ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-126/08 от 20.02.2008 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А42-126/2008

«21» февраля 2008 года

Дело рассмотрено, резолютивная часть решения вынесена 20 февраля 2008 года.

Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 21 февраля 2008 года.

Судья Арбитражного суда Мурманской области Галко Е.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Галко Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Инспекции ФНС России по г. Мурманску

к индивидуальному предпринимателю ФИО1

о принудительном прекращении предпринимательской деятельности

при участии в заседании представителей:

истца - ФИО2 – доверенность от 30.05.2007 № 80-14-30-20/81537

ответчика - не явился, извещен надлежащим образом

установил:

Инспекция ФНС России по г. Мурманску (далее - Инспекция, налоговый орган, истец) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик, предприниматель) о принудительном прекращении предпринимательской деятельности.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ответчик при подаче заявления о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя представил в Инспекцию недостоверные сведения, подтверждающие право на постоянное или временное проживание, в связи с чем грубо нарушил законодательство, регулирующее отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.

Представленный ответчиком для государственной регистрации документ с отметкой о регистрации по месту временного пребывания не является документом, подтверждающим право на временное проживание в Российской Федерации, и не дает право на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

В судебном заседании представитель истца на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела по последнему известному суду адресу, в судебное заседание не явился, отзыв на исковое заявление не представил.

Копии определения суда от 31.01.2008 о назначении дела к судебному разбирательству были направлены по адресу, указанному в выписке из ЕГРИП, и адресу регистрации по месту пребывания на территории Мурманской области и возвратились с отметкой почтового отделения «по данному адресу не проживает» и «за истечением срока хранения» соответственно.

В соответствии со статьей 123 АПК РФ ответчик считается надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела.

С учетом мнения представителя истца, обстоятельств дела и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Как следует из материалов дела, ФИО1 12.03.2004 обратилась в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 12, 14).

К данному заявлению были приложены следующие документы:

- копия паспорта № А054 4501, выданного 17.02.1998 (л.д. 19),

- вкладыш к паспорту с отметкой о регистрации по месту временного пребывания до 26.05.2004 (л.д. 18),

- копия миграционной карты,

- квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины (л.д. 13).

15.03.2004 Инспекцией было принято Решение о регистрации № 1160, на основании которого ответчик был зарегистрирован в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, о чем ему было выдано свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 51 № 000576686 (л.д. 5, 11, 20).

На запрос истца о выдаче иностранным гражданам разрешения на временное проживание (вида на жительство) в письме от 4.06.2007 УФМС России по Мурманской области сообщило, что разрешение на временное проживание в Российской ФедерацииФИО1 не выдавалось (л.д. 21).

До 25.11.2007 ФИО1 была зарегистрирована по месту пребывания на территории Мурманской области по адресу: <...> до 25.11.2007 (л.д. 22).

Посчитав, что предприниматель при подаче заявления на регистрацию представил в Инспекцию недостоверные сведения, подтверждающие право на постоянное или временное проживание на территории Российской Федерации, Инспекция обратилась в суд с заявлением о принудительном прекращении предпринимательской деятельности.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 1 статьеи 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) иностранный гражданин при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя обязан представить в регистрирующий орган

- копию документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Закона №129-ФЗ непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов является основанием для отказа в государственной регистрации.

Как следует из материалов дела, при подаче заявления о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в качестве документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание в Российской Федерации, ответчиком была представлена копия миграционной карты с отметкой о въезде на территорию Российской Федерации 26.02.2004 на срок пребывания 90 дней и отметкой ПВС Октябрьского ОВД г. Мурманска о регистрации по месту временного пребывания до 26.05.2004, копия вкладыша к национальному паспорту с отметкой о регистрации по месту временного пребывания № 230 сроком до 26.05.2004 (л.д. 18).

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ), в редакции Федерального закона от 11.11.2003 № 141-ФЗ, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке не требующим получение визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 № 789 утверждено Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание.

Образец отметки о разрешении временного проживания, проставляемой в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, в виде штампа и образец бланка разрешения на временное проживание, выдаваемого лицу без гражданства, утверждены Приказом Министерства внутренних дел РФ от 14.04.2003 № 250 "Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство".

Из изложенных положений законодательства следует, что регистрация по месту временного пребывания не является разрешением на временное проживание иностранного гражданина в Российской Федерации.

Следовательно, отметка в миграционной карте и национальном паспорте о регистрации по месту временного пребывания не является документом, подтверждающим право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, предусмотренным подпунктом «е» пункта 1 статьи 22.1 Закона № 129-ФЗ.

Представленные ответчиком в налоговый орган копия миграционной карты и вкладыша в национальный паспорт с отметками о регистрации по месту временного пребывания не являлись документами, подтверждающими право на временное проживание в Российской Федерации, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ являлось основанием для отказа в государственной регистрации ответчика в качестве индивидуального предпринимателя.

В нарушение данных положений Закона налоговый орган не вынес решение об отказе в государственной регистрации, а принял решение от 15.03.2004 № 1160 о регистрации ответчика в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 20).

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона № 129-ФЗ за нарушение порядка государственной регистрации, установленного настоящим Федеральным законом, несут ответственность должностные лица регистрирующих органов, а не заявители (индивидуальные предприниматели).

Ответственность заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей предусмотрена статьей 25 Закона № 129-ФЗ.

Пунктом 3 статьи 25 Закона №129-ФЗ предусмотрена ответственность индивидуальных предпринимателей в виде прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей  .

Пунктом 1 статьи 25 Закона № 129-ФЗ к таким нарушениям отнесены:

- непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений,

- представление недостоверных сведений.

Предусмотренный подпунктом «е» пункта 1 статьи 22.1 Закона № 129-ФЗ документ, подтверждающий право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, является документом, подлежащим представлению при   государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (до   государственной регистрации в государственном реестре) и не относится к сведениям, представляемым для включения в государственный реестр.

Таким образом, непредставление ответчиком в налоговый орган данного документа не является нарушением, предусмотренным пунктом 1 статьи 25 Закона № 129-ФЗ, а является основанием для отказа в государственной регистрации (подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ).

Представленные заявителем документы о регистрации по месту временного пребывания являются достоверными, в связи с чем их представление также не относится к нарушениям, предусмотренным пунктом 1 статьи 25 Закона 129-ФЗ.

Несоответствие данных документов требованиям подпункта «е» пункта 1 статьи 22.1 Закона № 129-ФЗ не свидетельствует об их недостоверности.

Фактически ответчиком представлен документ, не соответствующий подпункту «е» пункта 1 статьи 22.1 Закона № 129-ФЗ (ненадлежащий документ).

Преставление ненадлежащих документов в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ является основанием для отказа в государственной регистрации и не свидетельствуют о совершении ответчиком нарушений, предусмотренный пунктом 1 статьи 25 Закона № 129-ФЗ, являющихся основанием для применения предусмотренных пунктом 3 данной статьи мер ответственности в виде прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

То обстоятельство, что спустя четыре года после государственной регистрации регистрирующий орган обнаружил факт представления ответчиком для регистрации ненадлежащего документа, свидетельствует о нарушении порядка регистрации, допущенном регистрирующим органом, а не о совершении ответчиком грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.

Нарушения, допущенные регистрирующим органом, не могут служить основанием для применения мер ответственности к предпринимателю.

Согласно пункту 10 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом президента РФ от 14.11.2002 № 1325 (ред. от 27.07.2007) иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в общем порядке на основании статьи 13 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон № 62-ФЗ).

В силу статьи 10 Закона № 62-ФЗ документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.

Указом Президента РФ от 13.03.1997 № 232 на территории Российской Федерации введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 выдача паспортов производится территориальными органами Федеральной миграционной службы по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан.

Как следует из письма УФМС России по Мурманской области от 13.02.2008, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка Ошской области, документирована паспортом гражданина Российской Федерации серии <...>, выданным 25.05.2007 ОВД Октябрьского округа г. Мурманска, что свидетельствует о получении ею гражданства Российской Федерации (л.д. 34).

Таким образом, до истечения срока регистрации по месту временного пребывания (25.11.2007), на момент подачи иска и рассмотрения дела ответчик приобрел статус гражданина Российской Федерации.

Отсутствие на день рассмотрения дела регистрации ответчика по месту жительства в г. Мурманске не является нарушением законодательства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, в связи с чем не может служить основанием для применения к предпринимателю предусмотренных пунктом 3 статьи 25 Закона № 129-ФЗ мер ответственности в виде прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке.

Кроме того, как следует из представленных налоговым органом сведений, с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и по настоящее время предприниматель исполняет обязанности налогоплательщика и представляет в налоговый орган налоговую отчетность (л.д. 35 - 38).

Последняя налоговая отчетность представлена в налоговый орган ответчиком за 4 квартал 2007 года (л.д. 38).

Как следует из Справки о состоянии расчетов с бюджетом, по состоянию на 13.02.2008 у ответчика имеется переплата по налогам в сумме 11 143 руб. 50 коп. и пеням в сумме 42 руб. 50 коп. (л.д. 39).

С учетом изложенного доводы истца о совершении ответчиком грубого нарушения законодательства, регулирующего отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, не соответствуют положениям данного законодательства и представленным доказательствам, в связи с чем заявленные требования о прекращении деятельности ответчика в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

Р Е Ш И Л :

в иске отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок.

Судья Е.В. Галко