
Доказательств обратного ответчиком не представлено.
На основании изложенного, требования истца подлежат удовлетворению.
Согласно ст.101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку сторонами по делу являются бюджетные учреждения, государственная пошлина взысканию с доход Федерального бюджета РФ не взыскивается.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Администрации городского округа Красногорск Московской области в пользу Министерства строительного комплекса Московской области средства субсидии в размере 275.259.205 (двести семьдесят пять миллионов двести пятьдесят девять тысяч двести пять) рублей 80 коп.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.
Судья Г.А. Гарькушова