Арбитражный суд Московской области
107053, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
01 марта 2016 года Дело №А41-96343/15
Резолютивная часть решения объявлена 01 марта 2016 года
Полный текст решения изготовлен 01 марта 2016 года
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующий судья М.А.Худгарян,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Духаниным И.А., рассмотрев в судебном заседании дело
по иску ГБУЗ МО "ЩЁЛКОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА №2"
к Администрация Щёлковского муниципального района Московской области
о взыскании денежных средств в размере 92 000 руб. 00 коп.,
при участии в судебном заседании: согласно протоколу,
УСТАНОВИЛ:
ГБУЗ МО "ЩЁЛКОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА №2" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрация Щёлковского муниципального района Московской области о взыскании денежных средств в размере 92 000 руб. 00 коп.,
Отвод составу суда не заявлен.
В судебном заседании обеспечена явка представителей лиц, участвующих в деле.
Истец исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик с исковыми требованиями не согласен, возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
В порядке ч.4 ст.137 АПК РФ, суд перешёл к рассмотрению настоящего спора по существу заявленных требований в судебном заседании Арбитражного суда первой инстанции.
Возражений против перехода дела к рассмотрению по существу в настоящем судебном настоящем заседании не представлено.
Истец поддержал исковые требования в полном объеме.
Ответчик по иску возражал.
Рассмотрев материалы дела и представленные доказательства, исследовав их, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд находит иск подлежащим удовлетворению в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что в целях реализации муниципальной программы Щёлковского муниципального района «Здравоохранение Щёлковского муниципального района на 2014 - 2016 гг.» между Администрацией Щёлковского муниципального района Московской области (далее - Администрацией ЩМР) и ГБУЗ МО «Щёлковская районная больница №2» (в 2014 году - МБУЗ ЩМР «Районная больница №2») были заключены соглашения № 3-121 от 05 июня 2014г. и № 3-163 от 23 октября 2014 г. о предоставлении МБУЗ ЩМР «Районная больница №2» в 2014 году из бюджета Щёлковского муниципального района Московской области субсидий на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), а именно - на приобретение медицинского оборудования в общей сумме 7 322 000 руб. 00 коп.
С учетом договорного выделения данных целевых субсидий в 2014 году между заказчиком ГБУЗ МО «Щёлковская районная больница №2» (с 01.01.2015г.) (по контракту - МБУЗ ЩМР «Районная больница №2») и поставщиком ООО НПО «Деост» 21.11.2014 г. был заключен договор №б\н на поставку офтальмологических инструментов в сумме 92 000 рублей. 24.11 2014 года инструменты поставлены лечебному учреждению. Однако договорные обязательства ГБУЗ МО «Щёлковская районная больница №2» по оплате поставленных офтальмологических инструментов в размере 92 000 руб. в связи с не выделением Администрацией ЩМР целевых субсидий остались невыполненными.
В соответствии с п. 2.2 вышеназванного договора оплата осуществлялась в рублях Российской Федерации путем безналичного расчета за счет средств бюджета Щёлковского муниципального района Московской области.
Судом установлено, что после поставки медицинских инструментов на картотеку Финансового управления Администрации ЩМР лечебным учреждением направлялись для оплаты платёжные поручения на сумму 92 000 руб. в счет выделенных договорных целевых субсидий. Однако данные платежные поручения в ноябре - декабре 2014 года и по настоящее времени остались не оплаченными,
Решением Арбитражного суда Московской области по гражданскому делу А41 -35611/15 от 20 июля 2015г. по иску ООО НПО «Деост» к ГБУЗ МО «Щёлковская районная больница №2» с лечебного учреждения взыскана задолженность в размере 92 000 руб. и судебные расходы, выдан исполнительный лист.
В силу положений разделов 3 и 5 вышеназванных Соглашений № 3-121 от 05 июня 2014г. и № 3-163 от 23 октября 2014г. в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, определенных настоящими Соглашениями, Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Изменение Соглашений осуществляется в письменной форме в виде дополнений к Соглашениям, которые являются их неотъемлемой частью. Споры между Сторонами решаются путем переговоров или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Все условия Соглашений № 3-121 от 05 июня 2014г. и № 3-163 от 23 октября 2014 г. со стороны ГБУЗ МО «Щёлковская районная больница №2» после договорной поставки медицинских инструментов были выполнены, никаких претензий Администрацией ЩМР в адрес лечебного учреждения не направлялось.
Таким образом, в связи с неисполнением Администрацией Щёлковского муниципального района МО обязательств по выделению целевых субсидий, предусмотренных Соглашениями № 3-121 от 05 июня 2014г. и № 3-163 от 23 октября 2014 г. для оплаты поставленных лечебному учреждению медицинских инструментов и, как следствие, вынесенного и вступившего в законную силу судебного решения по гражданскому делу А41-35611/ /15 от 20 июля 2015 г., у ГБУЗ МО «Щёлковская районная больница №2» образовалась задолженность в размере 92 000 руб.
Исходя из материалов дела, 15.07.2015 года исх. №465 в адрес Администрации ЩМР лечебным учреждением была направлена досудебная претензия о срочном погашении общей задолженности, в том числе и задолженности по вышеназванному решению суда в размере 92 000 руб., которая до настоящего времени осталась без ответа.
В соответствии с п.1 ст. 307 Гражданского Кодекса РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как - то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п. либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В силу ст. 309 Гражданского Кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 Гражданского Кодекса РФ односторонний,! отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменений его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Ответчик по иску возражал по следующим основаниям. Истец в обоснование своих требований ссылается на заключенное с Администрацией Щёлковского муниципального района соглашение от 05.06.2014 г. № 3-121 о порядке и условиях предоставления из бюджета Щелковского муниципального района субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ). Предметом указанного соглашения является предоставление учреждению субсидии в 2014 году в пределах финансирования, предусмотренного бюджетом Щёлковского муниципального района на 2014 год, утвержденным Решением Совета депутатов Щёлковского муниципального района от 17.12.2013 № 478/77 «О бюджете Щёлковского муниципального района на 2014 год». При этом учредитель (Администрация) по данному соглашению обязуется перечислять учреждению субсидию после проверки документов, являющихся основанием для осуществления расходов за счет средств финансовых средств субсидии, в порядке, установленном для исполнения бюджета Щёлковского муниципального района по расходам, и вправе изменять размер предоставляемой субсидии в случаях увеличения или уменьшения объема бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете Щёлковского муниципального района на очередной финансовый год, невозможности осуществления расходов на иные цели в полном объеме. Срок действия указанного соглашения - 31 декабря 2014 года. По положениям ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Однако Истцом не представлены доказательства обращения в Администрацию Щёлковского муниципального района в порядке, установленном для исполнения бюджета, в сроки, определённые вышеуказанным соглашением. В соответствии с законом Московской области от 02.06.2014 №56/2014-03 «О прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области отдельных государственных полномочий Московской области по организации оказания медицинской помощи на территории Московской области и о внесении изменений в Закон Московской области «О здравоохранении в Московской области» здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемое органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности с 01.01.2015 передаются в собственность Московской области. Согласно постановлению Правительства Московской области от 17.11.2014 № 964/42 «О передаче (приеме) в собственность Московской области муниципальных учреждений здравоохранения Щёлковского муниципального района Московской области» бюджетное учреждение здравоохранения «Щёлковская районная больница №2» была передана в собственность Московской области. Отношения по безвозмездной передаче имущества из одного уровня собственности в другой урегулированы Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ). Положениями абзаца тридцать третьего части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ установлено, что к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с данной статьей, нормы Гражданскою кодекса Российской Федераций применяются в части, не противоречащей ее положениям. В соответствии с положениями абзаца двадцать третьего части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из одного уровня собственности в другой, устанавливается Правительством Российской Федерации. Подпунктом "л" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06,2006 № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» установлено, что для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации представляется, в том числе бухгалтерский баланс государственного (муниципального) предприятия, государственного (муниципального) учреждения - в случае их передачи как имущественных комплексов. К имущественным комплексам в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации относятся помимо имущества предназначенного для осуществления определенной деятельности, в том числе имущественные права, права требования, долги (пункт 2 статьи 132 Гражданского кодекса). При этом, материальные активы, входящие в имущественный комплекс, не могут передаваться отдельно от пассивов (в первую очередь, долгов), выступающих как своего рода обременение активов (имущества). В соответствии с положениями абзаца двадцать пятого части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ передача имущества осуществляется на основании указанных в данной части решений в соответствии с передаточным актом, включающим наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений. Указанные решения о передаче имущества из одного уровня собственности в другой являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни (абзац двадцать второй части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ). В этой связи согласно положениям пункта 5 Перечня документов N 374 в решениях о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации должно быть определено, что право собственности на передаваемое имущество возникает с момента утверждения передаточного акта. Учитывая принцип самостоятельности бюджетов, установленный положениями статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым не допускается установление расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовое обеспечение деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых бюджетными учреждениями, осуществляется из бюджета публично-правового образования, создавшего (принявшего) бюджетное учреждение в установленном порядке.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве, суд отклоняет по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419 ГК РФ).
В соответствии со статьей 2 ГК РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования
Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (ч. 1 ст. 126 ГК РФ).
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
Довод администрации о том, что к обязательствам из договора, заключенного заинтересованным лицом с истцом, не могут применяться положения гражданского законодательства в связи с бюджетным характером отношений, не может быть признан судом обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
В рассматриваемых спорных правоотношениях между истцом и администрацией бюджетных правоотношений не возникло.
Бюджетные отношения имели место быть лишь на стадии утверждения муниципальной целевой программы, принятия решения финансирования указанной программы, принятия решения о предоставлении субсидии.
С учетом того, что ответчик свои обязательства по перечислению субсидии истцу не исполнил, требования истца суд признает обоснованными и документально подтвержденными.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Администрация Щёлковского муниципального района Московской области в пользу ГБУЗ МО "ЩЁЛКОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА №2" денежные средства в размере 92 000 руб. 00 коп..
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья М.А.Худгарян