Арбитражный суд Мурманской области
улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183049
http://www.murmansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Мурманск Дело № А42-4771/2016
19.10.2016
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 05.10.2016.
Судья Арбитражного суда Мурманской области Фокина О.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Холодковой Ю.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ул. Соборная, д. 31, г. Гатчина, Ленинградская область; ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запад» «Колэнерго» (ул. Кирова, д. 2, п. Мурмаши, Мурманская область) к Комитету по тарифному регулированию Мурманской области (пр. Ленина, д. 75, г. Мурманск; ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении № 77 от 21.06.2016, при участии в судебном заседании: от заявителя – ФИО1 (доверенность от 03.02.2016); от административного органа – ФИО2 (доверенность от 23.05.2016 № 15), ФИО3 (доверенность от 28.04.2016 № 12),
установил:
публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее – заявитель, Общество, ПАО «МРСК Северо-Запада») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифному регулированию Мурманской области (далее - административный орган, Комитет) от 21.06.2016 по делу об административном правонарушении № 77, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование требований заявитель, указал на отсутствие в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Также сослался на возможность применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Определением суда от 18.07.2016 заявление принято к производству с рассмотрением в порядке упрощенного производства.
Административный орган представил письменный отзыв на заявление, в котором с заявленным требованием не согласился, указав на законность и обоснованность оспариваемого постановления. Также представил копии материалов дела об административном правонарушении в отношении заявителя.
Поскольку в ходе рассмотрения дела были выявлены обстоятельства, препятствующие разрешению спора по существу в порядке упрощенного производства, суд определением от 12.09.2016 перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства в порядке части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В предварительном судебном заседании суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении заявления настаивал. Представитель административного органа против удовлетворения заявления возражал, поддержав позицию, изложенную в отзыве.
Как следует из материалов дела, ПАО «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго», являясь территориальной сетевой организацией, имеющей утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 64/5 индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии на территории Мурманской области, в нарушение требований Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 № 543 "О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее – Постановление № 543), не представило в срок до 04.05.2016 отчет об использовании инвестиционных ресурсов за 1 квартал 2016 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении от 07.06.2016.
21.06.2016 и.о. председателя Комитета вынесено постановление о назначении Обществу административного наказания по делу № 77 об административном правонарушении по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. (с учетом определения об исправлении описки от 12.07.2016).
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривает административную ответственность за непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок.
Федеральный закон Российской Федерации от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
В соответствии с пунктом 1.1 Постановления Правительства Мурманской области от 24.06.2015 № 265-ПП «Об утверждении положения о Комитете по тарифному регулированию Мурманской области» Комитет по тарифному регулированию Мурманской области является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий Мурманской области и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Мурманской области, а также функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в указанной сфере.
В соответствии с пунктом 2.2.2.1 указанного Положения Комитет в установленной сфере деятельности принимает нормативные правовые акты по вопросам государственного регулирования цен (тарифов), в том числе в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики устанавливает цены (тарифы):
1) - на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов);
- на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов);
- на электрическую энергию, поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России, и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами;
2) устанавливает сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии;
3) участвует в установленном основными положениями функционирования розничных рынков порядке в назначении или замене гарантирующих поставщиков и определении или изменении границ зон их деятельности на территории Мурманской области;
4) устанавливает цены (тарифы) или предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях;
5) устанавливает плату за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину этой платы;
6) принимает участие в формировании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации;
7) осуществляет мониторинг уровня регулируемых в соответствии с Законом N 35-ФЗ цен (тарифов) и влияющих на их изменение факторов, а также уровня нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
8) осуществляет урегулирование споров, связанных с применением территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы;
9) представляет в федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Законом N 35-ФЗ, определения и применения нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) в соответствии с перечнем и условиями предоставления такой информации, определенными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона № 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 утверждены Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике. Данные Правила разработаны во исполнение статьи 24 Федерального закона "Об электроэнергетике", определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 (далее – Основы ценообразования) (пункт 1).
Пунктом 7 Основ ценообразования установлено, что при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Установленные цены (тарифы) могут быть пересмотрены до окончания срока их действия, в том числе в течение финансового года, в том числе при выявлении нарушений, связанных с нецелевым использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы).
В соответствии с пунктом 6б Правил осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977, контроль за реализацией инвестиционных программ осуществляется в форме анализа отчетов о реализации инвестиционных программ, в том числе об использовании средств, предусмотренных в качестве источников финансирования инвестиционных программ.
В соответствии с пунктом 4 Постановления № 543 Приказом Федеральной службы по тарифам от 20.02.2014 № 202-Э утверждена форма отчета об использовании инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 17 Постановления № 543 для целей осуществления государственного контроля (надзора) в отношении использования инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики и в сфере теплоснабжения, субъекты электроэнергетики и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по запросу органа государственного контроля (надзора) представляют отчеты об использовании инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в электроэнергетике или сфере теплоснабжения, по форме, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой, в том числе о выполнении графиков их реализации, - за квартал (в течение 30 дней со дня окончания отчетного квартала) и за предыдущий год (ежегодно до 1 апреля).
Материалами дела подтверждается, судом установлен и заявителем, по сути, не оспаривается, факт не представления в срок до 04.05.2016 отчета об использовании инвестиционных ресурсов за 1 квартал 2016 года, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
При этом, довод заявителя об отсутствии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения в связи с отсутствием своевременного запроса Комитета о предоставлении спорного отчета, судом не принимается.
Как следует из материалов дела, в связи осуществлением регионального государственного контроля (надзора) в отношении регулирования тарифов в сфере электроэнергетики Комитетом в адрес территориальных сетевых организаций Мурманской области, осуществляющих регулируемую деятельность, направлен запрос № 06-03/828-ВГ от 07.04.2015 с требованием о предоставлении в срок до 20.04.2015 отчета об использовании инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики за 2014 год (далее – ежеквартально, ежегодно).
Указанный запрос содержал в себе разъяснения относительно предоставляемой формы отчета (Приказ Федеральной службы по тарифам от 20.02.2014 № 202-э), а также срокам его предоставления. Комитет указал на необходимость предоставления отчета об использовании инвестиционных ресурсов за 2014 год в срок до 20.04.2015, а также на дальнейшую необходимость предоставления указанного отчета ежеквартально, ежегодно, в соответствии с требованиями пункта 17 Постановления № 543. Факт получения запроса заявителем не оспаривается.
При этом сетевыми организациями, осуществляющими деятельность в сфере электроэнергетики отчет по форме № 202-э предоставляется с целью осуществления уполномоченными государственными органами контроля (надзора) установления и применения цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе в части использования инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы), в части применения платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, и в части соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами электроэнергетики, данные правоотношения регулируются Постановлением № 543, пунктом 17 которого прямо установлены сроки (в течение 30 дней со дня окончания отчетного квартала) и за предыдущий год (ежегодно до 1 апреля) для предоставления необходимой информации.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом названных требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, суд находит правомерным вывод Комитета о наличии в действиях (бездействии) Общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, не позволивших полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, а равно заявителю реализовать права на защиту по административному производству, не установлено.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, в пределах сроков, установленных статьей 4.5 КоАП РФ.
Между тем, суд отмечает, что в силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Частью 3 этой же статьи установлено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В пункте 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ в качестве отягчающего обстоятельства указано на повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Оспариваемым постановлением от 21.06.2016 № 77 Обществу назначено административное наказание в максимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ - в виде 100 000 руб. штрафа. В качестве отягчающего вину обстоятельства административный орган признал тот факт, что Общество ранее привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения.
Как установлено судом, ранее за совершение аналогичных действий (бездействия) Общество было привлечено к административной ответственности также по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ Комитетом постановлением от 11.03.2016 по делу № 41 об административном правонарушении. Данное постановление было обжаловано в арбитражный суд, признано судом законным (решение Арбитражного суда Мурманской области от 31.05.2016 по делу № А42-2056/2016). Однако на момент вынесения постановления от 21.06.2016 по делу об административном правонарушении № 77 постановление от 11.03.2016 по делу № 41 об административном правонарушении не вступило в силу по причине обжалования решения Арбитражного суда Мурманской области в апелляционном порядке, в связи с чем не могло быть учтено в качестве отягчающего ответственность обстоятельств.
Вместе с тем суд, оценив представленные доказательства, принимая во внимание характер и степень общественной опасности допущенного административного правонарушения, полагает допущенное правонарушение малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10) малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации правонарушения как малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений пунктов 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. При этом статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
В рассматриваемом случае, оценив обстоятельства дела, характер совершенного Обществом правонарушения и степень его общественной опасности, принимая во внимание отсутствие в материалах дела каких-либо сведений о наличии негативных последствий в связи с допущенным Обществом правонарушением, а также тот факт, что действия Общества не свидетельствуют о намерении скрыть подлежащую представлению информацию (спорный отчет представлен Обществом в Комитет 16.05.2016), суд считает возможным с учетом официального толкования, данного в пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, признать совершенное Обществом правонарушение малозначительным. По мнению суда, допущенное Обществом правонарушение в данном случае не создало существенной угрозы охраняемым законом государственным и общественным отношениям, не причинило какого-либо существенного вреда личности, обществу или государству. В рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты цели административного производства, установленные пунктом 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, установив малозначительность правонарушения в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать незаконным и отменить постановление Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 21.06.2016 по делу об административном правонарушении № 77.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья Фокина О.С.