Арбитражный суд Мурманской области
ул.Академика Книповича, д.20, г.Мурманск, 183038
http://murmansk.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Мурманск Дело № А42-11632/2021
«14» марта 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 3 марта 2022 года. Полный текст решения изготовлен 14 марта 2022 года.
Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Варфоломеева С.Б.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Политовой С.Ю.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства развития Арктики и экономики Мурманской области (место нахождения: 183006, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Мир» (место нахождения: 183031, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)
об аннулировании лицензии
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1 – доверенность
от ответчика – не явился, извещён
от иных участников процесса – нет
установил:
Министерство развития Арктики и экономики Мурманской области (далее – Министерство, лицензирующий орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Мир» (далее – Общество, лицензиат, ответчик) об аннулировании лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
В обоснование заявленного требования лицензирующий орган указал, что Общество допустило неустранение в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия названной лицензии.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование Министерства по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик, извещённый надлежащим образом о настоящем судопроизводстве, в судебное заседание не явился; отзыва на заявление не представил.
С учётом мнения представителя заявителя, обстоятельств дела и в соответствии с частями 1, 4 статьи 123, частями 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Заслушав пояснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд находит заявленное требование Министерства подлежащим удовлетворению, а лицензию Общества – подлежащей аннулированию в связи со следующим.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Министерство инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства Мурманской области (реорганизованное 18.01.2021 в заявителя по настоящему делу) выдало ответчику лицензию Л 0000529 № 51РПО0000677 от 17.12.2018 на право осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания сроком до 16.12.2022 в буфете «Шаверма», расположенном по адресу: <...>, эт.1 (л.д.14).
Постановлением правопредшественника Министерства от 23.09.2020 № 134 лицензиат привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной продукции, в виде наложения административного штрафа в сумме 100.000 руб. (л.д.15-17).
Данное постановление вступило в законную силу 13.11.2020 (л.д.18, 19), однако исполнено Обществом лишь в сумме 8.002,56 руб. (л.д.28, 46), несмотря на безрезультатную попытку лицензирующего органа взыскать указанный штраф в принудительном порядке через службу судебных приставов (л.д.20, 28, 46).
Установив обстоятельства уклонения Общества от административного наказания, Министерство решением от 08.112021 № 455 приостановило действие вышеназванной лицензии сроком до 07.12.2021
Поскольку обстоятельства приостановления действия рассматриваемой лицензии устранены не были, то есть штраф лицензиатом так и не был уплачен, что в силу подпункта 17 пункта 3.1 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) является основанием для аннулирования лицензии, Министерство обратилось в арбитражный суд с требованием об аннулировании лицензии Общества.
Согласно абзацу одиннадцатому пункта 1 статьи 20 Закона № 171-ФЗ действие лицензии в числе прочего на оборот алкогольной продукции приостанавливается решением лицензирующего органа по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции в случаях неуплаты лицензиатом, по данным Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, в установленный срок административного штрафа, назначенного за правонарушение, предусмотренное КоАП РФ, совершённое в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В нарушение приведённой нормы в ходе лицензионного контроля выявлено, что лицензиатом до настоящего времени не уплачен административный штраф, назначенный последнему за несоблюдение им особых требований и правил розничной продажи алкогольной продукции, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Каких-либо доводов либо документов, опровергающих приведённые обстоятельства, ответчиком не представлено, а равно как не представлено документов об устранении выявленного нарушения Закона № 171-ФЗ в порядке устранения обстоятельств, повлекших приостановление действия спорной лицензии.
В силу подпункта 17 пункта 3.1 статьи 20 Закона № 171-ФЗ основанием для аннулирования лицензии, в том числе на оборот алкогольной продукции, в судебном порядке является неустранение в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Таким образом, суд считает, что требование лицензирующего органа основано на законе.
В соответствии с пунктом 10 статьи 18 Закона № 171-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Законом Мурманской области от 10.11.2011 № 1415-01-ЗМО «О полномочиях органов государственной власти Мурманской области в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции на территории Мурманской области» к полномочиям Правительства Мурманской области отнесено, в том числе определение исполнительного органа государственной власти Мурманской области, уполномоченного в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (подпункт 1 статьи 4), а, в свою очередь, к полномочиям такого органа отнесено, помимо прочего: осуществление лицензирования розничной продажи алкогольной продукции (за исключением лицензирования розничной продажи, определённой абзацем двенадцатым пункта 2 статьи 18 Закона № 171-ФЗ); осуществление приёма деклараций об объёме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (подпункты 1-3 статьи 5).
Правительство Мурманской области Постановлением от 24.02.2021 № 97-ПП утвердило Положение о Министерстве развития Арктики и экономики Мурманской области (далее – Положение).
Согласно этому Положению (пункту 1.1) Министерство является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции по выработке региональной государственной политики и реализации государственной политики Мурманской области, в том числе в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В разделах 3, 4 Положения к числу полномочий Министерства в сфере производства и оборота алкогольной продукции помимо прочего отнесены:
– лицензирование розничной продажи алкогольной продукции (за исключением лицензирования розничной продажи произведённой сельскохозяйственными производителями винодельческой продукции) (пункт 3.3);
– в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проводить плановые и внеплановые (выездные и документарные) проверки лицензиатов на предмет исполнения лицензионных требований и условий, установленных законодательством Российской Федерации для видов деятельности, лицензирование которых осуществляется Министерством, организаций и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения обязательных требований при осуществлении розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (пункт 4.1.1);
– принимать решения о приостановлении действия лицензий, направлении в суд или уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти заявлений (материалов) об аннулировании лицензий, выдача которых осуществляется Министерством (пункт 4.1.2).
Следовательно, Министерство имеет статус лицензирующего органа в области розничной продажи алкогольной продукции на территории Мурманской области, а потому за аннулированием лицензии по настоящему делу обратилось надлежащее лицо.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Предусмотренные статьёй 34 Конституции Российской Федерации право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности и право заниматься отдельными видами деятельности на основании специального разрешения (лицензии) могут быть ограничены лишь федеральным законом.
Учитывая приведённые конституционные принципы, аннулирование лицензии представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
Выше судом установлены факты недопустимой лицензируемой деятельности (уклонение от административного наказания – неуплата административного штрафа), что Обществом не опровергнуто и доказательств исполнения требований лицензирующего органа Обществом суду не представлено.
Оценив характер действий (бездействия) Общества, выразившихся в неисполнения им лицензионных требований и условий, суд приходит к выводу, что такие нарушения посягают на установленный порядок государственного управления в сфере оборота алкогольной продукции и свидетельствуют о крайне пренебрежительном отношении лицензиата к выполнению своей публично-правовой обязанности, а потому действие лицензии Общества на право продажи алкогольной продукции подлежит аннулированию.
При таких обстоятельствах заявление Министерства подлежит удовлетворению.
Кроме того, в порядке статьи 110 АПК РФ и на основании подпункта 1, пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 333.17, подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 6.000 руб. за рассмотрение настоящего дела судом.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 102, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
заявление удовлетворить.
Аннулировать лицензию серии Л 0000529 № 51РПО0000677 от 17.12.2018 сроком действия до 16.12.2022, выданную обществу с ограниченной ответственностью «Мир» на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в буфете «Шаверма» на 1-м этаже многоквартирного дома № 91 по улице Александра Невского города Мурманска.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Мир» (ИНН <***>), расположенного по адресу: <...>, зарегистрированного в качестве юридического лица 27.09.2018 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Мурманску за основным государственным регистрационным номером <***>, государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 6000 руб. (шесть тысяч рублей).
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья С.Б.Варфоломеев