ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-3919/17 от 25.07.2017 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

ул. Книповича, д. 20, г. Мурманск, 183049

e-mail: murmansk.info@arbitr.ru

http://murmansk.arbitr.ru/

                                           Именем Российской Федерации

                                                     Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

город Мурманск                                                                              Дело № А42-3919/2017  «25» июля 2017 года

Судья Арбитражного суда Мурманской области Евтушенко О.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению открытого акционерного общества «Мурманскпромстрой», ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес регистрации: участок Прибрежная автодорога, дом 17, <...>

к государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Первомайском административном округе г. Мурманска,                     ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес регистрации: улица Зеленая, дом 76, <...>

о признании недействительным решения от 11.05.2017 № 061S19170001406

без вызова сторон,

установил:

Акционерное общество «Мурманскпромстрой» (далее - АО «Мурманскпромстрой», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском административном округе                        г. Мурманска (далее - УПФР Первомайском административном округе                           г. Мурманска, ответчик) о признании недействительным решения от 11.05.2017     № 061S19170001406 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об  индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования    в части.

В обоснование заявленного требования АО «Мурманскпромстрой», не оспаривая факта нарушения установленного срока представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений по форме СЗВ-М за февраль 2017 года, указало, что в оспариваемом решении указана информация о трех страхователях: ОАО «Мурманскпромстрой», ООО «Мурманскпромстрой» и ООО «Мурман-Карго», кроме того, просрочка предоставления отчета составила один день, в связи с чем, по мнению ответчика, размер санкции не соответствует характеру тяжести совершенного правонарушения.

С учетом задержки предоставления сведений по форме СЗВ-М на один день, АО «Мурманскпромстрой» просит суд снизить размер штрафа, учитывая смягчающие ответственность обстоятельства, а именно: представление предусмотренных законодательством сведений с незначительным нарушением срока (опоздание на один день); отсутствие умысла на совершение правонарушения; совершение правонарушения впервые; отсутствие причинения бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации реального ущерба несвоевременным представлением сведений по форме СЗВ-М.

Определением суда от 30.05.2017 заявление АО «Мурманскпромстрой» принято к производству с рассмотрением в порядке упрощенного производства.

Определение суда от 30.05.2017 о принятии искового заявления                                  и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства опубликовано 31.05.2017 на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.murmansk.arbitr.ru.

В соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) лица, участвующие в деле, самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи       и несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела.

В порядке части 2 статьи 228 АПК РФ суд предложил лицам, участвующим      в деле, в срок до «22» июня 2017 года выполнить следующие действия:

заявителю:

-  сообщить суду предпринимались ли заявителем какие-либо меры для своевременного представления расчета в ГУ УПФР в Первомайском АО                                 г. Мурманска;

- представить документы в подтверждение доводов о наличии смягчающих ответственность обстоятельств;

ответчику:

- представить суду и заявителю письменный мотивированный отзыв на заявление с нормативным и документальным обоснованием своей позиции с указанием возражений относительно предъявленного требования; выразить свою позицию относительно возможности снижения штрафа, и до какого размера              с учетом конкретных обстоятельств совершения правонарушения и периода просрочки предоставления расчета, а также указать, какие предпринимались заявителем меры для своевременного представления расчета в ГУ УПФР в Первомайском АО г. Мурманска и заявлялось ли им ходатайство о снижении размера финансовой санкции ввиду наличия смягчающих ответственность обстоятельств; направлялись ли в ГУ УПФР в Первомайском АО г. Мурманска письменные возражения;

- представить суду доказательства направления отзыва заявителю;

- представить суду материалы проверки, послужившие основанием для вынесения решения от 11.05.2017 № 061S19170001406 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (представить в суд в копиях).

Сторонам в порядке части 3 статьи 228 АПК РФ в срок до «14» июля 2017 года также предлагалось представить в суд и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленного требования и возражений  в обоснование своей позиции по делу.

УПФР в Первомайском административном округе г. Мурманска в отзыве на заявление указало на допущенную техническую опечатку при подготовке печатной формы решения в части указания трех разных страхователей, кроме того, кроме того, Пенсионный фонд пояснил, что АО «Мурманскпромстрой» форма СЗВ-М     за февраль 2016 года представлена 16.03.2017, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 стати 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

Дополнительные документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, в указанный выше срок сторонами в суд не направлены.

Определение суда от 30.05.2017 о принятии искового заявления                                    и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства получено представителем заявителя 02.06.2017 (уведомление о вручении почтового отправления № 183049 11 109616), представителем ответчика 05.06.2017 (уведомление о вручении почтового отправления № 183049 11 109609).

В силу положений пункта 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства» и части 1 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом.

Дело рассмотрено по правилам главы 29 АПК РФ в порядке упрощенного производства без вызова сторон.

Как следует из материалов дела, УПФР в Первомайском административном округе г. Мурманска в отношении АО «Мурманскпромстрой» была проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ                        «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Согласно пункту 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ            (в редакции Федерального закона от 01.05.2016 № 136-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера,        на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя              и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Указанные сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Сведения о застрахованных лицах».

Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ (введена Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции      в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Страхователем АО «Мурманскпромстрой» сведения по форме СЗВ-М за февраль 2017 года были представлены 16 марта 2017 года  вместо установленного срока представления указанных сведений - не позднее 15 марта 2017, то есть           с нарушением на один день.

По факту выявленного правонарушения УПФР в Первомайском административном округе г. Мурманска был составлен акт от 30.03.2017                        № 061S18170001230.

 В указанном акте АО «Мурманскпромстрой» было предложено в случае несогласия с фактами, изложенными в настоящем акте, а также с выводами и предложениями проверяющего, представить в течение 15 дней со дня получения настоящего акта письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

АО «Мурманскпромстрой» в адрес УПФР в Первомайском административном округе г. Мурманска возражений, ходатайств о снижении размера финансовой санкции не направляло.

Рассмотрев материалы проверки, 11.05.2017 начальником УПФР в Первомайском административном округе г. Мурманска вынесено решение                № 061S19170001406 о применении финансовых санкций к страхователю                  за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым ПАО «Мурманскавтотранс» было привлечено к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, за нарушение установленного срока представления сведений по форме СЗВ-М за февраль 2017 года в отношении          34 человек в виде взыскания штрафа в сумме 17 000 руб.

Не согласившись с решением УПФР в Первомайском административном округе г. Мурманска от 11.05.2017 № 061S19170001406 в части размера примененной финансовой санкции, АО «Мурманскпромстрой» обратилось в суд      с заявлением о признании решения недействительным и, не оспаривая допущенное правонарушение и наличие вины в его совершении, просило суд учесть смягчающие вину обстоятельства, и снизить размер штрафа.

Исследовав материалы дела, суд считает требования АО «Мурманскпромстрой» подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ               «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон                             от 24.07.2009 № 212-ФЗ, утратил силу с 01.01.2017) заявитель является плательщиком страховых взносов.

Пунктами 3, 4 части 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлена обязанность страхователя представлять в установленном порядке         в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также представлять в органы контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам в порядке и случаях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов.

В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009                    № 212-ФЗ плательщики страховых взносов осуществляют также другие права и несут другие обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом      и федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно пункту 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ            (в редакции Федерального закона от 01.05.2016 № 136-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера,        на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счёта; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Таким образом, АО «Мурманскпромстрой» обязано было представить сведения по форме СЗВ-М за февраль 2017 года не позднее 15.03.2017.

Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ (введена Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции      в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Поскольку сведения по форме СЗВ-М за февраль 2017 года                                            АО «Мурманскпромстрой»  представило в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации 16.03.2017, УПФР в Первомайском административном округе г. Мурманска правомерно привлекло АО «Мурманскпромстрой» к ответственности в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

Факт совершения АО «Мурманскпромстрой» правонарушения установлен,       и  заявителем не оспаривается.

Размер штрафа УПФР в Первомайском административном округе                     г. Мурманска определен правильно.

Вместе с тем, АО «Мурманскпромстрой» ходатайствовало о снижении размера наложенного штрафа.

В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, заявитель просил признать то, что выявленное правонарушение АО «Мурманскпромстрой»  совершено впервые; нарушение не нанесло ущерба бюджету Пенсионного фонда РФ (все отчисления производятся своевременно); предусмотренные законодательством сведения были представлены с незначительным нарушением срока (опоздание на один день).

В силу части 1 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Законом установлена ответственность.

Подпунктом «а» пункта 22 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014                        № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования», из пункта             4 части 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ было исключено положение об обязанности руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в ходе рассмотрения материалов проверки плательщика страховых взносов выявлять обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом, а пунктом 24 той же статьи признана утратившей силу статья 44 «Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение правонарушения» данного Федерального закона, предусматривавшая, что обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются: 1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения; 4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность (часть 1); обстоятельством, отягчающим ответственность за совершение правонарушения, признается совершение правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение (часть 2); лицо, привлеченное к ответственности за совершение правонарушения, считается привлеченным к ответственности за это правонарушение в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда или органа контроля за уплатой страховых взносов (часть 3); обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности (часть 4).

Вместе с тем, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации подпункт «а» пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования», как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом «О страховых взносах           в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств, и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов.

По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному       в названном Постановлении, отмена положений Федерального закона                     «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» о смягчающих обстоятельствах привела к отсутствию в действующей системе правового регулирования ответственности плательщиков страховых взносов какой бы то ни было возможности снизить размер штрафа, что не позволяет индивидуализировать наказание, учесть характер и степень вины нарушителя, иные заслуживающие внимание обстоятельства, и тем самым приводит к нарушению прав плательщиков страховых взносов, обеспечиваемых конституционными принципами юридической ответственности, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении указал, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра, и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений         о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.

В силу положений Конституции Российской Федерации основанное на принципе справедливости требование соразмерности правовой ответственности совершенному правонарушению предполагает в качестве общего правила дифференциацию такой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя              и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении наказания.  

Материалами дела подтверждено, что правонарушение допущено заявителем впервые, просрочка представления сведений была незначительной (один день), заявитель своевременно оплачивает страховые взносы.

Суд, исследовав обстоятельства совершенного АО «Мурманскпромстрой» правонарушения, а также, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о наличии смягчающих ответственность обстоятельств.

Изложенные заявителем доказательства подтверждаются представленными        в материалы дела доказательствами.

По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в судебных актах (Постановление от 12.05.1998 № 14-П, Постановление от 30.07.2001 № 13-П, Определение от 14.12.2000 № 244-О), меры государственного принуждения должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении 15.07.1999 № 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает, в том числе дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

        С учетом изложенных обстоятельств совершения правонарушения, суд считает достаточным, справедливым и отвечающим принципу соразмерности меры ответственности характеру правонарушения наложение штрафа в сумме                          500 руб.

        Таким образом, требование АО «Мурманскпромстрой» о признании недействительным оспариваемого решения подлежит удовлетворению в части привлечения к ответственности и предъявления к уплате штрафа в сумме, превышающей 500 руб. 

        При разрешении вопроса о распределении судебных расходов в виде уплаченной при обращении в суд государственной пошлины судом учтено,          что поскольку на момент принятия оспариваемого решения статья 44 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» утратила силу, в связи с чем УПФР в Первомайском административном округе          г. Мурманска не могло разрешить вопрос об уменьшении размера штрафа в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств и, кроме того, в данном случае судом уменьшается штрафная санкция, государственная пошлина, уплаченная заявителем, не подлежит отнесению на ответчика.  

        Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

                                                         р е ш и л :

        Заявление открытого акционерного общества «Мурманскпромстрой»,                ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес регистрации: участок Прибрежная автодорога, дом 17, <...>, удовлетворить частично.

        Признать недействительным, как не соответствующим положениям Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», решение государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Первомайском административном округе г. Мурманска, от 11.05.2017 № 061S19170001406 в части привлечения к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде штрафа в сумме, превышающей 500 (пятьсот) рублей, обязав государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Первомайском административном округе                                    г. Мурманска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Решение подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано             в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.

        Судья                                                                                                О.А. Евтушенко