ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-5361/17 от 25.10.2017 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183049

http://www.murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Мурманск                                                                           Дело № А42-5361/2017

14.11.2017

Резолютивная часть решения объявлена 25.10.2017

Полный текст решения изготовлен 14.11.2017

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Фокиной О.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмуриковым А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального бюджетного учреждения «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию муниципальных учреждений Кольского района» (ул. Победы, д. 9, г. Кола, Кольский р-н, Мурманская обл.;  ОГРН 1105105000956, ИНН 5105032425) к Министерству социального развития Мурманской области (ул. Полярные Зори,   д. 46, корп. А, г. Мурманск; ОГРН 1115190002146, ИНН 5190928241), третье    лицо – Администрация Кольского района (пр. Советский, д. 50, г. Кола, Кольский р-н, Мурманская обл.; ОГРН 1025100586830, ИНН 5105020613) об оспаривании приказа № 18 от 18.01.2017 в части,

при участии:

от заявителя: Хахалевой Е.В. – доверенность от 19.09.2017 № 551,

от ответчика: Зборовской Н.В. – доверенность от 09.01.2017 № 09-10/5-СМ,               Лущ Л.Г. – доверенность от 11.05.2017 № 09-10/3275-СМ,

от третьего лица: Рудакова А.Н. – доверенность от 11.01.2017 № 02-04/38-26,

установил:

муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию муниципальных учреждений Кольского района» (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании приказа Министерства социального развития Мурманской области (далее – ответчик, Министерство) от 18.01.2017 № 18 о результатах проверки использования субвенции, предоставленной муниципальному образованию Кольский район на реализацию закона Мурманской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа» недействительным в части неправомерного использования административным истцом субвенции на реализацию закона Мурманской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа» в части предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в размере 111 526 руб. 26 коп. и возложения обязанности на Учреждение по принятию мер по обеспечению возврата в областной бюджет 111 526 руб. 26 коп. средств субвенции.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Кольского района (далее – третье лицо).

В обоснования заявленного требования заявитель в заявлении и в судебном заседании указал на отсутствие со стороны Учреждения нарушений законодательства Мурманской области, регулирующего предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Также ходатайствовал о восстановлении срока на обжалование приказа.

Министерство в письменном отзыве на заявление и в судебном заседании против удовлетворения требований возражало, указав на законность и обоснованность приказа в оспариваемой части.

Третье лицо в отзыве и в судебном заседании поддержало позицию заявителя.

Как следует из материалов дела, в соответствии с планом работы Министерства на 2016 год в период с 19.12.2016 по 23.12.2016 в Учреждении проведена проверка по вопросу законности, результативности и эффективности использования средств областного бюджета, выделенных бюджету муниципального образования Кольский район на реализацию Закона Мурманской области от 27.12.2004 № 561-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа» (далее – Закон № 561-01-ЗМО), в части предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и в части организации предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, за период 2015 года.

В ходе проведения проверки выявлены нарушения, в том числе Закона               561-01-ЗМО, Правил предоставления ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг специалистам, работающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кольского района Мурманской области в муниципальных учреждениях муниципального образования Кольский район Мурманской области, а также пенсионерам из их числа, утвержденных постановлением администрации муниципального образования Кольский район от 11.05.2010 № 403, а именно:

- в нарушение пункта 2 статьи 1 Закона 561-01-ЗМО ежемесячная жилищно-коммунальная выплата предоставлялась специалистам без соблюдения требований к уровню образования, соответствующего квалификационным требованиям по занимаемой должности, а именно сотрудникам Волынской Л.Г., Песнохоровой Л.Г.; сумма неправомерного использования субвенции составила 101 073 руб. 53 коп.;

- в нарушение пункта 2.19 указанных Правил при осуществлении ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты специалистам, проживающим совместно с родственниками и иными гражданами, состав семьи определялся без соблюдения условий для признания данных лиц членами семьи, а именно директору МОУ Килпъяврская СОШ Власенко Ч.К. ежемесячная жилищно-коммунальная выплата начислялась с учетом совместно проживающей с ней внучки Калюжной А.И.; сумма неправомерного использования субвенции составила 10 452 руб. 73 коп.

Выявленные нарушения зафиксированы в справке проверки от 30.12.2016.

По результатам контрольного мероприятия, на основании указанной справки в соответствии с приказом Министерства от 28.12.2011 № 724 «Об утверждении Порядка осуществления Министерством финансового контроля за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств, контроля за использованием государственного имущества, находящегося в областной собственности, за использованием субсидий и субвенций их получателями в соответствии с условиями предоставления указанных средств из областного бюджета», в связи с выявлением неправомерного использования субвенции в общей сумме 165 537 руб. 42 коп., в том числе спорных сумм, Министерством 18.01.2017 издан приказ № 18 о результатах проверки использования субвенции, предоставленной муниципальному образованию Кольский район на реализацию закона Мурманской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа», в котором отражены, в том числе вышеуказанные нарушения, Учреждению приказано, в том числе принять меры по обеспечению возврата в областной бюджет средств субвенции, израсходованных неправомерно.

Не согласившись с вынесенным приказомМинистерства в части признания неправомерного использования Учреждением субвенции на реализацию Закона Мурманской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа» в части предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в размере 111 526 руб. 26 коп. и возложения обязанности на Учреждение по принятию мер по обеспечению возврата в областной бюджет указанной суммы, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заслушав пояснения представителей сторон, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предельные допустимые сроки для восстановления (части 1 и 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Законодатель не установил критериев для определения уважительности причин пропуска данного срока, поэтому данный вопрос разрешается по усмотрению суда с учетом обстоятельств дела.

Рассмотрев ходатайство заявителя о восстановлении срока возможности оспаривания приказа Министерства от 18.01.2017 № 18 в части, мотивированное тем, что первоначально заявитель с заявлением о его оспаривании обращался в Октябрьский районный суд г. Мурманска, а в последующем в Кольский районный суд Мурманской области, а также представленные в обоснование ходатайства документы, суд пришел к выводу о необходимости его удовлетворения.

Как следует из части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствие со статьей 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данным Федеральным законом.

Меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Мурманской области, установлены Законом Мурманской области от 27.12.2004                       № 561-01-ЗМО.

В соответствии со статьей 1 указанного Закона меры социальной поддержки предоставляются отдельным категориям граждан, являющимся специалистами социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, образования, ветеринарной службы, физической культуры и спорта, связи и работающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Мурманской области в государственных областных или муниципальных учреждениях (организациях).

В целях настоящего Закона к специалистам социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, образования, ветеринарной службы, физической культуры и спорта, связи относятся все специалисты, имеющие среднее общее образование или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и соответствующие требованиям квалификационной характеристики по должности, среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, высшее образование или незаконченное высшее образование, а также руководители государственных областных и муниципальных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям квалификационной характеристики по должности.

Перечень должностей специалистов, работающих в государственных областных и муниципальных учреждениях (организациях), имеющих право на получение мер социальной поддержки и (или) установление повышенных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), утверждается Правительством Мурманской области.

Таким образом, законодатель установил, что одним из обязательных условий, определяющих право на меры социальной поддержки, является соответствие имеющегося у специалиста уровня образования требованиям квалификационной характеристики по должности.

Специалистам, указанным в статье 1 Закона № 561-01-ЗМО, гарантируются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг при условии проживания в сельских населенных пунктах или поселках городского типа (педагогическим работникам государственных областных учреждений (организаций) и специалистам государственных областных образовательных организаций - независимо от места проживания).

Указанные меры социальной поддержки предоставляются по месту жительства или месту пребывания данных лиц в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ежемесячная жилищно-коммунальная выплата) (часть 1 статьи 3 Закона № 561-01-ЗМО).

В силу части 2 статьи 3 Закона № 561-01-ЗМО ежемесячная жилищно-коммунальная выплата предоставляется следующим специалистам:

1) специалистам в области культуры и искусства, работающим в учреждениях культуры и искусства, организациях социального обслуживания, образовательных организациях, медицинских организациях, подведомственных исполнительному органу государственной власти Мурманской области, уполномоченному в сфере охраны здоровья;

2) медицинским, фармацевтическим работникам и руководителям медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу государственной власти Мурманской области, уполномоченному в сфере охраны здоровья; медицинским и фармацевтическим работникам учреждений физической культуры и спорта, организаций социального обслуживания, образовательных организаций;

3) педагогическим работникам и руководителям образовательных организаций; педагогическим работникам учреждений физической культуры и спорта, организаций социального обслуживания, учреждений культуры и искусства, медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу государственной власти Мурманской области, уполномоченному в сфере охраны здоровья;

4) социальным работникам и руководителям организаций социального обслуживания граждан; социальным работникам образовательных организаций, медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу государственной власти Мурманской области, уполномоченному в сфере охраны здоровья;

5) специалистам государственной ветеринарной службы Мурманской области;

6) специалистам, осуществляющим профессиональную деятельность по общеотраслевым должностям служащих в государственных областных и муниципальных учреждениях культуры и искусства, организациях социального обслуживания, образовательных организаций, медицинских организациях, подведомственных исполнительному органу государственной власти Мурманской области, уполномоченному в сфере охраны здоровья (за исключением специалистов государственных областных образовательных организаций);

7) специалистам государственных областных образовательных организаций;

8) специалистам учреждений бытового обслуживания, физической культуры и спорта, связи на период первых двух лет работы в сельских населенных пунктах после окончания профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования при условии проживания в сельских населенных пунктах;

9) пенсионерам из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 7 настоящего пункта, проживающим по месту жительства или месту пребывания в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Мурманской области и проработавшим не менее 10 лет в сельских населенных пунктах, поселках городского типа в учреждениях (организациях), указанных в подпунктах 1 - 7 настоящего пункта, при условии, что на момент увольнения (за исключением увольнения за виновные действия) указанные лица имели право на страховую (трудовую) пенсию и им были предоставлены предусмотренные настоящим Законом меры социальной поддержки в натуральной либо денежной форме (далее - пенсионеры) в соответствующих размерах, установленных статьей 4 настоящего Закона.

Согласно части 1 статьи 4 указанного Закона ежемесячные жилищно-коммунальные выплаты являются расходным обязательством Мурманской области, финансируемым за счет средств областного бюджета.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области, включая Кольский район, наделены государственными полномочиями по организации и предоставлению ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты специалистам муниципальных учреждений (организаций).

При осуществлении государственных полномочий органы местного самоуправления самостоятельно организуют деятельность по осуществлению государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законом № 561-01-ЗМО и иными нормативными правовыми актами Мурманской области, а также методическими указаниями и инструктивными материалами исполнительного органа государственной власти Мурманской области, являющегося главным распорядителем бюджетных средств; устанавливают правила предоставления ежемесячных жилищно-коммунальных выплат специалистам муниципальных учреждений, а также определяют орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячных жилищно-коммунальных выплат.

Правила предоставления ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг специалистам, работающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кольского района Мурманской области в муниципальных учреждениях муниципального образования Кольский район Мурманской области, а также пенсионерам из их числа, утверждены постановлением администрации муниципального образования Кольский район от 11.05.2010 № 403 (действовавшие в спорный период; далее - Правила).

В силу пункта 2.1 Правил ежемесячная жилищно-коммунальная выплата назначается уполномоченным органом, определенным администрацией Кольского района.

Постановлением администрации Кольского района от 14.01.2013 № 8 Учреждение наделено функциями уполномоченного органа по исполнению публичных обязательств по назначению и выплате ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Мурманской области от 19.06.2015 № 256-ПП утверждено Положение о Министерстве социального развития Мурманской области, в соответствии с которым Министерство социального развития Мурманской области является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции по формированию государственной политики Мурманской области и реализации государственной политики, а также по нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития, включая вопросы социальной защиты населения; уполномочено осуществлять региональный государственный контроль в сфере социального обслуживания на территории Мурманской области, а также обеспечивает предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, установленных законодательством Мурманской области, в том числе осуществляет организационно-методическое обеспечение и координацию выполнения информационно-технологических мероприятий по предоставлению отдельным категориям граждан, в том числе работающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, указанных мер в виде ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты.

К одной из контрольных функций Министерства в соответствии с указанным Положением относится контроль в пределах компетенции за соблюдением получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении из областного бюджета.

Таким образом, Министерство как главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль за полнотой и качеством осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий с правом проведения соответствующих проверок, направлением предписаний об устранении выявленных нарушений. В случае использования средств субвенций не по целевому назначению осуществляет взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.

В рассматриваемом случае проверкой правильности и обоснованности произведенных денежных выплат за счет субвенции из областного бюджета на ежемесячную жилищно-коммунальную выплату установлена неправомерная выплата в размере 101 073 руб. 53 коп. специалистам, не имеющим профессионального образования, соответствующего квалификационным требованиям по занимаемой должности, а именно заведующей производством Песнохоровой Е.И. и специалисту по кадрам Волынской Л.Г.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.05.2008 № 247н должности «Специалист по кадрам» и «Заведующий производством» относятся к профессиональной квалификационной группе общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих (специалист по кадрам - общеотраслевые должности служащих третьего уровня; заведующий производством - общеотраслевые должности служащих второго уровня).

Согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда Российской Федерации от 21.08.1998 № 37 (далее - Квалификационный справочник), для замещения должности «заведующий производством» обязательным является наличие высшего профессионального и стаж работы по специальности не менее 3 лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет; для замещения должности «специалист по кадрам» - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

В соответствии с пунктом 1 Квалификационного справочника квалификационные характеристики, включенные в настоящий выпуск Справочника, являются нормативными документами, предназначенными для обоснования рационального разделения и организации труда, правильного подбора, расстановки и использования кадров, обеспечения единства при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, а также принимаемых решений о соответствии занимаемым должностям при проведении аттестации руководителей и специалистов.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что наличие высшего профессионального образования является обязательным условием для замещения указанных должностей.

Судом установлено, следует из материалов дела и не оспаривается Учреждением, должности заведующей производством и специалиста по кадрам замещали Песнохорова Е.И. и Волынская Л.Г., не имеющие высшего профессионального образования.

Так, Песнохорова Е.И. занимала должность заведующий производством при наличии среднего (полного) общего образования (дополнительно пройдено повышение квалификации в Мурманской областной бухгалтерской школе).

Специалист по кадрам Волынская Л.Г. согласно диплому № 548257, выданному 14.03.1987 (Кролевецкое СПТУ № 22 Сумской обл.), окончила полный курс среднего профессионально-технического училища на базе среднего образования по профессии закройщик женского легкого платья.

На основании статьи 3 «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях» (Москва, 26 мая 2000 года) диплом о начальном профессиональном образовании, выдаваемый в Российской Федерации, и документ об образовании, выдаваемый в Российской Федерации лицам, прошедшим в учреждениях начального профессионального образования профессиональную подготовку по отдельным специальностям, а также лицам, поступившим в учреждения начального профессионального образования, но не завершившим по различным причинам полный курс обучения в них, и прошедшим аттестацию, и диплом и свидетельство о профессионально-техническом образовании, выдаваемые в Украине, признаются эквивалентными в обоих государствах при поступлении на работу в соответствии с указанными в этих документах специальностью (профессией) и квалификацией.

При этом в соответствии с подпунктом 2 пунктом 1 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» начальное профессиональное образование, законодательно установленное в Российской Федерации до дня вступления в силу указанного Федерального закона, приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Таким образом, полученное Волынской Л.Г. образование эквивалентно среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Вместе с тем, законодатель предусмотрел, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

В рассматриваемом деле в отношении вышеуказанных должностных лиц аттестация не проводилась.

Представленные в материалы дела справки об уровне профессионального образования (л.д. 46, 47) также не подтверждают наличие у указанных лиц профессионального образования, соответствующего квалификационным требованиям по занимаемой должности в соответствии с требованиями закона.

Учитывая названное и принимая во внимание указанные нормы материального права, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для предоставления Песнохоровой Е.И. и Волынской Л.Г. ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты в соответствии с Законом № 561-01-ЗМО по занимаемой должности, и как следствие правильности вывода Министерства об использовании средств субвенций не по целевому назначению, законности требования о возврате неправомерно израсходованных средств субвенции в сумме 101 073 руб. 53 коп.

Довод заявителя о том, что мера социальной поддержки не является льготой по должности, а носит характер поддержки специалистов, работающих в сельских населенных пунктах, судом не принимается как основанный на неправильном толковании норм права.

Ссылка заявителя на отсутствие у Учреждения права запрашивать сведения, подтверждающие уровень образования граждан, претендующих на получение ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, отклоняется, поскольку соответствие уровня образования специалиста, имеющего право на получение мер социальной поддержки, требованиям квалификационной характеристики по должности, является обязательным в силу закона и должно быть установлено при принятия соответствующего решения об установлении либо об отказе в установлении указанной меры социальной поддержки в форме ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты.

Правилами установлено, что основанием для первичного установления ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты является письменное заявление специалиста или пенсионера при условии предоставлениями ими документов, перечисленных в пункте 2.6 и пункте 2.7 Правил. Форма заявления утверждается администрацией Кольского района (пункт 2.2).

Согласно пункту 2.6 Правил для принятия решения об установлении ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты заявитель обязан самостоятельно представить следующие документы: копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя; справку о гражданах, совместно проживающих в жилом помещении с заявителем, и площади данного жилого помещения; справку о регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания; копии документов, содержащих сведения о начисленной плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги за период, предшествующий обращению, и подтверждающих факт оплаты данных услуг; справку по месту жительства (месту пребывания) об отсутствии в занимаемом жилом помещении частного жилищного фонда централизованного отопления (в случаях оборудования жилых помещениях частного жилищного фонда печным отоплением, либо электроотопительными установками, либо газобаллонными установками); справку по месту жительства (месту пребывания) об отсутствии в занимаемом жилом помещении частного жилищного фонда централизованного газоснабжения (в случае газоснабжения жилых помещений частного жилищного фонда с использованием газовых баллонов); копии пенсионного удостоверения и трудовой книжки (для пенсионеров).

При этом указанные Правила не содержат прямого запрета на запрос уполномоченным органом (в рассматриваемом случае заявителем) иных сведений, необходимых для принятия решения об установлении ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты.

В части вывода Министерства о неправомерном использование средств субвенции в сумме 10 452 руб. 73 коп. при выплате директору МОУ Килпъяврской СОШ Власенко Ч.К. суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 561-01-ЗМО ежемесячная жилищно-коммунальная выплата предоставляется, в том числе руководителям образовательных организаций, к числу которых относится Власенко Ч.К.

Право Власенко Ч.К. на получение ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты сторонами не оспаривается.

Для принятия решения об установлении ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты с учетом членов семьи заявителя, совместно с ним проживающих, в соответствии с пунктом 2.7 Правил в заявлении указываются данные о членах семьи, к которому дополнительно прилагаются копии документов, подтверждающих принадлежность к членам семьи заявителя. К данным документам относятся: свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении, свидетельство о браке, иные документы, подтверждающие принадлежность к членам семьи заявителя, а также решение суда о признании гражданина членом семьи заявителя.

Пунктом 2.19 Правил установлено, что в целях установления ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты заявителю с учетом проживающих совместно с ним членов его семьи, на которых распространяется данная выплата, состав семьи заявителя определяется уполномоченным органом в соответствии с частью 1 статьи 31 и частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Если заявитель является собственником жилого помещения, то к членам его семьи относятся проживающие с ним совместно:

- его супруг(а);

- его дети;

- его родители;

- нетрудоспособные иждивенцы и (или) иные родственники, если они вселены специалистом (пенсионером) в качестве членов его семьи.

Если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, то к членам его семьи относятся проживающие с ним совместно:

- его супруг(а);

- его дети;

- его родители;

- нетрудоспособные иждивенцы и (или) иные родственники, если они вселены заявителем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство (основным признаком ведения общего хозяйства является общий бюджет);

- иные лица, если они признаны в судебном порядке членами семьи заявителя.

В соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации обязательными условиями признания членами семьи нанимателя (помимо супругов, детей и родителей) других родственников и нетрудоспособных иждивенцев являются вселение нанимателем других родственников, нетрудоспособных иждивенцев в качестве членов его семьи и ведение ими общего хозяйства. Членами семьи нанимателя могут быть признаны и иные лица, но лишь в исключительных случаях и только в судебном порядке. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что директору МОУ Килпъяврская СОШ Власенко Ч.К. была начислена и выплачивалась ежемесячная жилищно-коммунальная выплата с учетом внучки Калюжной А.И.

Министерство, ссылаясь на неправомерность выплаты, указало на то, что состав семьи Власенко Ч.К. был определен без соблюдения условий для признания данных лиц членами семьи, поскольку Власенко Ч.К. не является нанимателем жилого помещения, следовательно не наделена правом на вселение в жилое помещение других лиц. Так, решением Кольского районного суда Мурманской области от 10.12.2007 Калюжная А.И. признана членом семьи нанимателя жилого помещения Власенко В.И. (с целью получения Государственного жилищного сертификата).

Из разъяснений, изложенных в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что согласно части 2 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Члены семьи нанимателя имеют, в частности, следующие права: бессрочно пользоваться жилым помещением (ч. 2 ст. 60 Кодекса); сохранять право пользования жилым помещением в случае временного отсутствия (ст. 71 Кодекса); участвовать в решении вопросов: переустройства и перепланировки жилого помещения (п. 5 ч. 1 ст. 26 Кодекса), вселения в установленном порядке в жилое помещение других лиц (ст. 70 Кодекса), обмена жилого помещения (ст. 72 Кодекса), сдачи жилого помещения в поднаем (ст. 76 Кодекса), вселения временных жильцов (ст. 80 Кодекса), переселения в жилое помещение меньшего размера (ст. 81 Кодекса), изменения договора социального найма (ст. 82 Кодекса), расторжения договора социального найма (ч. 2 ст. 83 Кодекса).

Принимая во внимание указанные нормы права и разъяснения, факт заключения брака между Власенко В.И. и Реч Ч.К. (после заключения брака – Власенко Ч.К.), решение Кольского районного суда от 10.12.2007, которым Калюжная И.В. признана членом семьи Власенко В.И., а также установлен факт совместного проживания и ведения общего совместного хозяйства Калюжной И.В., Власенко В.И. и Власенко Ч.К., суд полагает, что в данном случае Учреждением правомерно был определен состав семьи Власенко Ч.К. для установления ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты с учетом проживающих совместно с ней членов семьи, на которых распространяется данная выплата, а именно Калюжной А.И.

С учетом изложенного указание в оспариваемом приказе от 18.01.2017 № 18 на нарушение заявителем пункта 2.19 Правил и возложение на него обязанности по принятию мер по обеспечению возврата в областной бюджет 10 452 руб. 73 коп. средств субвенции является незаконным, приказ в данной части подлежит признанию недействительным, в силу чего требование Учреждения в этой части подлежит удовлетворению.

В остальной части требования Учреждения не подлежат удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 13.11.2008 № 7959/08 указал, что в случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.

Исходя из неимущественного характера требований к данной категории дел не могут применяться положения пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, в данном случае с Министерства в пользу Учреждения подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме                3 000 руб.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать приказ Министерства социального развития Мурманской области от 18.01.2017 № 18 о результатах проверки использования субвенции, предоставленной муниципальному образованию Кольский район на реализацию закона Мурманской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа» недействительным в части признания неправомерным использование субвенции в размере 10 452 руб. 73 коп. и обязании заявителя принять меры по обеспечению возврата в областной бюджет 10 452 руб. 73 коп. субвенции.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Министерства социального развития Мурманской области в пользу муниципального бюджетного учреждения «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию муниципальных учреждений Кольского района» судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 3000 руб.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                                             Фокина О. С.