ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-5889/13 от 24.01.2014 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

183049 г. Мурманск, ул. Книповича, д. 20

http://murmansk.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Мурманск Дело № А42-5889/2013

03 февраля 2014 года

Резолютивная часть объявлена 24 января 2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 03 февраля 2014 года.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Зыкиной Е.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шмуриковым А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации <...>, г.Мурманск; ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (ул.Книповича, д.9а, г. Мурманск; ИНН <***>, ОГРН <***>)

третьи лица: открытое акционерное общество «Автоколонна 1118»; общество с ограниченной ответственностью «Першерон»; общество с ограниченной ответственностью «Арктик Лайн»; индивидуальные предприниматели: ФИО1; ФИО2; ФИО3; ФИО4; ФИО5; ФИО6

заинтересованное лицо - Прокуратура Октябрьского административного округа г.Мурманска

о признании недействительными решения и предписания от 28.05.2013 года № 18

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО7 - по доверенности от 31.12.2013;

от ответчика – ФИО8 - по доверенности от 20.01.2014;

от третьих-лиц, заинтересованного лица – не явились; извещены;

установил:

Администрация города Мурманска (далее – Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее – Управление, ответчик) и предписания от 28.05.2013 № 18.

В обоснование заявленных требований Администрация указала, что считает оспариваемые ненормативные акты не соответствующими действующему законодательству, поскольку в связи с отменой конкурсной документации по поступившему протесту прокурора прекратил существование предмет конкурса, конкурсные заявки, поступившие в отдел организации городских пассажирских перевозок не могли быть рассмотрены, в связи с чем принято было считать конкурсные заявки неподанными. Поскольку 28.12.2012 и 10.01.2013 заканчивали свое действие все договоры о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования, проведение конкурсных процедур, предусмотренных Положением об организации транспортного обслуживания населения привело к тому, что на срок не менее, чем 30 дней было бы прекращено транспортное обслуживание населения, в связи с чем Администрация г. Мурманска вынуждена объявить о привлечении перевозчиков на условиях временной работы на ряд муниципальных маршрутов, по которым истек срок действия ранее заключенных договоров. Договоры являлись временными и действовали исключительно в период подготовки к проведению конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании.

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика требования не признал, в судебном заседании, а также в отзыве на заявление указал на законность и обоснованность оспариваемых ненормативных актов, сослался на материалы проверки. Управление считает, что действия Администрации города Мурманска, выразившиеся в принятии постановления № 3083 от 25.12.2012 «Об отмене постановления администрации города Мурманска от 14.11.2012 № 2682 «Об утверждении конкурсной документации для проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск №№ 10, 16, 18, 21, 33, 51, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60,61,62,63,71», которым отменена конкурсная документация, в не доведении до завершения конкурсной процедуры, а также заключении администрацией города Мурманска в период с 29.12.2012 г. по январь 2013 года с отдельными перевозчиками договоров о транспортном обслуживании населения на условиях временной работы по вышеуказанным муниципальным маршрутам, на территории муниципального образования город Мурманск, привели к нарушению части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ).

В соответствии счастью 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 Закона №135-ФЗ понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии со статьёй 2 Положения об организации транспортного обслуживания под конкурсом понимается способ привлечения перевозчиков, способных обеспечить лучшее качество и условия предоставления услуг по регулярным перевозкам пассажиров и ручной клади по муниципальным маршрутам, в том числе по социально значимым муниципальным маршрутам.

Согласно части 1 статьи 19 Положения об организации транспортного обслуживания одной из целей проведения конкурса является создания условий и развития добросовестной конкуренции перевозчиков, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок.

Таким образом, при организации транспортного обслуживания населения, орган местного самоуправления обязан обеспечить равные условия доступа к заключению договоров на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом всем заинтересованным лицам, тем самым, обеспечить наличие самой конкуренции на рынке услуг транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования в границах муниципального образования город Мурманск.

В целях обеспечения конкуренции на рынке рассматриваемых услуг Советом депутатов города Мурманска от 16.03.2010 г. № 17-219 (в ред. от 05.06.2012) было принято Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования город Мурманск автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на маршрутах регулярных перевозок».

Одним из оснований для проведения конкурса на право заключения договора о транспортом обслуживании населения по муниципальным, в том числе социально значимым муниципальным маршрутам, согласно пункту 2 части 4 статьи 21 Положения об организации транспортного обслуживания населения является истечение срока действия договора о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок с перевозчиком, работающим на существующих муниципальных маршрутах, в том числе социально значимых муниципальных маршрутах.

Срок действия части договоров о транспортном обслуживании населения, заключённых в 2011 году, истекал 28.12.2012 г., а часть - 10.01.2013 г., что являлось законным основанием для объявления и проведения администрацией города Мурманска соответствующего конкурса. Вместе с тем, Администрация города Мурманска не только объявила о проведении конкурса, но и начата осуществлять саму конкурсную процедуру, о чём свидетельствует протокол вскрытия конвертов, поданные участниками заявки, однако, подведение итогов конкурса не состоялось, а сам конкурс завершён не был в виду принятия Администрацией города Мурманска Постановления № 3038 от 25.12.2012 «Об отмене постановления администрации города Мурманска от 14.11.2012 № 2682 «Об утверждении конкурсной документации для проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск №№ 10, 16, 18, 21, 33, 51, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 71», которым отменена сама конкурсная документация.

Вместе с тем, внесенный протест прокуратуры, в рассматриваемом случае, не является законным основанием для отмены уже начатой конкурсной процедуры, поскольку анализ представленных документов позволяет сделать вывод о том, что протест прокуратуры не связан с возложением на хозяйствующих субъектов дополнительных обязанностей, в части необходимости представления каких-либо дополнительных документов в составе заявки, дополнительных обязанностей по осуществлению самих перевозок, дополнительных обязанностей администрации города Мурманска, а также не связаны с внесением изменений в критерии и порядок оценки, утверждённые конкурсной документацией. Кроме того, протест прокуратуры не влечёт каких-либо изменений в саму процедуру проведения конкурса.

Таким образом, несмотря на принесение протеста прокуратуры, у Администрации города Мурманска отсутствовали основания, которые не позволили бы провести саму процедуру проведения конкурса и подведения его итогов, тем самым довести конкурс до завершения.

Кроме того, как видно из пункта 6 Постановления Администрации города Мурманска от 25.12.2012 г. № 3038, оно вступает в силу со дня его подписания. Датой подписания является 25.12.2012, то есть после того, как началась сама процедура проведения конкурса и были поданы заявки участников. В тексте Постановления отсутствуют сведения о том, что акт имеет обратную силу, в связи с чем поскольку были вскрыты конкурсные заявки, срок подачи которых к моменту издания спорного постановления истёк, начавшаяся процедура должна быть доведена до завершения.

Более того, отмена конкурсной документации не влечёт за собой отмену обязанности органа местного самоуправления по проведению конкурса. Выбранный Администрацией города Мурманска способ отбора перевозчиков для осуществления пассажирских перевозок на муниципальных маршрутах путём заключения договоров о транспортном обслуживании населения на условиях временной работы на маршрутах регулярных перевозок является антиконкурентным, так как договоры о транспортном обслуживании населения на условиях временной работы заключались с перевозчиками по принципу кто первым подал заявление на заключение договора. Оценка поданных с заявлением документов Администрацией г.Мурманска не проводилась. Таким образом, подобный отбор перевозчиков не обеспечивает конкуренцию на рынке оказания услуг транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах в границах города Мурманска.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц определениями от 25.10.2013, 25.12.2013 открытое акционерное общество «Автоколонна 1118»; общество с ограниченной ответственностью «Першерон»; общество с ограниченной ответственностью «Арктик Лайн»; индивидуальные предприниматели ФИО1; ФИО2; ФИО3; ФИО4; ФИО5; ФИО6 и заинтересованное лицо - Прокуратура Октябрьского административного округа г. Мурманска, в судебное заседание своих представителей не направили, отзывы не представили.

С учетом обстоятельств дела, мнения представителей сторон, в соответствии со статьями 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассмотрел дело без участия представителей указанных лиц.

Как следует из материалов дела, по результатам проверки заявления группы автотранспортных предприятий - ОАО «Автоколонна 1118», ИП ФИО4, ИП ФИО3, ИП ФИО5, ИП ФИО9, ИП ФИО6 от 22.01.2013 г. № А26-02-23/51, поступившего в Управление из приёмной Президента Российской Федерации в Мурманской области, о признаках нарушения Администрацией города Мурманска требований антимонопольного законодательства при проведении конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск и при привлечении перевозчиков на условиях временной работы на маршрутах регулярных перевозок на территории муниципального образования город Мурманск, послужившим основанием для возбуждения антимонопольным органом дела № 18 по признакам нарушения Администрацией части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, установлено следующее.

Администрацией города Мурманска по результатам проведённых в декабре 2011 года конкурсов на право заключения договора о транспортном обслуживании населения по муниципальным маршрутам были заключены договоры о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок сроком на 1 год.

В связи с истечением срока действия вышеуказанных договоров Администрацией г. Мурманска принято постановление от 02.11.2012 № 2611 «О проведении конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск № 10, 16, 18, 21, 33, 51, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 71». Функции по подготовке и проведению указанного конкурса возложены на Отдел организации городских пассажирских перевозок администрации города Мурманска. Согласно пункту 2 указанного постановления, отделу организации городских пассажирских перевозок администрации города Мурманска в срок до 29.12.2012 поручено обеспечение подготовки и проведение в установленном порядке конкурса на право заключения договора (том 1 л.д.28).

Постановлением Администрации города Мурманска от 14.11.2012 г. № 2682 утверждена конкурсная документация для проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск. Отделу организации городских пассажирских перевозок администрации города Мурманска установлено обеспечить подготовку и провести конкурс на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск в соответствии со сроками, указанными в конкурсной документации (том 1 л.д.29-30).

Извещение о проведении конкурса опубликовано в официальном печатном издании - газете «Вечерний Мурманск» спецвыпуск № 67 от 16.11.2012 года и на официальном сайте администрации города Мурманска в сети Интернет по адресу: http//www.citimurmansk.ru/ в подразделе «Отдел организации городских пассажирских перевозок» раздела «Структурные подразделения», где также размещена конкурсная документация. Процедура вскрытия конвертов с конкурсными заявками назначена на 17.12.2012, подведение итогов конкурса назначено на 26.12.2012.

17.12.2012 года состоялась процедура вскрытия конвертов с конкурсными заявками участников конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск, о чём конкурсной комиссией составлен Протокол №6 от 17.12.2012, из пункта 8 которого следует, что всего для участия в конкурсе было предоставлено 37 конкурсных заявок от следующих хозяйствующих субъектов: ООО «Арктик Лайн», ОАО «Автоколонна 1118», ООО «Першерон», ООО «Фаворит». ИП ФИО4, ИП ФИО3, ИП ФИО6. ИП ФИО5. ИМ ФИО10 В отдельных случаях, со стороны одного хозяйствующего субъекта подавались конкурсные заявки сразу на несколько лотов.

Из Протокола №6 от 17.12.2012 следует, что все конкурсные заявки соответствовали требованиям Конкурсной документации и Положению об организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования город Мурманск автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на маршрутах регулярных перевозок», утверждённому Решением Совета депутатов города Мурманска от 16.03.2010 г. №17-219.

24.12.2012 прокуратурой Октябрьского административного округа города Мурманска принесен протест на Постановление администрации г. Мурманска от 14.11.2012 № 2682 «Об утверждении конкурсной документации для проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории г. Мурманска».

Как следует из указанного протеста, постановление Администрации города Мурманска от 14.11.2012 г. № 2682 «Об утверждении конкурсной документации для проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск №№ 10, 16, 18, 21, 33, 51, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 71» противоречит действующему законодательству. Так, в приложении № 1 к Конкурсной документации для проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск, утверждённой указанным постановлением, описание лотов для целей проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск не соответствует описанию муниципальных маршрутов, приведённому в Реестре муниципальных маршрутов города Мурманска, утверждённому Решением Совета депутатов города Мурманска от 05.03.2011 № 3406, а именно: отсутствует указание на то, что подвижной состав, необходимый для осуществления перевозок по муниципальным маршрутам, включённым в описание лотов, должен работать на маршруте в одну смену. Согласно Протесту Прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска отсутствие данного указания в конкурсной документации лишает описание лотов в указанной части правовой определённости и допускает возможности искажения условий осуществления перевозок по муниципальным маршрутам, включённым в Реестр муниципальных маршрутов города Мурманска, в связи с чем предписано рассмотреть протес в 10-дневный срок с момента получения, отменить постановление Администрации города Мурманска от 14.11.2012 г. № 2682 «Об утверждении конкурсной документации для проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск №№ 10, 16, 18, 21, 33, 51, 53. 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60,61,62, 63 ,71» (том 3 л.д. 53-55).

Администрация города Мурманска, выполняя требования прокурора приняла постановление от 25.12.2012 № 3083 «Об отмене постановления администрации города Мурманска от 14.11.2012 № 2682 «Об утверждении конкурсной документации для проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск №№ 10, 16, 18, 21, 33, 51, 53, 54, 55, 56, 57, 58. 59. 60. 61. 62. 63. 71», которым отменила конкурсную документацию.

Пунктами 2 и 3 постановления от 25.12.2012 № 3083 установлено, что извещение о проведении конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения, опубликованное в газете «Вечерний Мурманск», спецвыпуск № 67 от 16.11.2012, и размещенное на официальном сайте администрации города Мурманска (www. citymurmansk.ru) считается недействительным, а конкурсные заявки, поступившие в отдел организации городских пассажирских перевозок администрации города Мурманска неподанными.

В связи с чем, конверты с конкурсными заявками всем соискателям, подавшим конкурсные заявки, были возвращены в трёхдневный срок со дня вступления в силу Постановления администрации г.Мурманска от 25.12.2013 г. №3083.

Постановлением Администрации города Мурманска от 27.12.2012 № 3178 было внесено изменение в постановление от 02.11.2012 г. № 2611 «О проведении конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск N 10, 16, 18, 21, 33, 51. 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 71» касающееся изменения срока проведения конкурса до 31.05.2013 г.

28.12.2012 на официальном сайте администрации города Мурманска в сети Интернет по адресу: http//www.citimurmansk.ru/ размещено Объявление о необходимости привлечения перевозчиков на условиях временной работы на маршрутах регулярных перевозок на территории муниципального образования город Мурманск, подписанное временно исполняющим полномочия главы администрации города Мурманска.

Согласно данному Объявлению, в связи с признанием конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск несостоявшимся по причине отсутствия конкурсных заявок на участие в конкурсе, администрация города Мурманска объявила о необходимости привлечения перевозчиков на условиях временной работы на 18 муниципальных маршрутах на территории муниципального образования город Мурманск.

Управление, придя к выводу о том, что Администрацией совершены действия путем: принятия постановления Администрации города Мурманска от 25.12.2012 №3038 «Об отмене постановления администрации города Мурманска от 14.11.2012 №2682 «Об утверждении конкурсной документации для проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск №№10, 16, 18, 21, 33, 51, 53, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 61, 62, 63, 71»; не доведения до завершения начатой конкурсной процедуры; заключение Администрацией города Мурманска в период с 28.12.2012 по 21.01.2013 с отдельными перевозчиками договоров о транспортом обслуживании населения на условиях временной работы по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск, решением от 28.05.2013 по делу № 18 признало в действиях Администрации города Мурманска факт нарушения части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, выраженное в принятии постановления Администрации города Мурманска от 25.12.2012 №3038, которое повлекло признание конкурса несостоявшимся в связи с отсутствием поданных заявок на участие в данном конкурсе и размещение объявления о привлечении перевозчиков на условиях временной работы на муниципальных маршрута, что привело к ограничению конкуренции на рынке транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам, поскольку результатом таких действий стало непосредственное устранение конкуренции на рынке услуг транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах в границах города Мурманска, которое должно быть обеспечено посредством реализации открытых, равных и публичных процедур (том 1 л.д.128-135).

В соответствии с указанным решением Управлением 28.05.2013 выдано предписание № 18,в соответствии с которым Администрации предписано совершать действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: в течение 2013 года представлять в адрес Мурманского УФАС информацию о проведенных конкурсах на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск (том 1 л.д.126-127).

Не согласившись с вынесенными по делу № 18 решением и предписанием, заявитель обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Как указано в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

В силу буквального толкования статьи 15 Закона № 135-ФЗ в ней не содержится исчерпывающего перечня запрещенных действий.

Таким образом, антимонопольный орган может признать нарушающими положения части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ акты и действия (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, которые прямо не поименованы в указанной части, но которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

В соответствии со статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах соответствующего муниципального образования.

Согласно статье 11 Закона Мурманской области от 13.07.2009 №1133-01-ЗМО «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Мурманской области» привлечение перевозчиков к выполнению регулярных пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок осуществляется на основании договоров о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок, заключенных уполномоченным органом или органом местного самоуправления:

1) по результатам конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок, за исключением случаев, установленных подпунктом 2 настоящего пункта;

2) на условиях временной работы на маршрутах регулярных перевозок на срок не более шести месяцев в следующих случаях: если потребность в регулярных пассажирских перевозках по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (вследствие обстоятельств непреодолимой силы); неисполнения перевозчиком условий договора о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок, включая отказ от исполнения данного договора и (или) его досрочное расторжение; аннулирования действия лицензии, выданной перевозчику, и (или) иного установленного законодательством Российской Федерации документа, дающего право на осуществление регулярных пассажирских перевозок перевозчику, обязанному осуществлять транспортное обслуживание населения по конкретному маршруту в соответствии с договором о транспортном обслуживании населения; приостановления действия лицензии, выданной перевозчику, и (или) иного установленного законодательством Российской Федерации документа, дающего право на осуществление регулярных пассажирских перевозок перевозчику, обязанному осуществлять транспортное обслуживание населения по конкретному маршруту в соответствии с договором о транспортном обслуживании населения; если конкурс на право заключения договора о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок признан несостоявшимся в связи с отсутствием поданных заявок на участие в данном конкурсе. При возникновении обстоятельств, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего подпункта, уполномоченный орган или орган местного самоуправления обязан провести конкурс на право заключения договора о транспортном обслуживании населения по маршруту регулярных перевозок в установленном порядке. В этих случаях срок действия договора на выполнение временных перевозок оканчивается сроком вступления в силу договора, заключенного по результатам проведенного конкурса. Не допускается осуществление регулярных пассажирских перевозок транспортом общего пользования без заключения договора о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок.

Согласно статье 7 Закона Мурманской области от 13.07.2009 №1133-01-ЗМО «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Мурманской области» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере организации транспортного обслуживания населения на территории муниципальных образований Мурманской области относятся, в том числе: создание условий для предоставления транспортных услуг и организация транспортного обслуживания населения по муниципальным маршрутам, в том числе по социально значимым муниципальным маршрутам; принятие нормативных правовых актов в сфере организации транспортного обслуживания населения, контроль за их исполнением; определение порядка проведения конкурса на право заключения договоров о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам, в том числе по социально значимым муниципальным маршрутам.

Во исполнение указанного закона решением Совета депутатов города Мурманска от 16.03.2010 №17-219 утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования город Мурманск автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на маршрутах регулярных перевозок (далее – Положение).

Согласно статье 2 Положения под маршрутом регулярных перевозок понимается маршрут, предназначенный для осуществления перевозок пассажиров по расписаниям, путь следования транспортного средства от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые указаны в реестре муниципальных маршрутов. Муниципальный маршрут - маршрут регулярных перевозок, пролегающий в границах муниципального образования город Мурманск и установленный муниципальными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Мурманска.

Статьей 7 Положения установлено аналогичная статье 11 Закона Мурманской области от 13.07.2009 №1133-01-ЗМО «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Мурманской области» норма, согласно которой регулярные перевозки пассажиров и ручной клади общественным транспортом по маршрутам регулярных перевозок осуществляются перевозчиками на основании лицензии, если это предусмотрено федеральным законодательством, полученной в установленном действующим законодательством порядке, и договора о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок, заключенного между Организатором перевозок и перевозчиком: 1) по результатам конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок. Конкурс на право заключения договора о транспортном обслуживании населения по муниципальным, в том числе социально значимым муниципальным маршрутам, (далее - конкурс) проводится Организатором перевозок в порядке, установленном настоящим Положением; 2) на условиях временной работы на маршрутах регулярных перевозок на срок не более шести месяцев в случаях, установленных статьей 23 настоящего Положения.

Согласно статье 8 Положения конкурс проводится для целей удовлетворения потребности населения города Мурманска в услугах по перевозке пассажиров, обеспечения безопасности движения при перевозке пассажиров, повышения качества транспортного обслуживания населения, создания условий и развития добросовестной конкуренции перевозчиков, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок. Предметом конкурса является право на заключение договора о транспортном обслуживании населения по муниципальным, в том числе социально значимым муниципальным маршрутам.

Согласно статье 10 Положения конкурс является открытым. Организация конкурса осуществляется структурным подразделением администрации города Мурманска, уполномоченным в сфере организации городских пассажирских перевозок (далее - Организатор конкурса). Конкурсная документация разрабатывается Организатором конкурса и утверждается постановлением администрации города Мурманска.

Конкурс проводится в следующих случаях: 1) открытия (в том числе временного) нового муниципального маршрута, в том числе социально значимого муниципального маршрута; 2) истечения срока действия договора о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок с перевозчиком, работающим на существующих муниципальных маршрутах, в том числе социально значимых муниципальных маршрутах. В указанном в настоящем подпункте случае конкурс проводится в срок не ранее чем за семьдесят дней до дня истечения срока действия договора о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок; 3) досрочного прекращения действия (в том числе расторжения) договора о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок с перевозчиком, работающим на существующих муниципальных маршрутах, в том числе на социально значимых муниципальных маршрутах; 4) аннулирования действия лицензии, выданной перевозчику, и (или) иного установленного законодательством Российской Федерации документа, дающего право на осуществление регулярных пассажирских перевозок перевозчику, обязанному осуществлять транспортное обслуживание населения по конкретному маршруту в соответствии с договором о транспортном обслуживании населения; 5) приостановления действия лицензии, выданной перевозчику, и (или) иного установленного законодательством Российской Федерации документа, дающего право на осуществление регулярных пассажирских перевозок перевозчику, обязанному осуществлять транспортное обслуживание населения по конкретному маршруту в соответствии с договором о транспортном обслуживании населения. Муниципальные маршруты, в том числе социально значимые муниципальные маршруты, могут выставляться на конкурс лотами, состоящими из одного или нескольких муниципальных, в том числе социально значимых муниципальных маршрутов.

Как установлено из материалов дела, срок действия части договоров о транспортном обслуживании населения, заключённых в 2011 году, истекал 28.12.2012 г., а часть - 10.01.2013 г., что являлось законным основанием для объявления и проведения администрацией города Мурманска соответствующего конкурса.

Судом установлено, что постановлением от 14.11.2012 г. № 2682 утверждена конкурсная документация для проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск, в извещении о проведении конкурса указано, что процедура вскрытия конвертов с конкурсными заявками назначена на 17.12.2012, подведение итогов конкурса назначено на 26.12.2012. 17.12.2012 года состоялась процедура вскрытия конвертов с конкурсными заявками участников конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск, о чём конкурсной комиссией составлен Протокол №6 от 17.12.2012. Между тем, 24.12.2012 прокуратурой Октябрьского административного округа города Мурманска принесен протест на Постановление администрации г. Мурманска от 14.11.2012 № 2682, в связи с тем, что данное постановление противоречит действующему законодательству. Так, по мнению прокуратуры, в приложении № 1 к Конкурсной документации для проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск, утверждённой указанным постановлением, описание лотов для целей проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск не соответствует описанию муниципальных маршрутов, приведённому в Реестре муниципальных маршрутов города Мурманска, утверждённому Решением Совета депутатов города Мурманска от 05.03.2011 № 3406, а именно: отсутствует указание на то, что подвижной состав, необходимый для осуществления перевозок по муниципальным маршрутам, включённым в описание лотов, должен работать на маршруте в одну смену. Согласно Протесту Прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска отсутствие данного указания в конкурсной документации лишает описание лотов в указанной части правовой определённости и допускает возможности искажения условий осуществления перевозок по муниципальным маршрутам, включённым в Реестр муниципальных маршрутов города Мурманска.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре» Прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 закона, а также опротестовывать противоречащие закону правовые акты (статья 22).

Согласно статье 23 Федерального закона «О прокуратуре» протест приносится прокурором или его заместителем на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, кроме того требование прокурора реализуется путем специальных процедур: вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо обращением в суд.

При рассмотрении в судебном порядке дела об административном правонарушении, выразившемся в невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, или дела о признании недействительным противоречащего закону правового акта прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому принесен протест, и правомерность своих требований.

По совокупности названных норм, а также с учетом того, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, сам по себе протест прокурора не может быть исполнен принудительно, поскольку он направлен на понуждение указанных в пункте 1 статьи 21 Закона органов и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего, в добровольном порядке.

При таких обстоятельствах, довод заявителя о том, что протест прокурора подлежал безусловному исполнению не основан на нормах действующего законодательства. В данном случае протест подлежал рассмотрению и в случае законности требований, указанных в протесте, подлежал исполнению с учетом соблюдения всех требований действующего законодательства.

Как следует из материалов дела, постановление Администрации города Мурманска от 14.11.2012 г. № 2682 «Об утверждении конкурсной документации для проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск №№ 10, 16, 18, 21, 33, 51, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 71» было отменено постановлением от 25.12.2012 № 3083. Указанным документом была отменена конкурсная документация.

Согласно статье 16 Положения конкурсная документация должна содержать: 1) описание муниципального маршрута, в том числе социально значимого муниципального маршрута (лота муниципальных маршрутов, в том числе социально значимых муниципальных маршрутов), на который проводится конкурс, соответствующее Реестру муниципальных маршрутов города Мурманска; 2) условия перевозки пассажиров, включающие: а) период оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров по муниципальному маршруту, в том числе социально значимому муниципальному маршруту; б) тип транспортных средств по вместимости, класс транспортных средств и их количество, работающее на маршруте в одну смену; в) время начала и окончания движения на маршруте, интервалы движения транспортных средств; г) предельные тарифы на перевозку пассажиров по муниципальному маршруту, в том числе социально значимому муниципальному маршруту.

Согласно пунктам 8 и 9 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта маршрут - путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения. Маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

Как следует из конкурсной документации, каждый лот маршрута содержит следующие сведения: наименование маршрута, путь следования, протяженность маршрута, тип и количество транспортных средств (единиц), режим работы интервал движения (час пик). Описание маршрутов соответствует описаниям маршрутов, установленных реестром муниципальных маршрутов, утвержденного решением Совета депутатов г. Мурманска от 05.03.2011 №34-406. Отсутствие в конкурсной документации указания на то, что количество единиц подвижного состава на маршруте должно работать на маршруте в одну смену в данном случае не лишает описание лотов в указанной части правовой определённости. Заявителем не доказано, каким образом отсутствие такого условия допускает возможность искажения условий осуществления перевозок по муниципальным маршрутам, включённым в Реестр муниципальных маршрутов города Мурманска.

Наличие указанного в лоте количества транспортных средств подразумевает, что потенциальный перевозчик обязан обеспечить на всем маршруте, то есть на протяжении всего пути следования от начального остановочного пункта до конечного остановочного пункта, то количество транспортных средств (единиц) транспортных средств, которое указано в соответствующем лоте, иное толкование требований конкурсной документации свидетельствует о недопустимом расширительном толковании положений конкурсной документации, тем более, что с какими-либо разъяснениями конкурсной документации кто-либо из участников не обращался, а описания маршрутов, установленных Реестром муниципальных маршрутов содержат указание на количество подвижного состава в 1 смену и статьей 16 Положения также установлено, что конкурсная документация должна содержать требования о типе транспортных средств по вместимости, классе транспортных средств и их количестве, работающих на маршруте в одну смену.

Произвольно менять количество транспортных средств на маршруте перевозчик праве только на основании пункта 2.3.2 Проекта договора.

Кроме того, согласно статье 25 Положения пассажирские перевозки по маршрутам регулярных перевозок осуществляются по расписанию движения транспорта общего пользования (далее - Расписание), являющемуся неотъемлемой частью договора о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок. Расписание обязательно для выполнения всеми перевозчиками.

Таким образом, при наличии соответствующего расписания движения, установленных интервалов движения, какая-либо возможность искажения условий осуществления перевозок по муниципальным маршрутам, включённым в Реестр муниципальных маршрутов города Мурманска, заявителем не доказана, в связи с чем отмена конкурсной документации в данном случае на этапе начала конкурсной процедуры, вскрытия конвертов является нарушением вышеуказанных требований законодательства.

Тем не менее, согласно статье 13 Положения организатор конкурса вправе внести изменения в конкурсную документацию не позднее, чем за пять календарных дней до дня окончания подачи конкурсных заявок. Изменения конкурсной документации являются ее неотъемлемой частью и на них распространяются все указания, содержащиеся в конкурсной документации.

Поскольку на момент внесения протеста прокурора срок, установленный для внесения в конкурсную документацию изменений истек, следовательно согласно пункту 10 статьи 20 Положения в случае выявления несоответствия содержания конкурсной документации требованиям настоящего Положения или нарушения порядка объявления конкурса, установленного настоящим Положением, Конкурсная комиссия обязана принять решение об отклонении всех конкурсных заявок и признать конкурс несостоявшимся. Отклоненные конкурсные заявки считаются неподанными и подлежат возврату направившим их лицам Организатором конкурса в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня принятия конкурсной комиссией указанного в настоящем пункте решения в порядке, установленном пунктом 4 статьи 14 настоящего Положения.

Согласно пункту 4 статьи 14 Положения в течение трех рабочих дней со дня размещения на официальном сайте администрации города Мурманска извещения об отказе от проведения конкурса внешние конверты с конкурсными заявками вскрываются Организатором конкурса и возвращаются им всем соискателям, подавшим конкурсные заявки, с соответствующим уведомлением.

Пунктом 11 статьи 20 Положения установлено, что результаты конкурса размещаются Организатором конкурса на официальном сайте администрации города Мурманска и опубликовываются в официальном печатном издании.

Таким образом, в данных обстоятельствах, в случае, если конкурсная комиссия выявила противоречия в конкурсной документации, Конкурсная комиссия обязана принять решение об отклонении всех конкурсных заявок и признать конкурс несостоявшимся.

Как следует из материалов дела, Администрация города Мурманска, выполняя требования прокурора, приняла постановление от 25.12.2012 № 3083 «Об отмене постановления администрации города Мурманска от 14.11.2012 № 2682 «Об утверждении конкурсной документации для проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск №№ 10, 16, 18, 21, 33, 51, 53, 54, 55, 56, 57, 58. 59. 60. 61. 62. 63. 71», признала недействительным извещение о проведении конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения, опубликованное в газете «Вечерний Мурманск», спецвыпуск № 67 от 16.11.2012, а конкурсные заявки, поступившие в отдел организации городских пассажирских перевозок администрации города Мурманска, неподанными.

Фактически, объявленный конкурс был признан несостоявшимся, а заявки неподанными.

Согласно пункту 2 статьи 23 Положения организатор перевозок вправе заключить договор о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок на условиях временной работы на срок не более шести месяцев без проведения конкурса в следующих случаях:

1) если потребность в регулярных пассажирских перевозках по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (вследствие обстоятельств непреодолимой силы);

2) неисполнения перевозчиком условий договора о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок, включая отказ от исполнения данного договора и (или) его досрочное расторжение;

3) аннулирования действия лицензии, выданной перевозчику, и (или) иного установленного законодательством Российской Федерации документа, дающего право на осуществление регулярных пассажирских перевозок перевозчику, обязанному осуществлять транспортное обслуживание населения по конкретному маршруту в соответствии с договором о транспортном обслуживании населения;

4) приостановления действия лицензии, выданной перевозчику, и (или) иного установленного законодательством Российской Федерации документа, дающего право на осуществление регулярных пассажирских перевозок перевозчику, обязанному осуществлять транспортное обслуживание населения по конкретному маршруту в соответствии с договором о транспортном обслуживании населения;

5) если конкурс на право заключения договора о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок признан не состоявшимся в связи с отсутствием поданных заявок на участие в данном конкурсе.

Как следует из материалов дела, основанием для размещения Объявления о необходимости привлечения перевозчиков на условиях временной работы на маршрутах регулярных перевозок на территории муниципального образования город Мурманск от 28.12.2012 явилось признание конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск несостоявшимся по причине отсутствия конкурсных заявок на участие в конкурсе.

Между тем, основанием для признании конкурса несостоявшимся в действительности послужило не отсутствие поданных заявок согласно пункту 12 статьи 17 Положения, а наличие противоречий в конкурсной документации и вследствие этого признание конкурса несостоявшимся.

Данное обстоятельство является существенным, поскольку в случае отсутствия заявок на объявленный конкурс не имеется потенциальных претендентов, которые вступают между собой в конкурентные отношения. В данном случае на конкурс были поданы заявки на все лоты, при этом на несколько лотов претендовали несколько претендентов, соответственно спорный конкурс не мог быть признанным несостоявшимся в связи с отсутствием заявок как таковых.

В таких обстоятельствах, даже в случае, если бы конкурсная комиссия установила наличие противоречий в конкурсной документации, Администрация обязана была руководствоваться общей процедурой организации транспортного обслуживания, то есть назначения конкурсных процедур, повторно провести конкурс. Довод заявителя о том, что повторное назначение конкурсных процедур заняло определённое время и заключение договора возможно было не ранее февраля 2013 года судом не принимается, поскольку, иной порядок действующим законодательством, в том числе Положением не предусмотрен.

Судом установлено, что повторный конкурс был назначен только в апреле 2013 года, как пояснил в ходе судебного разбирательства представитель заявителя, это было обусловлено сроком, на который были заключены временные договоры с перевозчиками после опубликования вышеуказанного объявления, а также необходимостью подготовки конкурсной документации.

Вместе с тем, прокуратурой в ходе рассмотрения конкурсной документации было выявлено лишь одно нарушение, устранение которого не предполагало затрат значительного времени. Кроме того, назначение повторного конкурса в указанных обстоятельствах не могло быть обусловлено истечением срока действия временных договоров.

Доказательств того, что потребность в регулярных пассажирских перевозках по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (вследствие обстоятельств непреодолимой силы) либо иными обстоятельствами, указанными в пункте 2 статьи 3 Положения суду не представлено. В отсутствие оснований для отмены конкурсной документации, а соответственно признания конкурса несостоявшимся, размещение объявления о привлечении перевозчиков на условиях временной работы также противоречило требованиям вышеуказанных положений.

При таких обстоятельствах, действия Администрации, выразившиеся в принятии постановления Администрации города Мурманска от 25.12.2012 №3038 «Об отмене постановления администрации города Мурманска от 14.11.2012 №2682 при отсутствии оснований для признания конкурса несостоявшимся; не доведения до завершения начатой конкурсной процедуры; размещении объявления о привлечении перевозчиков на условиях временной работы на муниципальных маршрута как при отсутствии оснований вообще в связи с обязанностью довести конкурсную процедуру до конца, так и при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 23 Положения, повлекшее заключение Администрацией города Мурманска в период с 28.12.2012 по 21.01.2013 с отдельными перевозчиками договоров о транспортном обслуживании населения на условиях временной работы по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск в совокупности, привело к ограничению конкуренции на рынке транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам, поскольку результатом таких действий стало непосредственное устранение конкуренции на рынке услуг транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах в границах города Мурманска, которое должно быть обеспечено посредством реализации открытых, равных и публичных процедур.

При таких обстоятельствах, суд считает, что оспариваемое решение не противоречит вышеприведенным нормам законодательства, вынесено Управлением в рамках полномочий при полном исследовании всех обстоятельств и материалов дела антимонопольного органа, вследствие чего в удовлетворении заявленных требований заявителя в указанной части следует отказать.

Между тем, в соответствии с указанным решением Управлением 28.05.2013 выдано предписание № 18,в соответствии с которым Администрации предписано совершать действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: в течение 2013 года представлять в адрес Мурманского УФАС информацию о проведенных конкурсах на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск.

Согласно статье 23 Закона №1354-ФЗ антимонопольный орган выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания:

а) об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство;

б) о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство;

в) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции;

г) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

По смыслу частей 2 и 4 статьи 41 Закона №134-ФЗ предписание выносится на основании решения антимонопольного органа о признании лица нарушившим нормы антимонопольного законодательства, должно быть логически согласовано с решением и направлено на устранение нарушений, установленных антимонопольным органом в рамках конкретного дела; требования, изложенные в предписании, должны быть определенными, относимыми и исполнимыми.

Вынесенное в пределах предоставленных антимонопольному органу полномочий решение и выданное на его основании предписание в отношении соответствующего органа должно быть направлено не просто на обеспечение конкуренции, на создание равных условий хозяйствующим субъектам, но и на восстановление прав и законных интересов, нарушенных неправомерными действиями этого органа. При этом порядок восстановления прав и законных интересов лица, нарушение которых выявлено в рамках антимонопольного дела, должен прежде всего соответствовать нормам законодательства, регулирующего спорные правоотношения. Избирая конкретный способ восстановления нарушенного права и обязывая соответствующий орган совершить определенные действия по его восстановлению, антимонопольный орган не вправе ограничиться лишь анализом обстоятельств нарушения, а обязан обеспечить именно законность таких действий этого органа, которые последний должен осуществить в соответствии с вынесенными ненормативными актами в целях восстановления нарушенных прав.

Между тем, требование оспариваемого предписания о необходимости в течение 2013 года представлять в адрес Мурманского УФАС информацию о проведенных конкурсах на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск, суд считает не направленным на устранение негативного воздействия на конкуренцию. Данное требование предполагает представлять информацию о предполагаемых конкурсах, которые возможно будут проведены в 2013 году, но не содержит требование, адресованное органу власти, действовать определенным образом либо воздержаться от конкретных действий, чтобы обеспечить конкуренцию, а также устранить выявленные нарушения, не преследует цель восстановления нарушенного положения на товарном рынке. В предписании не указано, каким способом органу местного самоуправления и какие реально исполнимые меры следует принять, чтобы устранить выявленные нарушения требований Закона о защите конкуренции в том числе в целях недопущения повторности их совершения.

В данном случае оспариваемое предписание указанным условиям не соответствует, оно не обладает достаточной степенью конкретизации, чтобы считаться исполнимым, поскольку не содержит указание, каким именно способом комитету, наряду с предпринятыми уже мерами, прекратить нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ оно подлежит признанию недействительным, а заявленные требования в данной части подлежащими удовлетворению

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 197, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

решил:

заявленные требования удовлетворить частично.

Признать недействительным как несоответствующее Федеральному закону от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 28.05.2013 по делу №18 и обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области устранить нарушения прав и законных интересов Администрации города Мурманска.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Мурманской области.

Судья Е.А. Зыкина