ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-1984/2010 от 01.07.2010 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ул. Книповича, д. 20, г. Мурманск, 183049

E-mail: arbsud.murmansk@polarnet.ru

http://murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Мурманск Дело № А42 – 1984/2010

02 июля 2010 года

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 01 июля 2010 года; решение в полном объеме изготовлено 02 июля 2010 года.

Арбитражный суд Мурманской области в составе

председательствующего Беляевой Л.Е.

судей Варфоломеева С.Б., Муратшаева Д.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Варфоломеевым С.Б.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Северянка»

к Администрации муниципального образования ЗАТО г. Североморск Мурманской области

о признании недействующим постановления от 29.12.2008 № 1070 «Об утверждении перечня муниципального имущества ЗАТО г. Североморск, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» в части пункта 103

при участии в судебном заседании:

заявителя – ФИО1, генеральный директор; ФИО2, доверенность от 20.04.2010

ответчика – ФИО3, доверенность от 25.01.2010 № 69

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Северянка» (далее – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации муниципального образования ЗАТО г. Североморск Мурманской области (далее – Администрация) о признании постановления от 29.12.2008 № 1070 «Об утверждении перечня муниципального имущества ЗАТО г. Североморск, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» в части пункта 103 о включении нежилого помещения площадью 675,50кв.м, расположенного по адресу: <...>, недействующим, как не соответствующего нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу – Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ), Федеральному закону от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 159-ФЗ).

В обоснование заявленных требований (с учетом изменения правовых оснований) Общество указало следующее:

1. Администрацией произведено одностороннее изменение (перепрофилирование) в пункте 103 Перечня цели использования объекта на магазин продовольственных товаров, в то время как магазин находится в аренде у Общества как магазин смешанных товаров, и такой вид деятельности не является приоритетным, в соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 09.12.2008 № 448.

2. ООО «Северянка», являясь субъектом малого и среднего предпринимательства, не входит в систему коммерческих организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Включение Общества в Перечень муниципального имущества ЗАТО г. Североморск, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, является неправомерным.

Администрация представила отзыв на заявление и дополнения к нему, в которых с требованием не согласилась, указав следующее:

1. Преимущественное право на приобретение арендуемого имущества реализуется субъектами малого и среднего предпринимательства в заявительном порядке. Оспариваемое постановление Администрации об утверждении указанного Перечня было принято до обращения Общества с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в собственность.

2. В целях реализации положений Закона № 209-ФЗ Администрацией принято постановление № 1007 от 15.12.2008 об утверждении Положения о порядке формирования перечня имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которым предусмотрены основные принципы его формирования (оказание имущественной поддержки максимальному числу субъектов малого предпринимательства, сохранение в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления приоритетных видов деятельности на территории ЗАТО г. Североморск, определяемых муниципальной программой развития и поддержки малого предпринимательства).

Основанием для включения объекта аренды в Перечень являлось не целевое назначение объекта недвижимости, а приоритетность вида деятельности, в соответствии с утвержденной Муниципальной целевой Программой развития малого и среднего предпринимательства в ЗАТО г. Североморск на 2008 год, Положением о порядке формирования Перечня, утвержденным постановлением Администрации от 15.12.2008 № 1007.

3. Исходя из наименования Перечня, следует, что имущество, включенное в перечень, предназначено для передачи в пользование и (или) во владение как организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, так и отдельным субъектам малого и среднего предпринимательства.

В судебном заседании представители Общества на удовлетворении требований настаивали по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.

Представитель Администрации против требований возражал, поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление и дополнениях к нему.

В судебном заседании 24.06.2010, на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), объявлялся перерыв до 01.07.2010.

Как следует из материалов дела, ООО «Северянка арендует нежилое помещение площадью 675,5 кв.м, расположенное по адресу: <...>.

Пунктом 1 постановления Администрации от 29.12.2008 № 1070 утвержден Перечень муниципального имущества ЗАТО г. Североморск, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Перечень), в который под номером 103 включено арендуемое Обществом недвижимое имущество.

Постановление Администрации от 29.12.2008 № 1070 опубликовано в газете «Североморские вести» от 01.01.2009.

14.12.2009 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (по договору от 31.03.2005 № 29 с учетом дополнительного соглашения) площадью 675,5 кв.м, расположенного по адресу: <...>.

Письмом от 28.12.2009 № 3452 Администрация сообщила, что данное помещение включено в Перечень и не подлежит отчуждению в частную собственность, в связи с чем, удовлетворить ходатайство не представляется возможным.

Общество считая, что постановление Администрации от 29.12.2008 № 1070 в части пункта 103 о включении в Перечень нежилого помещения, арендуемого ООО «Северянка», противоречит статьям 14, 18 Закона № 209-ФЗ, статье 3 Закона № 159-ФЗ, и нарушает преимущественное право Общества на приобретение арендуемого им имущества, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив доводы Общества в обоснование заявленных требований, возражения Администрации в подтверждение правомерности принятого постановления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность обжаловать в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления.

Согласно статье 29, части 3 статьи 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются арбитражным судом, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов.

В соответствии со статьей 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Постановление Администрации от 29.12.2008 № 1070 представляет собой официальный документ, принятый в установленной законом форме органом местного самоуправления при осуществлении властных полномочий, устанавливающий правовые нормы, рассчитанный на многократное применение, адресованный неперсонифицированному кругу субъектов в целях регулирования общественных отношений, нуждающихся в публичном воздействии.

В силу указанного, оспариваемое постановление органа местного самоуправления относится к числу нормативных правовых актов и может быть оспорено в арбитражном суде в порядке, установленном главой 23 АПК РФ.

Пунктом 4 статьи 194 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняла акт (пункт 6 статьи 194 АПК РФ).

Федеральным законом № 159-ФЗ, вступившим в силу 05.08.2008, установлены особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества.

Как установлено в статье 3 Закона № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент обращения Общества с заявлением в декабре 2009 года) субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости.

Данное право может быть реализовано при наличии в совокупности четырех условий, предусмотренных этой статьей, в том числе, если арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона № 209-ФЗ перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Отношения, возникающие между юридическими, физическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства виды и формы такой поддержки урегулированы Законом № 209-ФЗ.

Основным принципом поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в силу статьи 14 Закона № 209-ФЗ является, в том числе заявительный порядок обращения указанных субъектов за оказанием поддержки. Данный принцип означает, что поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления по обращениям таких субъектов. При обращении заявителей за оказанием поддержки такие лица должны представить документы, подтверждающие их соответствие категории субъектов малого и среднего предпринимательства, и условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Условия и порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки в соответствии с частью 2 статьи 16 названного Закона устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя, в том числе предоставление на льготных условиях во владение или в пользование государственное или муниципальное имущество.

В силу части 4 статьи 18 Закона № 209-ФЗ органам местного самоуправления предоставлено право утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).

Частью 4.1 указанной статьи определено, что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектом малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Такое имущество в соответствии с частью 4.2 этой же статьи не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.

Постановлением Администрации от 15.12.2008 № 1007 утверждено Положение о порядке формирования Перечня муниципального имущества ЗАТО г. Североморск, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 2.1 указанного постановления предусмотрено, что основными принципами формирования Перечня являются оказание имущественной поддержки максимальному числу субъектов малого предпринимательства, а также сохранение в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления приоритетных видов деятельности на территории ЗАТО г. Североморск, определяемых муниципальной программой развития и поддержки малого предпринимательства.

Решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 18.12.2007 № 335 (с изменениями внесенными решением от 09.12.2008 № 448, опубликованными в газете «Североморские ввести» от 12.12.2008) утверждена Муниципальная целевая Программа развития малого и среднего предпринимательства в ЗАТО г. Североморск на 2008 год, в соответствии с которой, исходя из социально-экономической ситуации и специфики ЗАТО г. Североморск для дальнейшего развития муниципального образования, к приоритетным видам деятельности отнесены, в том числе торговля оптовая пищевыми продуктами; торговля розничная пищевыми продуктами, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, книгопечатной продукцией, газетно-журнальной продукцией, товарами детского ассортимента, похоронными принадлежностями.

Судом установлено, что порядок формирования указанного перечня осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Заявительный характер обращения за поддержкой не влияет на право органов местного самоуправления включать в перечень поддержки те или иные объекты муниципальной собственности.

Довод заявителя о неправомерном включении арендуемого им нежилого помещения в Перечень, предназначенный для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку Общество не входит в инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в значении, определенном статьей 15 Закона № 209-ФЗ, судом не принимается, как основанный на неверном толковании положений Закона № 209-ФЗ.

Включение имущества в указанный перечень обозначено в пункте 4 статьи 3 Закона № 159-ФЗ как обстоятельство, исключающее возможность реализации преимущественного права субъекта малого и среднего предпринимательства.

В рассматриваемой ситуации включение спорного нежилого помещения в Перечень муниципального имущества, утвержденный постановлением Администрации от 28.12.2008 № 1070, явилось основанием для отказа Обществу в реализации преимущественного права и поводом для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 23 АПК РФ.

Между тем, включение арендуемого Обществом помещения в Перечень органом местного самоуправления исключительно с целью воспрепятствовать ему реализовать право на приобретение муниципального имущества заявителем не доказано и судом не установлено.

Так, оспариваемое решение принято Администрацией 28.12.2008, в то время как с заявлением о приобретении недвижимого имущества в собственность Общество обратилось 14.12.2009, то есть спустя почти год.

Принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, установленные статьей 14 Закона № 209-ФЗ, оспариваемым актом не нарушены; оно было опубликовано в установленном порядке, то есть открыто для указанных субъектов предпринимательства; указанные в Перечне объекты недвижимости доступны для субъектов малого и среднего предпринимательства; составление Перечня является одной из гарантией оказания субъектам малого и среднего предпринимательства имущественной поддержки, установленной статьей 18 Закона № 209-ФЗ.

При включении спорного помещения в Перечень орган местного самоуправления исходил из социальной значимости объекта для данного муниципального образования, с учетом утвержденных положений о порядке его формирования.

Само по себе включение в перечень арендуемого Обществом муниципального имущества, в отношении которого впоследствии (через год) субъектом малого и среднего предпринимательства подано заявление о реализации преимущественного права, не свидетельствует о несоответствии оспариваемого акта положениям вышеуказанных федеральных законов, имеющих большую юридическую силу.

В судебном заседании представитель Администрации также пояснил, что Общество обратилось в Администрацию с заявлением об исключении арендуемого спорного объекта из Перечня. Перечень и все вносимые в него изменения, в соответствии с пунктом 1.3 постановления Администрации от 15.12.2008 № 1007, подлежат утверждению постановлением Администрации ЗАТО г. Североморск, в связи с чем, в настоящее время данное заявление Общества (о внесении изменений в Перечень) находится на рассмотрении.

Проверив оспариваемое (в части) постановление Администрации от 28.12.2008 № 1070 на соответствие его федеральным законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу, что данный нормативный акт, принятый органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий, соответствует Федеральному закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федеральному закону от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 192-195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать постановление Администрации ЗАТО г. Североморск от 29.12.2008 № 1070 «Об утверждении перечня муниципального имущества ЗАТО г. Североморск, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» в части пункта 103 о включении нежилого помещения площадью 675,50кв.м, расположенного по адресу: <...>, соответствующим статьям 14, 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Северянка» отказать.

Решение вступает в законную силу немедленно.

Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в месячный срок.

Председательствующий Л.Е. Беляева

Судьи С.Б. Варфоломеев

Д.В. Муратшаев