ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-2080/2021 от 03.03.2022 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

ул.Академика Книповича, д.20, г.Мурманск, 183038

http://murmansk.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А42-2080/2021

«11» марта 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 3 марта 2022 года. Полный текст решения изготовлен 11 марта 2022 года.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Варфоломеева С.Б.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Политовой С.Ю.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» (место нахождения: 184209, <...> ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области (место нахождения: 183038, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании постановления от 25.02.2021 № 7

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – не явился, извещён

от ответчика – не явился, извещён

при участии в онлайн-заседании представителей:

от заявителя – ФИО1 – доверенность

от иных участников процесса – нет

установил:

федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» (далее – Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области (далее – Мурманскстат, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления Мурманскстата от 25.02.2021 № 7 о привлечении Учреждения к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде наложения штрафа в сумме 20.000 руб. за непредоставление первичных статистических данных.

В обоснование незаконности данного постановления заявитель ссылается на отсутствие состава названного правонарушения.

Ответчик, согласно письменному отзыву на заявление (л.д.109-114), с требованиями заявителя не согласен и полагает, что в их удовлетворении следует отказать, поскольку факт непредставления спорных статистических сведений подтверждается материалами административного дела.

Определением суда от 22.03.2021 (л.д.1, 2) дело было принято в порядке упрощённого производства и впоследствии, на основании определения от 11.05.2021, суд перешёл к рассмотрению настоящего дела по общим правилам административного судопроизводства (л.д.154, 155), одновременно приостановивпроизводство по настоящему делу до результатов рассмотрения арбитражного дела № А42-9922/2020, после чего протокольным определением от 02.12.2021 судом производство по настоящему делу возобновлено (л.д.175).

Представитель заявителя в онлайн-заседании поддержал требования Общества по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик в судебное заседание не явился; ранее ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (л.д.169).

С учётом мнения представителя заявителя, обстоятельств дела и в соответствии с частью 6 статьи 121, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 156, частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 20.01.2021 по результатам проведённого контроля представления респондентами субъектам официального статистического учёта первичных статистических данных за 4-й квартал 2020 года, Мурманскстатом установлен факт непредставления Учреждением формы федерального статистического наблюдения № П-4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников», утверждённой Приказом Федеральной службы государственной статистики от 15.07.2019 № 404 (далее – Приказ № 404), по сроку представления до 11.01.2021 (учитывая, что 8, 9, 10 января 2021 года являлись нерабочими днями) по обособленным подразделениям – двум гостиницам, расположенным в городе Апатиты Мурманской области на 20 км Пригородной зоны («Тиетта») и в доме № 2 по улице Ферсмана (л.д.97).

На основании изложенного административный орган пришёл к выводу о нарушении Учреждением требований Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее – Закон № 282-ФЗ) и Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учёта, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 (далее – Положение № 620).

Установив данные обстоятельства, 10.02.2021 в отношении Учреждения составлен протокол № 5 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ (л.д.138, 139), по результатам рассмотрения которого постановлением Мурманскстата от 25.02.2021 № 7 Учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, с назначением наказания в виде штрафа в сумме 20.000 руб. (л.д.62-69).

Полагая, что данное постановление является незаконным, Учреждение обратилось в арбитражный суд с требованием об его отмене.

Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учёта, регулируются нормами Закона № 282-ФЗ.

В силу части 6 статьи 8 Закона № 282-ФЗ юридические лица, которые имеют обособленные подразделения, должны предоставлять субъектам официального статистического учёта первичные статистические данные как по юридическим лицам, так и по таким подразделениям.

Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учёта определены в Положении № 620.

В соответствии с пунктом 3 Положения № 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учёта респондентами – созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.

Согласно пункту 4 Положения № 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учёта респондентами, указанными в пункте 3 названного Положения, по утверждённым формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Приказом № 404 утверждены действовавшие в спорный период форма федерального статистического наблюдения П-4 (НЗ) и указания по её заполнению (далее – Указания); согласно этой форме сведения по ней предоставляются не позднее 8 числа после отчётного квартала.

В соответствии с пунктом 1 Указаний форму заполняют в числе прочих юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации (кроме субъектов малого предпринимательства), средняя численность работников которых по итогам деятельности за предыдущий год превышает 15 человек (включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера), всех видов экономической деятельности и форм собственности.

При наличии у юридического лица обособленных подразделений рассматриваемая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений (пункт 2 Указаний).

Согласно сноске «1» к пункту 2 Указаний обособленное подразделение организации – любое территориально обособленное от неё подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создаётся на срок более одного месяца (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации; далее – НК РФ).

Спорные гостиницы поставлены на учёт в Статистический регистр Росстата в качестве территориально-обособленных структурных подразделений Учреждения в декабре 2019 года; обе гостиницы включены Федеральным агентством по туризму в Федеральный перечень туристских объектов с присвоением им категории и регистрационных номеров (550023738 и 550023739; л.д.121, 122).

Согласно пунктам 24, 24.28, 24.29 устава Учреждения оно вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, в том числе деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания (л.д.20-42).

В гостиницах созданы стационарные рабочие места, трудовую деятельность на постоянной основе осуществляет персонал Учреждения, что подтверждается сведениями Статистического регистра Росстата согласно информации по форме федерального статистического наблюдения № 1-КСР «Сведения о деятельности коллективного средства размещения», предоставленной самим Учреждением.

Таким образом, гостиницы Учреждения, соответствуя критериям, указанным в пункте 2 статьи 11 НК РФ, являются его обособленными подразделениями и оно обязано предоставлять в установленном порядке статистическую информацию по установленным формам в отношении этих гостиниц.

Факт непредоставления спорных сведений по спорным обособленным подразделениям (гостиницам) заявителем не отрицается, а равно сам факт наличия этих гостиниц.

Согласно пункту 14 Положения № 620 непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учёта первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечёт ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учёта первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных предусмотрена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

То обстоятельство, что данные гостиницы не отражены в уставе Учреждения в качестве структурных подразделений и находятся на территории, где налоговый контроль осуществляет один налоговый орган не имеет правового значения для признания их таковыми в целях федерального статистического наблюдения в силу сноски «1» к пункту 2 Указаний и пункта 2 статьи 11 НК РФ.

Цель налогового учёта отличается от цели официального статистического учёта, функцию по сбору и обработке первичных статистических данных для формирования официальной статистической информации налоговые органы не выполняют.

Таким образом, суд усматривает в действиях (бездействии) Учреждения по непредоставлению по своим обособленным подразделениям (двум гостиницам) в срок до 11.01.2021 статистической формы № П-4 (НЗ) за 4-й квартал 2020 года событие и состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен в пределах срока давности и подтверждает факт правонарушения; оспариваемое постановление вынесено полномочным лицом, в пределах срока давности с соблюдением установленного порядка привлечения к ответственности; каких-либо процессуальных нарушений, допущенных административным органом при привлечении Учреждения к административной ответственности, судом также не установлено.

При таких обстоятельствах привлечение Учреждения к оспариваемой ответственности является правомерным, следовательно, оснований для признания незаконным и отмены постановления от 25.02.2021 № 7 не имеется, в связи с чем в удовлетворении заявления Учреждения следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 207, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении заявления об оспаривании постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области от 25.02.2021 № 7, принятого по адресу: <...>, о привлечении федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» (ИНН <***>, ОГРН <***>), расположенного по адресу: <...> к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти рабочих дней со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья С.Б.Варфоломеев