ул. Книповича, д. 20, г. Мурманск, 183049
http://murmansk.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
город Мурманск Дело № А42-2447/2016
«10» июня 2016 года
Судья Арбитражного суда Мурманской области Карачева А.Е., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области (пер. Русанова, д. 10, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью телевизионная радиовещательная компания «Блиц» (ул. Новосельская, д. 6, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области (далее - заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд Мурманской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью телевизионная радиовещательная компания «Блиц» (далее – ООО ТРК «Блиц», Общество, лицензиат) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В обоснование заявленного требования Управление указало, что Общество осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушением условий, предусмотренных лицензией на осуществление телевизионного вещания.
Определение суда от 18.04.2016 о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства 19.04.2016 опубликовано на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.murmansk.arbitr.ru, а также направлено лицам, участвующим в деле по почте.
Согласно почтовому уведомлению о вручении корреспонденция получена заявителем - 20.04.2016.
Определение суда, направленное Обществу по юридическому адресу указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, возвращено отделением почтовой связи в связи с истечением срока хранения.
В силу положений пункта 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства» и части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), ООО ТРК «Блиц» считается извещенным надлежащим образом.
В пределах установленных судом сроков Общество не представило отзыв на заявление.
Дело рассмотрено по правилам главы 29 АПК РФ в порядке упрощенного производства, без вызова сторон.
Как следует из материалов дела, ООО ТРК «Блиц» в установленном порядке зарегистрировано в качестве юридического лица, имеет выданные Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций лицензии: на оказание услуг телевизионного вещания телеканала лицензия серия ТВ № 24944 от 22.01.2014; действие лицензии на основании решения лицензирующего органа – приказа (распоряжения) от 17.06.2015 года № 116-смк; на оказание услуг связи для целей эфирного вещания лицензия № 139123 от 05.02.2016; предоставлена на основании решения лицензирующего органа – приказа от 25.12.2015 № 800-рчс, сроком действия до 05.02.2012.
На основании приказа Управления от 24.02.2016 № 26-нд в период с 01.03.2016 по 21.03.2016 должностными лицами Управления в отношении ООО ТРК «Блиц» проведено плановое систематическое наблюдение на предмет соблюдения лицензионных требований, предусмотренных лицензией № 24944 от 22.01.2014 на осуществление телевизионного вещания.
При проведении проверки сотрудниками Управлением выявлены допущенные Обществом нарушения обязательных требований лицензионных требований и условий, выраженных в несоблюдение программной направленности телеканала: в вещании СМИ «Блиц-круг» отсутствуют программы направленности вещания спортивное и развлекательное, а также объемов вещания: вещания программ музыкального и публицистического направлений увеличен и составляет 31 % и 9 % соответственно, вместо 1% и 6 %; лицензиат осуществляет вещание СМИ «ТНТ» в объеме 145 час. в неделю и СМИ «Блиц круг» - 23 час в неделю, вместо предусмотренных лицензией объемов вещания: СМИ «ТНТ» - 147 час. в неделю и СМИ «Блиц-круг» - 21 час в неделю круглосуточно, чем нарушаются условия приложения № 1 к лицензии серия ТВ № 24944 от 22.01.2014 на осуществление телевизионного вещания.
Результаты проверки отражены в соответствующем акте № А-51/4/26-нл/35 от 21.03.2016, а также в представленных суду приложениях № 1 (справка о результатах систематического наблюдения) и № 2 (информационная справка) к указанному акту.
По факту выявленного нарушения должностным лицом Управления 31.03.2016 в отношении Общества составлен протокол № АП-51/4/156 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по вышеуказанным основаниям.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Пунктами 2, 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) определено, что лицензией является специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), а лицензируемым видом деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.
В силу пункта 37 части 1 статьи 12 названного Закона деятельность по телевизионному вещанию и радиовещанию подлежит лицензированию.
Особенности лицензирования указанной деятельности в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 1 Закона № 99-ФЗ установлены Законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о средствах массовой информации).
Согласно статье 31 Закона о средствах массовой информации телевизионное вещание, радиовещание (далее – вещание) осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом «а» статьи 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату, является соблюдение лицензиатом параметров вещания, указанных в лицензии, в том числе вещание указанного в лицензии телеканала, соблюдение объемов вещания, соблюдение даты начала вещания; вещание телеканала в определенной лицензией среде вещания.
Согласно приложения № 1 к лицензии серии ТВ № 24944 от 22.01.2014, выданной Обществу, вещание СМИ «Блиц-круг» должно осуществляться в объеме 21 часов в неделю; СМИ «ТНТ» в объеме – 147 часов в неделю. Анализ записи и программы телепередач, вышедших в эфир в период с 18:00 мск 01.03.2016 по 18:00 мск 08.03.2016 свидетельствует о том, что ООО ТРК «Блиц» осуществляет вещание указанных СМИ в меньшем объеме, чем предусмотрено лицензией.
В подтверждение факта совершения Обществом правонарушения Управлением представлены копия лицензии № 139123 от 05.02.2016 с приложениями, копия лицензии серии ТВ № 24944 от 22.01.2014 с приложениями, копия телепрограммы передач с 01.03.2016 по 08.03.2016, акт систематического наблюдения № А-51/4/26-нд/35 от 21.03.2016 с приложениями, протокол об административном правонарушении № АП-51/4/156 от 31.03.2016.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Следовательно, одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного правонарушения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
КоАП РФ устанавливает ряд процессуальных требований, обеспечивающих гарантии защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В части 3 статьи 28.2 КоАП РФ указано, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные данным Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.
Пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
Таким образом, составление протокола об административном правонарушении должно осуществляться с надлежащим извещением лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при этом административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты своих прав и законных интересов.
Приведенные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Без предоставления лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно.
Цель извещения состоит в том, чтобы лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, имело точное представление о времени и месте его рассмотрения и реальную временную возможность обеспечить явку своего представителя (защитника). Риски признания уведомления надлежащим лежат на административном органе.
Уведомление от 24.03.2016 № 1275-03/51 о необходимости явки на составление протокола направлено по юридическому адресу Общества (ул. Новосельская, д. 6, г. Мурманск) 25.03.2016, идентификационный номер почтового отправления 18304996310280.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении № АП-51/4/156 от 31.03.2016 составлен в отсутствие представителя Общества.
В силу абзаца 2 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений.
Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 № 234 предусмотрено, что извещения о поступивших регистрируемых почтовых отправлениях опускаются в ячейки абонентских почтовых шкафов (почтовые абонентские ящики); при неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение (абзац 2 пункта 34); при отсутствии адресата по указанному адресу почтовое отправление возвращается по обратному адресу (подпункт "в" пункта 35).
В подтверждение сведений об извещении лица, привлекаемого к административной ответственности о дате и времени составления протокола Управлением в материалы дела приложена распечатка с официального сайта «Почта России» отчета об отслеживании почтового отправления с указанием на неудачную попытку вручения 26.03.2016 корреспонденции ввиду временного отсутствия адресата. При этом сведения о вторичном извещении в отчете не содержатся.
По сведениям, размещенным на официальном сайте "Почта России" отправление с почтовым идентификатором 18304996310280 получено адресатом 31.03.2016 в 12 час. 42 мин., при этом законному представителю Общества необходимо было явиться на составление протокола в тот же день к 15-00 часам по адресу Управления (<...>).
Общество, действуя добросовестно обеспечило прием входящей корреспонденции по юридическому адресу, вместе с тем, у него отсутствовала реальная возможность представлять свои интересы при совершении соответствующих процессуальных действий, учитывая сроки, лицо, привлекаемое к ответственности было лишено возможности обеспечить явку надлежаще уполномоченного представителя, ознакомиться с материалами проверки, представить свои квалифицированные возражения по существу вменяемого административного правонарушения.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, и доказательств его надлежащего уведомления о времени и месте совершения данного процессуального действия является существенным процессуальным нарушением и самостоятельным основанием для отказа в привлечении к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении требований Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью телевизионная радиовещательная компания «Блиц» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья А.Е. Карачева