Арбитражный суд Мурманской области
улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183038
http://www.murmansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Мурманск Дело № А42-363/2021
«21» мая 2021 года
Резолютивная часть решения вынесена 19 мая 2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 21 мая 2021 года.
Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Ярец Н.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федоткиной Е.С., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области» (183031, ул. Подстаницкого, д. 1, г.Мурманск; ОГРН <***>, ИНН <***>) к Федеральному государственному казенному учреждению «1967 отделение морской инженерной службы» Министерства обороны Российской Федерации (183034, пр. Героев-Североморцев, д. 95, г. Мурманск; ОГРН <***>, ИНН <***>) и Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (119019, ул. Знаменка, д. 19, г. Москва; ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 47 377 руб. 50 коп.,
третье лицо Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны (191119, ул. Звенигородская, д. 5, г. Санкт-Петербург; ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии в судебном заседании представителя ответчика – ФИО1, доверенность от 01.01.2021,
установил:
некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области» (далее – истец, Фонд) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «1967 отделение морской инженерной службы» Министерства обороны Российской Федерации, (далее – ответчик, ФГКУ «1967 ОМИС» МО РФ) о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов в <...> по проспекту Героев-Североморцев, № 6 по улице Полины Осипенко за период с 01.12.2014 по 30.09.2020 в общей сумме 47 377 руб. 50 коп., а при недостаточности денежных средств взыскании указанной суммы с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности.
Истец представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Федеральные государственные казенные учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны (далее - третье лицо, ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России), извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства (уведомление о вручении 04.05.2021), представителя в судебное заседание не направило, отзыв не представило.
На основании частей 3, 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца и третьего лица, извещенных надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В представленном отзыве ответчик против удовлетворения иска возражал. Указал, что на основании Приказа директора департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 2017 № 1870 с 01.05.2020 прекращено право оперативного управления и снято с баланса ФГКУ «1967 ОМИС» МО РФ спорное недвижимое имущество, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России. Со ссылкой на часть 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) полагал обязательство по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненную обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, перешедшей к третьему лицу. Просил суд применить положения закона о пропуске истцом срока исковой давности.
К судебному заседанию истец представил ходатайство об уточнении искового требования. Просил суд взыскать с ФГКУ «1967 ОМИС» МО РФ задолженность за период с 01.11.2017 по 30.09.2020 в сумме 25 350 руб., а при недостаточности денежных средств, взыскать указанную сумму с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности.
На основании статьи 49 АПК РФ уточнение исковых требований принято судом.
В судебном заседании представитель ответчика против удовлетворения иска возражал, по доводам, изложенным в отзыве.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Ha основании пункта 1 статьи 196, пункта 1 статьи 200 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии с частью 5 статьи 4 АПК РФ гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
Из материалов дела следует, что исковое заявление поступило в Арбитражный суд Мурманской области 21.01.2021.
Истец просит взыскать задолженность за период с 01.11.2017 по 30.09.2020.
На основании изложенного, с учетом срока оплаты оказанных в ноябре 2017 года услуг - 20.12.2017 и тридцатидневного срока на соблюдение претензионного порядка, срок исковой давности для требований о взыскании задолженности за ноябрь 2017 года не истек.
Постановлением Правительства Мурманской области от 30.07.2013 № 423-ПП создан Фонд как региональный оператор, одной из функций которой является аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах для формирования фондов капитального ремонта.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости, за ответчиком с 03.12.2009 зарегистрировано право оперативного управления на помещение площадью 46,5 кв.м в многоквартирном доме № 6 по ул. Полины Осипенко, с 07.05.2009 на помещение площадью 48,5 кв.м в многоквартирном доме № 75 по пр. Героев-Североморцев, с 30.12.2015 на помещение площадью 45 кв.м в многоквартирном доме № 37 по ул. Аскольдовцев в г. Мурманске.
Поскольку собственниками помещений многоквартирных домов не принималось решение о способе формирования фонда капитального ремонта, фонд капитального ремонта дома формируется на счете регионального оператора.
Постановлениями Правительства Мурманской области от 30.11.2015 № 550-ПП и от 12.10.2018 № 462-ПП утверждены размеры минимального взноса для собственников помещений на капитальный ремонт многоквартирных домов на 2016-2018 годы и на 2019 -2021 годы, которые составляют 2 руб. за 1 кв. м. площади для деревянных многоквартирных домов этажностью 3 и менее этажей и 6 руб. для прочих многоквартирных домов.
За период с 01.11.2017 по 30.09.2020 взносы на капитальный ремонт спорных многоквартирных домов на общую сумму 25 350 руб. ответчиком не вносились.
Направленная истцом претензия от 05.10.2020 № 04/02/2010053057 оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило Фонду основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим иском.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Обязательство по оплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственника помещения в многоквартирном доме в силу закона.
Согласно положениям статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт.
В соответствии с Законом Мурманской области от 24.06.2013 № 1629-01-ЗМО «Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области», обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении семи календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которую включен этот многоквартирный дом.
Постановление Правительства Мурманской области от 31.03.2014 № 168-ПП «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014-2043 годы», утверждающее региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах опубликовано 12 апреля 2014 года в бюллетене областного Правительства на официальном интернет-портале http://npa.gov-murman.ru.
У собственников помещений в многоквартирных домах Мурманской области возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт с декабря 2014 года.
В соответствии с положениями части 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании части 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Частью 2 статьи 153 ЖК РФ установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора; арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора; члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом; собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса; лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи; застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Между тем частью 1 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Так, из указанных положений закона усматривается, что обязанность по внесению платы за содержание общего имущества и коммунальные услуги законодателем возложена на нанимателей соответствующих жилых помещений в многоквартирных домах как на лиц, фактически получающих данные услуги.
Законодателем отдельно установлено, что взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в случае, в том числе, сдачи в наем жилых помещений в таком доме обязан оплачивать собственник.
Отдельный порядок урегулирования вопроса об оплате взносов на капитальный ремонт (собственником, а не нанимателем) связан с тем, что в случае производства такого ремонта непосредственным выгодоприобретателем является собственник данных жилых помещений, а не лицо, пользующееся и владеющее данным имуществом.
На основании изложенного, с учетом положения пункта 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ, обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возложена на собственника жилых помещений таких многоквартирных домов, а не на лиц, владеющих и пользующихся помещениями в указанных домах.
В силу положений статьи 123.21 ГК РФ, учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ.
Так, в силу закона ФГКУ «1967 ОМИС» МО РФ, имея организационно-правовую форму учреждения, не может являться собственником имущества. Такое имущество может принадлежать учреждению только на праве оперативного управления.
Статьей 296 ГК РФ установлено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с частью 4 статьи 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
В силу совокупности указанных выше обстоятельств, в случае производства капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, жилые помещения в котором закреплены за учреждением на праве оперативного управления и которыми последнее пользуется и владеет (но не распоряжается), непосредственным выгодоприобретателем является собственник.
В силу части 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии с Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 06.07.2017 № 1870 прекращено право оперативного управления ФГКУ «1967 ОМИС» МО РФ на спорные объекты недвижимого имущества. На праве оперативного управления указанные жилые помещения закреплены за ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России.
Акт приема-передачи имущества от 27.04.2020, в соответствии с которым, во исполнение приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 06.07.2017 № 1870 ФГКУ «1967 ОМИС» МО РФ передало, а ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России приняло имущество согласно приложению. В соответствии с приложением к акту переданы спорные жилые помещения.
Поскольку право оперативного управления имуществом возникает у учреждения с момента передачи имущества, а спорное имущество передано ответчиком по Акту приема-передачи имущества от 27.04.2020 ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России, исковое требование удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного у суда отсутствуют основания для удовлетворения иска.
Определением суда от 26.01.2021 истцу произведен зачет излишне уплаченной государственной пошлины в размере 2 120 руб.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 100 000 рублей, составляет: 4 процента цены иска, но не менее 2 000 рублей.
В связи с тем, что в удовлетворении уточненного искового требования отказано, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. подлежат отнесению на истца.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации истцу подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в размере 120 руб.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области
решил:
в удовлетворении иска отказать.
Возвратить некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области» из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению № 18772 от 26.12.2019 государственную пошлину в размере 120 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения.
Судья Н.Н. Ярец