ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-1659/13 от 21.08.2013 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

183049 г. Мурманск, ул. Книповича, д. 20

http://murmansk.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Мурманск Дело № А42-1659/2013

06 сентября 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 августа 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 06 сентября 2013 года.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Зыкиной Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Радочиной О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Мурманэнергосбыт»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области третье лицо - общество с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания МАСТЕР»

о признании недействительным решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 68 от 17.01.2013,

при участии представителей:

от заявителя – ФИО1 - по доверенности от 10.01.2013;

от ответчика – ФИО2 - по доверенности от 27.05.2013 №01-12-155;

от третьего лица – не явился, извещен;

установил:

открытое акционерное общество «Мурманэнергосбыт» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее – Управление, ответчик) по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 68 от 17.01.2013.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что не согласно с оспариваемым решением, поскольку оно противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности и создает препятствия для осуществления его деятельности. Причиной для не своевременного подключения дома №12 по ул. Советской в пгт. Кильдинстрой к теплоснабжению стал тот факт, что системы теплоснабжения дома технически не были подготовлены к подаче теплоэнергии, как того требуют Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные Приказом Минэнерго РФ от 24.05.2003 № 115 (далее - Правила ТЭТЭ), в соответствии с главой 11 которых, потребитель обязан к началу отопительного сезона составить акт технической готовности тепловых энергоустановок, который является подтверждением выполнения потребителем всех необходимых условий безопасной эксплуатации тепловых сетей, после чего направить энергоснабжающей организации заявку на подключение тепловой энергии. Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации, согласно пункту 7.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Министерством топлива и энергетики РФ 12.09.1995 №Вк-4936. Также согласно п. 16 Организационно-методических Рекомендаций по подготовке к проведению отопительного периода и повышению надежности систем коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации. МДС 41-6.2000, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 06.09.2000 N 203 приемка подготовленных систем теплопотребления, тепловых сетей и тепловых пунктов потребителей должна быть оформлена двухсторонними актами с участием представителей теплоснабжающей организации и потребителя. Общесвто считает, что оно действовало в рамках действующего законодательства, добросовестно, разумно, не допуская использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и не злоупотребляя доминирующим положением на рынке. После получения ОАО «Мурманэнергосбыт» гарантийного письма с указанием конкретных сроков выполнения работ по устранению замечаний, указанных в актах обследования тепловых пунктов, подключение дома № 12 по ул. Советская было выполнено незамедлительно в 16 часов 19.09.2012 года. Таким образом, ОАО «Мурманэнергосбыт» предпринял со своей стороны все возможные меры для оперативного решения вопроса о подаче теплоэнергии в дом № 12 по ул. Советская п.г. Кильдинстрой.

Ранее ОАО «Мурманэнергосбыт» не могло подать теплоэнергию в сети, не подготовленные к отопительному сезону, так как это могло привести к нежелательным последствиям, вплоть до возникновения аварийной ситуации и нарушению прав третьих лиц. Кроме того, само по себе отсутствие отопления в доме №12 по ул. Советской, п. Кильдинстрой с 12.09.2012 по 19.09.2012 не могло привести к нарушению интересов лиц, проживающих в данном доме, так как температура воздуха в п. Кильдинстрой в данный период была не ниже температуры воздуха в предшествующий период. Согласно пункту 11.7. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок отопительный период начинается, если в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет -8 град. С и ниже, и заканчивается, если в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8 град. С и выше. Включение и отключение систем теплопотребления осуществляются по графику, согласованному с энергоснабжающей организацией. В период с 12.09.2012 по 19.12.2012 средняя суточная температура составляла +8град. С. Также, согласно пункту 25 Организационно-методических Рекомендаций по подготовке к проведению отопительного периода и повышению надежности систем коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации. МДС 41-6.2000, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 06.09.2000 №203 включение систем отопления потребителей должно осуществляться по графику, составленному теплоснабжающей организацией и утвержденному органом местного самоуправления. Суммарное время, необходимое для начала подачи теплоты всем подготовленным потребителям, не должно превышать пяти суток.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении, указал на добровольное устранение нарушения законодательства.

Представитель ответчика требования не признал, в судебном заседании, а также в отзыве на заявление указал на законность и обоснованность оспариваемого решения, сослался на материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 09.04.2013 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено общество с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания МАСТЕР».

В судебное заседание представитель третьего лица своего представителя не направил, отзыв не представил.

С учетом обстоятельств дела, мнения представителей сторон и на основании статей 123, 156, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд рассмотрел дело без участия представителя третьего лица.

Как следует из материалов дела, ООО «Управляющая компания «Мастер» обратилось в Управление с заявлением на неправомерные действия Общества, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем неподачи ресурсоснабжающей организацией тепловой энергии в период с 13.09.2012 по 19.09.2012 г. в многоквартирный дом № 12, расположенный по ул. Советская пгт. Кильдинстрой, и находящийся под управлением ООО «Управляющая Компания Мастер», и как следствие, неисполнения Постановления Администрации м.о. т.п. Кильдинстрой от 12.09.2012 №97 о начале отопительного сезона.

В своем заявлении Общество указало, что по состоянию на 01.09.2012 Общество в полном объеме выполнило все работы по подготовке жилого фонда к зиме, в том числе по спорному многоквартирному дому, в результате чего 16.08.2012 г. был оформлен паспорт готовности многоквартирного дома и подтверждена его эксплуатация в осенне-зимний период 2012-2013 годов. 12.09.2012 г. ООО «УК Мастер» обратилось в ОАО «Мурманэнергосбыт» с заявкой о начале отопительного сезона и подаче тепловой энергии в многоквартирные дома. 13.09.2013 г. ОАО «Мурманэнергосбыт» приступило к теплоснабжению всех домов, находящихся под управлением общества, за исключением дома № 12 по ул. Советская пгт. Кильдинстрой, указав на то, что в данном многоквартирном доме отсутствует тепловой пункт. В целях снабжения собственников многоквартирного дома № 12 по ул. Советская пгт. Кильдинстрой тепловой энергией, со стороны ресурсоснабжающей организации было предложено Обществу составить гарантийное письмо об обязательстве управляющей компании устроить к 31.08.2013 тепловой пункт в данном доме. В связи с возможностью нарушения прав граждан, управляющая компания направило письмо в адрес ресурсоснабжающей организации, однако, на момент подачи заявления подача теплоснабжения в многоквартирный не осуществлялась.

Рассмотрев заявление, установив, что согласно аналитическому отчету доля ОАО «Мурманэнергосбыт» на  рынке услуг теплоснабжения в границах пгт. Кильдинстрой Кольского района Мурманской области, составляет более 50%, свидетельствующая о том, что Общество занимает доминирующее положение, Управлением в отношении Общества было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ).

По результатам рассмотрения дела № 68 о нарушении антимонопольного законодательства комиссия Управления 17.01.2013 приняла решение, которым: признала в действиях Общества факт нарушения части 1 стати 10 Закона № 135-ФЗ, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке теплоснабжения на территории пгт. Кильдинстрой Мурманской области, путем неподачи тепловой энергии в многоквартирный дом №1, расположенный по ул. Советская пгт. Кильдинстрой, и находящийся под управлением ООО «Управляющая компания «МАСТЕР» в период с 000 часов 13.09.2012 по 16 часов 00 минут 19.09.2012, равно как и неисполнение постановления №97 Администрации пгт. Кильдинстрой от 12.09.2012 о начале отопительного сезона, которые являются неправомерными и необоснованными с точки зрения Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере теплоснабжения, результатом которых является ущемление интересов как управляющей компании, так и потребителей соответствующего ресурса.

Не согласившись с вынесенным решением Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, не оспаривается сторонами, между ОАО «Мурманэнергосбыт» являющимся теплоснабжающей организацией и ООО   «Управляющая компания Мастер» 01.01.2012 заключен договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде № 240Z, согласно которому теплоснабжающая организация обязалась подавать абоненту (ООО «УК Мастер») тепловую энергию, а абонент обязался принять и оплатить поставленную тепловую энергию. Из приложения к акту разграничения принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 01.01.2012 г. следует, что под управлением управляющей организации находится многоквартирный дом № 12, расположенный по ул. Советская пгт. Кильдинстрой.

12.09.2012 Администрацией муниципального образования городское поселение Кильдинстрой Кольского района Мурманской области принято постановление № 97 о начале отопительного сезона 2012-2013 годов, из пунктов 1 и 2 которого следует, что начать отопительный сезон на территории пгт. Кильдинстрой предписывалось с 13.09.2012, а руководителям теплоснабжающих организаций начать подачу теплоносителя потребителям тепловой энергии.

В связи с принятием указанного выше постановления, ООО «УК Мастер» 12.09.2012 г. направило в адрес ОАО «Мурманэнергосбыт» письмо от 12.09.2012 № 75) с просьбой с 00 часов 13.09.2012 г. подать тепловую энергию для целей отопления жилфонда, находящегося в управлении Общества.

Согласно письму (Исх. № 78) ООО «УК Мастер» от 18.09.2012 г., ОАО «Мурманэнергосбыт» 13.09.2012 г. приступило к теплоснабжению всех домов, находящихся под управлением Общества, за исключением многоквартирного дома № 12, расположенного по ул. Советская пгт. Кильдинстрой. Факт неподачи 13.09.2012 г. в адрес спорного многоквартирного дома тепловой энергии со стороны ОАО «Мурманэнергосбыт» не отрицается. Данный факт, также подтверждается имеющимся в материалах дела актом подколючения, составленным между представителями ГОУТП «ТЭКОС» и ООО «УК Мастер» 19.09.2012 г., согласно которому теплоснабжение по адресу <...> было подключено 19.09.2012 в 16 часов 00 минут.

Таким образом установлено, что в период с 00.00 часов 13.09.2012 г. по 16.00 часов 19.09.2012 подача тепловой энергии со стороны ОАО «Мурманэнергосбыт» в многоквартирный дом № 12, расположенный по ул. Советская пгт. Кильдинстрой, и находящийся под управлением ООО «Управляющая Компания Мастер» не осуществлялась.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Абзацем 3 пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» установлено, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

На основании изложенного, для квалификации действий, совершенных со стороны ОАО «Мурманэнергосбыт» как злоупотребление доминирующим положением на соответствующем товарном рынке, антимонопольному органу необходимо установить следующие обстоятельства: наличие у субъекта доминирующего положения; совершение хозяйствующим субъектом действий, выходящих за допустимые пределы осуществления гражданских прав (неразумные, недобросовестные действия с намерением причинить вред другому лицу, злоупотребление доминирующим положением на рынке); наличие или угроза ущемления интересов других лиц в результате действий хозяйствующего субъекта.

В целях реализации полномочий, предусмотренных пунктом 10 части 1 статьи 23 Закона №135-ФЗ по установлению доминирующего положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства, Управлением исследован рынок услуг теплоснабжения за I и II полугодие 2011 года и I полугодие 2012 года в географических границах муниципального образования город Кильдинстрой Мурманской области, по результатам которого был составлен аналитический отчет с выводом о том, что ОАО «Мурманэнергосбыт» занимает доминирующее положение на рынке услуг теплоснабжения в границах пгт. Кильдинстрой Кольского района Мурманской области с долей более 50 %, что заявителем не оспаривалось ни в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, ни в ходе судебного разбирательства.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) проверке готовности к отопительному периоду подлежат, в том числе, потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.

Частью 2 и 3 статьи 20 Закона о теплоснабжении установлено, что проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, в полномочия которого входит разработка и утверждение правил оценки готовности к отопительному периоду является Министерство энергетики Российской Федерации (пункт 4.2.14.6. Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 № 400).

Частью 6 статьи 20 Закона о теплоснабжении установлено, что проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

Поскольку, по состоянию на сентябрь 2012 года правила оценки готовности к отопительному периоду Министерством энергетики Российской Федерации не утверждены, при определении факта готовности или нет потребителей тепловой энергии к отопительному сезону, необходимо руководствоваться общим смыслом, закрепленным в части 6 статьи 20 Закона о теплоснабжении, а также Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115.

Согласно части 6 статьи 20 Закона о теплоснабжении проверка готовности к отопительному периоду потребителей осуществляется в целях определения: готовности их теплопотребляющих установок к работе; готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления; отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель; организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

При этом, положения части 6 статьи 20 Закона о теплоснабжении в части последствии их не соблюдения должны применяться во взаимосвязи с положениями статьи 22 Закона о теплоснабжении, а также главой 6 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808, устанавливающей порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям, так как ни сам Закон о теплоснабжении, ни иной нормативно правовой акт не устанавливает в качестве последствий не соблюдения требований по подготовке потребителей тепловой энергии к отопительному сезону, возможность неподачи теплоснабжающей организацией соответствующего ресурса.

Таким образом, частью 6 статьи 20 Закона о теплоснабжении установлены ряд обязательных действий, однако ответственность и прямые последствия за их не совершение, законом не предусмотрены, то есть само по себе не исполнение управляющей компанией предписания теплоснабжающей организации не является безусловными законным основанием для неподачи тепловой энергии.

Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами (часть 3 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пунктам 11.1, 11.2 Правил технической эксплуатации, тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки комплекс
 мероприятий, основными из которых являются: устранение выявленных нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок; испытания оборудования источников теплоты, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления на плотность и прочность; шурфовки тепловых сетей, вырезки из трубопроводов для определения коррозионного износа металла труб; промывка, оборудования и коммуникаций источников теплоты, трубопроводов тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления; испытания тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, максимальную температуру теплоносителя в соответствии со сроками, определенными настоящими Правилами; разработка эксплуатационных режимов систем теплоснабжения, а также мероприятий по их внедрению.

При подготовке к предстоящему отопительному периоду выявляются дефекты в работе оборудования и отклонения от гидравлического и теплового режимов, составляются планы работ, подготавливаются необходимая техническая документация и материально-технические ресурсы.

Пунктом 11.5 Правил установлено, что для проверки готовности к отопительному периоду при приемке тепловых пунктов проверяется и оформляется актами: выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения; состояние теплопроводов тепловой сети, принадлежащих потребителю тепловой энергии; состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери и т.п.) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов; состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов; наличие и состояние контрольно-измерительных приборов и автоматических регуляторов; работоспособность защиты систем теплопотребления; наличие паспортов тепловых энергоустановок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности; отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией; плотность оборудования тепловых пунктов; наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов.

В силу пункта 16 Организационно-методических рекомендаций по подготовке к проведению отопительного периода и повышению надежности систем коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации МДС 41-6.2000, утвержденных приказом Госстроя России от 06.09.2000 № 203, приемка подготовленных систем теплопотребления, тепловых сетей и тепловых пунктов потребителей должна быть оформлена двухсторонними актами (приложения 3, 4) с участием представителей теплоснабжающей организации и потребителя.

Материалами дела подтверждается, что управляющей компанией предпринят комплекс мер, подлежащих выполнению при проверке готовности к отопительному сезону тепловых сетей потребителя. Так, согласно акту обследования тепловых энергоустановок потребителей по готовности к работе в отопительный сезон 2012-2013 г. составленного 28.08.2012 г. между представителями ГОУТП «ТЭКОС» и ООО «УК Мастер» по результатам осмотра дома № 12 по ул. Советская в п. Кильдинстрой были установлены даты промывки и опрессовки системы отопления, а также сделано заключение о невыполнении управляющей компанией предписания ГОУТП «ТЭКОС» № 08/2276 от 02.04.2010, касающегося устройства тепловых пунктов. При этом, указанный акт не содержит сведении о выявленных нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок, о не прошедших испытаниях оборудования источников теплоты, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления па плотность и прочность; либо иных сведений, позволяющих прийти к мотивированному заключению о том, что указанный многоквартирный дом не может быть признанным подготовленным к отопительному сезону 2012-2013 годов.

Таким образом, неисполнение предписания теплоснабжающей организации по подготовке тепловых сетей к отопительному сезону не является безусловным основанием для неподачи соответствующего ресурса, в случае если, предписанные действия не являются комплексом мероприятии, установленных пунктами 11.1, 11.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 и не направлены исключительно на устранение обстоятельств, послуживших основанием неготовности теплопотребляющих установок потребителя к работе, которые обязаны быть зафиксировать в двухстороннем акте.

Согласно пункту 76 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 ограничение и прекращение подачи тепловой энергии потребителям может вводиться в следующих случаях: неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором, а также нарушение условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок; прекращение обязательств сторон по договору теплоснабжения; выявление фактов бездоговорного потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя; возникновение (угроза возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения; наличие обращения потребителя о введении ограничения; иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором теплоснабжения.

Поскольку между сторонами заключен договор на снабжение тепловой энергией который по состоянию на сентябрь 2012 г. являлся действующим, не смотря на свойства сезонности поставляемого товара, обязательства сторон не прекращались, а следовательно, неподача тепловой энергии в рамках действующего договора приравнивается к ограничению и прекращению подачи тепловой энергии.

Само по себе неисполнение предписания ресурсоснабжающей организации, в случае, если указанные в нем действия не направлены на устранение аварийных ситуаций в системе теплоснабжения, не является законным основанием для неподачи тепловой энергии потребителю со стороны теплоснабжающей организации.

Довод ОАО «Мурманэнергосбыт» о том, что не подписание со стороны ресурсоснабжающей организации паспорта готовности теплопотребляющих устройств является законным основанием для неподачи тепловой энергии судом не принимается.

Пунктом 3.4 постановления Правительства Мурманской области от 30.03.2012 № 131-ПП/5 «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области к работе в отопительный период 2012/2013 года» органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области всего лишь рекомендовано провести комиссионные проверки готовности жилищного фонда и объектов социальной сферы к работе в отопительный период 2012/2013 года с подписанием актов и паспортов готовности на объекты социальной сферы в срок до 27.08.2012, на жилищный фонд - в срок до 01.09.2012.

Таким образом, обязанность управляющих организаций представления теплоснабжающим организациям паспортов готовности не только не предусмотрена Законом о теплоснабжении, Постановлением Правительства Мурманской области от 30.03.2012 № 131-ПП/5, но и не является основанием для неподачи тепловой энергии.

Из пункта 3 и 4 письма ОАО  «Мурманэнергосбыт» (Исх.   № 05/8716 от 31.10.2012 г.)  направленного в адрес Управления следует, что теплопотребляющие установки и внутридомовые сети спорного многоквартирного дома были подключены к системе теплоснабжения еще до 2012 года.  Таким образом, несмотря на отсутствие  в доме теплового пункта, технологическая возможность подключения дома к тепловым сетям ресурсоснабжающей организации имелась и  была реализована.

Как  было указано в паспорте готовности объекта жилищно-коммунального назначения к   работе в зимних условиях, год постройки многоквартирного  дома является 1959-1961. ООО  «УК Мастер» указало на то, что проект постройки данного дома не предусматривало
 оборудование его тепловым пунктом, а следовательно, его устройство в настоящем времени подпадает под капитальный ремонт общедомового имущества. Таким образом, Комиссия согласна с доводом управляющей организации о том, что в силу части 2 статьи 44 Жилищного
 кодекса Российской Федерации принятие решения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, относится к компетенции общего собрания собственников помещений.

При этом, общее собрание собственников помещений в спорном многоквартирном доме по обустройству теплового пункта не проводилось. Таким образом, отсутствие в многоквартирном доме теплового пункта при наличии иных теплопотребляющих установок, с помощью которых осуществлено технологическое присоединение и реализована сама возможность получения тепловой энергии, также не может являться законным основанием для неподачи ресурса.

На момент неподачи ОАО «Мурманэнергосбыт» теплового ресурса, не было установлено фактов нахождения теплопотребляющих установок и тепловых сетей в спорном многоквартирном доме в неудовлетворительном состоянии, угрожающем аварией, пожаром пли создающего угрозу жизни обслуживающего персонала, населения, а также присоединения теплопотребляющих установок помимо приборов учета тепловой энергии и теплоносителя или нарушения схем учета.

Следовательно, суд считает обоснованным вывод Управления о том, что у теплоснабжающей организации не подавать тепло по указанному основанию не имелось, также как и не исполнять постановление №97 администрации муниципального образования городское поселение Кильдинстрой Кольского района Мурманской области о начале отопительного сезона 2012-2013 годов.

Суд также принимает во внимание тот факт, что подача со стороны ОАО «Мурманэнергосбыт» тепловой энергии в спорный многоквартирный дом была осуществлена только после получения гарантийного письма от управляющей компании. Суд считает, что данное гарантийное письмо, правового значения в данных обстоятельствах не имеет и его отсутствие не может расцениваться как основание для неподачи соответствующего ресурса, соответственно подача тепловой энергии после получения такого письма свидетельствует о целенаправленном злоупотреблении хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке теплоснабжения.

При таких обстоятельствах, суд считает обоснованным вывод Управления о том, что действия совершенные ОАО «Мурманэнергосбыт», занимающим доминирующее положение на рынке теплоснабжения на территории пгт. Кильдинстрой, выразившиеся в неподаче тепловой энергии, исходя из обязательств заключенного между сторонами договора на снабжение тепловой энергией в горячей воде № 240Z от 01.01.2012 г., в многоквартирный дом № 12, расположенный по ул. Советская пгт. Кильдинстрой, и находящийся под управлением ООО «Управляющая Компания Мастер» в период с 00.00 часов 13.09.2012 г. по 16.00 часов 19.09.2012 г., равно как и не исполнение постановления администрации м.о. г.п. Кильдинстрой от 12.09.2012 № 97 «О начале отопительного сезона», являются неправомерными и необоснованными с точки зрения Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и иных нормативно правовых актов, регулирующих отношения в сфере теплоснабжения, результатом которых является ущемление интересов как управляющей компании, поскольку она не смогла в указанный период выполнить свои обязательства перед потребителями коммунальной слуги, так и ущемление интересов самих потребителей, которые не смогли получить соответствующие услуги, являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Довод заявителя о том, что Общество добровольно устранило нарушения, в связи с чем дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежало прекращению судом не принимается.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона №135-ФЗ Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

По смыслу названной нормы основанием для прекращения в отношении лица дела о нарушении антимонопольного законодательства является не только добровольное устранение такого нарушения, но и устранение его последствий.

Суд считает, что действия Общества по возобновлению подачи тепловой энергии только после получения гарантийного письма и спустя шесть дней с момента начала отопительного сезона, а не с началом отопительного сезона, не могут быть расценены как добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства, а являются прекращением нарушения антимонопольного законодательства. Выставление к оплате счетов без учета непоставленной тепловой энергии также не является в данном случае добровольным устранением последствий нарушения в полном объеме, поскольку заявитель не учитывает также нарушение законных интересов и прав конечных потребителей теплового ресурса, которые в период отсутствия тепловой энергии не получили таковой, при наличии всех на то оснований. Доказательств устранений последствий совершенного нарушения суду также не представлено, в связи с чем основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, указанные в статье 48 Закона №135-ФЗ, отсутствовали.

При таких обстоятельствах, суд считает, что оспариваемое решение не противоречит вышеприведенным нормам законодательства, вынесено Управлением в рамках полномочий при полном исследовании всех обстоятельств и материалов дела антимонопольного органа, вследствие чего в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 197, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

решил:

в удовлетворении требований открытого акционерного общества «Мурманэнергосбыт» о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 68 от 17.01.2013 отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Мурманской области.

Судья Е.А. Зыкина