ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-544/13 от 17.07.2013 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

Ул.Книповича, д.20, г.Мурманск, 183049

http://murmansk.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А42-951/2013

«24» июля 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 июля 2013 года. Полный текст решения изготовлен 24 июля 2013 года.

Арбитражный суд Мурманской области в составе:

судьи Варфоломеева С.Б.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Попович Е.И.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования Печенгский район Мурманской области ФИО1

к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Печенгскому району

третье лицо – муниципальное унитарное предприятие «Жилищный сервис» муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района

о признании незаконными действий

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО2 – дов.б/н от 25.09.2010

от ответчика – не явился, извещён

от третьего лица – не явился, извещено

от иных участников процесса – нет

установил:

конкурсный управляющий муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования Печенгский район Мурманской области ФИО1 (место жительства: 186790, <...>; далее – ФИО1, МУП ЖКХ, заявитель) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Печенгскому району (место нахождения: 184420, Мурманская обл., Печенгский р-н, пос.Никель, ул.14 Армии, д.17; далее – Отдел, ответчик) о признании незаконными действий регистрационно-экзаменационной группы Отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела по выдаче муниципальному унитарному предприятию «Жилищный сервис» муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района (далее – МУП «Жилищный сервис») дубликата паспорта транспортного средства на прицеп легковой марки МЗСА-817711 VIN <***> 2007 года выпуска.

ФИО1 ранее 04.02.2013 по средствам электронной связи уже обратился в Арбитражный суд Мурманской области с тем же требованием (л.д.3-5 т.2), производству по которому судом присвоен регистрационный номер А42-544/2013.

Определением от 30.05.2013 в соответствии с частью 2 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд объединил дела №№ А42-544/2013, А42-951/2013 в одно производство с присвоением ему номера настоящего дела – А42-951/2013 (л.д.86-88 т.2).

В обоснование заявленных требований ФИО1 ссылается на то обстоятельство, что спорный прицеп принадлежит МУП ЖКХ на праве хозяйственного ведения и включён в конкурсную массу данной организации, а потому ответчик не вправе был выдавать правоустанавливающий документ – паспорт транспортного средства на такое имущество каким-либо иным лицам.

Ответчик в письменном отзыве на заявление (л.д.70-72 т.1) с изложенными в нём требованиями не согласился, и полагает, что в их удовлетворении следует отказать, поскольку за выдачей дубликата паспорта транспортного средства обратился МУП «Жилищный сервис» с приложением пакета документов, подтверждающего наличие у последнего права хозяйственного ведения на спорный прицеп, а потому оснований для отказа в выдаче названного документа не имелось.

Определением суда от 15.05.2013 (л.д.124-126 т.1) к участию в деле на стороне ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено МУП «Жилищный сервис» (место нахождения: 184430, <...>; ОГРН <***>; далее – также третье лицо).

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования МУП ЖКХ по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик и третье лицо, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились; третье лицо отзыва на заявление не представило.

С учётом мнения представителя заявителя, обстоятельств дела и в соответствии с частью 1 статьи 123, частями 3, 5 статьи 156, частью 2 статьи 200 АПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьего лица.

Заслушав пояснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Мурманской области от 17.06.2010 по делу № А42-10621/2009 МУП ЖКХ признано банкротом и в отношении него введено конкурсное производство; конкурсным управляющим утверждён ФИО1 (л.д.9-13 т.1).

24.09.2012 МУП ЖКХ обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к МУП «Жилищный сервис» об истребовании из незаконного владения автомобильного прицепа марки МЗСА-817711 VIN <***> 2007 года выпуска.

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 08.02.2013 по делу № А42-6113/2012 в удовлетворении исковых требований МУП ЖКХ отказано (л.д.81-84 т.1).

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства по названному арбитражному делу заявителю стало известно, что на указанный прицеп МУП «Жилищный сервис» получен дубликат паспорта транспортного средства 51 НО № 757450 (л.д.22, 23 т.1) взамен утраченного – 77 КХ № 252566 (л.д.21 т.1). Данный дубликат выдан регистрационно-экзаменационной группой Отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела на основании заявления МУП «Жилищный сервис» от 20.12.2012 (л.д.73 т.1).

При этом по тексту дубликата Отдел в качестве собственника рассматриваемого транспортного средства указал МУП «Жилищный сервис».

Полагая, что автомобильный прицеп МЗСА-817711 принадлежит на праве хозяйственного ведения МУП ЖКХ, то приведённые обстоятельства послужили основанием для обращения ФИО1 в арбитражный суд с требованием признать действия Отдела по выдаче дубликата паспорта на такое транспортное средство иному лицу – МУП «Жилищный сервис» незаконными.

По настоящему делу и по делу № А42-6113/2012, в котором рассматривалось требование МУП ЖКХ об истребовании спорного имущества (прицепа) из чужого незаконного владения (МУП «Жилищный сервис») установлено, что решениями Совета депутатов Печенгского района от 08.02.2008 № 292, Совета депутатов муниципального образования г.Заполярный от 12.02.2008 № 167/35 утверждён перечень муниципального имущества, передаваемого из собственности муниципального образования Печенгский район в собственность городского поселения Заполярный. В перечень включён спорный прицеп (порядковый номер 23 перечня).

Письмом от 16.04.2008 № 1493 директор МУП ЖКХ представил в Департамент законопроектной деятельности и реформы местного самоуправления Мурманской области согласие на передачу в собственность городского поселения Заполярный имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия в связи с разграничением полномочий между муниципальным районом и городским поселением (л.д.77 т.1). В прилагаемый к письму перечень имущества включён прицеп МЗСА 817711.

Распоряжением Администрации Печенгского района от 21.04.2008 № 154 Комитету по управлению имуществом Печенгского района разрешено изъять из хозяйственного ведения МУП ЖХХ движимое имущество, перечисленное в приложении, в том числе прицеп МЗСА 817711, инв.№ 00097868.

Перечень муниципального имущества, передаваемого из собственности Печенгского района в собственность городского поселения Заполярный, утверждён распоряжением Департамента законопроектной деятельности и реформы местного самоуправления Мурманской области от 06.05.2008 № 18р (л.д.78-80 т.1), где в пункт 23 раздела I приложения к названному Распоряжению включён прицеп легковой марки МЗСА-817711 VIN <***> 2007 года выпуска.

Далее, пунктом 23 приложения № 1 к постановлению Администрации муниципального образования г.Заполярный Печенгского района от 20.05.2008 № 56 спорный прицеп закреплён на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Благоустройство» муниципального образования г.Заполярный (л.д.75, 76 т.1) и передан последнему по акту о приёме-передаче от 30.06.2008 (л.д.90-92).

Однако муниципальное унитарное предприятие «Благоустройство» муниципального образования г.Заполярный было реорганизовано путём присоединения к МУП «Жилищный сервис», а потому спорный прицеп перешёл к последнему по акту о приёме-передаче от 30.12.2009 (л.д.93-95 т.1).

Перечисленные обстоятельства и документы явились основанием для удовлетворения заявления МУП «Жилищный сервис» и выдачи ему дубликата паспорта транспортного средства – автомобильного прицепа МЗСА-817711 VIN <***> 2007 года выпуска.

Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется путём регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Регистрация транспортных средств и прицепов к ним, введена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» в целях обеспечения полноты учёта автомототранспортных средств и других видов самоходной техники.

Паспорта на прицепы, наличие которых является обязательным для регистрации этих прицепов и допуска их к эксплуатации, введены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации» в целях упорядочения регистрации, учёта, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения.

Исходя из изложенного, отклоняется довод заявителя о том, что правоустанавливающим документом на прицеп является паспорт транспортного средства, поскольку таковым данный документ не является.

Согласно пункту 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

На основании статьи 2 Закона Мурманской области от 20.02.2008 № 938-01-ЗМО «О некоторых вопросах разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы» разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы, осуществляется постановлением Правительства Мурманской области либо правовым актом уполномоченного Правительством Мурманской области исполнительного органа государственной власти Мурманской области, принимаемым по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Правовым актом утверждаются перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иное имущество. Правовой акт является основанием возникновения права собственности поселения, принявшего имущество. Право собственности поселений на передаваемое в установленном названным Законом порядке имущество возникает с момента вступления в силу правового акта уполномоченного Правительством Мурманской области исполнительного органа государственной власти Мурманской области

Согласно статье 4 этого же Закона Мурманской области заверенные копии решений представительных органов муниципального района и поселения об утверждении согласованного перечня имущества, предлагаемого к передаче, с прилагаемыми документами в течение 3 рабочих дней направляются главой муниципального района в уполномоченный исполнительный орган государственной власти для подготовки проекта правового акта. К заверенным копиям решений представительных органов муниципального района и поселения об утверждении согласованного перечня имущества, предлагаемого к передаче, прилагается, в частности, согласие (письмо) муниципального унитарного предприятия на передачу имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения.

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 294 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие самостоятельно распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, за исключением случаев, установленных упомянутым законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Выше судом установлено, что МУП ЖКХ в письме от 16.04.2008 № 1493 распорядилось прицепом МЗСА 817711, согласовало его передачу в собственность городского поселения Заполярный в связи с разграничением полномочий между муниципальным районом и городским поселением.

Таким образом, правовых и фактических оснований утверждать, что спорный прицеп до настоящего времени находится в хозяйственном ведения МУП ЖКХ, не имеется, а потому оспариваемые действия Отдела по выдаче на такое транспортное средство дубликата паспорта не могут затрагивать права и законные интересы заявителя, наличие которых в силу части 2 статьи 201 АПК РФ обязательно для признания названных действий Отдела незаконными.

Каких-либо доказательств, опровергающих данный вывод суда, а равно свидетельствующих о наличии у МУП ЖКХ на спорный прицеп заявленного права хозяйственного ведения, материалы дела не содержат.

Следует отметить, что отсутствие у МУП ЖКХ на спорный прицеп заявленного права хозяйственного ведения также установлено вышеупомянутым решением Арбитражного суда Мурманской области от 08.02.2013 по делу № А42-6113/2012.

Необходимо также отметить, что МУП «Жилищный сервис» в Отдел были представлены документы о передаче ему спорного прицепа; каких-либо оснований усомниться в данных документах у Отдела не имелось.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176, 197, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении заявления конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования Печенгский район Мурманской области ФИО1 о признании незаконными действий регистрационно-экзаменационной группы Отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Печенгскому району по выдаче дубликата паспорта транспортного средства на прицеп легковой марки МЗСА-817711 VIN <***> 2007 года выпуска отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья С.Б.Варфоломеев