АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
183049, г. Мурманск, ул. Книповича, 20,
телефоны 44-49-16,45-36-18,
факс 44-26-51
е-mail: murmansk.info@arbitr.ru
http://murmansk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Мурманск Дело № А42- 1688/2012
"20" июля 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2012 года. Полный текст решения изготовлен 20 июля 2012 года.
Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Алексиной Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фокиной О.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ГОБУЗ «Мурманская областная психиатрическая больница»
к Управлению надзорной деятельности ГУ МЧС России по Мурманской области,
третье лицо - Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области
о признании незаконными пунктов 1, 2, 3, 4, 7 предписания № 170/1/94 от 23.12.2011,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – представителя по доверенности ФИО1,
от ответчика – не участвовал,
от третьего лица – не участвовал,
установил:
Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Мурманская областная психиатрическая больница» (ОГРН <***>, место нахождения: <...>) (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению «1 отряд федеральной противопожарной службы по Мурманской области» Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Мурманской области о признании незаконными пунктов 1, 2, 3, 4, 7 предписания № 170/1/94 от 23.12.2011.
Определением от 31.05.2012 судом произведена замена ненадлежащего ответчика – Федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Мурманской области» Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Мурманской области на надлежащего - Управление надзорной деятельности ГУ МЧС России по Мурманской области (адрес места нахождения: <...>) (далее – ответчик, Управление).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области (далее – третье лицо).
В обоснование заявленного требования заявитель в заявлении указал, что оспариваемые пункты предписания № 170/1/94 от 23.12.2011 противоречат требованиям действующего законодательства в области пожарной безопасности, содержат ссылки на недействующие документы.
Ответчик и третье лицо, извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили, отзывы на заявление не представили.
С учетом мнения представителя заявителя, положений статей 123, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание проведено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении заявленного требования настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.
По материалам дела установлено.
На основании распоряжения заместителя начальника отдела надзорной деятельности города Апатиты от 05.12.2011 № 170 в отношении Учреждения была проведена внеплановая, выездная проверка с целью контроля исполнения предписания № 114/1/88 от 17.12.2010 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выявленных в результате внеплановой проверки, о чем составлен акт от 23.12.2011 № 170, в котором зафиксированы выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
1.В подвале больницы размещены склады и кладовые (пункты 40, 184 ППБ 01-03);
2.Организация с массовым пребыванием людей (больница) не обеспечена прямой телефонной связью с центральным пунктом пожарной связи населенного пункта. 13.12.2011 Учреждение отключено от прямой телефонной связи с пунктом пожарной части ФГКУ «2 отряд ФПС по Мурманской области» (пункт 39 ППБ 01-03);
3.Впалатных помещениях больницы применяются декоративно-отделочные материалы и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2 (отделения 1,2,3,8,9,11). На полу размещен линолеум, на стенах - масляная краска (часть 7 статьи 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
4.В помещении для физиотерапевтических процедур применяются материалы для отделки стен, потолков с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2, и материалы для покрытия пола с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМЗ. На полу размещен линолеум, на стенах и потолке - масляная краска (часть 9 статьи 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
5.Здания больницы не оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации (ЛТМ) (статьи 42, 45, 46, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111-116 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 5.13130.2009 Приложение А п. А.10, таблица А.З п.п.37,38, пункт 3 ППБ 01-03, НПБ 110-03 п.п. 4, 14таблица № 1 п.9, таблица № 3 п.п.37,38);
6.Здания больницы (ЛТМ) не оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (статья 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; СП 3.13130.2009 п.7, таблица 2 п.п.3.1,17; ППБ 01-03 п.З; НПБ 104-03 п.п. 1.2,5.1 таблица № 2 п.п.11,14);
7.Коридоры длиной более 60 м не разделены противопожарными перегородками 2-ого типа с самозакрывающимися дверьми (подвал) (статья 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; СП 1,13130.2009 п.п.4.3.3, 5.2.31; ППБ 01-03 п.З, СНиП 2.08.02.89* п. 1.132; СНиП 21-01-97*п.6.26*).
По результатам проверки Учреждению выдано предписание от 23.12.2011 № 170/1/94, в соответствии с которым Учреждению предписано устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности, в том числе следующие: в подвале больницы размещены склады и кладовые (пункт 1); организация с массовым пребыванием людей (больница) не обеспечена прямой телефонной связью с центральным пунктом пожарной связи населенного пункта; 13.12.2011 учреждение отключено от прямой телефонной связи с пунктом пожарной части ФГКУ «2 отряд ФПС по Мурманской области» (пункт 2); впалатных помещениях больницы применяются декоративно-отделочные материалы и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2 (отделения 1,2,3,8,9,11). На полу размещен линолеум, на стенах - масляная краска (пункт 3); в помещении для физиотерапевтических процедур применяются материалы для отделки стен, потолков с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2, и материалы для покрытия пола с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМЗ. На полу размещен линолеум, на стенах и потолке - масляная (пункт 4); коридоры длиной более 60 м не разделены противопожарными перегородками 2-ого типа с самозакрывающимися дверьми (подвал) (пункт 7).
Считая указанные пункты предписания от 23.12.2011 № 170/1/94 незаконными Учреждение обратилось в арбитражный с настоящим заявлением.
Заслушав пояснения представителя заявителя, исследовав представленные в материалы арбитражного дела доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данного акта закону и наличие нарушения им прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно указанной статье Закона № 69-ФЗ под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона № 69-ФЗ предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Право должностных лиц органов пожарного надзора давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности предусмотрено положениями абзацем 22 статьи 6 Закона № 69-ФЗ.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (действовавших на момент выдачи предписания) (далее – ППБ 01-03).
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в частности, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Пунктом 40 ППБ 01-03 установлено, что в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается, в том числе устраивать склады горючих материалов и мастерские, размещать иные хозяйственные помещения в подвалах и цокольных этажах, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток.
Пунктом 184 ППБ 01-03 запрещено размещать в подвальных и цокольных этажах лечебных учреждений мастерские, склады, кладовые.
В соответствии с пунктом 39 ППБ 01-03 организации с массовым пребыванием людей, а также потенциально опасные в пожарном отношении предприятия нефтепереработки, деревообработки, химической промышленности и др. необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов.
Пунктом 3 ППБ 01-03 установлено, что наряду с ППБ 01-03, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3 ППБ 01-03).
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (пункт 1 статьи 1 Закона № 123-ФЗ).
Статьей 134 Закона № 123-ФЗ установлены требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях, сооружениях и строениях.
Так пунктом 7 статьи 134 Закона № 123-ФЗ установлено, что в спальных и палатных помещениях, а также в помещениях зданий детских дошкольных образовательных учреждений подкласса Ф1.1 не допускается применять декоративно-отделочные материалы и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2.
В помещениях для физиотерапевтических процедур не допускается применять материалы для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2, и материалы для покрытия пола с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ3 (пункт 9 статьи 134 Закона № 123-ФЗ).
Статьей 89 Закона № 123-ФЗ установлены основные требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам.
В соответствии с названной статьей Закона № 123-ФЗ разработан свод правил - СП 1.13130.2009.
Пунктом 4.3.3 СП 1.13130.2009 предусмотрено, что коридоры длиной более 60 м следует разделять противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых определяется по СП 7.13130.2009, но не должна превышать 60 м.
Данное требование также установлено и в пункте 6.26 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 № 18-7, в соответствии с которым общие коридоры длиной более 60 м следует разделять противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых определяется по СНиП 2.04.05, но не должна превышать 60 м. Двери в этих перегородках должны соответствовать требованиям 6.18.
Пунктом 6.18* указанных СНиП двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа. Двери лестничных клеток, ведущие в общие коридоры, двери лифтовых холлов и двери тамбур-шлюзов с постоянным подпором воздуха должны иметь приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах, а двери тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре и двери помещений с принудительной противодымной защитой должны иметь автоматические устройства для их закрывания при пожаре и уплотнение в притворах.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители предприятий (часть 1 статьи 38 Закона № 69-ФЗ).
Факт принадлежности заявителю здания, в ходе осмотра которого были выявлены указанные нарушения требований пожарной безопасности, Учреждением также не оспаривается.
Таким образом, заявитель должен соблюдать требования указанных выше нормативных документов по пожарной безопасности в процессе эксплуатации принадлежащего ему здания.
Факты выявленных в ходе проверки нарушений (размещение в подвале больницы складов и кладовых, отсутствие в больнице прямой телефонной связи с центральным пунктом пожарной связи населенного пункта, применение впалатных помещениях больницы (отделения 1,2,3,8,9,11) декоративно-отделочных материалов и покрытия полов (линолеум, масляная краска) с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2, применение в помещении для физиотерапевтических процедур материалов для отделки стен, потолков с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2, и материалов для покрытия пола с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМЗ (линолеум, масляная краска), отсутствие в коридорах длиной более 60 м противопожарных перегородок 2-ого типа с самозакрывающимися дверьми (подвал), как установлено судом, заявителем не оспариваются.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о доказанности и подтвержденности факта нарушений Учреждением обязательных требований пожарной безопасности, перечисленных в оспариваемых пунктах предписания и соответственно обоснованности вынесенного ответчиком предписания.
Оспариваемые пункты предписания № 170/1/94 от 23.12.2011 направлены на обеспечение пожарной безопасности, являются законными, обоснованными, не возлагают на Учреждение какие-либо незаконные обязанности и не создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы заявителя о противоречивости оспариваемых пунктов предписания требованиям действующего законодательства в области пожарной безопасности, наличии в пунктах ссылок на недействующие документы не освобождает Учреждение от их соблюдения в той части, где это является возможным и исполнимым, поскольку в результате их соблюдения обеспечивается безопасность жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении требования ГОБУЗ «Мурманская областная психиатрическая больница» о признании незаконными пунктов 1, 2, 3, 4, 7 предписания № 170/1/94 от 23.12.2011, вынесенного главным государственным инспектором города Апатиты по пожарному надзору ФИО2
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок со дня вынесения.
Судья Н.Ю. Алексина