ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-9246/07 от 15.05.2008 АС Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

«22» мая 2008 г. Дело № А41-К2-9246/07

Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2008 г.

Решение изготовлено в полном объеме 22 мая 2008 г.

Арбитражный суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Козлова Р.П.

судей В.И. Антонова, Е.В. Бирюковой

Протокол судебного заседания вел   судья Козлов РП.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   Заместителя прокурора Московской области в интересах Администрации муниципального образования «Городское поселение Луховицы Луховицкого муниципального района Московской области»

к   Совету депутатов муниципального образования «Луховицкий муниципальный район»

Третьи лица   - ФИО1, Администрация Луховицкого муниципального района Московской области; ГУМО «Информационное агентство Луховицкого района Московской области»; ООО «Альянс»; ООО «ЖКХ»; ФИО2; Доля А.А.; ФИО3; ФИО4

о   признании пунктов 1,2,7,10,11,30,31 приложения № 19 «Прогнозного плана приватизации муниципального имущества на 2007 год» недейтвительными

при участии в заседании  :

от заявителя   – ФИО5, представитель по удостоверению; от Администрации – ФИО6, представитель по доверенности от 09.04.2008 г.

от заинтересованного лица   – ФИО7, представитель по доверенности от 23.01.2008 г. № 10

от третьих лиц   – от Администрации – ФИО8, представитель по доверенности от 27.12.2007 г. № 4024; ФИО9, представитель по доверенности от 23.01.2008 г. № 174

от   ГУМО «Информационное агентство Луховицкого района Московской области»; ООО «Альянс»; ООО «ЖКХ»; ФИО2; Доля А.А.; ФИО3; ФИО4 – не явились, извещены надлежащим образом

Установил:

Заместитель прокурора Московской области (далее – Прокурор) обратился в Арбитражный суд Московской области в интересах Администрации муниципального образования «Городское поселение Луховицы Луховицкого района Московской области» с заявлением к Совету депутатов муниципального образования «Луховицкий муниципальный район Московской области» (далее – Совет депутатов) о признании недействительными пунктов 1,2,7,10,11,30,31 Приложения № 19 «Прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2007 год» к Решению Совета депутатов Луховицкого муниципального района Московской области № 429/45 от 23.11.2006 г. «Об утверждении бюджета Луховицкого муниципального района на 2007 год», как противоречащие части 5 статьи 50, пункту 4 части 8 статьи 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, а также абзацу 1 части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с учетом уточнений от 09.04.2008 г. – л.д. 1-6, т. 9).

Представители заявителя в судебное заседание явились, требование поддержали.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание явился, заявленное требование не признал, возражал по основаниям, изложенным в отзыве.

Третьи лица - ГУМО «Информационное агентство Луховицкого района Московской области»; ООО «Альянс»; ООО «ЖКХ»; ФИО2; Доля А.А.; ФИО3; ФИО4, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, представили отзывы на заявление, в которых требования не признали (л.д. 132-139, т. 7).

Спор рассмотрен в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие надлежаще извещенных третьих лиц по их заявлениям.

Решением Арбитражного суда Московской области (далее – АС МО) от 05.09.2007 года по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований Заместителя прокурора Московской области отказано (л.д. 18-22, т. 8)

Десятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 19.11.2007 года оставил решение АС МО от 05.09.2007 года без изменения (л.д. 97-102, т. 8).

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.02.2007 г. № КА-А41/12-08 решение АС МО от 05.09.2007 г. и Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2007 г. отменены, и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области по мотивам рассмотрения дела арбитражным судом в незаконном составе, поскольку оспариваемый акт является нормативно-правовым актом (л.д. 125-127, т. 8).

Спор рассмотрен с учетом выводов, изложенных в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 февраля 2007 г., и требований статьи 289 АПК РФ.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Решением Совета депутатов Луховицкого муниципального района Московской области № 429/45 от 23.11.2006 года «Об утверждении бюджета Луховицкого муниципального района на 2007 год» утвержден бюджет Луховицкого муниципального района Московской области на 2007 год (л.д. 14, т. 1).

Приложением № 19 к указанному Решению оформлен «Прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2007 год», в соответствии с пунктами 1,2,7,10,11,30,31 которого подлежат приватизации следующие муниципальные объекты (л.д. 10-11, т. 1):

пункт 1 – помещение музыкальной школы (<...>);

пункт 2 – часть нежилого дома (база ООО «Альянс») (<...>);

пункт 7 – нежилое помещение (база ООО «ЖКХ») (<...>);

пункт 10 – нежилое помещение (помещение ООО «Митол» - ЖКХ») (<...>);

пункт 11 – нежилое здание (Академия туризма) (<...>);

пункт 30 – нежилое помещение (отдел субсидий МУ «СЕЗ ЖКХ», МДЦ «Эврикас») (<...>);

пункт 31 – стоянка для автотранспорта (<...>).

Заявитель считает указанные пункты Приложения № 19 недействительными, указав, что они приняты с нарушением действующего законодательства, в частности статей 50, 80 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (с изменениями и дополнениями), статей 1,2,5 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» № 178-ФЗ от 21.12.2001 г. (с изменениями и дополнениями), статьи 154 Закона № 154-ФЗ, и затрагивают права и законные интересы муниципального образования «Городское поселение Луховицы Луховицкого муниципального района Московской области» в сфере решения вопросов местного значения, установленных законодательством о местном самоуправлении, поскольку указанные объекты недвижимости необходимы Городскому поселению Луховицы для решения вопросов местного значения (л.д. 4-8, т. 1; 122-124, т. 7, л.д. 1-6, т. 9).

Арбитражный суд не может согласиться с доводами заявителя, в силу следующего.

Вышеуказанные объекты недвижимости являлись собственностью Луховицкого муниципального района Московской области, что подтверждается соответствующими Свидетельствами о государственной регистрации права от 05.04.2007 г. № 136201, от 18.05.2007 г. № 109076, от 03.05.2007 г. № 989917, от 10.04.2007 г. № 136267, от 15.02.2007 г № 083048, от 22.12.2006 г. № 1260687 (л.д. 33-40, т. 7).

В настоящее время, два объекта недвижимости – помещение музыкальной школы и часть нежилого дома (база ООО «Альянс), находятся в собственности Луховицкого муниципального района Московской области, что подтверждается Выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.05.2008 г. № 35/004/2008-079 и № 35/004/2008-078.

Остальные объекты недвижимости в настоящее время являются собственностью ФИО3, ФИО2, ФИО10, ФИО4, ФИО1 и ООО «ЖКХ», что также подтверждается Выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.05.2008 г. от 12.05.2008 г. и от 14.05.2008 г.

Основаниями к регистрации права собственности на вышеуказанное имущество муниципального образования «Луховицкий муниципальный район Московской области» послужили Решение Малого Совета Московского областного Совета народных депутатов от 14.10.1992 года № 4/22; Решение Собрания Представителей Луховицкого района Московской области от 18.08.1994 года № 16/4; Постановление Главы Луховицкого района Московской области № 182 от 01.02.2001 года; Выписка из реестра объектов, находящихся в муниципальной собственности; Распоряжение ФАУФИ № 1223-р от 24.05.2006 года; Решение Совета депутатов Луховицкого района Московской области № 209/28 от 20.06.2002 года; Решение Совета депутатов Луховицкого муниципального района Московской области № 315/34 от 16.02.2006 года.

В соответствии с п.п. 7 п. 1 ст. 25 Устава Луховицкого муниципального района к компетенции Администрации Луховицкого муниципального района относится управление и распоряжение муниципальной собственностью.

Согласно п.п. 19, 19.1, 19.2 п. 1 ст. 15; Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры; организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района.

Согласно п.п. 18 п. 1 ст. 15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района также относится создание условий для обеспечения поселений услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, а также в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 15 Закона к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Из материалов дела усматривается, что для обеспечения жителей города Луховицы вышеназванными услугами Луховицкий муниципальный район в соответствии с Решением Комиссии по содействию развития местного самоуправления в Московской области от 26.06.2007 г. № 8 передал в собственность городского поселения Луховицы ряд объектов, обеспечивающих библиотечное обслуживание населения города, организацию досуга населения, благоустройство города (автостоянка для транспорта) и жилищный фонд (л.д. 42-67, т. 7).

Кроме того, оспариваемое вышеназванное имущество подлежало отчуждению, поскольку оно не предназначено для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, а также не относится к видам имущества, перечисленным в частях 2 и 3 статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (далее – Закон № 131-ФЗ).

В частях 2 и 3 статьи 50 Закона № 131-ФЗ указано то имущество, которое может находиться в собственности муниципального района и поселения.

Оспариваемое муниципальное имущество, например, нежилое помещение (база ООО «ЖКХ»), не относится к имуществу, предназначенному для электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения, имуществу, необходимому для содержания муниципального жилищного фонда, а используется как офис.

Также, нецелесообразно относить и автостоянку к имуществу, предназначенному для обслуживания автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, пассажирскому имуществу и другому имуществу, предназначенному для транспортного обслуживания населения в границах поселения, так как на территории Луховицкого муниципального района находятся государственные специализированные организации, основной задачей которых является обслуживание автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений. Организация новой сети требует новых затрат, которые не заложены в бюджете городского поселения Луховицы.

Поэтому, в силу части 5 статьи 50 Закона № 131-ФЗ данное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения) либо отчуждению. Выбор способа распоряжения данным имуществом предоставлен собственнику, в связи с чем Луховицким муниципальным районом и было принято правомерное решение о приватизации оспариваемого муниципального имущества.

Таким образом, оспариваемые Прокурором пункты Приложения № 19 не нарушают прав и законных интересов городского поселения Луховицы.

Арбитражный суд также не может согласиться с доводом заявителя о том, что имущество, которое должно быть включено в перечень передаваемого имущества городскому поселению Луховицы, исключается из муниципальной собственности Луховицкого муниципального района до завершения процедуры разграничения муниципальной собственности, в связи со следующим.

Согласно п. 1 ст. 3.1 Закона Московской области от 02.11.2005 года № 231/2005-ОЗ «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений на территории Московской области в переходный период» разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и поселениями, входящими в их состав, осуществляется на основании законов Московской области о разграничении муниципального имущества.

Кроме того, пункты 1,4 части 11.1 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ, статья 85 Федерального закона № 131-ФЗ, на которые ссылается заявитель в обоснование своих требований, не устанавливают каких-либо ограничений на приватизацию объектов муниципального имущества. Частью 5 статьи 50 ФЗ № 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления осуществляют в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, отчуждение или производят перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Также, пункт 4 части 8 статьи 85 Закона № 131-ФЗ обязывает до 1 января 2009 года осуществить в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, отчуждение или перепрофилирование муниципального имущества, не соответствующего требованиям статьи 50 Закона № 131-ФЗ и не переданного в соответствии с пунктом 3 настоящей части в федеральную собственность.

Исходя из этого, оспариваемое имущество было включено в Приложение 19 в соответствии с частью 5 статьи 50, пунктом 4 части 8 статьи 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ.

Частью 11.1 статьи 154 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.2004 года № 122-ФЗ (далее – Закон № 122-ФЗ) установлен механизм безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами.

Процедура разграничения муниципального имущества с городским поселением Луховицы в настоящее время завершена.

15 февраля 2008 года принят Закон Московской области «О разграничении муниципального имущества между Луховицким муниципальным районом и вновь образованным в его составе городским поселением «Луховицы», которым утвержден перечень муниципальных учреждений и муниципального имущества Луховицкого муниципального района Московской области, передаваемых в собственность городскому поселению Луховицы.

Кроме того, 14 марта 2008 года Луховицкий муниципальный район Московской области, в лице Главы Луховицкого муниципального района ФИО11 а, и городское поселение Луховицы Луховицкого муниципального района Московской области, в лице Главы городского поселения Луховицы ФИО12, в соответствии с Законом № 131-ФЗ, частью 11.1 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, Законом Московской области № 231/2005-ОЗ «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений на территории Московской области в переходный период» подписали передаточный акт муниципального имущества Луховицкого муниципального района Московской области, передаваемого в собственность городскому поселению Луховицы Луховицкого муниципального района Московской области.

Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что разграничение муниципального имущества между Луховицким муниципальным районом и городским поселением Луховицы произошло в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, имущество, указанное в пунктах 1,2,7,10,11,30,31 Приложения № 19, на момент принятия решения о приватизации находилось в аренде у физических и юридических лиц и в настоящее время используется ими в коммерческих целях, что также является доказательством того, что имущество не ограничено в приватизации.

Отчуждение муниципального имущества происходит в порядке приватизации муниципального имущества.

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

На основании части 1 статьи 10 Закона № 178-ФЗ порядок планирования приватизации муниципального имущества определяется органами местного самоуправления.

Следовательно, Луховицкий муниципальный район вправе сам определять, какие объекты муниципальной собственности подлежат приватизации, и основным принципом приватизации муниципального имущества является открытость деятельности органов местного самоуправления.

В данном случае, Решение Совета депутатов Луховицкого муниципального района от 23.11.2006 года № 429/45 «Об утверждении бюджета Луховицкого муниципального района на 2007 год» с Приложением № 19 было опубликовано в газете «Луховицкие вести», № 146.

В соответствии со статьей 65 каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно пункту 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

Заинтересованным лицом – Советом депутатов муниципального образования «Луховицкий муниципальный район», представлены достаточные, относимые и допустимые доказательства, подтверждающие, что План приватизации на 2007 год, включающий в себя объекты муниципальной собственности, в частности, указанные в оспариваемых заявителем пунктах 1,2,7,10,11,30,31 Приложения № 19, подготовлен в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Луховицкого муниципального района и не нарушает прав и законных интересов заявителей.

С учетом изложенного, у суда отсутствуют основания для признания недействительными вышеназванных пунктов Приложения № 19.

Учитывая требования статьи 289 АПК РФ в части обязательности указаний арбитражного суда кассационной инстанции, изложенные в его постановлении об отмене решения, для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело, и с учетом выводов, сделанных ФАС МО в Постановлении от 11.02.2007 г., суд считает заявленные требования Заместителя прокурора Московской области в интересах Администрации Муниципального образования «Городское поселение Луховицы Луховицкого муниципального района Московской области» не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 176, 194, 195, 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

  Признать пункты 1,2,7,10,11,30,31 приложения № 19 «Прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2007 год» к бюджету Луховицкого муниципального района на 2007 год, утвержденному решением Совета депутатов Луховицкого муниципального района Московской области от 23.11.2006 г. № 429/45, соответствующим статьям 50 части 5, пункту 4 части 8 статьи 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, а также абзацу 1 части 11.1 статьи 154 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.

Отказать в удовлетворении заявления Заместителя прокурора Московской области в интересах Администрации Муниципального образования «Городское поселение Луховицы Луховицкого муниципального района» о признании пунктов 1,2,7,10,11,30,31 Приложения 19 «Прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2007 год» к бюджету Луховицкого муниципального района на 2007 год, утвержденному решением Совета депутатов Луховицкого муниципального района Московской области от 23.11.2006 г. 3 429/45, недействительными.

Председательствующий

Судья Р.П. Козлов

Судьи В.И. Антонов

Е.В. Бирюкова