Арбитражный суд Мурманской области
Ул.Книповича, д.20, г.Мурманск, 183049
http://murmansk.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Мурманск Дело № А42-1336/2014
«19» мая 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2014 года. Полный текст решения изготовлен 19 мая 2014 года.
Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Варфоломеева С.Б.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Бедаш Н.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Комитета имущественных отношений города Мурманска
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области
третьи лица: нотариус нотариального округа города Мурманска ФИО1
Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Мурманску
о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 23.12.2013 № 9074
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – не явился, извещён
от ответчика – ФИО2 – дов.№ 267 от 25.12.2013
от третьих лиц: нотариуса нотариального округа города Мурманска ФИО1
– ФИО3 – дов.№ 3-657 от 31.03.2014
Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Мурманску
– не явился, извещена
от иных участников процесса – нет
установил:
Комитет имущественных отношений города Мурманска (место нахождения: 183038, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области (место нахождения: 183006, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Территориальное управление, ответчик) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 23.12.2013 № 9074, об отказе в принятии в государственную собственность в порядке наследования выморочного движимого имущества, находящегося в муниципальной квартире, оставшегося после смерти её нанимателя.
В обоснование заявленных требований Комитет считает, что Территориальное управление незаконно уклоняется от принятия указанного имущества в собственность Российской Федерации.
Кроме того, заявитель просит устранить нарушения прав и законных интересов Комитета путём оформления свидетельства о праве на наследство по закону.
Заявитель, извещённый надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился; ранее ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (л.д.73).
Представитель ответчика в судебном заседании и письменном отзыве на заявление (л.д.51-54) с заявленными требованиями не согласился и полагает, что в их удовлетворении следует отказать, так как Территориальное управление только принимает выморочное имущество в собственность Российской Федерации, а не оформляет наследство, обязанность по которому возложена на налоговые органы. Кроме того, ответчик считает, что Комитет не является надлежащим заявителем по настоящему спору.
Определением суда от 14.04.2014 (л.д.79-81) к участию в деле на стороне заявителя в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: нотариус нотариального округа города Мурманска ФИО1 (место нахождения: 183025, <...>; далее – нотариус, третье лицо) и Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Мурманску (место нахождения: 183038, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Инспекция, третье лицо).
Представитель нотариуса в судебном заседании и согласно письменному отзыву на заявление поддержал позицию заявителя по настоящему делу и полагает, что требования Комитета подлежат удовлетворению.
Инспекция в судебное заседание не явилась, заявив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
С учётом мнения представителей ответчика и явившегося третьего лица, обстоятельств дела и в соответствии с частью 1 статьи 123, частями 1, 2, 5 статьи 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя и неявившегося третьего лица.
Заслушав пояснения представителей ответчика и явившегося третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Комитет обратился в Территориальное управление с письмом от 12.11.2013 № 15/07.03-13533 «О выморочном движимом имуществе», в котором сообщил о наличии невостребованного движимого имущества, в том числе мебели, бытовой техники, денежных средств в сумме 90.500 руб. и др., оставшегося после смерти ФИО4 в муниципальной квартире № 50 многоквартирного дома № 20а по проспекту Кирова города Мурманска, в связи с чем просил осуществить переход данного выморочного имущества в доход государства (л.д.33, 40-42).
Однако Территориальным управлением письмом от 23.12.2013 № 9074 отказано в принятии заявленного Комитетом имущества, сославшись на необходимость получения налоговым органом в нотариальном органе свидетельства о праве на наследство на такое имущество, после чего оно будет передано Территориальному управлению (л.д.28, 29).
Считая, что приведённое письмо Территориального управления не основано на законе, Комитет обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Тем самым, в порядке главы 24 АПК РФ может обратиться любое заинтересованное лицо, чьи права и законные интересы, по его мнению, нарушены актом, решением, действием (бездействием) публичного органа.
Согласно пунктам 3.3, 3.16, 3.39, 3.42, 3.43 Положения о комитете имущественных отношений города Мурманска, утверждённого Постановлением Администрации города Мурманска от 23.12.2003 № 1153, к функциям Комитета относится: осуществление учёта муниципального имущества города Мурманска, включая движимое и недвижимое имущество (в том числе земельных участков), формирование и ведение реестра муниципального имущества города Мурманска; ежеквартальное информирование в электронном виде Совета депутатов города Мурманска о состоянии реестра муниципального имущества города Мурманска с учётом всех изменений, произошедших за истёкший период; осуществление приёма в собственность муниципального образования город Мурманск выморочного имущества в виде жилого помещения, расположенного на территории муниципального образования город Мурманск, в порядке наследования по закону, бесхозяйного недвижимого имущества, а также передаваемого имущества в результате дарения (добровольного пожертвования) от граждан и юридических лиц; осуществление продажи высвободившегося муниципального жилья; обеспечение заключения договоров о предоставлении в собственность граждан жилого помещения взамен жилого помещения, изымаемого у них путём выкупа в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд; обеспечение заключения (в рамках действующих долгосрочных целевых программ) договоров с собственниками жилых помещений о мене принадлежащих им жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, на другие, отвечающие установленным требованиям, жилые помещения муниципального жилищного фонда, приобретённые в рамках действующих долгосрочных целевых программ.
Поскольку муниципальная квартира № 50 в многоквартирном доме № 20а по проспекту Кирова города Мурманска обременена выморочным имуществом, то Комитет не может распорядиться таким имуществом и реализовать свои полномочия.
Более того, необходимо отметить, что спорное имущество нанимателя осталось после его смерти 05.03.2009, то есть предмет спора существует уже более 5 лет, в течение которого Комитет не может реализовать права собственника муниципальной квартиры.
Таким образом, суд считает, что Комитет вправе оспорить решение (отказ) Территориального управления и является надлежащим заявителем по настоящему делу, а потому соответствующий довод ответчика ошибочен. При этом ссылки ответчика в рамках довода о ненадлежащем заявителе на различную судебную практику неприменимы к настоящему спору, поскольку там рассматривались исковые (имущественные) требования, то есть индивидуального характера, тогда как по настоящему делу иной способ судебной защиты, вытекающий из административных и иных публичных отношений, где круг заинтересованных лиц достаточно широк.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 1151 ГК РФ выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Порядок наследования и учёта выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
Однако до настоящего времени такой закон не принят.
Из положений статей 1152, 1153 ГК РФ следует, что право собственности на выморочное имущество переходит к государству без оформления права наследования путём получения соответствующего свидетельства.
При этом, вопреки оспариваемому отказу, согласно пункту 1 статьи 1152 ГК РФ для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется, а в соответствии с пунктом 1 статьи 1157 ГК РФ при наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается.
В соответствии с пунктом 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращённое в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Согласно пункту 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Одновременно необходимо отметить, что Положением о Федеральной налоговой службе, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, не установлены права или обязанности налоговых органов по выявлению, учёту и оформлению перехода права собственности на выморочное имущество.
Таким образом, суд считает, что полномочиями по принятию в государственную собственность выморочного движимого имущества обладает именно Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, в то время как налоговые органы такими полномочиями не наделены.
Доводы Территориального управления о том, что согласно Постановлению Совета Министров СССР от 29.06.1984 № 683 «Об утверждении положения о порядке учёта, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов» и Инструкции Министерства финансов СССР от 19.12.1984 № 185 «О порядке учёта, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов» обязанность по принятию выморочного имущества возложена на налоговые органы, по мнению суда, нельзя признать состоятельными, поскольку в связи с изменением структуры и полномочий органов исполнительной власти указанные выше нормативные правовые акты вступили в противоречие с законодательством Российской Федерации и фактически перестали действовать.
Кроме того, в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учёта выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определённых федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом.
Далее в пункте 50 этого же Постановления высшая судебная инстанция отмечает, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации. Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдаётся Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время – в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
При этом о каком-либо участии налоговых органах в рассматриваемых правоотношениях приведённые официальные разъяснения не упоминают.
При таких обстоятельствах суд считает, что Территориальное управление не имело правовых оснований для отказа в приёме выморочного движимого имущества, поскольку такой отказ противоречит гражданскому законодательству и полномочиям ответчика, следовательно, требования Комитета подлежат удовлетворению, а оспариваемый отказ – признанию незаконным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176, 197, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
заявление удовлетворить.
Признать незаконным как несоответствующее Гражданскому кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области, изложенный в письме от 23.12.2013 № 9074.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области устранить нарушения прав и законных интересов Комитета имущественных отношений города Мурманска путём принятия выморочного имущества в виде движимого имущества, находящегося в <...> оставшегося после умершей 05.03.2009 ФИО4, оформив свидетельство о праве на наследство по закону в собственность Российской Федерации.
Решение в части признания действий (отказа) государственного органа незаконным подлежит немедленному исполнению, но в целом может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья С.Б.Варфоломеев