АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Книповича, 20, г. Мурманск, 183049,
http://murmansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Мурманск Дело А42-1313/2014
05 мая 2014 года
Судья Арбитражного суда Мурманской области Романова А.А.,
при ведении аудиозаписи и протокола судебного заседания секретарем Муштай А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Администрации города Мурманска (место нахождения: 183038, г.Мурманск, пр.Ленина д.75, ОГРН 1025100849366, ИНН 5191601827)к обществу с ограниченной ответственностью «Арктик Лайн» (место регистрации: 183031, г.Мурманск, ул.Свердлова д.15А, ОГРН 1115190005545, ИНН 5190930829)
о признании предпринимательской деятельности незаконной и о прекращении незаконной предпринимательской деятельности,
при участии в судебном заседании представителей:
истца – Пудовой В.С. (доверенность от 31.12.2013 № 05-09/4066),
ответчика – не явился представитель, извещен,
установил:
Администрация города Мурманска (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском к ООО «Арктик Лайн» (далее – Общество) о признании незаконной деятельности Общества по осуществлению регулярных пассажирских перевозок транспортом общего пользования по неустановленному маршруту № 75 и по осуществлению регулярных пассажирских перевозок транспортом общего пользования в отсутствие заключенных договоров о транспортном обслуживании населения по муниципальным маршрутам № 10,50,51,53,54 на территории муниципального образования город Мурманск, а также о прекращении незаконной предпринимательской деятельности.
Представитель истца настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, извещен о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением № 183049 72 10632 6.
С учетом мнения представителя истца, положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел спор в отсутствие ответчика.
Как следует из материалов дела, с целью обеспечения безопасности перевозок пассажиров в г. Мурманске Отделом организации городских пассажирских перевозок администрации города Мурманска проведена проверка деятельности регулярных пассажирских перевозок на маршрутах № 10,50,51,53,54.
В ходе проверки в период с 25.09.2013 по 11.02.2014 установлено, что ООО «Арктик Лайн» самостоятельно организована деятельность по перевозке пассажиров, в том числе:
по маршруту № 10 – автобусом с государственным регистрационным знаком о107мо51 (административный материал в отношении водителя Бабаяна Г.С.);
по маршруту № 50 – автобусом с государственным регистрационным знаком о848мо51 (административный материал в отношении водителя Рустамова И.А.);
по маршруту № 51 – автобусами с государственными регистрационными знаками о839мо51 и а351мк51 (административный материал в отношении водителей Закирова А.Д. и Кадырова Б.Х.);
по маршруту № 53 – автобусами с государственными регистрационными знаками о263мн51, а025мо51, е002мм51, т427мм51 (административный материал в отношении водителей Халматова Х.Х., Смилянского А.М., Галкина О.Н., Умурзакова К.К.);
по маршруту № 54 – автобусами с государственными регистрационными знаками о268мн51, р252мн51, т424мм51, а820мм51, а340мк51, р778мн51 (административный материал в отношении водителей Рустамова И.А., Абдикадирова И.И., Дадабаева Л.Х., Эгембердиева К.К., Меликузиева Д.С.у, Гадаева Х.Н.).
Кроме того, в ходе проверки установлено, что ООО «Арктик Лайн» осуществляется экономическая деятельность по регулярной перевозке пассажиров транспортными средствами общего пользования по неустановленному муниципальными правовыми актами маршруту № 75 сообщением ул.Героев Рыбачьего – завод «Севморпуть» автобусами с государственным регистрационными знаками т626мм51, е002мм51, р962мн51 (водители Шевченко В.Л., Мехралиев Н.Г.о, Мурадов М.С.о).
Выявленные нарушения подтверждаются:
наличием в проверяемых автобусах пассажиров;
оформленными протоколами и постановлениями об административных правонарушениях;
представленными в ходе проверки водительскими удостоверениями водителей, свидетельствами о регистрации транспортных средств, страховыми полисами, лицензионными карточками, путевыми листами и талонами технического осмотра
( л.д.17-151 том 1; л.д.1-16 том 2).
В ходе проверки документов на право осуществления пассажирских перевозок по указанным маршрутам (договора с органом местного самоуправления о транспортном обслуживании, либо вне установленных маршрутов), как указывает истец, представлено не было.
Считая, что ООО «Арктик Лайн» осуществляет в городе Мурманске за плату пассажирские перевозки транспортом общего пользования без оформления соответствующих договоров о транспортном обслуживании, нарушает положения Закона Мурманской области от 13.07.2009 № 1133-01-ЗМ «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Мурманской области» истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Кроме того, защита гражданских прав может осуществляться и иными способами, предусмотренными законом.
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в рамках их компетенции наделены правом своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, а также выступать в суде от имени муниципальных образований.
Пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Положениями пунктов 1, 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – Закон № 196-ФЗ) на органы местного самоуправления возложена обязанность в пределах своей компетенции решать вопросы безопасности дорожного движения при организации перевозочного процесса и обеспечении его безопасности для граждан.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 20 Закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 21 Закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Согласно абзацам 4, 6 статьи 5, пункта 4 статьи 6 Закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, осуществления деятельности по организации дорожного движения. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении не содержит конкретного перечня способов такого регулирования, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять их своими актами.
Отношения в сфере организации транспортного обслуживания населения автомобильным, электрическим, железнодорожным, водным, воздушным транспортом регулируются Законом Мурманской области от 13.07.2009 № 1133-01-ЗМО «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Мурманской области» (далее – Закон № 1133-01-ЗМО).
В соответствии со статьёй 7 Закона № 1133-01-ЗМО к полномочиям органов местного самоуправления в сфере организации транспортного обслуживания населения на территории муниципальных образований Мурманской области относятся, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг и организация транспортного обслуживания населения по муниципальным маршрутам, в том числе по социально значимым муниципальным маршрутам; принятие нормативных правовых актов в сфере организации транспортного обслуживания населения, контроль за их исполнением; определение порядка открытия, изменения и закрытия муниципальных маршрутов, в том числе социально значимых муниципальных маршрутов; определение порядка проведения конкурса на право заключения договоров о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам, в том числе по социально значимым муниципальным маршрутам.
Подпункт 1 пункта 1 статьи 11 Закона № 1133-01-ЗМО обязывает привлекать перевозчиков к выполнению регулярных пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок на основании договоров о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок, заключённых уполномоченным органом или органом местного самоуправления по результатам конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок, за исключением случаев, установленных подпунктом 2 названного пункта.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона № 1133-01-ЗМО не допускается осуществление регулярных пассажирских перевозок транспортом общего пользования без заключения договора о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок.
Решением Совета депутатов города Мурманска от 16.03.2010 № 17-219 утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования город Мурманск автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на маршрутах регулярных перевозок (далее – Положение № 17-219).
Указанное положение действовало до 03.11.2013, с 04.11.2013 на территории города Мурманска действует Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования город Мурманск автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на маршрутах регулярных перевозок от 31.10.2013 № 65-927 (далее – Положение № 65-927).
Пунктом 2, как Положения № 17-219, так и Положения № 65-927, администрация города Мурманска признана организатором перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Пунктами 1-3 Положения № 65-927 установлено, что привлечение перевозчиков к выполнению регулярных пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок осуществляется на основании договоров о транспортном обслуживании населения, заключенных организатором перевозок с перевозчиками; не допускается осуществление регулярных пассажирских перевозок вне установленных маршрутов регулярных перевозок; не допускается осуществление регулярных пассажирских перевозок без заключения договора о транспортном обслуживании населения.
Решением Совета депутатов города Мурманска от 05.03.2011 N 34-406 утвержден Реестр муниципальных маршрутов города Мурманска, в том числе, социально значимых муниципальных маршрутов, в число которых были включены автобусные муниципальные маршруты № 10,51,53,54 (л.д.58-61 том 2).
В настоящее время реестр муниципальных маршрутов сформирован на основании постановления администрации города Мурманска от 12.02.2014 № 357 «Об утверждении формы и порядка ведения реестра муниципальных, в том числе социально значимых муниципальных маршрутов, на территории муниципального образования город Мурманск» (л.д.66 том 2). Маршрута № 75 в реестре муниципальных маршрутов не значится.
Учитывая изложенное, следует, что владельцы автобусов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров по маршрутам города Мурманска, обязаны заключить договор на осуществление регулярных перевозок с организатором пассажирских перевозок и не могут осуществлять регулярные пассажирские перевозки вне установленных маршрутов регулярных перевозок.
Как следует из материалов дела, ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. 14 том 1).
Министерством транспорта Российской Федерации ответчику выдана лицензия № АСС-51-11801 от 02.11.2011 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек сроком действия до 01.11.2016.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ответчиком осуществляется деятельность по перевозке пассажиров автобусами с государственными регистрационными номерами о107мо51 по маршруту № 10; о848мо51 - по маршруту № 50; о839мо51 и а351мк51 - по маршруту № 51; о263мн51, а025мо51, е002мм51, т427мм51 - по маршруту № 53; о268мн51, р252мн51, т424мм51, а820мм51, а340мк51, р778мн51 - по маршруту № 54 без заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярного сообщения города Мурманска, а также автобусами с государственным регистрационными знаками т626мм51, е002мм51, р962мн51 по маршруту № 75 не установленному муниципальными правовыми актами.
Указанные обстоятельства подтверждаются оформленными протоколами и постановлениями об административных правонарушениях, водительскими удостоверениями водителей, свидетельствами о регистрации транспортных средств, страховыми полисами, лицензионными карточками, путевыми листами и талонами технического осмотра ( л.д.17-151 том 1; л.д.1-16 том 2).
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Поскольку истец при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1. пункта1 ст. 333.37 НК РФ, при удовлетворении исковых требований с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области
решил:
требования удовлетворить.
Признать незаконной деятельность общества с ограниченной ответственностью «Арктик Лайн» по осуществлению регулярных пассажирских перевозок транспортом общего пользования по неустановленному маршруту № 75 ул.Героев Рыбачьего (ул.Крупской) - завод «Севморпуть» на территории муниципального образования город Мурманск;
признать незаконной деятельность общества с ограниченной ответственностью «Арктик Лайн» по осуществлению регулярных пассажирских перевозок транспортом общего пользования в отсутствие заключенных договоров о транспортном обслуживании населения по муниципальным маршрутам № 10,50,51,53,54 на территории муниципального образования город Мурманск;
запретить обществу с ограниченной ответственностью «Арктик Лайн» деятельность по осуществлению перевозок по неустановленному маршруту № 75 ул.Героев Рыбачьего (ул.Крупской) - завод «Севморпуть» и по муниципальным маршрутам № 10,50,51,53,54 на территории муниципального образования город Мурманск.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Арктик Лайн» (место нахождения: 183031, г.Мурманск, ул.Свердлова д.15А, ОГРН 1115190005545, ИНН 5190930829) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме
4 000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия.
Судья А.А. Романова