ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-4825/14 от 15.10.2014 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

  ул. Книповича, д. 20, г. Мурманск, 183049

http://murmansk.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Мурманск Дело № А42-4825/2014

22 октября 2014 года

Резолютивная часть решения вынесена 15 октября 2014 года

Полный текст решения изготовлен 22 октября 2014 года

Судья Арбитражного суда Мурманской области Романова Марина Александровна, при составлении протокола судебного заседания секретарем Свистуновой О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Комбинат школьного питания» (ОАО «КШП», ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 183040, <...>) к Центральному банку Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 107016, <...>) в лице Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (191038, г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 68)

третье лицо: Муниципальное образование город Мурманск в лице Комитета имущественных отношений г. Мурманска (183038, <...>)

о признании ненормативного правового акта недействительным,

при участии в судебном заседании представителей:

истца: ФИО1, по доверенности,

ответчика: ФИО2, по доверенности,

третьего лица: не участвовал, извещен,

установил:

в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 30.12.2013 обратилось ОАО «КШП» с исковым заявлением к Банку России в лице Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе о признании недействительными приказов от 01.11.2013 №72-13-188/пз-и, №72-13-189/пз-и.

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.01.2014 указанный иск принят к производству, возбуждено производство по делу №А56-80907/2013.

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2014 по делу №А56-80907/2013 произведено процессуальное правопреемство, ответчик по делу заменен на Северо-Западное главное управление Центрального банка Российской Федерации, данное дело передано по подсудности для рассмотрения в Арбитражном суде Мурманской области.

Материалы указанного дела 30.06.2014 поступили в Арбитражный суд Мурманской области, делу присвоен № А42-4825/2014.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 АПК РФ привлечено Муниципальное образование город Мурманск в лице Комитета имущественных отношений г. Мурманска.

В ходе рассмотрения дела Арбитражным судом Мурманской области в порядке статьи 49 АПК РФ приняты заявленные истцом уточнения. ОАО «КШП» просит:

- признать недействительным Приказ Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым ранкам в Северо-Западном федеральном округе (г. Санкт-Петербург) от 01.11.2013 № 72-13-189/пз-и об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг ОАО «КШП» (государственный регистрационный номер выпуска 1-02-04788-D от 16.09.2013);

- признать недействительным Приказ Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым ранкам в Северо-Западном федеральном округе (г. Санкт-Петербург) от 01.11.2013 № 72-13-188/пз-и о признании несостоявшимся выпуск ценных бумаг и аннулирования государственной регистрации выпуска ценных бумаг ОАО «КШП»: акции именных обыкновенных бездокументарных, номинальной стоимостью 270 руб. каждая; в количестве 133 048 штук, способ размещения - конвертация акций в акции той же категории (типа) с меньшей номинальной стоимостью, выпуску акций присвоен государственный регистрационный номер 1-02-04788-D, дата регистрации: 16.09.2013;

- обязать Северо-Западное Главное управление Центрального Банка Российской Федерации в течение 5 дней с даты вступления решения в законную силу зарегистрировать Отчет об итогах дополнительного выпуска Открытого акционерного общества «Комбинат школьного питания» акции именные обыкновенные бездокументарные, номинальной стоимостью 270 руб. каждая, в количестве 133 048 штук, способ размещения - конвертация акций в акции той же категории (типа) с меньшей номинальной стоимостью, государственный регистрационный номер 1-02-04788-D, дата регистрации: 16.09.2013.

В обоснование требований истец ссылается на то, что размещение ценных бумаг позднее указанного в решении срока произошло вследствие нарушения ответчиком пункта 56 Приказа ФСФР России от 30.01.2007 №07-8/пз-н «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции по государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг регистрации проспекта ценных бумаг» (далее – Регламент), пункта 2.4.15 Стандартов эмиссии ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 №07-4/пз-н, действовавших на момент размещения ценных бумаг (далее – Стандарты): решение о выпуске ценных бумаг от 16.09.2014 направлено эмитенту только 24.09.2014, поступило в г. Мурманск 30.09.2013, получено 04.10.2013. При таких обстоятельствах Общество было лишено возможности своевременно разместить указанный выпуск. Предоставление заявления не по форме согласно приложению 1(2) к Стандартам эмиссии не является основанием для отказа в государственной регистрации отчета, может быть устранено путем приостановления государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг. В рассматриваемом случае Обществом не допущено нарушений, повлекших существенное нарушение прав инвесторов или владельцев ценных бумаг, а также нарушений, которые не могут быть устранены иначе, чем посредством изъятия из обращения эмиссионных ценных бумаг дополнительного выпуска. В результате принятия оспариваемых приказов ОАО «КШП» не имеет возможности исполнить свою обязанность по уменьшению уставного капитала, предусмотренную пунктом 6 статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах».

В судебном заседании представитель истца дополнительно пояснил, что оспариваемые приказы не соответствуют подпунктам 1, 5 пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон об РЦБ).

Ответчик в отзыве от 21.04.2014 исх. №31-18/8303 с иском не согласился, сославшись на нарушение ОАО «КШП» условий размещения акций, предусмотренных зарегистрированным решением о выпуске ценных бумаг, выразившееся в размещении ценных бумаг позже установленного решением срока.

В объяснениях на заявление исх. №44-27-19/5403 от 08.09.2014, дополнениях к отзыву исх. №44-27-19/6293 от 13.10.2014 ответчик дополнительно указывает на то, что:

- в нарушение требований статьи 198 АПК РФ в иске отсутствует указание на конкретные нормы законов и иных правовых актов, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемые приказы,

- срок для отправки принятого территориальным органом решения Регламентом не установлен, такой срок (пункт 56 Регламента) применяется только при рассмотрении и принятии решений руководителем ФАС России; отправка уведомления от 19.09.2013 осуществлена 24.09.2013, что составляет 4 рабочих дня после принятия решения, срок является разумным,

- определяя в решении Совета директоров ОАО «КШП» от 03.09.2013 срок размещения акций на десятый рабочий день после государственной регистрации выпуска ценных бумаг Общество не учло сроков отправки и прохождения корреспонденции из г. Санкт-Петербург в г. Мурманск, не предприняло мер по организации ее доставки иным доступным способом, что не может не свидетельствовать о проявлении должной степени осмотрительности при осуществлении предпринимательской (экономической) деятельности. Таким образом, причиной рассматриваемой ситуации явилось установление Обществом самому себе критического срока по размещению акций в совокупности с нарушениями в деятельности обслуживающего заявителя почтового отделения;

- в случае направления регистрирующим органом уведомления о принятом решении в установленный срок, размещение акций было бы проведено 01.10.2013, то есть на 11 рабочий день, нарушение срока отправки уведомления о государственной регистрации выпуска ценных бумаг не повлияло на срок доставки и получения почтовой корреспонденции, а также на срок, необходимый ОАО «КШП» для размещения ценных бумаг;

- Общество, имея в соответствии с пунктом 2.5.3 Стандартов возможность осуществить действия по продлению срока размещения акций, не воспользовалось предоставленным ему правом. Пропущенный эмитентом срок размещения акций не может быть восстановлен регистрирующим органом, в связи с чем не является устранимым нарушением,

- заявление о государственной регистрации отчета не соответствует требованиям абзаца второго пункта 2.6.4 Стандартов, что является в силу абзаца третьего пункта «д» части 2.6.9 Стандартов основанием для отказа в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг;

- истцом выбран ненадлежащий способ защиты, нарушение срока отправки уведомления о государственной регистрации выпуска ценных бумаг, отдельно, в виде бездействия государственного процессуально не оспаривается.

Рассмотрение дела отложено на 15.10.2014, о чем лица, участвующие в деле в соответствии с положениями статьи 123 АПК РФ считаются извещенными надлежащим образом (под роспись в протоколе судебного заседания).

Муниципальное образование город Мурманск в лице Комитета имущественных отношений г. Мурманска в судебное заседание представителей не направило, в отзыве указало на правомерность требований истца.

Рассмотрение дела проведено в порядке части 5 статьи 156 АПК РФ в отсутствие третьего лица.

Представитель истца в судебном заседании на уточненных требованиях настаивал.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, поддержал позицию, изложенную в отзыве и дополнениях к нему.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей, суд установил:

19.06.2013 Советом директоров ОАО «КШП» предварительно утвержден годовой отчет, годовая бухгалтерская отчетность, в том числе отчет о финансовых результатах Общества с непокрытым убытком 79 937 000 руб., решено принять меры по приведению уставного капитала Общества в соответствие со статьей 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», вынести на рассмотрение годового общего собрания акционеров вопрос об уменьшении уставного капитала.

01.07.2013 Комитет имущественных отношений города Мурманска, действующий от лица муниципального образования город Мурманск, являющийся единственным акционером ОАО «КШП», принял решение №4 об уменьшении уставного капитала ОАО «КШП» на 97 125 040 руб., в результате чего уставный капитал Общества станет равным 35 922 960 руб., путем уменьшения номинальной стоимости размещенных акций Общества, и размещении акций путем конвертации 133 048 штук обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1 000 руб. каждая в 133 048 штук обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 270 руб. каждая.

03.09.2013 ОАО «КШП» на основании указанного решения приняло решение о выпуске акций: выпуску подлежат бездокументарные обыкновенные именные акции номинальной стоимостью 270 руб. в количестве 133 048 штук, способ размещения: конвертация акций в акции той же категории (типа) с меньшей номинальной стоимостью, срок размещения: десятый рабочий день, следующий за датой государственной регистрации выпуска ценных бумаг; конвертации подлежат находящиеся в обращении акции в количестве 133 048 штук номинальной стоимостью 1 000 руб. (государственный регистрационный номер выпуска 1-01-04788-D от 10.08.2009), конвертируемые акции в результате конвертации погашаются (аннулируются). Решение о выпуске акций утверждено решением Совета директоров ОАО «КШП», принятым 03.09.2013, протокол №6.

16.09.2013 за исх. №72-13-ОГ-08/798 Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее – Управление) уведомило ОАО «КШП» о государственной регистрации выпуска ценных бумаг за номером 1-02-04788-D.

Согласно сведениям ФГУП «Почта России» уведомление направлено ОАО «КШП» 24.09.2013, вручено адресату 04.10.2013.

Протоколом №7 заседания Совета директоров ОАО «КШП» от 08.10.2013 утвержден отчет об итогах выпуска ценных бумаг, согласно которому дата фактической конвертации ценных бумаг – 07.10.2013. Осуществление конвертации 07.10.2013 также подтверждается справкой ЗАО «Новый регистратор» исх. №78:13/02603 и признается ОАО «КШП».

01.11.2013 Управлением издан приказ №72-13-189/пз-и «Об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг», которым отказано в государственной регистрации отчета об итогах выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО «КШП», способ размещения: конвертация акций в акции той же категории (типа) с меньшей номинальной стоимостью, государственный регистрационный номер выпуска 1-02-04788-D от 16.09.2013.

Основанием для принятия указанного решения согласно тексту приказа явились:

- положения статьи 26 Закона об РЦБ: нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации, которое не может быть устранено иначе, чем посредством изъятия из обращения эмиссионных ценных бумаг выпуска, а также

- положения пункта 2.6.9 Стандартов эмиссии: нарушение условий размещения, предусмотренных зарегистрированным решением о выпуске ценных бумаг: нарушены пункты 1, 5 статьи 24 Закона об РЦБ (согласно зарегистрированному решению о выпуске ценных бумаг акции должны быть размещены 30.09.2013, а фактически размещены 07.10.2013),

- иные нарушения законодательства Российской Федерации: нарушено требование пункта 2.6.4 Стандартов эмиссии, так как Заявление на государственную регистрацию отчета об итогах выпуска ценных бумаг составлено не по форме согласно приложению №7 к Стандартам. Представленное заявление составлено по форме Приложения №1(2) к Стандартам.

Уведомлением от 05.11.2013 исх. №72-13ОГ-08/4294 Управление уведомило ОАО «КШП» о принятом решении об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг и основаниях его принятия.

01.11.2013 Управлением также издан приказ №72-13-188/пз-и, которым признан несостоявшимся выпуск ценных бумаг и аннулирована государственная регистрация выпуска ценных за номером 1-02-04788-D от 16.09.2013.

Основанием для принятия указанного решения согласно тексту приказа в соответствии со статьей 26 Закона об РЦБ, пунктами 4.1 и 6.1 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 31.12.1997 №45 явились:

- положение подпункта 4 пункта 4 статьи 26 Закона об РЦБ: основанием для признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся является отказ регистрирующего органа в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

- положение пункта 2.6.12 Стандартов эмиссии: в случае отказа в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг такой выпуск (дополнительный выпуск) признается несостоявшимся и его государственная регистрация аннулируется.

Уведомлением от 05.11.2013 исх. №72-13-ОГ-08/4296 Управление уведомило ОАО «КШП» о признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данного акта закону и наличие нарушения им прав и охраняемых законом интересов заявителя.

В соответствии с пунктом 2.6.9 Стандартов решение об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг принимается регистрирующим органом в случае

- нарушения эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации, в том числе в случае нарушения условий размещения, предусмотренных зарегистрированным решением о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг (подпункт «а» абзаца второго);

- несоответствия документов, представленных для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям Федерального закона "О рынке ценных бумаг", настоящих Стандартов и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (абзац четвертый);

В соответствии с подпунктами 1, 4 пункта 4 статьи 26 Закона об РЦБ основанием для признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся, в частности, является:

- нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации, которое не может быть устранено иначе, чем посредством изъятия из обращения эмиссионных ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска);

- отказ регистрирующего органа в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в случаях, если настоящий Федеральный закон предусматривает его государственную регистрацию.

Согласно пункту 2.5.2 Стандартов размещение ценных бумаг осуществляется в течение срока, указанного (определенного в соответствии с порядком, установленным) в зарегистрированном решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, который не может превышать одного года с даты государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Размещение ценных бумаг осуществляется в порядке и на условиях, установленных зарегистрированным решением о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг.

Согласно подпункту 5.3.1 Стандартов конвертация акций акционерного общества осуществляется в один день, указанный в зарегистрированном решении об их выпуске. Указанный день не должен наступать позднее одного месяца с даты государственной регистрации выпуска акций.

Как указывалось ранее, в соответствии с пунктом 7.2 зарегистрированного решения о дополнительном выпуске ценных бумаг дата размещения определяется как десятый рабочий день, следующий за датой государственной регистрации выпуска ценных бумаг, то есть 30.09.2013. Фактически ценные бумаги размещены 07.10.2013.

Таким образом, акции ОАО «КШП» размещены после окончания срока размещения, установленного зарегистрированным решением о дополнительном выпуске ценных бумаг.

При исследовании обстоятельств допущенного нарушения суд установил.

В соответствии с пунктом 2.4.15 Стандартов в случае принятия решения о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг регистрирующий орган обязан в течение 3 дней с даты принятия соответствующего решения выдать (направить) эмитенту:

- уведомление регистрирующего органа о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

- два экземпляра решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг с отметкой о его регистрации и государственным регистрационным номером выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

- два экземпляра проспекта ценных бумаг с отметкой о его регистрации и государственным регистрационным номером выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг (в случае регистрации проспекта ценных бумаг).

Как указывалось ранее, решение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг ОАО «КШП» было принято регистрирующим органом 16.09.2013 (понедельник). Следовательно, должно было быть направлено эмитенту не позднее 19.09.2013 (в течение трех дней – 17, 18 и 19 сентября 2013 года). В рассматриваемом случае решение направлено в адрес ОАО «КШП» только 24.09.2013 (на шестой рабочий день), что не оспаривается ответчиком.

Согласно оттиску на почтовом конверте и сведениям, содержащимся на сайте ФГУП «Почта России», почтовое отправление прибыло в место вручения 30.09.2013, вручено адресату 04.10.2013.

Таким образом, даже если бы почтовое отправление было вручено ОАО «КШП» в день его поступления на почтовое отделение – 30.09.2013, то с учетом времени, объективно необходимого для подготовки документов и внесения соответствующих изменений в реестр акционеров ОАО «КШП», размещение акций не могло быть проведено в установленный срок – 30.09.2013.

Также необходимо отметить, что почтовое отправление прибыло в место вручения на четвертый рабочий день после его отправки, то есть с соблюдением контрольного срока прохождения корреспонденции, установленного Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 №160 (срок прохождения письма без учета дня его отправки и прибытия в место вручения составил 3 дня).

Приняв во внимание изложенное, суд пришел к выводу о том, что в результате нарушения регистрирующим органом пункта 2.4.15 Стандартов и поздней отправки уведомления о государственной регистрации выпуска ценных бумаг, ОАО «КШП» было лишено возможности разместить акции в установленный в решении срок.

Доводы ответчика о том, что срок для отправки принятого территориальным органом решения Регламентом не установлен, а пункт 56 Регламента применяется только при рассмотрении и принятии решений руководителем ФАС России судом отклоняется: как указывалось ранее, такой срок установлен пунктом 2.4.15 Стандартов, которые являются обязательными для исполнения, в том числе и территориальными органами ЦБ РФ.

Возражения Банка, сводящиеся к тому, что ОАО «КШП» не проявило должной степени осмотрительности при осуществлении предпринимательской (экономической) деятельности, и причиной рассматриваемой ситуации явилось установление Обществом самому себе критического срока по размещению акций в совокупности с нарушениями в деятельности обслуживающего заявителя почтового отделения, судом также отклоняются: как указывалось ранее, нарушений в работе почтового отделения не выявлено, контрольные сроки доставки корреспонденции соблюдены. При том, что срок прохождения корреспонденции между городами Санкт-Петербург и Мурманск составляет 3 дня и предельный срок направления решения о государственной регистрации выпуска ценных бумаг составляет также 3 дня, установление эмитентом срока размещения ценных бумаг на десятый рабочий день нельзя признать неразумным и неосмотрительным. Тем более, что при установлении такого срока эмитент не мог и не должен был исходить из того, что являющийся обязательным в силу пункта 2.4.15 Стандартов срок регистрирующим органом будет нарушен. Обязанности по организации доставки решения иным способом, вопреки доводам ответчика, на эмитента ни Законом об РЦБ, ни Стандартами не возложено.

То, что размещение акций при соблюдении регистрирующим органом сроков направления уведомления было бы произведено не ранее 11-го рабочего дня, является предположением ответчика, которое не может быть положено в основу судебного акта.

В обоснование возражений ответчик указывает также на то, что Общество, имея в соответствии с пунктом 2.5.3 Стандартов эмиссии возможность осуществить действия по продлению срока размещения акций, не воспользовалось предоставленным ему правом. Между тем, в силу пункта 2.5.3 Стандартов внесение изменений в решение о выпуске, в том числе в целях продления срока размещения ценных бумаг, возможно только до окончания срока размещения ценных бумаг. При том, что решение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг поступило в почтовое отделение 30.09.2013, т.е. в день истечения срока размещения ценных бумаг, установленный решением о выпуске ценных бумаг, ОАО «КШП» не могло реализовать право на внесение изменений в решение о выпуске.

Ссылки Банка на Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 16.07.2012 по делу №А29-9284/2011, Уральского округа от 24.05.2012 по делу №А50-19094/2011 и Северо-Западного округа от 28.01.2013 по делу №А56-35305/2012 судом отклоняются, поскольку фактические обстоятельства настоящего дела не схожи с фактическими обстоятельствами перечисленных дел, в рамках которых рассматривались требования о признании незаконными и отмене постановлений регистрирующего органа о привлечении к административной ответственности.

Кроме того, размещение ОАО «КШП» акций позднее указанного в зарегистрированном решении срока не повлекло нарушения прав и законных интересов владельца эмиссионных ценных бумаг эмитента.

В рассматриваемом случае при том, что по итогам годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год стоимость чистых активов ОАО «КШП» была ниже стоимости уставного капитала на 97 125 040 руб., принятие решения об уменьшении уставного капитала Общества в силу пункта 6 статьи 35 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах», являлось обязанностью Общества (его единственного акционера).

Акции дополнительного выпуска были размещены у единственного акционера ОАО «КШП» - Муниципального образования город Мурманск в лице Комитета имущественных отношений г. Мурманска; эмитент в результате размещения акций дополнительного выпуска во исполнение требований законодательства уменьшил размер уставного капитала на 97 125 040 руб., что и являлось целью эмиссии.

При этом в результате принятия оспариваемых приказов права и законные интересы ОАО «КШП» нарушены: истец лишен возможности исполнить обязанность по уменьшению уставного капитала и произвести государственную регистрацию соответствующих изменений, подлежащих внесению в устав Общества.

С учетом изложенного, размещение акций ОАО «КШП» 07.10.2013 не может быть признано существенным и неустранимым нарушением порядка размещения акций, влекущим признание дополнительного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулирование его государственной регистрации.

Иные нарушения, обнаруженные регистрирующим органом, и отраженные в приказе №72-13-189/пз-и от 01.11.2013, а именно нарушение пункта 2.6.4 Стандартов эмиссии (Заявление на государственную регистрацию отчета об итогах выпуска ценных бумаг составлено не по форме согласно приложению №7 к Стандартам, а по форме Приложения №1(2) к Стандартам) не являются неустранимыми.

В соответствии с пунктом 2.6.7 Стандартов в случае представления в регистрирующий орган не всех документов, предусмотренных настоящими Стандартами, несоответствия формы указанных документов и/или состава содержащихся в них сведений требованиям настоящих Стандартов, а также в случае выявления иных устранимых нарушений или признаков нарушений регистрирующий орган принимает решение о приостановлении эмиссии ценных бумаг. В этом случае регистрирующий орган направляет эмитенту соответствующее уведомление с указанием допущенных нарушений (признаков нарушений), срока для их устранения (в случае выявления нарушений) и/или необходимости представления эмитентом исправленных и/или дополненных документов.

Учитывая изложенное, выявив указанное нарушение, регистрирующий орган должен был приостановить государственную регистрацию отчета об итогах выпуска ценных бумаг, а не вынести по формальным основаниям решение об отказе в регистрации отчета.

Довод Банка о незаконности повторного приостановления регистрации эмиссии ценных бумаг судом не принимается.

Согласно пункту 2.1.1 Стандартов государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг является самостоятельным этапом процедуры эмиссии, и приостановление государственной регистрации в силу положений пунктов 2.4.10, 2.5.11, 2.6.7 Стандартов возможно как на этапах государственной регистрации выпуска ценных бумаг и регистрации ценных бумаг, так и на этапе государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг.

Осуществляя предоставленные полномочия и принимая мотивированные решения, в том числе решения об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг, о признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, регистрирующие органы должны руководствоваться конституционными принципами законности, изложенными в статьях 15 и 18 Конституции Российской Федерации, согласно которым государственные органы осуществляют свои полномочия в рамках, предоставленных им законом. При этом смыслом, содержанием и целью их деятельности является обеспечение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина и производных от них прав организаций. Следовательно, в тех случаях, когда законодатель устанавливает органам исполнительной власти право административного усмотрения, такое усмотрение должно применяться в целях обеспечения и защиты реальных прав и законных интересов граждан и организаций.

Приняв во внимание причины нарушения ОАО «КШП» срока размещения акций, а также отсутствие негативных последствий для единственного акционера Общества и третьих лиц, суд пришел к выводу том, что позиция регистрирующего органа основана на формальном подходе и направлена против действительной воли акционера Общества, и препятствует ему исполнить предусмотренную статьей 35 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» обязанность - уменьшить уставный капитал путем конвертации акций.

Все перечисленные выше обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о том, что оспариваемые приказы не соответствуют требованиям статьи 26 Закона об РЦБ, Стандартам и нарушают права и охраняемые законом интересы истца, в связи с чем подлежат признанию недействительными.

То обстоятельство, что нарушение срока отправки уведомления о государственной регистрации выпуска ценных бумаг, отдельно, в виде бездействия государственного органа ОАО «КШП» не оспаривается, не является основанием для отказа в признании оспариваемых решений недействительными. Возможность оспаривания непосредственно принятых регистрирующим органом решений является правом истца, и выбор способа защиты осуществляется исключительно последним.

Также суд считает необходимым отметить, что признание неправомерными действий (бездействия) регистрирующего органа в рассматриваемой ситуации само себе не восстановило бы нарушенных прав истца, которому пришлось бы повторно осуществлять процедуру эмиссии ценных бумаг в полном объеме: принимать решение о выпуске акций, утверждать его, представлять в регистрирующий орган полный пакет документов, необходимых для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, включая доказательства уплаты государственной пошлины, размещать акции, регистрировать отчет об итогах выпуска.

В соответствии с пунктом 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В настоящем случае в соответствии с приведенной нормой Кодекса суд считает необходимым в порядке устранения допущенных нарушений прав и охраняемых законом интересов заявителя обязать ответчика зарегистрировать Отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг ОАО «КШП».

Поскольку истцу при принятии искового заявления была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, а ответчик от ее уплаты освобожден, основания для взыскания государственной пошлины в федеральный бюджет отсутствуют (пункт 13 Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 №46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).

Руководствуясь статьями 167-170, 197, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования открытого акционерного общества «Комбинат школьного питания» удовлетворить.

- признать недействительным Приказ Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (г. Санкт-Петербург) от 01.11.2013 № 72-13-189/пз-и об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг открытого акционерного общества «Комбинат школьного питания» (государственный регистрационный номер выпуска 1-02-04788-D от 16.09.2013);

- признать недействительным Приказ Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (г. Санкт-Петербург) от 01.11.2013 № 72-13-188/пз-и о признании несостоявшимся выпуска ценных бумаг и аннулировании государственной регистрации выпуска ценных бумаг открытого акционерного общества «Комбинат школьного питания»: акций именных обыкновенных бездокументарных номинальной стоимостью 270 (двести семьдесят) рублей каждая; в количестве 133 048 (сто тридцать три тысячи сорок восемь) штук, способ размещения - конвертация акций в акции той же категории (типа) с меньшей номинальной стоимостью, выпуску акций присвоен государственный регистрационный номер 1-02-04788-D, дата регистрации: 16.09.2013;

- обязать Северо-Западное Главное управление Центрального Банка Российской Федерации в течение 5 дней с даты вступления решения в законную силу зарегистрировать Отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг открытого акционерного общества «Комбинат школьного питания»: акции именные обыкновенные бездокументарные номинальной стоимостью 270 (двести семьдесят) рублей каждая, в количестве 133 048 (сто тридцать три тысячи сорок восемь) штук, способ размещения - конвертация акций в акции той же категории (типа) с меньшей номинальной стоимостью, государственный регистрационный номер 1-02-04788-D, дата регистрации: 16.09.2013.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня вынесения.

Судья М.А. Романова