ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-6034/07 от 02.06.2008 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

183049, г. Мурманск, ул. Книповича, 20

e-mail: arbsud.murmansk@ polrnet. ru

http:// murmansk.arbitr. ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А42-6034/2007

«02» июля 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 2 июня 2008 года. Полный текст решения изготовлен 2 июля 2008 года.

Арбитражный суд Мурманской области в составе

судьи Поповой Е.В.,

при ведении протокола судьёй Поповой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску   Прокурора Мурманской области, Баренцево-Беломорское территориальное управление Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству

к   обществу с ограниченной ответственностью «Кольские путешествия», Федеральному государственному учреждению «Мурманрыбвод», Государственному комитету Российской Федерации по рыболовству

Третьи лица –   Баренцево-Беломорское территориальное управление Росрыболовства, Департамент рыбной промышленности Мурманской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области

о   признании договора пользования рыбопромысловым участком «Бассейн Кольского залива» от 10.01.2006, заключенного между Федеральным агентством по рыболовству в лице ФГУ «Мурманрыбвод» и ООО «Кольские путешествия», недействительным

при участии в заседании представителей:

истца –   от прокуратуры ФИО1 - ст. прокурор по удостоверению, от Баренцево-Беломорского ТУ Госкомрыболовства – ФИО2 по доверенности от 08.04.08

ответчиков –   от ООО «Кольские путешествия» - ФИО3 по доверенности от 10.01.08, ФГУ «Мурманрыбвод» не участвует, извещен (уведомление о вручении 19.05.08), от Госкомрыболовства – ФИО2 по доверенности от 26.05.08

иных участвующих в деле лиц –   от Баренцево-Беломорского ТУ Росрыболовства – не участвует, извещен, от Департамента – ФИО4 по доверенности от 11.02.08, Управление Россельхознадзора – не участвует, извещен (уведомление о вручении 19.05.08)

установил:

23.10.07 Прокурор Мурманской области (далее – прокурор) обратился в Арбитражный суд Мурманской области в порядке ст. 52 АПК РФ с иском к ООО «Кольские путешествия» и ФГУ «Мурманрыбвод» о признании недействительным договора пользования рыбопромысловым участком.

В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле привлечены Баренцево-Беломорское территориальное управление Росрыболовства (далее – Баренцево-Беломорское ТУ Росрыболовства), Департамент рыбной промышленности Мурманской области (далее – Департамент), Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области (далее – Управление Россельхознадзора).

Определением от 29.11.07 к участию в деле в качестве ответчика привлечен Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству (далее –Госкомрыболовство), определением от 12.02.08 – Баренцево-Беломорское территориальное управление Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству (далее – Баренцево-Беломорское ТУ Госкомрыболовства), которое определением от 13.05.08 исключено из состава ответчиков и привлечено соистцом на основании его заявления.

ФГУ «Мурманрыбвод» и Управление Россельхознадзора, извещенные о слушании дела надлежащим образом, не явились.

Оспариваемый договор пользования рыбопромысловым участком заключен 10.01.2006 между Федеральным агентством по рыболовству, именуемым в дальнейшем «Агентство», в лице начальника ФГУ «Мурманрыбвод» ФИО5, уполномоченного на подписание настоящего договора на основании устава и приказа Федерального агентства по рыболовству от 10.11.2005 №403, с одной стороны, и ООО «Кольские путешествия», именуемого в дальнейшем «Пользователь», в лице исполняющего обязанности директора ФИО6, действующего на основании устава, с другой стороны.

Предмет договора заключается в предоставлении Агентством рыбопромыслового участка Пользователю для промышленного рыболовства, промышленного рыбоводства и организации любительского и спортивного рыболовства.

По условиям п. 1.2 договора рыбопромысловым участком является бассейн Кольского залива, Баренцева моря, Кольский полуостров, Российская Федерация, №473, границами: Кольский залив с бассейнами рек и озер, включая рыбоохранные зоны, с учетом дополнения в протоколе от 20.01.2006, площадь и границы рыбопромыслового участка «бассейн Кольского залива» определены Приложением №1 «Характеристика рыбопромыслового участка» и картой-схемой рыбопромыслового участка (Приложение №2).

Установленный в разделе 3 договора срок его действия 5 лет с момента заключения увеличен сторонами до 15 лет согласно протоколу от 20.01.2006 к договору пользования рыбопромысловым участком «бассейн Кольского залива» от 10 января 2006 г.

В обоснование иска прокурор указал, что 20.12.2004 принят Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон о рыболовстве), регулирующий отношения в области рыболовства. В статье 1 Закона о рыболовстве дано определение таким видам рыболовства, как промышленное, любительское и спортивное.

Согласно статье 18 Закона о рыболовстве рыбопромысловый участок состоит из акватории водного объекта рыбохозяйственного значения или ее части.

В силу ст. 39 Закона о рыболовстве по договору пользования рыбопромысловым участком федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства обязуется предоставить гражданину или юридическому лицу рыбопромысловый участок для целей, указанных в статье 18 настоящего Федерального закона.

Пунктом 3 статьи 39 Закона о рыболовстве установлено, что договор, на основании которого гражданину или юридическому лицу были предоставлены рыбопромысловые участки до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежит переоформлению без проведения конкурсов на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком.

Прокурор считает, что договор пользования рыбопромысловым участком «Бассейн Кольского залива, Баренцева моря» от 10.01.2006, заключенный в порядке переоформления ранее действовавшего договора об условиях пользования водоема для спортивного и любительского рыболовства от 06.04.2001, противоречит требованиям ст. ст. 18, 39, 41 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», согласно ст. 168 ГК РФ является ничтожной сделкой.

Закрепление рыбопромысловых участков для промышленного рыболовства за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.09.1995 №967 «Об утверждении Положения о лицензировании промышленного рыболовства и рыбоводства» относилось к компетенции субъекта Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Администрации Мурманской области от 15.04.1996 №113 «О порядке закрепления на территории Мурманской области рыбопромысловых участков за юридическими и физическими лицами» решение о закреплении за заявителями рыбопромысловых участков оформлялось распоряжением Главы Администрации Мурманской области.

Рыбопромысловый участок «Бассейн Кольского залива» для промышленного рыболовства и промышленного рыбоводства на водных объектах Мурманской области распоряжением Главы администрации Мурманской области за обществом не закреплялся.

При таких обстоятельствах у ООО «Кольские путешествия» отсутствовало право заключения договора пользования рыбопромысловым участком, предусмотренное п. 3 ст. 39 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», без проведения конкурса.

Баренцево-Беломорское ТУ Госкомрыболовства полагает, что не существовало договора о предоставлении РПУ, подлежащего переоформлению, исходя из того, что до принятия Закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» органам рыбоохраны было предоставлено право закреплять «рыбохозяйственные водоемы» (приказ Минрыбхоза СССР от 13.04.1983 №183), рыбохозяйственный водоем определялся как водоем, используемый для промысловой добычи рыбы (постановление Совета Министров СССР от 15.09.1958 №1045), понятие рыбопромысловый участок (РПУ) использовалось исключительно при закреплении РПУ для промышленного рыболовства (п. 10 (б) Положения о лицензировании промышленного рыболовства и рыбоводства), закрепление РПУ за юридическими и физическими лицами осуществлялось Администрацией Мурманской области (постановление от 15.04.1996 №113), в установленном порядке РПУ «Кольский залив» за ООО «Кольские путешествия» не закреплялся, ранее ООО «Кольские путешествия» не использовало водоем для промышленного рыболовства.

Рыбопромысловый участок состоит из акватории водного объекта или ее части и прибрежной полосы суши (ч. 1 ст. 18 ФЗ). В статье 1 Водного кодекса РФ под акваторией понимается водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ, под водным объектом – природный или искусственный водоем, водоток или иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима, под речным бассейном – территория, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотоки осуществляется в море или озеро.

Из анализа приведенных норм прокурор пришел к выводу, что бассейн Кольского залива, включающий в себя помимо акватории бассейны рек и озер, впадающих в Кольский залив, не отвечает понятию рыбопромыслового участка.

В силу ч. 2 ст. 1 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» заливы относятся к внутренним морским водам.

Перечень рыбопромысловых участков Мурманской области утвержден постановлением Правительства Мурманской области от 28.12.2007 №652-ПП/26. В разделе IV «Рыбопромысловые участки в Баренцевом море и во внутренних водоемах» данного постановления такой рыбопромысловый участок как «Бассейн Кольского залива, Баренцева моря» отсутствует.

По мнению Департамента, изложенному в отзыве на иск, заключение договора произведено с нарушением требований Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в частности его статей 18 и 39, так как, во-первых, до настоящего времени уполномоченными органами не утвержден перечень рыбопромысловых участков, следовательно, заключение договора пользования рыбопромысловым участком невозможно, во-вторых, предоставление рыбопромысловых участков без проведения конкурса возможно для определенной категории лиц, к которой ООО «Кольские путешествия» не относится.

ООО «Кольские путешествии» возражая против доводов истцов, ссылается на Правила рыболовства в бассейне Баренцева моря, утвержденные приказом Минрыбхоза СССР от 08.09.1969 №310, Правила рыболовства в бассейне Белого моря, утвержденные приказом Минрыбхоза от 13.12.1967 №351, Правила любительского и спортивного рыболовства во внутренних водоемах Мурманской области, утвержденные приказом Минрыбхоза СССР от 13.04.1983 №183 и приказом Мурманрыбвода от 19.03.1984 №18-п, в которых указано, что добыча рыбы производится предприятиями, организациями, колхозами на рыбопромысловых участках, отводимых органами рыбоохраны по договорам, а за пределами рыбопромысловых участков и на участках общего пользования – по билетам, выдаваемым органами рыбоохраны на каждое судно, бригаду, звено или промысловое орудие лова (ст. 2 Правил); рыбохозяйственные водоемы либо их участки могут закрепляться в установленном порядке за юридическими лицами и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, для развития культурных форм любительского и спортивного рыболовства, условия использования водоемов или их участков при этом определяются договорами, заключенными пользователями с органами рыбоохраны.

Из данных формулировок следует вывод о том, что понятие рыбопромыслового участка существовало и до вступления в силу Закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», и распространялось на добычу рыбы в любых целях, в том числе и в целях любительского и спортивного рыболовства.

В Правилах любительского и спортивного рыболовства речь идет именно о рыбохозяйственных водоемах или их участках, то есть по ныне существующей терминологии, о рыбопромысловых участках.

Договор между пользователем и органом рыбоохраны должен иметь наименование – «Об условиях использования водоемов или их участков», договор об условиях использования водоемов или их участков для спортивного и любительского рыболовства должен быть заключен в установленном порядке.

При соблюдении этих условий договоры между органами рыбоохраны и юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) с наименованием «Об условиях использования водоемов или их участков для спортивного или любительского рыболовства» являются теми договорами, которые подлежали переоформлению в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 39 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Таким образом, договор от 06.04.2001, заключенный между Мурманрыбводом и ООО «Кольские путешествия», подлежал переоформлению.

Текст Закона не содержит указания о необходимости создания каких-либо комиссий с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для переоформления ранее заключенных договоров, создание комиссий, предусмотренное приказом Росрыболовства, носит рекомендательный характер.

Пункт 5.1 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 №30, о том, что полномочия федеральных органов исполнительной власти на отдельных территориях могут осуществляться его представителями, которые являются государственными служащими, занимающими должности в центральном аппарате этого органа, не имеет отношения к вопросу о наличии либо отсутствии полномочий у лица, подписавшего оспариваемый договор от имени Росрыболовства.

Приказ Минсельхоза России от 25.07.2007 №371 «Об утверждении порядка определения границ рыбопромысловых участков» на момент заключения рассматриваемого договора не существовал, следовательно, не существовал порядок определения границ РПУ, который мог быть нарушен при заключении оспариваемого договора.

Перечень РПУ не является первичным явлением по отношению к самому объекту (РПУ). Сначала возникает объект, а затем сформированный объект подлежит включению в какой-либо перечень или реестр.

По мнению, ООО «Кольские путешествия», РПУ «Кольский залив» сформирован и объективно существует, а то, почему органы исполнительной власти Мурманской области не сформировали и не утвердили в установленном порядке перечень уже существующих РПУ, – вопрос к самим органам исполнительной власти.

Положение оспариваемого договора, содержащееся в абзаце 3 пункта 2.1, соответствует полномочиям Росрыболовства, указанным в пунктах 5.3.1-5.3.3 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству.

ООО «Кольские путешествия» сделано заявление о применении срока исковой давности, учитывая, что переоформление договора связано с переменой кого-либо из лиц в уже существующем обязательстве, а не с возникновением нового обязательства, следовательно, течение срока исковой давности началось со дня, когда началось исполнение данной сделки, то есть в апреле 2001 года.

ФГУ «Мурманрыбвод» заявило в отзыве на исковое заявление о передаче документов территориальному управлению Росрыболовства по акту приема-передачи в мае-июне 2007 года, отсутствии возможности дать какие-либо пояснения по рассматриваемому вопросу, просило провести судебное заседание без участия своего представителя.

В силу п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом, и иным правовым актам, действующим в момент его заключения.

В соответствии с Положением об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 №1045, все водоемы (в том числе и водохранилища), которые используются или могут быть использованы для промысловой добычи рыбы и других водных животных и растений или имеют значение для воспроизводства запасов промысловых рыб, считаются рыбохозяйственными водоемами.

Согласно п. 4 Положения (с последующими изменениями и дополнениями в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации) органы рыбоохраны определяют в рыбохозяйственных водоемах промысловые участки и предоставляют для лова рыбы и других водных животных и растений по договорам с пользователями.

Правила рыболовства в бассейне Баренцева моря, утвержденные Приказом Минрыбхоза СССР от 08.09.1969 №310, утратили силу в связи с изданием приказа Минрыбхоза СССР от 18.12.1980 №559 «Об утверждении Временных правил по сохранению живых ресурсов и регулированию рыболовства в прилегающих к побережью ССССР районах Баренцева моря для советских промысловых судов, организаций и граждан».

В соответствии с п.п. 12, 13, 14 Указа Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 №314 Госкомрыболовство упразднялось, его функции распределялись между Минсельхозом России и Федеральным агентством по рыболовству.

В пункте 5.4.9 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 №295, было определено, что заключение договоров о закреплении рыбопромысловых участков организует Росрыболовство.

Федеральное агентство по рыболовству по Указу Президента РФ от 24.09.2007 №1274 преобразовано в Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству (далее – Госкомрыболовство).

Согласно п. 2.1 приказа Росрыболовства от 08.05.2007 №197 «Об организации деятельности территориальных органов Росрыболовства» по переоформлению и заключению договоров пользования рыбопромысловым и участками и согласованию перечней рыбопромысловых участков» ФГУ «Мурманрыбвод» передало оригиналы ранее заключенных и переоформленных договоров пользования рыбопромысловыми участками и другие документы, связанные с заключением указанных договоров, в территориальные управления Росрыболовства, в том числе и Баренцево-Беломорскому ТУ Росрыболовства, что подтверждается актом.

Согласно свидетельству о внесении в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, от 03.03.2008 Баренцево-Беломорское территориальное управление Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству действует на основании Положения, утвержденного приказом Госкомрыболовства от 12.02.2008 №103.

При этом приказ Росрыболовства от 28.04.2007 №186 «Об утверждении Положения о Баренцево-Беломорском территориальном управлении Росрыболовства» утратил силу (п. 3 приказа Госкомрыболовства от 12.02.2008 №103).

В ходе судебного разбирательства Баренцево-Беломорское ТУ Госкомрыболовства заявило об исключении его из числа ответчиков и привлечении его в качестве материального истца, полагая, что в его интересах предъявлены исковые требования.

В соответствии со ст. 46 АПК РФ заявление удовлетворено, учитывая, что в соответствии с п. 3 ст. 52 АПК РФ прокурор может распоряжаться лишь процессуальными правами.

Статьей 42 Федерального закона «О животном мире» от 24.04.95 №52-ФЗ установлено, что отношения в области рыболовства и охраны водных беспозвоночных, рыб и морских млекопитающих регулируются соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Данная статья Закона является отсылочной к иному законодательству.

В данном случае обоснованно будет привести нормы Водного кодекса РФ от 16.11.1997 №167-ФЗ (далее – ВК РФ), поскольку в ст. 140 ВК РФ предусмотрено использование водных объектов для рыбного хозяйства.

В этих случаях использование водных объектов или их участков для иных целей, кроме питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения может быть ограничено в соответствии с настоящим Кодексом, особенности использования таких объектов устанавливаются федеральными законами в соответствии с настоящим Кодексом. Перечень водных объектов, предназначенных для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресурсов определяется Правительством российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 140 ВК РФ в редакции от 30.06.2003 с изменениями от 23.12.2003), Правительством РФ (ст. 140 ВК РФ в редакции от 31.12.2005).

Положение о лицензировании промышленного рыболовства и рыбоводства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26.09.1995 №967, предусматривало осуществление промышленного рыболовства и рыбоводства юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями на основании лицензии, выдаваемой Госкомрыболовством и его бассейновыми органами.

Кроме того, добыча биологических ресурсов подлежит обязательному лимитированию. Установление федеральных стандартов, правил, лимитов и нормативов в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира отнесены к компетенции Правительства РФ (ст. 5 ФЗ «О животном мире»).

Квоты на добычу водных биологических ресурсов были установлены в Постановлении Правительства РФ от 27.12.2000 №1010 «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации».

В соответствии с пунктами 2.2.10, 2.2.11, 2.2.14, 2.2.15 Положения, утвержденного Приказом Госкомрыболовства РФ от 06.08.2001 №246, к основным задачам ФГУ «Мурманрыбвод» отнесены утверждение в установленном порядке правил спортивного и любительского рыболовства водных объектов рыбохозяйственного значения Мурманской области, участие в разработке правил рыболовства на подконтрольных водных объектах рыбохозяйственного значения, регулирование использования водных объектов рыбохозяйственного значения, отнесенных в установленном порядке к федеральным природным ресурсам, и совместно с субъектами Российской Федерации - водных биоресурсов, не отнесенных к федеральным природным ресурсам, учет и паспортизация водных объектов рыбохозяйственного значения и рыбопромышленных участков, осуществление контроля за соблюдением порядка их закрепления и эксплуатации юридическими и физическими лицами с учетом интересов рыбного хозяйства, установление категории и выдача рыбохозяйственных характеристик, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определение для закрепления в установленном порядке водных объектов рыбохозяйственного значения и их участков за юридическими лицами и гражданами в целях промышленного рыболовства и рыбоводства, а также организации спортивного и любительского рыболовства и создания культурных рыбных хозяйств. Такие же задачи закреплялись за Мурманрыбводом ранее в п. 7 Положения, утвержденного приказом Госкомрыболовства от 25.11.1999 №333.

В материалы дела представлен договор об использовании водоема для спортивного и любительского рыболовства, заключенный 06.04.2001 между Мурманрыбводом и ООО «Кольские путешествия» (пользователем).

По условиям договора в целях долгосрочного (15-летнего) использования рыбопромысловых участков Мурманрыбвод отводил и закреплял за Пользователем рыбопромысловые участки – бассейны рек Большая Западная Лица, Ура, Кола, Тулома Мурманской области для организации спортивного и любительского рыболовства водных биоресурсов в соответствии с Правилами рыболовства и режима лова.

15.11.2004 к договору оформлено дополнение, в котором Мурманрыбод отводил и закреплял за пользователем рыбопромысловые участки, а именно: бассейны рек Большая Западная Лица, Ура, Кола, Титовка, Печенга, бассейны Нижнетуломского и Верхнетуломского водохранилищ Мурманской области, Мотовский и Кольский заливы Баренцева моря (далее – участки) для организации спортивного и любительского рыболовства водных биоресурсов в соответствии с Правилами рыболовства и режимами лова.

На дату заключения договора от 06.04.2001 и дополнения к нему от 15.11.2004 специальный федеральный закон, регулирующий отношения в области рыболовства, отсутствовал.

Вместе с тем, в статье 1 Водного кодекса РФ от 16.11.1995 №167-ФЗ использование водных объектов определялось как получение различными способами пользы от водных объектов для удовлетворения материальных и иных потребностей граждан и юридических лиц, а согласно статьи 5 ВК РФ было предусмотрено, что отношения по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при использовании водных объектов, регулируются водным законодательством Российской Федерации в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов.

В соответствии со ст. 65 ВК РФ владение пользование и распоряжение водными объектами, находящимися к федеральной собственности, отнесено к полномочиям Российской Федерации.

Согласно ст. 37 ВК РФ от 16.11.1995, действовавшей до 01.01.2005 согласно п. 1 ст. 155 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004, в собственности субъектов Российской Федерации могут находиться водные объекты, акватории и бассейны, полностью расположенные в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, не отнесенные к федеральной собственности.

В статье 38 ВК РФ было предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения водными объектами, находящимися в государственной собственности, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения водными объектами в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Кодексом регулируются водным законодательством Российской Федерации.

К муниципальной собственности отнесены обособленные объекты, предназначенные для муниципальных нужд (ст. 39 ВК РФ).

Объектом водных отношений является водный объект или его часть (ст. 7 ВК РФ).

К водным объектам и правам пользования ими применяются общие правила гражданского законодательства об объектах гражданских прав, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ст. 32 ВК РФ).

В силу ст. 57 ВК РФ в договоре пользования водным объектом независимо от цели использования в обязательном порядке должны указываться условия, предусмотренные в лицензии на водопользование, определяющие порядок продления либо досрочного прекращения права пользования водным объектом, устанавливающие размер и порядок внесения платежей, связанных с пользованием водным объектом, определяющие ответственность сторон за неисполнение требований заключенного договора.

К полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено владение, пользование и распоряжение, управление водными объектами, разработка и принятие законов, иных нормативных актов, регулирующих водные отношения в пределах территории субъекта Российской Федерации (ст. 66 ВК РФ).

Согласно статье 6 Федерального закона «О животном мире» (в редакции от 29.12.2004) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счет субвенций из федерального бюджета, относится организация и регулирование промышленного, любительского и спортивного рыболовства, за исключением ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.

Согласно п. 5 постановления Администрации Мурманской области от 15.04.1996 №113 «О порядке закрепления на территории Мурманской области рыбопромысловых участков за юридическими и физическими лицами» решение о закреплении за заявителями участков оформляется распоряжением Главы администрации Мурманской области.

Постановление утратило силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Водный кодекс 2006 года вступил в действие с 01.01.2007 и применяется к отношениям, возникшим после его введения в действие.

Статья 11 Федерального закона «О животном мире» предусматривает, что специальные уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и использования объектов животного мира и среды их обитания состоят из федеральных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды и их территориальных (бассейновых) подразделений.

Полномочия, специализация и структура указанных государственных органов определяются Правительством Российской Федерации на основе требований настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 36 Федерального закона «О животном мире» предоставление животного мира в пользование осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.

В отношении объектов животного мира, находящихся в федеральной собственности, животный мир предоставляет в пользование соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решения Правительства Российской Федерации, в отношении объектов животного мира, не находящихся в федеральной собственности, - соответствующий специально уполномоченный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, необходимо отметить различный порядок оформления пользования животным миром и предоставления рыбопромыслового участка, установленный действующим законодательством.

По лицензиям № В 56916 от 15.06.199 и № В 561927 от 20.08.2003 ООО «Кольские путешествия» разрешались следующие виды деятельности: организация соревнований по рыболовному спорту, организация спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений по разовым разрешениям Мурманрыбвода, проведение рыболовных туров и рыболовного туризма, организация баз, пунктов, лагерей спортивного и любительского рыболовства с предоставлением сервисных услуг, организация сопутствующих услуг для спортивного и любительского рыболовства: предоставление транспорта, мест проживания, питания, отведение и обслуживание стоянок автотранспорта и плавсредств, прокат плавсредств, рыболовных снастей, принадлежностей и др., изготовление рыболовных снастей и принадлежностей, обеспечение рыболовов наживкой, гидовое обслуживание.

Спортивное и любительское рыболовство – деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления, отдыха и занятий спортом (ст. 1 Закона Мурманской области от 20.12.2002 3376-01-ЗМО). С 01.11.2005 лицензирование деятельности по организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений (спортивное и любительское рыболовство) отменено.

С учетом перечня видов деятельности по организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений, подлежащих лицензированию Администрацией Мурманской области согласно приказу Госкомрыболовства от 15.07.1996 №144, лицензии, выданные ООО «Кольские путешествия», не устанавливали права пользования водными биологическими ресурсами, а лишь разрешали осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере организации любительского и спортивного рыболовства.

По определению ст. 1 Закона о рыболовстве деятельность по добыче водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях не является видом предпринимательской деятельности.

Право на занятие предпринимательской деятельностью по организации спортивного и любительского рыболовства само по себе не является правом пользования водными биоресурсами и не является самостоятельным основанием возникновения этого права пользования.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона «О животном мире» содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускается по лицензиям специально уполномоченных органов.

Статьей 39 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что рыбопромысловый участок предоставляет федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства, которым являлось на тот момент Росрыболовство, договор, на основании которого гражданину или юридическому лицу были предоставлены рыбопромысловые участки до вступления в силу настоящего Закона, полежит переоформлению без проведения конкурса на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком.

Согласно приказу Федерального агентства по рыболовству от 29.09.2006 №313 на руководителей (начальников) бассейновых управлений возложены функции по переоформлению договоров, заключенных до вступления в силу Закона о рыболовстве.

При проверке законности оспариваемой сделки арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в исковом заявлении о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности.

Договор об условиях использования водоема для спортивного и любительского рыболовства от 06.04.2001 и дополнение к нему от 15.11.2004 не относятся к предмету рассматриваемого иска, поскольку оспариваемый договор пользования рыбопромысловым участком от 10.01.2006 является новым договором, исходя из того, что его предмет заключается в предоставлении пользователю рыбопромыслового участка (бассейн Кольского залива с бассейнами рек и озер, включая рыбоохранные зоны) для промышленного рыболовства, промышленного рыбоводства, организации любительского и спортивного рыболовства.

Понятие бассейна поверхностного водного объекта (бассейна водного объекта), которое дано в ст. 1 ВК РФ, шире понятия водного объекта, поскольку под ним подразумевается территория, включающая водосборные площади гидравлически связанных водоемов и водотоков, главный из которых впадает в море или озеро.

Рыбопромысловый участок состоит из акватории водного объекта или ее части и прибрежной полосы суши, соответственно в договоре пользования рыбопромысловым участком должно быть указано наименование водного объекта, в границах которого находится рыбопромысловый участок, площадь и границы такого участка. При этом участок должен быть включен в перечень рыбопромысловых участков, который утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Федеральным агентством по рыболовству (ст. 18 Закона о рыболовстве).

Такие участки были всегда, с тех пор как, как люди стали делить между собой берега для рыболовства. Бытовала и пословица: «Чей берег, того и рыба». Постановлением Администрации Мурманской области от 29.04.1996 №132 в редакции постановления от 21.06.1996 №228 плавание разрешено в Кольском заливе: районы №№1-8, в Мотовском заливе: все губы и бухты, кроме губ Ура, Ара и Западная Лица, остальная прибрежная часть Баренцева и Белого морей – все заливы, проливы, губы, бухты и гавани Кольского полуострова, за исключением западной части Иоканьгского рейда и губы Сосновая Белового моря. Лов рыбы в губах Ура, Ара и Западная Лица разрешен только жителям воинских гарнизонов с разрешения начальников гарнизонов, Лов рыбы за пределами вышеназванных районов, заливов, губ, бухт и гаваней запрещен.

В договоре должны быть отражены вид или виды деятельности, разрешенные на данном рыбопромысловом участке: промышленное рыболовство, рыболовство в целях рыбоводства, любительское и спортивное рыболовство и др., а также срок пользования рыбопромысловым участком, порядок пользования водными биоресурсами, требования к сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок, условия и сроки внесения платы за пользование рыбопромысловым участком, за исключением рыболовства в целях, указанных в ст. 25 настоящего Федерального закона.

При отсутствии в договоре перечисленных в ст. 40 Закона о рыболовстве обязательных условий договор пользования рыбопромысловым участком признается недействительным.

Из ст. 3 Закона Мурманской области от 20.12.2002 №376-01-ЗМО «О спортивном и любительском рыболовстве в Мурманской области» следовало, что спортивное и любительское рыболовство на рыбохозяйственных водоемах Мурманской области осуществляется в соответствии с Правилами любительского и спортивного рыболовства в Мурманской области, утвержденными Правительством Мурманской области.

В редакции Закона Мурманской области от 27.09.2006 №784-01-ЗМО согласно ст. 3 Закона для организации любительского и спортивного рыболовства в определенных границах формируется рыбопромысловый участок, по договору пользования рыбопромысловым участком федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства обязуется предоставить гражданину или юридическому лицу рыбопромысловый участок для организации любительского и спортивного рыболовства, перечень рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, утверждает Правительство Мурманской области по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Постановлением Правительства Мурманской области от 01.04.2005 №109-ПП/3 утвержден Временный порядок осуществления рыбохозяйственной деятельности по промышленному рыбоводству (аквакультуре) на территории Мурманской области.

Бассейн Кольского залива Баренцева моря не мог быть предоставлен ООО «Кольские путешествия» для промышленного рыболовства, промышленного рыбоводства, любительского и спортивного рыболовства в порядке переоформления договора об условиях использования водоема для спортивного и любительского рыболовства, заключенного 06.04.2001 с учетом дополнения от 15.11.2004, имеющего иной предмет. Кроме того, в самом договоре ссылка на переоформление конкретного договора отсутствует.

Исходя из положений ст. ст. 39, 41 Закона о рыболовстве, договоры пользования рыбопромысловым участком с лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, заключаются с обязательным проведением конкурса.

При таких обстоятельствах договор пользования рыбопромысловым участком, заключенный 10.01.2006 без проведения конкурса на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком для целей промышленного рыболовства, промышленного рыбоводства, любительского и спортивного рыболовства, не соответствует действующему законодательству и является недействительным (ничтожным).

На основании изложенного не может быть принят довод ООО «Кольские путешествия» о пропуске срока исковой давности.

Согласно п. 1 ст. 166 ГК РФ, п. 1 ст. 167 и ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна независимо от признания ее таковой судом и является недействительной с момента ее совершения.

Иск прокурора Мурманской области следует удовлетворить в отношении ООО «Кольские путешествия», в отношении Госкомрыболовства и ФГУ «Мурманрыбвод» в удовлетворении иска отказать, учитывая, что в соответствии с их компетенцией они не является сторонами по договору пользования рыбопромысловым участком от 10.01.2006.

Ответчик, в случае принятия решения не в его пользу, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, является плательщиком государственной пошлины согласно ч. 2 ст. 333.17 НК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 103, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

иск Прокурора Мурманской области и Баренцево-Беломорского территориального управления Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству удовлетворить.

Признать договор пользования рыбопромысловым участком, заключенный 10 января 2006 года между Федеральным агентством по рыболовству и ООО «Кольские путешествия», недействительным в силу ничтожности.

В отношении Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству и Федерального государственного учреждения «Мурманрыбвод» в иске отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Кольские путешествия» в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 2 000 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в апелляционном порядке.

Судья Е.В. Попова.