ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-3112/13 от 14.11.2013 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД   МУРМАНСКОЙ   ОБЛАСТИ

183049 г. Мурманск, ул. Книповича, д. 20

http://murmansk.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Мурманск                                                                         Дело №  А42-3112/2013

15 ноября 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 ноября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 15 ноября 2013 года.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Зыкиной Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кушниренко В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании  с использованием систем видеоконференц-связи дело по заявлению индивидуального предпринимателя Дриги Валерия Евгеньевича, ул.Ясеневая дом 21, корп.2, кВ.137 г.Москва, 115583 почтовый адрес: а/я 158 г.Москва, 119019; ИНН 772414746070,                               ОГРНИП 305770000261332)

к Управлению Федерального казначейства по Мурманской области в лице Отдела №13 УФК по Мурманской области  проспект Защитников Заполярья дом 1 корпус 2  г.Кола Мурманской области (ИНН 5191501406, ОРГН 1025100849663)

третьи лица:

муниципальное образование городское поселение Верхнетуломский в лице Администрации городского поселения  Верхнетуломский, ул. Дружбы дом 21, пгт. Верхнетуломский, Кольский район;

муниципальное образование сельское поселение Пушной в лице Администрации сельского поселения  Пушной, ул. Центральная дом 8, н.п Пушной, Кольский район;

муниципальное образование сельское поселение Тулома в лице Администрации сельского поселения  Тулома, ул. Ручьевая, дом 6, с. Тулома, Кольский район;

муниципальное образование сельское поселение Ура-Губа в лице Администрации сельского поселения  Ура-Губа, ул. Рыбацкая дом30, с. Ура-Губа, Кольский район;

Управление делами администрации сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области (ИНН 5105032457, ОРГН 1115105000306), расположенное по адресу: ул. Ручьевая дом 6, с. Тулома Кольский район Мурманской области, 184362;

Управление делами администрации городское поселение Верхнетуломский Кольского района Мурманской области (ИНН 5105032489, ОГРН 1115105000416), адрес места нахождения: 184374, Мурманская область, Кольский район, пгт. Верхнетуломский,  ул. Дружбы дом 21а;

Муниципальное учреждение Управление Урагубским территориальным округом (ИНН 5105020701, ОГРН 1025100589370), адрес места нахождения: 184371, Мурманская область, Кольский район, с. Ура-Губа, ул.Рыбацкая дом 30;

Управление делами администрации сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области (ИНН 5105032471, ОГРН 1115105000339), адрес места нахождения: 184321, Мурманская область, Кольский район, нп. Пушной, ул. Центральная дом 8;

муниципальное учреждение «Управление  делами администрации сельского поселения Ура-Губа Кольского района Мурманской области» (ИНН 5105032464, ОГРН 1115105000328), расположенное по адресу: ул. Рыбацкая, дом 30с. Ура-Губа, Кольский район, Мурманская область

о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприостановлении  расходных операций на всех имеющихся  лицевых счетах

при участии представителей:

от заявителя –   Яновского А.Е. – по  доверенности от 23.01.2013;

от ответчика – Подольной Т.Н. – по  доверенности от 10.01.2013;

от третьих лиц – (Администрация  городского поселения  Верхнетуломский) – Онипко В.М. - по  доверенности № 1 от 27.02.2013; иные - не явились, извещены;

установил:

индивидуальный предприниматель Дрига Валерий Евгеньевич (далее – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федерального казначейства по Мурманской области в лице Отдела №13 УФК по Мурманской области (далее – ответчик, Отдел №13), выразившегося  в неприостановлении  расходных операций на всех имеющихся  лицевых счетах Администрации городского поселения  Верхнетуломский, Администрации сельского поселения  Пушной, Администрации сельского поселения  Тулома, Администрации сельского поселения  Ура-Губа и их структурных подразделений.

В обоснование заявленных требований предприниматель указал, что  решением Арбитражного суда Мурманской области от 29.03.2011 по делу №А42-8609/2010 в его пользу взыскано солидарно в порядке субсидиарной ответственности  с муниципального образования городское поселение Верхнетуломский в лице Администрации городского поселения  Верхнетуломский,

муниципального образования сельское поселение Пушной в лице Администрации сельского поселения  Пушной, муниципального образования сельское поселение Тулома в лице Администрации сельского поселения  Тулома, муниципального образования сельское поселение Ура-Губа в лице Администрации сельского поселения  Ура-Губа за счет казны муниципальных образований  1 169 907 руб. основного долга  и 31 016 руб. 83 коп. судебных расходов. 30.06.2011 на принудительное исполнение решения выданы исполнительные листы, которые направлены  в отдел №13 УФК по Мурманской области. Уведомлениями от 07.02.2013  Отдел №13  сообщил об истечении трехмесячного срока для исполнения исполнительных листов и возможности отзыва исполнительных документов. Вместе с тем, в нарушение  пунктов 7,9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), статьи 323 Гражданского кодекса Российской Федерации Отдел №13  не сообщил заявителю о приостановлении операции по всем лицевым счетам должника и его структурных подразделений.

В ходе судебного разбирательства  определениями Арбитражного суда Мурманской области от 17.06.2013. 18.07.2013, 10.10.2013  к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования привлечены: Управление делами администрации сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области; Управление делами администрации городское поселение Верхнетуломский Кольского района Мурманской области; муниципальное учреждение Управление Урагубским территориальным округом; Управление делами администрации сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области; муниципальное учреждение «Управление  делами администрации сельского поселения Ура-Губа Кольского района Мурманской области», являющихся, по мнению заявителя, структурными подразделениями  соответствующих Администраций.

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении, в качестве способа восстановления нарушенных прав просил обязать ответчика  устранить допущенные нарушения, приостановить  операции по всем лицевым счетам Администрации городского поселения  Верхнетуломский, Администрации сельского поселения  Пушной, Администрации сельского поселения  Тулома, Администрации сельского поселения  Ура-Губа и их структурных подразделений, указал, что Управление делами, являясь учреждениями, не являются самостоятельными органами местного самоуправления и входят в структуру Администрации, что подтверждается всеми представленными в отношении привлеченных в качестве третьих лиц Управлений делами доказательствами.

Представитель ответчика требования не признал, в судебном заседании, а также в отзыве  на заявление и дополнениях к нему указал, что действующее законодательство не содержит норм, на основании которых органы федерального казначейства обязаны вместе с сообщением о неисполнении исполнительного документа направлять должнику доказательства о приостановлении операций на лицевых счетах должника; необоснованным является предъявление всех исполнительных листов одновременно; gорядок исполнения исполнительных листов предусмотрен пунктом 3 статьи 242.2 БК РФ, а не пунктом 9 статьи 242.5 БК РФ; вопрос исполнения судебных актов в порядке статьи 242. 2 БК РФ  не относится к компетенции Управления; поскольку администрация МО г.п. Кильдинстрой не является публично-правовым образованием, не обладает казной, не учредитель учреждений должников, а муниципальные образования не являются органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия главного распорядителя бюджетных средств, то и ссылки заявителя о необходимости применения пункта 9 статьи 242.5 БК РФ являются несостоятельными; спорные исполнительные листы не были исполнены в установленный срок не в связи с несписанием денежных средств Управлением, а в связи с отсутствием на лицевом счете ГРБС Администрации соответствующих ассигнований как перераспределенных внутри одного вида расходов, так и выделенных на основании принятого изменения в бюджет; управления делами в соответствии со своим Уставом и свидетельством о внесении сведений в ЕГРЮЛ считается самостоятельным юридическим лицом и не является структурным или обособленным подразделением Администрации; право заявителя на получение денежных средств по исполнительному листу не нарушено, поскольку он вправе отозвать исполнительный лист и предъявить его в службу судебных приставов для обращения взыскания на имущество, составляющее казну муниципального образования; выплаты средств по исполнительным листам должны производиться за счет средств казны муниципального образования, выделенных Администрации как получателю средств местного бюджета. Приостанавливать операции по иным лицевым счетам органы Федерального казначейства не вправе, поскольку с них не происходит расходование средств на оплату денежных обязательств; в  Управлении открыты лицевые счета Администрации и Управления делами как самостоятельных ведомств, ответчик не имеет в своем распоряжении никаких документов, свидетельствующих о наличии обособленных (структурных) подразделений у Администрации, и не располагает полномочиями по розыску таких подразделений.

Представитель третьего лица - Администрация  городского поселения  Верхнетуломский в судебном заседании поддержал доводы ответчика, в отзыве  Администрация городского поселения Верхнетуломский в отзыве поддержала доводы ответчика, указала на те же доводы, что  и Администрация сельского поселения  Тулома (том 2 л.д.130-133).

Администрация сельского поселения  Тулома в отзыве поддержала доводы ответчика, указала, что механизм исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предполагает  фактическое наличие  бюджетных средств на едином счете  местного бюджета и достаточность лимитов бюджетных обязательств. Отсутствие финансовой возможности  является также препятствием  для выделения главным распорядителем  (распорядителем)  средств местного бюджета и  (или) объемов финансирования  расходов в целях исполнительного документа. Бюджет на 20013 год не предусматривает бюджетные ассигнования на выполнение  обязательства муниципального образования по исполнению исполнительного документа АС №002180467. Приостановление операций по расходованию денежных средств на всех лицевых счетах должника при отсутствии на этих счетах средств для исполнения исполнительных документов не будет служить  средством взыскания суммы задолженности из местного бюджета в пользу взыскателя. Удовлетворение  требований заявителя повлечет нарушение календарной очередности исполнения судебных актов, а таке нарушения прав и законных интересов лиц – взыскателей по указанным исполнительным листам, исполнение которых не произведено в полном объеме (том 1 л.д.71-76).

Управление делами городского поселения Верхнетуломский также в отзыве поддержало доводы ответчика, указало, что является исключительно исполнительно-распорядительным органом, самостоятельным юридическим лицом, не может отвечать по обязательствам  бюджетного учреждения – МБУ «СЕЗ МО г.п. Верхнетуломский, учредителем которого является Администрация (том 3 л.д.44-45).

Иные третьи лица отзывы не представили.

С учетом обстоятельств дела, мнения представителей сторон, на основании статьи 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд рассмотрел дело  в отсутствие третьих лиц. Не явившихся в судебное заседание.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Мурманской области от 29.03.2011 по делу № А42-8609/2010 взыскано солидарно с муниципального образования городское поселение Верхнетуломский в лице администрации муниципального образования городское поселение Верхнетуломский, муниципального образования городское поселение Кильдинстрой в лице администрации муниципального образования городское поселение Кильдинстрой, муниципального образования сельское поселение Пушной в лице администрации муниципального образования сельское поселение Пушной, муниципального образования сельское поселение Тулома в лице администрации муниципального образования сельское поселение Тулома, муниципального образования сельское поселение Ура-Губа в лице администрации муниципального образования сельское поселение Ура-Губа за счет казны муниципальных образований в пользу Дриги Валерия Евгеньевича 1 169 907 руб. 57 коп. основного долга, 15 314 руб. 77 коп. процентов, 31 016 руб. 83 коп. судебных расходов, всего 1 216 239 руб. 17 коп, а также 25 162 руб. 39 коп. судебных расходов.

На основании вступившего в законную силу судебного акта, Арбитражным судом Мурманской области 30.06.2011 выданы исполнительные листы АС №002180464, АС №002180466, АС №002180467, АС №002180468, должником по которым указаны муниципальное образование городское поселение Верхнетуломский в лице администрации муниципального образования городское поселение Верхнетуломский, муниципальное образование сельское поселение Пушной в лице администрации муниципального образования сельское поселение Пушной, муниципальное образование сельское поселение Тулома в лице администрации муниципального образования сельское поселение Тулома, муниципальное образование сельское поселение Ура-Губа в лице администрации муниципального образования сельское поселение Ура-Губа.

24.10.2012 исполнительный лист АС №002180467 вместе с пакетом документов направлен предпринимателем в Отдел № 13 и принят Управлением к исполнению.

19.11.2012 исполнительный лист АС №002180468 вместе с пакетом документов направлен предпринимателем в Отдел № 13 и принят Управлением к исполнению.

26.10.2012 исполнительные листы АС №002180466, АС №002180464 вместе с пакетом документов направлен предпринимателем в Отдел № 13 и принят Управлением к исполнению.

07.02.2013 Отделом №13 направлены уведомления № УНЛ-12-3264,  № УНЛ-12-4320, № УНЛ-12-4764 о неисполнении должником требований исполнительных  документов АС №002180464, АС №002180466, АС №002180467.

01.03.2013 Отделом №13 направлено уведомление № УНЛ-12-2174 о неисполнении должником требований исполнительных  документов АС №002180468.

Уведомлениями от 28.11..2012 №УБЛ-12-1026, от 23.11.2012 №УБЛ-12-7046, от 17.12.2012 №УБЛ-12-5760, от 28.11.2012 №УБЛ-12-8889 Отделом №13 в соответствии с пунктом 3 статьи 242.5 БК РФ приостановлены операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника до момента устранения нарушения.

На момент обращения взыскателя в суд исполнительный документ не исполнен.

Не согласившись с бездействиями Управления по неприостановлению операций по лицевым счетам Администрации и Управления делами, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статьям 16, 318 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В силу пункта 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 Кодекса.

В пункте 1 статьи 242.1 БК РФ установлено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Кодексом на основании исполнительных документов с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (пункт 6 статьи 242.2 БК РФ).

Казначейство является органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов, в том числе получателей бюджетных средств; на федеральное казначейство возложено исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (статьи 166.1, 242.3 БК РФ).

В силу пункта 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Следовательно, статья 242.2 БК РФ содержит исключение, касающееся исполнения судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета.

В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 Кодекса с учетом положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.

Согласно исполнительным листам серии АС №002180464, №002180466,  №002180467,  №002180468 Арбитражного суда Мурманской области сумма долга перед предпринимателем взыскивается солидарно в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования в лице Администрации за счет казны  соответствующего муниципального образования.

 Статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и главой 24.1 БК РФ установлена ответственность муниципального образования как собственника имущества по гражданско-правовым обязательствам его учреждений при недостаточности денежных средств.

Согласно пункту 3 статьи 215 ГК РФ казной муниципального образования, соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования являются средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации (статья 6 БК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений части 2 статьи 41 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Согласно статьям 19, 31 Устава муниципального образования сельское поселение Тулома, Администрация сельского поселения Тулома Кольского района – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, обладает правами юридического лица, структура которого утверждается Советом депутатов.

В соответствии со статями 24,39 Устава сельского поселения Пушной. Утвержденного решением  Совета депутатов сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области от 07.10.2011 №15/2 местная администрация – (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) – Администрация  сельского  поселения Пушной Кольского района Мурманской области.

В соответствии со статями 23, 34 Устава сельского поселения Ура-Губа. утвержденного решением  Совета депутатов сельского поселения Ура-Губа Кольского района Мурманской области от 25.01.2006 №5/1 местная администрация – Администрация  сельского  поселения Ура-Губа Кольского района Мурманской области. (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) –орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции.

В соответствии со статями 23, 33 Устава городского поселения Верхнетуломский Кольского района Мурманской области утвержденного решением  Совета депутатов городского поселения Верхнетуломский Кольского района Мурманской области от 14.02.2006 №06/1 местная администрация – Администрация  городского  поселения Ура-Губа Кольского района Мурманской области, орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции.

Таким образом, спорный исполнительный документ правомерно был принят Управлением к исполнению с учетом требований положений статьи 242.5 БК РФ.

В силу части 9 статьи 242.5 БК РФ в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном Кодексом.

При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (часть 7 статьи 242.5 БК РФ).

Согласно статье 220.1 БК РФ учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями настоящего Кодекса в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Лицевые счета для учета операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов открываются в Федеральном казначействе.

Лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством.

Согласно сведениям, представленным Управлением, в Отделе № 13 на обслуживании находятся следующие получатели бюджетных средств: Администрация городского поселения Верхнетуломский (лицевые счета 01493180010, 03493180010, 04493180010, 05493180010, 08493180010), Управление делами Администрация городского поселения Верхнетуломский (лицевые счета 01493433870, 03493433870, 08493433870); Администрация сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области  (лицевые счета 01493220010, 03493220010, 04493220010, 05493220010, 08493220010), Управление делами Администрация сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области (лицевые счета 01493433850, 03493433850); Администрация сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области  (лицевые счета 01493230010, 03493230010, 04493230010, 05493230010, 08493230010), Управлением делами (лицевые счета 01493433880, 03493433880); Администрация сельского поселения  Ура-Губа Кольского района Мурманской области (лицевые счета 01493210010, 03493210010, 04493210010, 05493210010, 08493210010), Управление делами Администрации сельского поселения  Ура-Губа Кольского района Мурманской области (лицевые счета 01493433900, 03493433900, 08493433900) (том 2 л.д.16, 18,19,20, том 3 л.д.33).

Представленными ответчиком уведомлениями от 28.11..2012 №УБЛ-12-1026, от 23.11.2012 №УБЛ-12-7046, от 17.12.2012 №УБЛ-12-5760, от 28.11.2012 №УБЛ-12-8889, отчетами о состоянии лицевых счетов, списком исполнительных документов, уведомлениями об уточнении вида и принадлежности платежа подтверждено, что Отделом № 13 в установленном порядке были приостановлены операции по расходованию средств на лицевых счетах всех вышеуказанных Администраций, а имеющиеся списания денежных средств были связаны с исполнением в порядке очередности исполнительных документов.

Следовательно, действия по приостановлению расходных операций на лицевых счетах Администрации были предприняты ответчиком в установленном порядке и в установленный срок, в связи с чем, Управление не допустило незаконного бездействия в виде неприостановления расходных операций на лицевых счетах Администрации, о приостановлении операций уведомлены должники.

Вместе с тем, суд считает, что требования предпринимателя подлежат частичному удовлетворению исходя из следующего.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ 01.06.2011 Администрацией городского поселения Верхнетуломский в форме учреждения создано Управление делами, которое в силу пункта 1.1 положения, утвержденного постановлением Администрации от 19.12.2011 № 92, относится к исполнительным органам местного самоуправления муниципального образования, осуществляющим организационное, информационное, правовое, кадровое, материально-техническое, финансовое и транспортное обеспечение деятельности Администрации.

Пунктами 1.5-1.6 указанного Положения установлено, что Управление делами, являясь юридическим лицом, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Администрации.

Решением Совета депутатов  городского  поселения Верхнетуломский Кольского района Мурманской области от 28.04.2011 № 19/2 утверждена структура Администрации, в состав которой вошло Управление делами на правах юридического лица (том 2 л.д.116-117,147-148).

С учетом изложенного Управление делами, обладая правами юридического лица, является структурным подразделением Администрации городского  поселения Верхнетуломский Кольского района Мурманской области.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ 03.05.2011 Администрацией сельского поселения Пушной в форме учреждения создано Управление делами администрации сельского поселения Пушной Кольского района.

Согласно структуре  администрации сельского поселения Пушной Кольского района, утвержденной решением Совета депутатов с.п. Пушной от 22.11.2012 №27/6  Управление делами  является отделом администрации с правом юридического лица. Начальник отдела Управления делами одновременно является заместителем Главы администрации.

Согласно структуре  администрации сельского поселения Пушной Кольского района, утвержденной решением Совета депутатов с.п. Пушной от 06.06.2013  №36/2 Управление делами   входит в структуру администрации  сельского поселения Пушной, Начальник отдела Управления делами одновременно является заместителем Главы администрации.

С учетом изложенного Управление делами, обладая правами юридического лица, является структурным подразделением Администрации сельского поселения Пушной  Кольского района Мурманской области.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ 25.08.2011 Администрацией сельского поселения Ура-Губа в форме учреждения создано Управление делами, которое в силу пункта 1.1 положения, утвержденного постановлением Администрации от 17.08.2011 № 56, относится к исполнительным органам местного самоуправления муниципального образования, осуществляющим организационное, информационное, правовое, кадровое, материально-техническое, финансовое и транспортное обеспечение деятельности Администрации.

Пунктами 1.5-1.6 указанного положения установлено, что Управление делами, являясь юридическим лицом, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Администрации.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц  в отношении Управления делами в качестве видов деятельности заявлена деятельность органов местного самоуправления.

Согласно статье 35 Устава муниципального образования сельское поселение Ура-Губа определен широкий перечень  полномочий Администрации.

Согласно статье 17 Закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа, полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении»; полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Вместе с тем, исходя из представленного Положения о муниципальном учреждении  Управление делами администрации  сельского поселения Тулома указанное Управление фактически обеспечивает деятельность не только Администрации, но и Совета депутатов (пункты 2.11,, 2.10, 3.15,  3.36), то есть осуществляет полномочия Администрации.

Кроме того, согласно ведомственной структуре  расходов бюджета муниципального образования сельского поселения Ура-Губа Кольского района Мурманской области на 2013 год, утвержденной  решением Совета депутатов от 15.03.2013 №41/1 Управление делами является главным распорядителем бюджетных средств, то есть лицом, имеющим право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. При этом как следует, из указанной структуры,  Управление делами является таким распорядителем не только в отношении функций и задач, возложенных на него пунктом 1.1 Положения (транспортное, финансовое, кадровое обеспечение Администрации), но и фактически распределяет бюджетные ассигнования и лимиты  для исполнения значительной части бюджетных обязательств, в том числе в области  руководства и управления в сфере установленных функций органов местного самоуправлении, функционирования высшего должностного лица органа местного самоуправления, защиты населения  и территории  от чрезвычайных ситуаций, дорожного хозяйства, мобилизационной подготовки, связи  и информатики, жилищно-коммунального хозяйства,  благоустройства, культуры,  иных вопросов жилищно-коммунального хозяйства, социальной политики, объем средств. Выделенных средств составляет 7 298,4 тыс. руб.. Администрация сельского поселения Ура-Губа  как главный распорядитель   обладает только полномочиями по исполнению судебных актов, объем запланированных средств составляет 265 тыс. руб., в связи с чем орган местного самоуправления лишен  данной структурой функциями по распоряжению бюджетными средствами, выделяемыми на непосредственное их осуществление.

С учетом изложенного, суд считает, что в данном случае  Управление делами, обладая правами юридического лица, фактически является структурным подразделением Администрации, которая осуществляет своих функций через созданное ею Управление делами.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ 27.04.2011 Администрацией в форме учреждения создано Управление делами администрации сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области, которое в силу пункта 1.1 положения, утвержденного постановлением Администрации от 19.12.2011 № 80, является казенным муниципальным учреждением, осуществляющим организационное, информационное, правовое, кадровое, материально-техническое, финансовое и транспортное обеспечение деятельности Администрации сельского поселения Тулома Кольского района.

Пунктами 1.5-1.6 указанного Положения установлено, что Управление делами, являясь юридическим лицом, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Администрации (том 4 л.д.124-132).

Решением Совета депутатов  сельского поседения Тулома Кольского района Мурманской области от 26.12.2012 № 29/4 утверждена структура Администрации, в состав которой вошло Управление делами на правах юридического лица (том 1 л.д.78-80).

В ходе судебного разбирательства  представитель Администрации муниципального образования сельское поселение Тулома  представил решение Совета депутатов  сельского поседения Тулома Кольского района Мурманской области от 26.09.2013 №38/3, которым утверждена новая структура Администрации. Согласно  указанной структуре,  Управление делами в ней отсутствует (том 4 л.д.121-122).

Вместе с тем, как пояснил представитель третьего лица, Положение  о муниципальном учреждении  Управление делами администрации  сельского поселения Тулома не изменялось.

Согласно пункту 9 статьи 32 Устава  Администрация поселения обеспечивает деятельность Совета депутатов, разрабатывает и исполняет бюджет поселения, является главным распорядителем бюджетных средств; управляет и распоряжается имуществом, находящимся в собственности поселения; разрабатывает и выполняет планы и программы развития поселения; учреждает муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения, утверждает их уставы; выступает заказчиком работ по благоустройству и озеленению территории поселения, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры, муниципального жилья, производству товаров и оказанию услуг для населения поселения; сдает в аренду муниципальное имущество; организует местные лотереи и, с согласия Совета депутатов, местные займы;  участвует в выдаче кредитов за счет средств бюджета поселения; принимает решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения работ в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации»; осуществляет полномочия по утверждению перечня должностей муниципальной службы администрации поселения, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; разрабатывает и утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;  осуществляет иные полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с законодательством и настоящим Уставом, а также государственные полномочия, возложенные на нее федеральными законами и законами Мурманской области).

Вместе с тем, исходя из представленного Положения о муниципальном учреждении  Управление делами администрации  сельского поселения Тулома указанное Управление фактически обеспечивает деятельность не только Администрации, но и Совета депутатов (пункты 2.11,, 2.10, 3.15,  3.36), то есть осуществляет полномочия Администрации.

Кроме того, согласно ведомственной структуре  расходов бюджета муниципального образования сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области на 2013 год, утвержденной  решением Совета депутатов от 20.02.2013 №31/1 Управление делами является главным распорядителем бюджетных средств, то есть лицом, имеющим право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. При этом как следует, из указанной структуры,  Управление делами является таким распорядителем не только в отношении функций и задач, возложенных на него пунктом 1.1 Положения (транспортное, финансовое, кадровое обеспечение Администрации), но и фактически распределяет бюджетные ассигнования и лимиты  для исполнения значительной части бюджетных обязательств, в том числе в области  руководства и управления в сфере установленных функций органов местного самоуправлении, функционирования высшего должностного лица органа местного самоуправления, защиты населения  и территории  от чрезвычайных ситуаций, дорожного хозяйства, мобилизационной подготовки, связи  и информатики, жилищно-коммунального хозяйства,  благоустройства, культуры,  иных вопросов жилищно-коммунального хозяйства, социальной политики.

С учетом изложенного Управление делами, обладая правами юридического лица, является структурным подразделением Администрации, путем осуществления через него своих функций.

Доказательств принадлежности управления Ура-Губским территориальным округом  к структурному подразделению Администрации сельского поселения Ура-Губа  суду не представлено. Указанное учреждение не имеет открытых лицевых счетов, в связи в чем требования о неприостановлении операций по счетам  данного учреждения являются необоснованными.

Исходя из пункта 7 статьи 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Судом установлено, представителями лиц, участвующих в деле подтверждено, что приостановление операций по лицевым счетам указанных структурных подразделений Управлений делами не производилось. Довод ответчика о том, что  06.05.2013  были приостановлены операции по лицевому счету  03493433850 Управления делами  администрации  сельского поселения Пушной  судом не принимается,  поскольку приостановление операций было произведено в связи с неисполнением конкретного исполнительного документа (исполнительного листа), не имеющего отношения в вышеуказанным исполнительным листам, при этом в уведомлении о приостановлении операций указано, что данное приостановление расходных операций действует до момента устранения нарушений, то есть до исполнения данного исполнительного листа, в связи с чем в случае исполнения этого исполнительного листа, оснований для невозобновления операций при отсутствии иного уведомления у ответчика не имеется, что может повлечь не  исполнение должником иных исполнительных документов. Кроме того, в установленный законом срок приостановление по данному лицевому счету не было осуществлено, что в любом случае нарушало права и законные интересы заявителя.

Довод ответчика о том, что взыскатель не должен предъявлять одновременно исполнительные листы, не основан на нормах действующего законодательства.

При таких обстоятельствах,  учитывая отсутствие иных установленных структурных подразделений, суд считает, что  ответчиком не были предприняты все меры по исполнению требований поступивших на исполнение исполнительных документов.

Поскольку денежные средства подлежат взысканию за счет казны муниципального образования в порядке субсидиарной ответственности, а лицевые счета Администрации и его структурного подразделения - Управление делами - открыты в Отделе № 13, неуказание в исполнительном документе в графе «должник» сведений об Управлении делами не создает препятствий для исполнения исполнительного документа.

Недостаток бюджетного финансирования и иные, в том числе ранее предъявленные должнику, исполнительные листы не указаны в действующем законодательстве в качестве оснований для неприменения положений пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Бюджетный кодекс Российской Федерации возлагает на ответчика особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.

Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.

Очередность взыскания по исполнительным листам установлена действующим законодательством Российской Федерации и не является препятствием для приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое бездействие Управления, выразившееся в неприостановлении расходных операций на лицевых счетах Управления делами администрации сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области, Управления делами администрации городское поселение Верхнетуломский Кольского района Мурманской области, Управления делами администрации сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области, Управления  делами администрации сельского поселения Ура-Губа Кольского района Мурманской области не соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы предпринимателя, препятствует в исполнении требований исполнительных документов, в связи с чем, требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.

Частью 5 статьи 201 АПК РФ установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Учитывая установленные по делу обстоятельства суд в связи с частичным удовлетворением требований заявителя, считает возможным обязать ответчика устранить нарушение прав заявителя исходя из фактически удовлетворенных требований.

Согласно материалам дела предпринимателем за рассмотрение заявления была уплачена государственная пошлина в сумме 1 600 рублей.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для физических лиц в сумме 200 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Государственная пошлина в размере 1 400 руб. является излишне уплаченной и на основании положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Следовательно, с Управления в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб. за рассмотрение настоящего заявления.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 197, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

решил:

Признать незаконным как несоответствующим Бюджетному кодексу Российской Федерации бездействие Управления Федерального казначейства по Мурманской области в лице Отдела № 13, выразившееся в неприостановлении расходных операций на лицевых счетах Управления делами администрации сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области, Управления делами администрации городское поселение Верхнетуломский Кольского района Мурманской области, Управления делами администрации сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области, Управления  делами администрации сельского поселения Ура-Губа Кольского района Мурманской области.

Обязать Управление Федерального казначейства по Мурманской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Дриги Валерия Евгеньевича.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Управления Федерального казначейства по Мурманской области в пользу индивидуального предпринимателя Дриги Валерия Евгеньевича судебные расходы в сумме 200 руб.

Возвратить Дриге Валерию Евгеньевичу из федерального бюджета государственную пошлину, в размере 1 400 руб., уплаченную по платежному поручению № 43 от 29.04.2013.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Мурманской области.

Судья                                                                                                       Е.А. Зыкина