Арбитражный суд Мурманской области
ул.Академика Книповича, д.20, г.Мурманск, 183038
http://murmansk.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Мурманск Дело № А42-10227/2021
«24» марта 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2022 года. Полный текст решения изготовлен 24 марта 2022 года.
Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Варфоломеева С.Б.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Бедаш Н.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и республике Карелия (место нахождения: 183038, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области (место нахождения: 183038, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)
третье лицо – Управление Федерального казначейства по Мурманской области (место нахождения: 183010, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)
об оспаривании постановления от 08.11.2021 № 139
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1 – дов.77 от 27.12.2021
от ответчика – не явился, извещён
от третьего лица – ФИО2 – дов.№ 02 от 06.12.2019
от иных участников процесса – нет
установил:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и республике Карелия (далее – Росимущество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области (далее – Мурманскстат, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления Мурманскстата от 08.11.2021 № 139 о привлечении Росимущества к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде применения предупреждения за непредоставление первичных статистических данных.
В обоснование незаконности данного постановления заявитель ссылается на отсутствие состава названного правонарушения, поскольку оно допущено по вине Управления Федерального казначейства по Мурманской области, осуществляющего с 1 квартала 2020 года полномочия Росимущества на ведение бюджетного учёта и представления соответствующей отчётности в соответствующие государственные (муниципальные) органы.
Заявитель также просит восстановить срок на оспаривание постановления Мурманскстата, ссылаясь на позднее получение оспариваемого постановления.
Ответчик, согласно письменному отзыву на заявление (л.д.55-60), с требованиями заявителя не согласен и полагает, что в их удовлетворении следует отказать, поскольку факт непредставления спорных статистических сведений подтверждается материалами административного дела, а Росимущество является надлежащим субъектом оспариваемой ответственности.
Определением суда от 25.11.2021 (л.д.1, 2) дело было принято в порядке упрощённого производства и впоследствии, на основании определения от 01.02.2022, суд перешёл к рассмотрению настоящего дела по общим правилам административного судопроизводства (л.д.65-67); Управление Федерального казначейства по Мурманской области привлечено к участию в деле на стороне заявителя в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (далее – Казначейство, третье лицо).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования Росимущества по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель третьего лица в судебном заседании и письменном отзыве на заявление от 17.02.2022 № 49-15-09/2606 поддержал позицию ответчика по настоящему делу и также полагает, что правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Ответчик, извещённый надлежащим образом о настоящем судопроизводстве, в судебное заседание не явился.
С учётом мнения представителей заявителя и третьего лица, обстоятельств дела и в соответствии с частью 6 статьи 121, частью 1 статьи 123, частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам проведённого контроля представления респондентами субъектам официального статистического учёта первичных статистических данных за август 2021 года, Мурманскстатом установлен факт непредставления Росимуществом формы федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», утверждённой Приказом Федеральной службы государственной статистики от 24.07.2020 № 411 (далее – Приказ № 411), по сроку представления до 14.09.2021.
На основании изложенного административный орган пришёл к выводу о нарушении Росимуществом требований Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее – Закон № 282-ФЗ) и Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учёта, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 (далее – Положение № 620).
Установив данные обстоятельства, 25.10.2021 в отношении Росимущества составлен протокол № 172 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ (л.д.20-23), по результатам рассмотрения которого постановлением Мурманскстата от 08.11.2021 № 139 Росимущество привлечено к административной ответственности путём замены предусмотренного указанной нормой административного штрафа предупреждением в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ (л.д.11-17).
Полагая, что данное постановление является незаконным, поскольку в действиях (бездействии) Росимущества отсутствует вина, оно обратилось в арбитражный суд с требованием об отмене этого постановления.
Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учёта, регулируются нормами Закона № 282-ФЗ.
В силу части 1 статьи 8 Закона № 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 названной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учёта первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учёта определены в Положении № 620.
В соответствии с пунктом 3 Положения № 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учёта респондентами – созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно пункту 4 Положения № 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учёта респондентами, указанными в пункте 3 названного Положения, по утверждённым формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Приказом № 411 утверждены форма федерального статистического наблюдения П-1 и указания по её заполнению (далее – Указания); согласно этой форме сведения по ней предоставляются не позднее 10-го рабочего дня после отчётного периода.
В соответствии с пунктом 1 Указаний форму заполняют в числе прочих юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, организаций, у которых в течение двух предыдущих лет средняя численность работников не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, и в течение двух предыдущих лет годовой оборот организации не превышает 800 млн.руб.). Некоммерческие организации предоставляют форму при осуществлении производства товаров и услуг для реализации другим юридическим и физическим лицам.
Факт непредоставления спорных сведений заявителем не отрицается, а равно не отрицается необходимость предоставления этих сведений по причине наличия у Росимущества в спорном периоде фактов реализации услуг другим юридическим и физическим лицам.
Согласно пункту 14 Положения № 620 непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учёта первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечёт ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учёта первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных предусмотрена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Тем самым, суд считает установленным в бездействии Росимущества событие правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд не усматривает в данном бездействии состава указанного правонарушения, а именно, одного из его элементов – субъективной стороны (вины).
Так, в соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьёй 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ закрепляет, что юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В свою очередь, в порядке части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В данном случае суд считает, что Росимущество не ответственно за предоставления субъектам официального статистического учёта первичных статистических данных, исходя из следующего.
Как правильно отмечено заявителем, согласно частям 1, 3.1 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (далее – Закон № 402-ФЗ) ведение бухгалтерского учёта и хранение документов бухгалтерского учёта организуются руководителем экономического субъекта, за исключением случаев, если иное установлено бюджетным законодательством Российской Федерации. Порядок передачи полномочий по ведению бухгалтерского учёта и представлению бухгалтерской (финансовой) отчётности организациями бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
В развитие приведённой нормы и на основании пункта 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2020 № 153 «О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казённых учреждений» помимо прочего установлено, что Федеральное казначейство непосредственно и через свои территориальные органы, федеральное казённое учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» осуществляет полномочия отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им федеральных казённых учреждений по ведению бюджетного учёта, включая составление и представление бюджетной отчётности (за исключением ведения бюджетного учёта операций, осуществляемых в системе казначейских платежей, составления и представления отчётности по операциям системы казначейских платежей), консолидированной отчётности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчётности, формируемой на основании данных бюджетного учёта, по обеспечению представления такой отчётности в соответствующие государственные (муниципальные) органы (подпункт «б» пункта 1).
На основании пункта 6 названного Постановления, подпункта «е» пункта 14 Федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчётности организаций государственного сектора», утверждённого Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 256н в целях формирования единой учётной политики при централизации учёта Приказом Федерального казначейства от 11.01.2021 № 2н утверждён График документооборота при централизации учёта федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов, подведомственных казённых учреждений), в отношении которых территориальные органы Федерального казначейства, федеральное казённое учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» осуществляют полномочия, указанные в пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.02.2020 № 153 «О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казённых учреждений» (далее – График).
В силу пункта 349 Графика Казначейство как уполномоченная организация обязано сформировать и представить по адресам и в сроки, установленные для формирования и представления соответствующих форм статистического наблюдения, статистическую отчётность, основанную исключительно на данных бюджетного учёта (форма № П-2, форма № 11-краткая, форма № П-2 (инвест), форма № 11 и иные формы статистического наблюдения, установленные законодательством).
Согласно части 2 статьи 1 Закона № 402-ФЗ бухгалтерский учёт – формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных названным Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными данным Федеральным законом, и составление на её основе бухгалтерской (финансовой) отчётности.
В пункте 2 статьи 264.1 БК РФ бюджетный учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учёт осуществляется в соответствии с планами счетов, включающими в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. Планы счетов бюджетного учёта и инструкции по их применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Бюджетная отчетность включает: отчёт об исполнении бюджета; баланс исполнения бюджета; отчёт о финансовых результатах деятельности; отчёт о движении денежных средств; пояснительную записку (пункт 3 статьи 264.1 БК РФ).
Тем самым, понятие бюджетного учёта более общее, куда входит и бухгалтерский учёт и бюджетная отчётность.
Поскольку спорная форма № П-1 аккумулирует в себе сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг, то есть сведения, признаваемые статьёй 5 Закона № 402-ФЗ объектами бухгалтерского учёта экономического субъекта, то такая статистическая отчётность формируется исключительно на данных бухгалтерского и, как следствие, бюджетного учёта, полномочия по предоставлению которой переданы органам Казначейства, что исключает виновность в действиях (бездействии) Росимущества по непредоставлению сведений федерального статистического наблюдения формы № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» за август 2021 года.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) Росимущества состава оспариваемого правонарушения, а именно, его субъективной стороны (вины), что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает привлечение Росимущества к административной ответственности, следовательно, постановление Мурманскстата от 08.11.2021 № 139 нельзя признать законным.
При таких обстоятельствах заявление Росимущества подлежит удовлетворению.
Росимущество просит восстановить срок на оспаривание постановления Мурманскстата, полагая, что данный срок им пропущен.
Согласно части 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 113 АПК РФ в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
Из материалов дела также следует, что оспариваемое постановление получено Росимуществом 15.11.2021, что подтверждается входящим штампом организации (л.д.10), следовательно, срок на оспаривание данного постановления с учётом выходных и праздничных дней истекал 29.11.2021.
Согласно части 4 статьи 117 АПК РФ восстановление пропущенного процессуального срока арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте.
Поскольку Росимущество обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановления Мурманскстата 23.11.2021 (л.д.3), то есть в пределах установленного законодателем срока, то оснований для удовлетворения ходатайства Росимущества и восстановления срока не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 207, 210, 211, 117, 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
в восстановлении срока на оспаривание постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области от 08.11.2021 № 139 отказать.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области от 08.11.2021 № 139, принятое по адресу: <...>, о привлечении Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и республике Карелия (ИНН <***>, ОГРН <***>), расположенного по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение десяти рабочих дней со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья С.Б.Варфоломеев