ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-1604/07 от 30.05.2007 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Книповича, д. 20 г. Мурманск, 183049

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А42-1604/2007

«30» мая 2007 года

Судья Арбитражного суда Мурманской области Панфилова Т.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива оленеводческо-промыслового хозяйства малочисленных народов Севера «Оленевод»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области

о признании недействительным в части решения № 2497 от 28.12.2006г.

при участии в заседании представителей:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 07.01.2007г., паспорт серии <...> выдан ОВД Тихвинского района Ленинградской области 21.02.2003г.,

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 22.01.2007г. № 14/766, ФИО3 по доверенности от 22.01.2007г. № 14/765

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 28 мая 2007 года

Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 30 мая 2007 года

установил:

Сельскохозяйственный производственный кооператив оленеводческо-промысловое хозяйство малочисленных народов Севера «Оленевод» (далее – Кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области (далее – Инспекция, налоговый орган, ответчик) об отмене решения № 2497 от 28.12.2006г. в части наложения штрафа в сумме 46 000 руб. за непредставление сведений о полученных лицензиях на пользование объектами водных биоресурсов и суммах сборов согласно пункту 1 статьи 109 НК РФ из-за отсутствия события налогового правонарушения.

В ходе судебного рассмотрения дела заявитель уточнил заявленные требования и просил суд признать недействительным решение № 2497 от 28.12.2006г.

В обоснование исковых требований заявитель указал следующее (л.д.6, 29). В соответствии с пунктом 2 статьи 333.7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и на основании полученных разрешений на изъятие водных биологических ресурсов заявителем в налоговый орган были представлены сведения о выданных лицензиях (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов и уплачены соответствующие сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов. Так как на момент получения разрешений законодателем не была установлена форма отчетности по сведениям о полученных разрешениях, Кооператив не смог исполнить требования статьи 333.7 НК РФ. Руководствуясь разъяснениями налогового органа о порядке и форме представления сведений, заявитель представил сведения по установленной форме позже определенного в пункте 2 статьи 333.7 НК РФ срока.

Инспекция представила письменный отзыв на заявление, в котором не признала исковые требования, указав, что Кооператив в нарушение пункта 2 статьи 333.7 НК РФ не представил в десятидневный срок сведения о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов по 10 разрешениям, вследствие чего Кооператив был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 и 2 статьи 129.1 НК РФ, в виде штрафа в размере 46 000 руб.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представители Инспекции просили отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивируя доводами, изложенными в отзыве.

После объявленного перерыва ответчик направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

С учетом обстоятельств дела, мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.

Представитель заявителя в судебном заседании уточнил заявленные требования и просил признать недействительным решение № 2497 от 28.12.2006г. в части привлечения к ответственности по пунктам 1,2 статьи 129.1 НК РФ и наложения штрафа в сумме 46 000 руб. за непредставление сведений о полученных лицензиях на пользование объектами водных биоресурсов и суммах сборов. В обоснование своих требований сослался на доводы, изложенные в заявлении и уточнениях к нему.

Материалами дела установлено.

Сельскохозяйственный производственный кооператив оленеводческо-промысловое хозяйство малочисленных народов Севера «Оленевод» зарегистрирован в качестве юридического лица и включен в Единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН <***> (л.д. 34), в качестве налогоплательщика заявитель состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 5 по Мурманской области, ИНН <***>.

В соответствии с решением заместителя начальника Инспекции № 777 от 30.10.2006г. проведена выездная налоговая проверка Кооператива по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты единого сельскохозяйственного налога и сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов за период с 01.01.2004г. по 31.12.2005г.

По итогам проверки Инспекцией установлено несвоевременное представление Кооперативом сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов в 2004 году. Указанное нарушение зафиксировано в акте № 783 от 13.12.2006г.

Решением № 2497 от 28.12.2006г. Кооператив за несвоевременное сообщение в установленный срок сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов был привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ, в виде штрафа в размере 1 000 руб. и пункту 2 статьи 129.1 НК РФ, за несвоевременное сообщение сведений, совершенное повторно в течение календарного года, в виде штрафа в размере 45 000 руб. (л.д. 35-37). В направленных в адрес заявителя решении и требовании № 1994 от 29.12.2006г. налоговый орган предложил уплатить сумму налоговых санкций в добровольном порядке.

Заявитель, не согласившись с решением налогового органа в части привлечения к налоговой ответственности, обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Статья 23 НК РФ устанавливает обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов).

Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора) несет ответственность в соответствии с законодательном Российской Федерации (пункт 4 статьи 23 НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 333.1 НК РФ организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов, признаются плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Согласно пункту 2 статьи 333.7 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами водных биологических ресурсов по лицензии (разрешению), не позднее 10 дней с даты получения такой лицензии (разрешения) представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов.

Как следует из материалов дела и пояснений представителей сторон, ФГУ «Мурманрыбвод» Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству выдал Кооперативу разреше­ния на промысел водных биологических ресурсов в количестве 10 штук, а именно:

№ 04-ВВ-073 на вылов из р. Поной сига в объеме 0,1т, хариуса - 0,4т, щуки - 0,2т, окуня - 0,05т, срок действия разрешения с 30.06.2004г. по 15.07.2004г., фактически получено 30.06.2004г.;

№ 04-ВВ-080 на вылов из оз. Нижнекаменское сига в объеме 0,1т, хариуса -0,35т, щуки - 0,4т, окуня - 0,3 т, плотвы - 0,1 т, налима - 0,3 т, кумжи - 0,05 т, язь - 0,2 т, срок действия разрешения с 07.07.2004г. по 31.12.2004г.,фактически получено 07.07.2004г.;

№ 04-ВВ-081 на вылов из оз. Верхнекаменское сига в объеме 0,1 т, щуки - 0,5 т, окуня -0,1 т, плотвы - 0,1т, налима - 0,2 т, язь - 0,4 т, срок действия разрешения с 07.07.2004г. по 31.12.2004г., фактически получено 07.07.2004г.;

№ 04-ВВ-082 на вылов из оз. Ельское сига в объеме 0,1 т, щуки - 0,3 т, окуня -0,2 т, плотвы - 0,1т, налима - 0,2 т, язь - 0,2 т, ряпушка - 0,1 т, срок действия разрешения с 07.07.2004г. по 31.12.2004г., фактически получено 07.07.2004г.;

№ 04-ВВ-083 на вылов из оз. Песочное сига в объеме 1 т, щуки - 1 т, окуня - 0,2 т, плотвы -0,3т, налима - 0,5 т, язь - 0,3 т, ряпушка - 0,2 т, срок действия разрешения с 07.07.2004г. по 31.12.2004г., фактически получено 07.07.2004г.;

№ 04-084 на вылов из оз. Чурозеро сига в объеме 0,2 т, щуки -1 т, окуня-0,5 т, плотвы – 0,1 т, налима – 0,1 т, язь- 0,4 т, срок действия разрешения с 07.07.2004г. по 31.12.2004г., фактически получено 07.07.2004г.;

№ 04-ВВ-076 на вылов в Белом море семги в объеме 2 т, срок действия разрешения с 01.08.2004г. по 01.10.2004г., фактически получено 19.07.2004г.;

№ 04-ВВ-077 на вылов в Белом море семги в объеме 3,37 т, срок действия разрешения с 01.08.2004г. по 01.10.2004г., фактически получено 19.07.2004г.;

№ 04-ВВ-078 на вылов в Белом море семги в объеме 1,8 т, срок действия разрешения с 01.08.2004г. по 01.10.2004г., фактически получено 19.07.2004г.

№ 04-ВВ-079 на вылов в Белом море семги в объеме 1,8 т, срок действия разрешения с 01.08.2004г. по 01.10.2004г., фактически получено 19.07.2004г.

Инспекция указала, что заявителю надлежало представить сведения по разрешению № 04-ВВ-073 не позднее 10.07.2004г., по разрешениям № 04-ВВ-080, № 04-ВВ-081, № 04-ВВ-082, №04-ВВ-083, №04-ВВ-084 - не позднее 17.07.2004г., по разрешениям № 04-ВВ-076, № 04-ВВ-077, № 04-ВВ-078, № 04-ВВ-079 - не позднее 29.07.2004г.

Заявитель представил сведения о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов 10 сентября 2004 года. Указанное обстоятельство не оспаривается заявителем.

В связи с этим за несвоевременное представление сведений по лицензии № 04-ВВ-073 заявитель привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ в виде штрафа в сумме 1 000 руб.

За несвоевременное представление сведений по разрешениям № 04-ВВ-080, № 04-ВВ-081, № 04-ВВ-082, № 04-ВВ-083, № 04-ВВ-084, № 04-ВВ-076, № 04-ВВ-077, № 04-ВВ-078, № 04-ВВ-079 заявитель привлечен к ответственности по пункту 2 статьи 129.1 НК РФ, как за несвоевременное сообщение сведений, совершенное повторно в течение календарного года, в виде штрафа в размере 5 000 руб. по каждой полученной лицензии, а всего 45 000 руб.

Общая сумма штрафа составила 46 000 руб.

Суд считает неправомерным привлечение Кооператива к ответственности по пунктам 1, 2 статьи 129.1 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ установлена ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ.

Пунктом 2 статьи 129.1 НК РФ установлена ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ, совершенное повторно в течение календарного года.

При этом пунктом 1 статьи 126 НК РФ установлена ответственность налогоплательщиков (налоговых агентов) за непредставление в инспекцию в установленный срок документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Правонарушения, предусмотренные статьями 126 и 129.1 НК РФ, различаются по субъектному составу.

Вместе с тем, статьей 1 НК РФ предусмотрено, что на отношения по установлению, введению и взиманию сборов действие Налогового кодекса Российской Федерации распространяется только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено названным Кодексом.

Из содержания пункта 1 статьи 126 НК РФ видно, что его действие распространяется на налогоплательщика либо налогового агента.

Субъектами же правонарушения, предусмотренного пунктами 1, 2 статьи 129.1 НК РФ, являются лица, на которых также возложена обязанность сообщать налоговой инспекции установленные Налоговым кодексом Российской Федерации сведения.

К таким лицам, в частности, относятся органы, перечисленные в статье 85 НК РФ. Плательщики сбора субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 129.1 НК РФ не являются.

Согласно статье 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Пунктом 1 статьи 108 НК РФ предусмотрено, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд находит неправомерным привлечение заявителя к ответственности по пунктам 1 и 2 статьи 129.1 НК РФ, в связи с чем решение Инспекции от 28.12.2006г. № 2497 в указанной части подлежит признанию недействительным.

При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителю должны быть возмещены судебные расходы по оплате государственной пошлины, связанные с рассмотрением настоящего дела и вызванные принятием налоговым органом ненормативного акта, признанного судом недействительным.

В соответствии со статьей 104 АПК РФ и статьей 333.21 НК РФ ответчику подлежит возврату из средств федерального бюджета излишне уплаченная госпошлина в сумме 300 руб.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 200, 201, 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным, как несоответствующим положениям Налогового кодекса Российской Федерации, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области от 28 декабря 2006 года № 2497 в части привлечения к налоговой ответственности по пунктам 1, 2 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 46 000 руб., обязав налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области, находящейся по адресу: город Оленегорск Мурманской области, ул. Строительная, дом 55, ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/510801001, в пользу сельскохозяйственного производственного кооператива оленеводческо-промыслового хозяйства малочисленных народов Севера «Оленевод», ОГРН <***>, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. за рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции.

Возвратить сельскохозяйственному производственному кооперативу оленеводческо-промысловое хозяйство малочисленных народов Севера «Оленевод», из средств федерального бюджета государственную пошлину в сумме 300 руб., уплаченную по платежному поручению № 102 от 19.03.2007г.

Решение в части признания недействительным ненормативного акта налогового органа подлежит немедленному исполнению, но в целом может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья Т.В.Панфилова