ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-5690/07 от 27.11.2007 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ул. Книповича, д. 20, г. Мурманск, 183050

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Мурманск Дело А42 – 5690/2007

«27» ноября 2007 года

Судья Арбитражного суда Мурманской области Дмитриевская Лариса Ефимовна,

при ведении протокола судебного заседания судьей Дмитриевской Л.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Печенгскому району Мурманской области

к индивидуальному предпринимателю ФИО1

о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – не явился, ходатайство

от ответчицы – не явилась

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Печенгскому району Мурманской области (далее – заявитель, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – предприниматель, ответчица) о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

В обоснование требований заявитель указал, что в нарушение пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закона № 129-ФЗ) предприниматель, не представил в установленный срок в регистрирующий орган сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 5 Закона № 129-ФЗ.

Кроме того, Инспекция ссылается на неоднократное совершение ФИО1 грубых нарушений действующего законодательства, выразившихся в непредставлении ею в Инспекцию с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя налоговой отчетности, что в силу части 2 статьи 61 и части 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для удовлетворения заявленного требования.

До судебного заседания от заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Ответчица в судебное заседание не явилась, отзыв на заявление не представила. Определение суда с указанием времени и места проведения судебного разбирательства, направленное по последнему известному суду месту жительства предпринимателя, ФИО1 не получено. Сведениями о лице, получившем копию судебного акта согласно уведомлению о вручении 03.11.2007, суд не располагает.

Согласно части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту жительства гражданина, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд. Лица, участвующие в деле, обязаны сообщить арбитражному суду об изменении своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения копии судебных актов направляются по последнему известному арбитражному суду адресу и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не находится или не проживает (пункт 1 статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

С учетом обстоятельств дела и в соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчицы.

По материалам дела установлено, что ФИО1 27.09.2006 обратилась в Инспекцию с заявлением о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 14-16).

03.10.2006 Инспекцией принято решение о государственной регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за

№ 306510927600012 (л.д. 9 - 13).

13.06.2007 ФИО1 обратилась в Инспекцию с заявлением в произвольной форме о снятии ее с учета в качестве индивидуального предпринимателя по причине выезда на постоянное место жительства за границу (л.д. 19).

Инспекцией в адрес предпринимателя направлено письмо № 10-04-20/3948 от 15.06.2007г. об оставлении заявления о снятии ее с регистрационного учета без рассмотрения; ФИО1 было предложено представить в регистрирующий орган документы, предусмотренные статьей 22.3 Закона № 129-ФЗ (л.д.16).

Поскольку ответчицей запрашиваемые Инспекцией документы представлены не были, заявитель 20.06.2007 обратился с запросом в Отделение в пгт Никель Управления Федеральной миграционной службы России по Мурманской области о представлении сведений о месте жительства (регистрации) ФИО1

По сообщению от 31.07.2007 Отделения в пгт Никель Управления Федеральной миграционной службы по Мурманской области ФИО1 08.06.2007 снята с регистрационного учета в связи с убытием в <...> (л.д. 23).

В результате Инспекция пришла к выводу о нарушении ФИО1 требования пункта 5 статьи 5 Закона № 129-ФЗ, выразившегося в несообщении регистрирующему органу сведений об изменении места жительства.

С момента государственной регистрации ответчицей не представлялась заявителю налоговая отчетность.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Инспекции в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд находит заявленное требование подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 22.3 Закона № 129-ФЗ (в редакции от 02.07.2005) государственная регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется на основании принятого физическим лицом решения о прекращении данной деятельности и на основании представляемых им в регистрирующий орган следующих документов:

а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

б) документа об уплате государственной пошлины.

Основанием для внесения в государственный реестр записи о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности является решение, принятое регистрирующим (налоговым) органом. Указанное решение принимается на основании полученного (поступившего) от физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности по форме N Р26001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002

N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".

Представление данных документов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 указанного Закона.

В силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

В силу пункта 5 статьи 5 Закона N 129-ФЗ индивидуальные предприниматели в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 2 названной статьи сведений, в том числе места жительства в Российской Федерации, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 22.2 Закона № 129-ФЗ, для внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о внесении в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей изменений по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

б) копия документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений об индивидуальном предпринимателе.

Согласно пункту 4 статьи 22.2 Закона N 129-ФЗ в случае внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с переменой им места жительства регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.

Как следует из материалов дела, при подаче ФИО1 заявления о прекращении предпринимательской деятельности в нарушение требований статьи 22.3 Закона № 129-ФЗ, не были представлены необходимые документы, в связи с чем Инспекция правомерно не произвела государственную регистрацию прекращения ответчицей предпринимательской деятельности.

Поскольку государственная регистрация прекращения ФИО1 предпринимательской деятельности не могла быть произведена Инспекцией в связи с непредставлением ею необходимых для этой цели документов, ФИО1 в этом случае обязана была в порядке, предусмотренном статьями 5, 8, 22.2 Закона № 129-ФЗ, представить заявителю сведения об изменении ею места жительства, что также не было выполнено предпринимателем.

Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами, призваны содержать сведения о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращения ими деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей и иные сведения о физических лицах (статья 4 Закона № 129-ФЗ).

Невыполнение ФИО1 требований Закона № 129-ФЗ привело к недостоверности содержащихся в настоящее время в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений в отношении ответчицы, что, по мнению суда, свидетельствует о грубом характере допущенных ФИО1 нарушений законодательства, регулирующего отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, частью 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо может быть ликвидировано, в частности, по решению суда в случае осуществления им деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу части 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации данное положение применимо и к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица.

Подпунктом 4 пункта 1 статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены обязанности налогоплательщиков по представлению в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговых деклараций (расчетов).

Согласно справке налогового органа, имеющейся в материалах дела, с момента государственной регистрации налоговая отчетность ФИО1 не представляется.

Указанное обстоятельство также свидетельствуют о грубом нарушении ответчицей требований действующего законодательства.

При таких обстоятельствах суд считает, что требование о прекращении деятельности ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя подлежит удовлетворению.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчица обязана уплатить в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

заявленное требование удовлетворить.

Прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, зарегистрированной Инспекцией Федеральной налоговой службы по Печенгскому району Мурманской области в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 03.10.2006 за № 306510927600012.

Инспекции Федеральной налоговой службы по Печенгскому району Мурманской области внести в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей запись о прекращении деятельности ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 2 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня его принятия.

Судья Л.Е. Дмитриевская