ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-90927/16 от 04.04.2017 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

  053 , г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

05 апреля 2017 года                                                                                Дело №А41-90927/16

Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2017 года

Полный текст решения изготовлен 05 апреля 2017 года

Арбитражный суд Московской области в составе: судьи Е.С.Криворучко,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.С. Максимовой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению АО «ЮЛИЯ»

к Комитету по ценам и тарифам Московской области

о признании незаконными: постановления по делу об административном правонарушении от 30.11.2016 №76/07-11-2016, и представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения по делу от 30.11.2016 №76/07-11-2016,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Денисенко В.В. паспорт, доверенность от 17.03.2017;

от заинтересованного лица – Ромашин М.М. сл. удостоверение, доверенность от 01.12.2016 №20;

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Юлия» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету по ценам и тарифам Московской области (далее - Комитет, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконными: постановления по делу об административном правонарушении от 30.11.2016 №76/07-11-2016, и представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения по делу от 30.11.2016 №76/07-11-2016.

В судебном заседании заслушан представитель заявителя, требования поддержал, представил ходатайство об освобождении Общества от административной ответственности, в виду малозначительности правонарушения, которое приобщено судом к материалам дела.

В судебном заседании заслушан представитель заинтересованного лица, против удовлетворения требований и ходатайства Общества возражал.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

АО «Юлия» является организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности по холодному водоснабжению и водоотведению, и осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного в четвертой редакции общим собранием акционеров (протокол ото 28.06.2016 б/н).

В период с 06.10.2016 по 02.11.2016 на основании обращений граждан Поваляева А.Д. и Прохоровой Н.В., приказа председателя Комитета по ценам и тарифам Московской области от 04.10.2016 №113 Комитетом по ценам и тарифам Московской области в отношении АО «Юлия» проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований законодательства о ценообразовании в сфере государственного регулирования цен (тарифов) за период с 2015-2016 годов.

По результатам проверки, уполномоченным должностным лицом административного органа составлен акт проверки от 02.11.2016 №35, согласно которого в ходе проверки административным органом выявлен факт ведения раздельного учета доходов и расходов по холодному водоснабжению и водоотведению с нарушением действующего законодательства.

07.11.2016 по факту выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении №76, предусмотренном ч. 2 ст. 14.46 КоАП РФ. Копия протокола получена генеральным директором Общества – Соловьевым С.П. 07.11.2016, что подтверждается рукописной отметкой о вручении.

30.11.2016 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, уполномоченным должностным лицом Комитета, в отсутствии законного представителя Общества, извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении надлежащим образом, в отношении АО «Юлия» вынесено постановление по делу об административном правонарушении №76/07-11-2016, предусмотренном статьей ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

30.11.2016 уполномоченным должностным лицом Комитета в отношении АО «Юлия» вынесено Представление №76/07-11-2016 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которым предписано организовать Обществу ведение раздельного учета доходов и расходов по регулируемым видами деятельности согласно Порядку ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.01.2014 № 22/пр; внести изменения (дополнения) в положение об учетной политике АО «Юлия» для целей бухгалтерского учета на 2016 год о порядке ведения раздельного учета по холодному водоснабжению и водоотведению.

Копии данных, постановления и представления направлены в адрес Общества заказным письмом с уведомлением о вручении 02.12.2016 (29 исх. – 4600/13.1, 4601/13.1) и получено Обществом 16.12.2016 согласно отметке, имеющейся на почтовом уведомлении.

Не согласившись с указаннымипостановлениеми представлением, Общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела в полном объеме, оценив все представленные доказательства, выслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 4 и частью 1 статьи 130 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, при этом заявитель вправе соединить в одном заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам.

Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ (абзац 3 пункта 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

В данном случае общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, состоящим из требований об оспаривании нескольких актов административного органа - постановления о привлечении к административной ответственности и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Названные требования связаны между собой по основаниям возникновения и представленным доказательствам, что позволяет рассматривать их в рамках одного судебного дела и применять положения параграфа 2 главы 25 АПК РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

Согласно Положению о Комитете по ценам и тарифам Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 01.11.2011 № 1321/46, Комитет по ценам и тарифам Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, проводящим государственную политику и осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевое управление, координацию по вопросам государственного регулирования и осуществления контроля за применением цен (тарифов), а также функциональное регулирование в указанной сфере деятельности.

Общество осуществляет регулируемые виды деятельности (холодное водоснабжение и водоотведение) и прочие виды деятельности.

В целях оказания жителям услуг по холодному водоснабжению и водоотведению АО «Юлия» эксплуатирует водозаборный узел, водопроводные сети, дренажную и хозяйственно-бытовую канализацию и другое имущество, приобретенное на основании нотариально удостоверенного договора купли-продажи 100% доли в уставном капитале ООО «Доминирующий Дизайн» от 15.07.2014 №50 АА 5375197, заключенного между Обществом и ООО «Доминирующий Дизайн».

На основании Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» Комитетом для АО «Юлия» были установлены следующие тарифы.

Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2014 №145-Р «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства на 2015 год» для Общества установлены тарифы на 2015 год в размере (НДС не взимается в связи с применением упрощенной системы налогообложения):

с 01.01.2015 по 30.06.2015: на питьевую воду - 34,42 руб./куб. м, на водоотведение - 32,17 руб./куб. м;

с 01.07.2015 по 31.12.2015: на питьевую воду - 35,91 руб./куб. м, на водоотведение - 33,36 руб./куб. м.

Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2015 №161-Р «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства на 2016-2018 годы» для Общества установлены тарифы на 2016 год в размере (НДС не взимается в связи с применением упрощенной системы налогообложения):

с 01.01.2016 по 30.06.2016: на питьевую воду - 35,91 руб./куб. м, на водоотведение - 33,36 руб./куб. м;

с 01.07.2016 по 31.12.2016: на питьевую воду - 35,91 руб./куб. м, на водоотведение - 35,80 руб./куб. м.

В соответствии с требованиями ч. 12 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 18 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406, приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.01.2014 № 22/пр «Об утверждении порядка ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат» организация обязана вести раздельный учет доходов и расходов, объемов поданной воды (принятых сточных вод) по регулируемым видам деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования.

Объективной стороной вмененного правонарушения выступает нарушение установленного порядка ценообразования.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Основополагающими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению, открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении.

АО «Юлия», являясь организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности по холодному водоснабжению и водоотведению, обязана вести раздельный учет доходов и расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению»).

Комитетом установлено, что АО «Юлия» ведет раздельный учет доходов и расходов по регулируемым видам деятельности (холодному водоснабжению и водоотведению) с нарушением действующего законодательства.

Факт совершения предприятием административного правонарушения, подтверждается материалами административного дела, в том числе: актом проверки, протоколом об административном правонарушении и иными документами.

В учетной политике, утвержденной приказами генерального директора Общества от 29.12.2015 №01/12-15 и от 30.06.2016 №02/06-15, указано, что ведется раздельный учет доходов и расходов по регулируемым видам деятельности (водоснабжение и водоотведение), однако принципы ведения раздельного учета доходов по регулируемым видам деятельности в ней не определены.

Учетной политикой Общества (п. 3.8 «Учет основного производства») установлено, что в течение отчетного периода (месяца) затраты на производство и оказание услуг группируются по участкам производственных затрат, элементам затрат и статьям калькуляции. В составе основного производства выделяются следующие участки производственных затрат:

административные расходы;

вывоз мусора;

общее электроснабжение и освещение;

охрана;

содержание имущественного комплекса;

уборка и благоустройство территории;

водоснабжение;

водоотведение.

Затраты группируются по следующим экономически однородным элементам:

материальные затраты;

затраты на оплату труда;

отчисления на социальное страхование;

амортизация основных средств;

прочие затраты.

Учетной политикой Общества определено, что расходы отражаются по дебету синтетического счета 26 «Общехозяйственные расходы» в корреспонденции со счетами по учету амортизации основных средств, нематериальных активов, материалов, расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов по социальному страхованию и обеспечению и прочих расходов. Списание расходов основного производства осуществляется ежемесячно с кредита счета 26 «Общехозяйственные расходы» в дебет счета 90.08 «Управленческие расходы». Затраты на административные расходы, учитываемые при подаче данных на тарифы по регулируемым видам деятельности (водоснабжение и водоотведение), распределяются пропорционально (25% на водоснабжение, 25% на водоотведение, 50% пропорционально на остальные виды деятельности).

Анализ представленных оборотно - сальдовых ведомостей бухгалтерского учета показал, что Общество все расходы относит на счет 26 «Общехозяйственные расходы» (предназначен для обобщения информации о расходах организации для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом).

Расходы, связанные с обеспечением деятельности Общества по холодному водоснабжению и водоотведению, также учитываются по счету 26 «Общехозяйственные расходы» (без использования счета 20 «Основное производство»).

Расходы Общества для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом (расходы на оплату труда административно-управленческого персонала, услуги связи, услуги по аренде помещений и т.п.), которые не могут быть непосредственно отнесены на расходы по конкретному виду деятельности, при ведении бухгалтерского учета Обществом по видам деятельности не распределяются, в связи с чем не представляется возможным достоверно определить фактически обоснованные расходы по каждому виду деятельности.

Таким образом, установленная Комитетом объективная сторона правонарушения доказана.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Субъективная сторона правонарушения заключается в том, что заявитель, имея возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, соответствующих мер не предпринял.

Доказательств, свидетельствующих о том, что Общество приняло все необходимые, достаточные и зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства и недопущения выявленного правонарушения не представлено, что свидетельствует о виновном совершении административного правонарушения.

Данное нарушение подтверждается учетной политикой Общества, не предусматривающей принципов ведения раздельного учета доходов по регулируемым видам деятельности, оборотно - сальдовыми ведомостями по счету 26 «Общехозяйственные расходы» и счету 90.08 «Управленческие расходы» за 2015 и 2016 годы.

При таких обстоятельствах, административный орган правомерно пришел к выводу о том, что в действиях Общества имеется событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

Постановлением по делу №11/17-02-2015 от 02.03.2015 (№29 исх-626/13.1), вступившим в законную силу 17.12.2015 принятием постановления Десятого арбитражного апелляционного суда по делу №А41 -20200/15, АО «Юлия» ранее было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ «Нарушение порядка ценообразования», что согласно п. 2 ч.1 ст. 4.3 КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Довод Общества о малозначительности совершенного правонарушения, отклоняетсясудом по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пунктов 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям.

Оценив в данном случае обстоятельства правонарушения, охраняемые законом общественные интересы, которые нарушены, суд не находит оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Доводы заявителя о нарушении Комитетом процессуальных требований КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, в части не направления Обществу протокола об административном правонарушении, признается судом необоснованным. Поскольку из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении получен генеральным директором Общества – Соловьевым С.П. непосредственно в день его вынесения – 07.11.2016, что подтверждается рукописной отметкой о вручении.

Таким образом, в материалах дела имеются достаточные допустимые доказательства надлежащего вручения Обществу копии протокола об административном правонарушении.

С учетом установленных по делу обстоятельств, арбитражный суд пришел к выводу, что существенных нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности (ст. ст. 25.1, 25.4, 28.2, 29.7, 29.10, 30.6 КоАП РФ), которые могут являться основанием для отмены оспариваемого Постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 административным органом не допущено.

Постановление по делу об административном правонарушении от 30.11.2016 №76/07-11-2016 вынесено с соблюдением процессуальных требований, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, квалификация вмененного административного правонарушения соответствует положениям части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Относительно требований, заявленных о признании незаконным Представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 30.11.2016 №29 исх-4601/13/1, суд отмечает, что в тексте оспариваемого Представления отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие нарушение Комитетом законодательства Российской Федерации, как процессуального, так и материального права, позволяющие сделать вывод о нарушении им прав и законных интересов Общества.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При изложенных обстоятельствах, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,-

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных АО «ЮЛИЯ» требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней (с момента изготовления в полном объеме).

Судья                                                                                                     Е.С.Криворучко